Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Западные формыАвтор: Тейт Эш
Объем: 53 [ строк ]
Крымские мотивы


Джанкой
 
Полуночная тень товарняка
Сполна сокроет шорохи и лица.
Не выпросить ни сна, ни огонька.
На стук составов хочется молиться.
 
Переболи, Джанкой, переболи!
Покорно заплачу любую дань я.
Пускай пичуга роется в пыли,
Заглатывая крохи мирозданья.
 
Согласен на бомжа, собаку, скво...
Ведь как свезло! - Назло столичным гебам
Застрять в такой дыре под Рождество
С оттаявшим отчаяньем и небом...
 
Сарматский дождь. По воздуху штрихи.
Читает ночь джанкойские стихи.


 
Малый Маяк
 
Шершавый шрам прибрежного оврага.
Орлиный окрик. Щелканье камчи.
Над ветками озябшей алычи
Блестит слюдой мальковая ватага, -
 
Помянем их. Уже пустеет фляга,
Но ты молчи. Молчи, мой друг, молчи!
Пока волной разносится в ночи
Утробное урчанье Аю-Дага.
 
Гитара ждет, продрогнув до колка.
Глядит огонь с прищуром степняка,
Ведь от себя - зачем в такую глушь-то...
 
Портвейном льнет понтийская тоска,
Но сбившегося с курса рыбака
Уже влечет русалочья Алушта.


 
Закат над Херсонесом
 
Ты прав, Сириск. Венки не сохранят
Ни знатности, ни остального хлама.
Какая разворачивалась драма
На пологе из местных роз и мят!
 
Нагрянет Рим - и полог будет смят.
Едва ли что останется от храма. -
В истории за все в ответе мрамор,
Приправленный молчанием ягнят.
 
Давно умолкли Плиний и Солон.
Стекает солнце в трещины колонн
И за волной уносится куда-то.
 
Таврида дремлет, сны свои храня.
Лишь вздрогнет город, словно по камням
Ступают легионы Митридата.


Дата публикации: 02.03.2016 15:10
Предыдущее: Сны по рекеСледующее: Сибириада

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Бурмистров[ 12.03.2014 ]
   Звучат мотивы! Слышны "Утробное урчанье Аю-Дага" и
   поступь легионов Митридата.
    Рифмы замечательные.
    Но почему "западные формы"? История у Крыма больше
   азиатско-восточная. Впрочем, не спорю, автору виднее.
    Спасибо за продолжение волошинских мотивов!
 
Тейт Эш[ 12.03.2014 ]
   Если я правильно понимаю местную классификацию, все сонеты, триолеты и прочие твердые формы
   западного разлива относятся в группу "Западных форм".
   Или я ошибаюсь?
Алексей Алексеев[ 12.03.2014 ]
   Всё хорошо, но у Митридата не было легионов. В данном историческом контексте это ошибка. Лучше и точнее что-то вроде "...грохочут колесницы Митридата."
Николай Бурмистров[ 12.03.2014 ]
   Поэзия не ошибается. Гармония формы и содержания в этих
   стихах скрыли от меня сонетные "акценты".­
    Не высшая ли это оценка для сонетиста...
Тейт Эш[ 12.03.2014 ]
   Алексей, вы отчасти правы. Но в данном контексте это допустимая формулировка, и вот почему.
   
   Если бы мне захотелось подойти к вопросу буквально, то речь бы пошла о вполне конкретных
   войсках Диофанта, который неоднократно решал понтийские митридатовские дела и громил
   Скифию.
   Понимаю, почему вас смутил термин «легион» в отношении армии правителя, немало повоевавшего
   с Римом. Однако вы забываете, что этим словом частенько называли крупные, хорошо
   организованные и качественно вооруженные воинские подразделения и во время, и после Римской
   империи. Вспомнить хотя бы черный (французский) легион времен революции.
   Да и «легион» в значении «большого количества людей» тоже никто не отменял.
   
   Понтийский же легион возникал в истории того периода несколько раз - то в виде войска,
   доставшегося Фарнаку после третьей отцовской войны, то в виде воинства, набранного Римом из
   колонистов для войны с тем же Фарнаком. А если учесть, что Митридат за время 2й и 3й войн
   основательно переделал армию на римский манер и не гнушался принимать к себе наемников-
   римлян из приграничья, то входившие в Херсонес войска вполне можно в широком смысле назвать
   митридатовскими легионами. Для города и воинство Митридата, и римские войска были в равной
   мере неудобны.
   Понтийские же колесницы в большом количестве Херсонес едва ли мог видеть.
Алексей Алексеев[ 12.03.2014 ]
   Да, название "легион" стало нарицательным ("имя им легион"), и сказанное в другом контексте было бы к месту. В конце концов и "тетрарх" Азии Дейотар, пришедший на помощь Цезарю для борьбы с Фарнаком, сформировал свое воинство по римскому образцу, т.е. набрал и обучил армию, состоявшую из легионов, подразделявшуюсю на когорты и строившуюся в линии. Однако в источниках гворится о боевых колесницах и кавалерии Митридата, Плутарх упоминает "фалангитах&quo­t;­ и "гоплитах"­ с сариссами. Ни один из известных мне источников не сообщает, что этот эллинистический царь перестроил свою армию на римский лад. Скорее всего, он и его военачальники придерживались традиционных греко-македонских схем, в которых есть место только фаланге. У поэта, пишущего на этно-исторические темы, должно, полагаю, быть чутье. Он не должен, по-моему, "модернизироват­ь"­ без нужды некоторые исторические термины. Странно будет читать о "легионах"­ Александра Македонского или Карла Великого, арабских завоевателей, персидских царей и византийских василевсов.
Тейт Эш[ 13.03.2014 ]
   Наконец-то с кем-то можно поговорить предметно :)
   Не буду спорить с многоуважаемым Плутархом, родившемся через полтораста лет после
   интересующих нас событий, и имевшим возможность описывать проигравших как угодно. Однако
   приведенное вами упоминание равносильно фразе, что Александр Македонский везде таскал за
   собой боевых слонов, и что они входили во все гарнизоны (только из-за того что слоны в принципе
   появились в македонской армии после сражения с Пором).
   
   Вы опять рассуждаете об армии в целом, действовавшей в совершенно различных военных
   кампаниях, и игнорируете события в конкретной местности. Войска Диофанта - это лучшие
   спец.части, заточенные под ведение войны в прибрежных, горных и степных районах. Об этих
   походах мы узнаем, в первую очередь, из Херсонесского декрета, есть так же разнообразные
   упоминания о способе переброски войск и их численности. Например, Диофант приплыл на
   кораблях с отборнейшим войском в 6 тыс. человек. Занятная цифра, не правда ли? Далее он
   принимает бой, навязанный скифским царем Палаком, и обращает «непобедимых» скифов в
   бегство. А это ведь была не шайка кочевников. Хорошо подготовленная, маневренная армия, от
   которой несколько веков назад еле-еле удрал Дарий, и которая в описываемые времена все еще
   внушала страх даже Риму. И это с шестью-то тысячами воинов при неудобной позиции в начале
   боя? :)
   Против Рима Митридат готовил 190 тысяч (по другим источникам - даже 300 тысяч человек), а
   против «непобедимой» Скифии выслал всего 6? И почему-то был уверен, что их хватит. Это что же,
   простите, за волшебные войска такие? :)
   Второй интересный вопрос: кто воевал подобным образом в рассматриваемый нами период? Во
   сколько же тогда раз может быть приукрашена численность митридатовых сил, высылавшихся в
   ходе войн против римлян? (ведь большинство данных мы знаем от победителей или подчиненных
   ими народов).
   
   Но вернемся к Диофанту. После скифского похода он вдруг резво срывается с места, перебрасывает
   свою армию на Боспор, совершает там «за короткое время много важных подвигов» и с такой же
   легкостью возвращается в Херсонес.
   т.е. из 6 тыс. человек часть осталась в херсонесском гарнизоне, часть на Боспоре. Недостачу
   Диофант компенсирует за счет набора городского ополчения и выдвигается в центральную
   Скифию опять в полном составе. Как ему достались 2 крепости (одна из которых - прекрасно
   укрепленный Неаполь Скифский) - вопрос отдельный, но войско было готово и к штурму, и к осаде,
   и к защите от стрел, и к погоне за прославленной скифской конницей (прекрасно, стрелявшей с
   седел во время атак и отступлений).
   Как минимум - получаем хорошо организованное военное подразделение, состоящее из нескольких
   родов войск, и четко привязанное к общей численности - около 6000 человек. Надеюсь, вам не
   нужно напоминать определение легиона того периода?
   И каждый раз, когда Митридат отправлял помощь Херсонесу, в город прибывали довольно
   малочисленные, но отлично подготовленные к этой местности силы.
Тейт Эш[ 13.03.2014 ]
   Теперь посмотрим на военное устройство и вооружение.
   Римляне начали видоизменять фалангу, чтобы получить бОльшую маневренность. Македонская
   фаланга была хороша в глухой обороне и (в модернизированном варианте) в момент работы «на
   прорыв», раскалывавший неприятельское войско и обеспечивавший автоматическую победу. Как
   чувствует себя римская армия в горах, хорошо проиллюстрировало восстание Спартака (в
   частности, попытки выкурить гладиаторов со склонов Везувия). И это при коротких-то мечах. А с
   сариссами там вообще было бы не развернуться. Высота вулкана - 1281 метр. Средние крымские
   горные высоты и лесистость склонов хорошо помните? :)
   Но диофантовские части подчиняют тавров и другие горные племена (а это скалистая местность),
   успешно воюют в окрестностях Херсонеса (вокруг города есть немного условно ровного
   пространства, но дальше начинается полоса поросших лесом гор - где сейчас заповедники и
   охотничьи угодья). А в предзимье (когда откровенно нечем будет кормить лошадей) войско
   Диофанта выступает в поход против скифских крепостей. Вы все еще настаиваете на македонской
   фаланге и колесницах в Херсонесе? :)
   Вот где колесницы в большом количестве были наверняка, так это во время восстания Савмака. Но
   это уже Боспор и совершенно другая ситуация. К тому же, для их доставки срочно примчался
   митридатовский флот, поддерживавший впоследствии эту войну с воды.
   
   Спасибо историкам, сообщающим хоть что-то, но ведь достаточно посмотреть на места и события
   военных кампаний. Походите по горному Крыму с шестиметровой палкой на плече, и все вопросы о
   возможных сариссофорах Диофанта сразу отпадут.
   Тот же наборной легион понтийцев (а точнее, входящие в него войска) при сменах власти
   практически не приходилось переделывать под новый порядок: судя по развитию событий
   восстания, этим просто некогда было заниматься, а «набрать и обучить» (тем более на римский
   манер) - это довольно длительный процесс. К тому же с такой легкостью переходили из лагеря в
   лагерь только профессиональные наемники.
   И ваше сравнение с персами не слишком корректно, поскольку в армии того же Дария был
   полнейший бардак, с которым не всегда справлялась даже гвардия.
   
   С другой стороны, битвы во время митридатовых войн не слишком-то похожи. Если учесть, что
   одномоментно действовало сразу несколько армий (разной степени успешности), а общая
   численность понтийских войск, как мы помним, доходила в первую митридатову войну до (...190-
   300...) тысяч, и собирались они со всех подвластных территорий, то совершенно логично наличие в
   этой массе и фалангитов, и гоплитов. Под Митридатом же была Греция, из которой как минимум
   одну армию наскребли.
   Что, впрочем, не меняет моего мнения относительно устройства отдельно взятых диофантовых
   войск, которые мог бы с содроганием вспомнить Херсонес в описываемый закатный момент.
Тейт Эш[ 13.03.2014 ]
   Извиняюсь за опечатки. И надеюсь, вас не слишком утомила эта дискуссия.
Тейт Эш[ 01.04.2014 ]
   И еще, Алексей. Вы меня так удивили отсутствием источников, что даже пришлось перепроверить собственные выписки.
   
   Открываем названного вами же Плутарха. Он любезно рассказывает нам, как после второй войны Митридат начинает активно искать союзников против Рима и заключает военный союз с римским стратегом Квинтом Серторием. После чего Серторий отправил к Митридату своих военачальников, которые занялись полным перевооружением и обучением митридатовой армии на римский манер. Более того, Плутарх даже называет имя римлянина, руководившего процессом - это Марк Марий (надо сказать, весьма неслабый стратег того времени).
   И он ведь не просто перевооружил войска, а возглавил впоследствии одну из митридатовых армий и захватил несколько крепостей.
   Это же находим и у Аппиана, с тем лишь отличием, что Марка Мария он называет Марком Варием.
   
   Что перевооружение было проведено - нам сообщает в своей остроте и Гней Помпей. Митридат ведь пытался подкупить его и ввести в свой военный союз третьим игроком, да только на условиях не сошлись. С тех пор Помпей не упускал случая подшутить над противниками, в этот раз заявив что теперь Митридат обратился к мечам и большим щитам. (Упоминание об этой шутке есть и у Плутарха).
   
   Митридат собирал перебежчиков из римских легионов всегда и с радостью, особенно преуспел в этом после второй войны. Это, опять же, нам сообщает Плутарх. И перебежчики были самых разных рангов, ведь Луций Магий и Луций Фанний (заполучившие согласие Сертория на военный союз) тоже были из их числа. (Это читаем, как минимум у Плутарха и Оросия).
   
   
   То есть, источников - буквально куда ни плюнь.
   
   В сухом остатке получаем, что у Митридата к третьей войне были не просто войска, а легионы, выученные римлянами, да еще и под командованием римлян.
Валентин Алексеев[ 17.08.2014 ]
   С удовольствием перечитал. Атмосфера шикарная!
 
Тейт Эш[ 23.09.2014 ]
   Очень многое дает сам Крым. Остается хотя бы не испортить выданные сюжеты

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта