Минус 25 градусов мороза и 15 метров в секунду ветер. Сегодня в Ростове-на-Дону 31 января 2014 года. Город засыпан снегом по пояс. Настоящая русская зима в южных широтах. На дорогах автомобильный коллапс. Народ в обличье муравьев пытается откапываться. Выходит яркое солнце и бьёт по глазам. Иду по вымершему городу и думаю, что в небесной канцелярии кто-то с кем-то не поладил и всю головную боль вывалили на ЗЕМЛЮ. Иду и думаю, как хорошо, что во время нашего путешествия в выше упомянутой канцелярии была тишь и благодать. Память возвращает меня на дорогу Ялта-Одесса. Изрядно проголодавшись, ищем кафешку перекусить. Горы давно остались позади и степной ландшафт, зимним пейзажем не радует глаз и норовит его (глаз) закрыть, а организм оправить в «ЛЮЛЮ». Бессонные ночи в цивилизованных условиях делают своё поганое дело. Серёга держится молодцом. Спать ему не дают члены команды. Постоянно развлекают, чтобы не заснул. Его засоловевшие глаза заставляют бдеть весь экипаж. Как в том анекдоте, где поп попал в ад, а водитель в рай и всё потому, что когда поп читал молитвы, то все прихожане засыпали, а когда водитель по ночам вёл автобус, то никто не спал и все молились. Вот такой водитель весёлый попался и нам. Ну, настоящий казак, у которого не лошадь под ногами, а конь – железный на колёсах. Вывеска придорожного кафе выплывает из-за поворота. Тормозим. На стоянке отмечаем наличие дорогих автомобилей. Первое что приходит в голову – цены должны соответствовать крутизне хозяев иномарок. Не ошибаемся. Едем дальше. Ищем кафе с припаркованными фурами. Дальнобойщики знают места, где можно недорого и вкусно поесть. В итоге комплексный обед за 20 гривен на брата и сестру находит место в наших изголодавшихся желудках, усиливая в разы угол падения в сон. Боремся. Побеждаем. Опять боремся. В этой беспощадной борьбе со сном подъезжаем к городу Одесса. Нас встречает Сергей Колесников. Время 23 часа с копейками. Всей честной компанией размещаемся у него в квартире. Он как радушный хозяин приготовил в казане плов. Плов запиваем коньяком. Тянет петь, тем более нас особо и просить не надо. В начале четвёртого не плавно отходим ко сну. Завтра встреча с городом и встреча в одесской обсерватории с ребятами из клуба авторской песни «АФАЛИНА», который возглавляет Татьяна Палевич. Но перед тем как окончательно уснуть мы узнаём, что Сергей Колесников помимо того, что является знатоком авторской песни, ещё и знаток Одессы, причём страстно любящий свой город. Он родился и вырос в старом Одесском дворике, такие дворики нам показывают в кино. Он с удовольствием соглашается стать нашим гидом. Проснувшись утром и приведя себя в порядок, захватив все свои вещи – больше ночевок в квартире не будет, едем в старую часть города. Вот мы идем теми самыми старыми двориками и проходными дворами, которые могут объединять по пять дворов. От Сергея узнаем море информации о городе, его основателях, исторических личностях и знаменитых современниках. Оказалось, что экономя деньги, итальянские строители-гастарбайтеры не проводили водопровод в большинство домов (проводили только для богатых хозяев), а делали подводку только во двор, где и делали колодец-накопитель. Теперь эти колодцы стали достопримечательностями. Тоже произошло и с лесницами: внутренние лестницы были только в богатых домах, а в обычных делали внешние деревянные с верандой и коридором. В 23.00 все дворы, которые могли занимать целый квартал, закрывались на замок дворниками. Чтобы попасть ночью во двор звонком вызывали стража и за 5 копеек тот открывал ворота. По решению одесской гильдии кузнецов в городе не было двух одинаковых кованых ворот. Все узоры и орнаменты были разные. Вход во дворы идет через арку с кованными воротами. По углам арки вкопаны бетонные столбы под наклоном высотой 30-40 сантиметров. Они предназначены для колес экипажей, которые заезжали в арку, чтобы не бить в угол строения. Колесо по столбу соскальзывало и карета точно попадала в арку. Столбы сохранились до сих пор практически у каждых ворот. В исторической части города много зданий заброшенных и требующих капитального ремонта и реставрации. Вот дом, где жил Гоголь. Табличка есть, а вот дома может скоро и не будет. Все дома сложенные из песчаника не могли держать мраморную лепнину стиля того времени. Поэтому все украшения домов и лепка выполнены методом папье-маше из соломы и теперь повально разрушаются и осыпаются. Так незаметно спускаемся к набережной. В движении узнаем, что вся Одесса построена из ракушечника, который добывали прямо на месте строительства дома, точнее, под ним. Так постепенно под всем городом образовались пустоты-комнаты, причём в несколько этажей, которые постепенно соединились проходами, так образовались катакомбы. В некоторых местах они достигают 10 этажей. В старой Одессе практически в каждом дворе был вход в катакомбы. Кто в них только не прятался: белые от красных и наоборот, партизаны от немцев, воры и бандиты от полицейских. Найти человека там практически не возможно. Только система меток могла вывести наружу. Много людей бесследно сгинула в чреве каменоломен. В советские времена, когда в катакомбах стали пропадать дети, было принято решение замуровать все входы и выходы. Приезжал во двор самосвал и бетоном заливал вход. И так по всему городу. А в 80-е годы многоэтажный дом целиком провалился в чрево пустот. На набережной расположился бульвар имени Жванецкого, говорят, что сам Жванецкий сопротивлялся, мол, негоже при жизни увековечивать, но чиновники решили и точка. На бульваре по деревьям скачут белки. Вот знаменитая Одесская лестница с памятником Дюку де Ришелье в голове. Все иностранцы знают её как место расстрела рабочих во время мятежа на броненосце «ПОТЁМКИН» и называют Потёмкинской. На самом деле расстрел был в другом месте, в восьмистах метрах левее. Там улица с подъемом и поворотом на 180 градусов. Проезжая по этому месту после выступления в 23.00 созерцали развод местных жриц любви. Всё - таки выхватили местного колориту. Вышли на Дерибасовскую – эдакий одесский Бродвей. Вот памятник Утесову от жителей города. Рядом памятник «ДВЕНАДЦАТОМУ СТУЛУ». Садимся на него по очереди и фотографируемся, загадав очередное желание. Недалеко сами Киса и Остап в серебре. Вот дом, в котором работали Ильф и Петров. Вот знаменитая пивная «ГАМБРИНУС», в которой играл скрипач Моня – герой песни Розенбаума. Здесь каждый камень, дом, улица просто пропитаны историей. Пьянеем от всего услышанного и увиденного. Подошвы стёрты до дыр и пахнут резиной. Организмы требуют заправки. Кушаем в столовой и отправляемся на место встречи. Пасмурно, но сухо. Тепло + 59 градусов по Фаренгейту. Обсерватория - старинное здание, построенное в конце 19 века со своей территорией. В лекционном зале собираются завсегдатаи авторской песни. Концерт строим по отработанной схеме – сначала я, потом Верещагин и на закуску Мокроусовы, а потом гитара по кругу, обсуждаем проблемы и перспективы авторской песни. Говорим о фестивалях. В советские времена на круизном лайнере проводился фестиваль авторской песни, но со временем идея рухнула из-за отсутствия финансирования. Распогодилось. Туман рассеялся, и все мы идем к телескопу в другую постройку глядеть в ночное небо. На входе в полу выложена мозаика в виде астрономической звезды. Став в центр звезды загадываем по кругу очередное 2034 желание. Телескоп в обсерватории старинный, купленный на пожертвования профессора в 1887 году. Имеет часы с горизонтальным маятником, которые крутят телескоп. Часы заводятся ручкой, как на патефоне. Ход им дает гиря весом в пуд. Смотрим на Юпитер с его спутниками, которые расположились симметрично 2 на 2, да ещё и на одной оси. Ползаем по кратерам луны. Узнаём, что кратеры образовались давно и являются следствием бомбардировки астероидов, а не извержения вулканов, как считали ранее. Учёные догадались об этом потому, что за всё время наблюдений за Луной не было ни образования новых кратеров, ни изменения старых. Узнаем историю жуткой бомбардировки Челябинска в 2013 году. Есть космические тела, которые движутся в таком направлении, что их движение невозможно вычислить. Именно такое тело и вошло в атмосферу и если бы его размер был более чем Запорожец – авто 70-х, то последствия могли бы быть в разы ужаснее. Вот тут Верещагин и задает вопрос, долго пытавший наши головы. Что означает термин «АЛЬБЕДО-0,39». Словосочетание, которым назван клуб в Бердянске. Кому как не Сергею знать, что это такое. Итак! Внимание – ответ! Альбедо – коэффициент отражения света от поверхности. Альбедо планеты Земля – 0,39, а от белого листа – 1. А вы что подумали? То-то и оно – век живи – век учись. За час на город опускается туман, и мы с ужасом думаем – успеем добраться до Киева или нет. На дорожку пьем чай, а на нас глядят из шкафов старинные книги – Собрание сочинений Британской астрономической академии, датированное 1886 годом. Рядом со шкафами стоит самый точный прибор того времени – ртутный хронометр. Маятник представлял собой колбу с ртутью весом в несколько кило. С появлением кварцевых часов, необходимость в таких часах отпала. Корпус остался, а ртуть кто-то пристроил. В жутком тумане пробираемся по городу. Благодарим Сергея Колесникова за приём и выползаем на трассу. До Киева 680 км. Быть надо утром 10 января. Встречать и провожать по городу нас будет Миша Квасов, который в это время находится в столице и киевская поэтесса Лина Федорченко. |