Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Наташа Северная
Объем: 16357 [ символов ]
Проклятие царицы
Вот уже сто лет не утихают споры вокруг этой женщины. Правнуки ее подданных всеми силами стремятся вернуть царицу на землю божественного Кемета (так в древности назывался Египет). Но легкая улыбка не сходит с ее величественного лица. Она помнит, как гнали и проклинали ее, она еще поживет на чужой земле, а те, пусть лучше уяснят, кого предали и потеряли. Царская гордыня… она всегда вносила в жизнь раздоры и потери, но именно ею был покорен выдающийся немецкий археолог, авторитетный ученый и уважаемый человек. В сорок девять лет ради проклятой и забытой царицы он совершил гнусное преступление – кражу, из-за чего на долгие годы потерял право археологических экспедиций в Египте, и по сей день не прощен.
Ее подданные разбили статуи, со стен дворцов и храмов соскоблили имя, из истории Кемета вычеркнули годы правления солнцепоклонников, прекрасный город Ахетатон разрушили и отдали пустыне. Согласно древнеегипетским традициям, подобные деяния - самое страшное проклятие, ведь из памяти потомков стиралось не только имя умершего, но его душа лишалась благополучия в загробном мире. Однако вопреки всему она вернулась – властная, гордая, величественная, прощенная, но не простившая, одинокая и загадочная. К ней пришла мировая слава и поклонничество, в знак царской признательности немного поделилась с Людвигом Борхардтом. Нефертити, одна из самых известных и узнаваемых женщин древности. Ее образ наряду с пирамидами и улыбкой Тутанхамона символ древнеегипетской цивилизации. А она сама – идеал женственности, царственности победившей тысячелетия.
Но история Борхардта и Нефертити, разделенных тремя тысячелетиями, без злой иронии была бы не полной. Борхардт внес неоценимый вклад в развитие египтологии. Много раз ему приходилось все начинать сначала. Он провел огромное количество раскопок, зачастую на собственные деньги, обогатил многие музеи и частные коллекции, создал немецкий культурный центр в Египте, основал отделение немецкого института египетских древностей, но об этом знает только узкий круг специалистов. Для большинства, он всего лишь «человек открывший Нефертити».
Борхардт и не помышлял о египтологии. Он выучился на строительного инженера, несколько лет проработал в Кенигсберге (ныне Калининград) прорабом на строительстве дорог. Однако все это время интересовался строительными технологиями древнего Востока. И когда Адольф Эрман, руководитель египетского отделения Берлинского музея, предложил применить свои инженерно-строительные знания на практике в Египте, Борхардт, не колеблясь, в тридцать два года начинает новую жизнь. Таинственная мистическая цивилизация древнего Египта завораживала и необъяснимым образом притягивала, она обещала нечто необычное, то, что современность дать не могла. Борхардт посвятил себя науке. Даже свою женитьбу в 1903 г. на дочери известного банкира Эмили Коен он использовал на благо египтологии. Брак сделал его финансово независимым человеком, многие раскопки Борхардт проведет за свой счет, ведь от государства мало что дождешься.
В 1911 г. Людвиг приступил к раскопкам Эль-Амарны – местность в Среднем Египте, где в древности находился город Ахетатон. На тот момент ученым была известна столица фараона Эхнатона и странная религиозная реформа. Но проклятая чета была интересна только узкому кругу специалистов, широкая публика мало что о них знала.
Четыре исследовательских сезона Борхардт распланировал до 1914 г. В первую очередь его интересовала архитектура Ахетатона. Три тысячи лет назад этот город задумывался, как сакральный символ Атона в корне отличающийся от древних столиц Кемета – Фив и Мемфиса. Невысокие дворцы, открытые просторные храмы, широкие улицы, роскошные фонтаны, аллеи, богатые дворцовые сады и зверинцы, даже дома простых людей разительно отличались от тех, что были в Фивах, удобные и светлые. Фараон явно пытался повысить социальные стандарты жизни. Солнечный и свободный город, окруженный пустыней и скальной грядой, будто отделялся от остального Египта, оставшегося верным традициям предков. Ахетатон - символ противоборства нового и старого, яростной борьбы одного бога Атона с сотнями богов Кемета. Между царственной четой и древнеегипетским обществом образовалась пропасть, которая и поглотила их. Эхнатон и Нефертити мечтали о династии солнцепоклонников, но за двадцать лет правления ввергли страну в экономический и политический хаос. Идея одного бога оказалась слишком несвоевременной, она ушла в тень Истории, чтобы неожиданно обрести силу и многочисленных сторонников спустя тысячелетия, а цари-реформаторы – прокляты и преданы забвению. В этой жестокой борьбе было много человеческих жертв и загадок. Раскопки в Ахетатоне могли пролить свет, но тайное, глубоко спрятанное, опасное и ядовитое не спешило обнаруживать себя. Город строился впопыхах, еще при жизни Эхнатона он начал разрушаться (как символично!). Так что археологи мало на что могли рассчитывать и уж тем более на уникальные находки.
6 декабря 1912 г. Борхардта попросили срочно прийти на место раскопок. Была обнаружена мастерская. В нескольких сантиметрах от ее стены в кирпичной пыли виднелась часть скульптуры, которая лежала лицом вниз. Это оказался выполненный из известняка раскрашенный бюст царицы в натуральную величину. Первое, что увидел Борхардт – красные ленты, спускающиеся вдоль длиной изящной шеи, высокая голубая корона со скошенным верхом. Бюст подняли и перевернули. В мастерской наступила тишина. Спокойно и величественно единственным глазом из нефрита она взирала на потомков своих подданных и чужеземца. Пролежав в песке три тысячи лет лицом вниз (как все символично в ее судьбе!) царица Двух Земель, Верхнего и Нижнего Кемета, великая царская супруга, радость царя – Нефертити, что значит «Прекрасная пришла» вновь увидела свет. Борхардт стал первым, кто испытал на себе ее магическое воздействие. Гордая посадка головы, тонкие черты лица, брови вразлет, прямой нос, красивый изгиб чувственных губ, упрямый твердый подбородок и легкая таинственная улыбка (которая вполне может соперничать с улыбкой Джоконды), взгляд устремлен в вечность, она уверена – самое главное в ее жизни впереди. Лицо проникнуто царственным величием и надменностью, женское обаяние и грациозность, энергичность и спокойствие, но это маска, которую носили все цари, она предназначалась для подданных - трепещущих и благоговеющих. Следует долго всматриваться в лицо, чтобы ощутить нечто иное – жажду власти, чувство собственной исключительности и превосходства, глубокое одиночество, победу и поражение. В царе всегда больше человеческого, нежели божественного. Может поэтому фараоны запрещали себя рассматривать?
Первым пришел в себя Борхардт и, оглянувшись, поднял с пыльного пола осколок, на котором прочел: «хвалимого благим богом, начальника работ, скульптора Тутмоса». Вот так они вышли из мрака Истории. Проклятая царица Нефертити и выдающийся скульптор древнего Египта, Тутмос. Соединенные вечностью они поразили мир.
Появившись на свет в безродной нищей фиванской семье, Тутмос мог рассчитывать только на голод и скорую смерть. Он прокладывал себе дорогу силой таланта, редкого и уникального, который развивал и оттачивал многие годы. Тутмосу повезло в том, что он родился в самое удачное для себя время.
Нарушая тысячелетние традиции, Эхнатон приближал к себе простых людей, отличавшихся умом, талантом, преданностью и честностью. У многих появился шанс продвинуться в социальной иерархии, заявить о себе миру, в конце концов, прославиться. И Тутмос этим шансом воспользовался сполна. Он получил титул придворного скульптора, был одним из тех, кто строил Ахетатон, увековечил на барельефах многих знатных вельмож, впоследствии преданных забвению и царскую чету. Его уникальные высокохудожественные фрески стали древними фотографиями донесшие до нас образы и представления странного удивительного времени, а главное лица Эхнатона и Нефертити, их семейную идиллию и горе, любовь и вражду. А еще сквозь толщу песков и столетий до нас дошли слухи, что Тутмос был возлюбленным Нефертити. Ведь многие уникальные шедевры, воспевающие красоту царицы и восхищающие, волнующие нас тонким мастерством созданы его руками. Только влюбленный мужчина мог сотворить столь удивительные вещи, не утратившие силу воздействия спустя тысячелетия, решили некоторые ученые. Но доказательства любовной связи царицы и скульптора пока не найдены. Под большим вопросом остается и его личная жизнь.
Помимо бюста Нефертити в мастерской обнаружили более пятидесяти произведений искусства, изображений Эхнатона и его окружения. Несмотря на тщательные поиски Борхардт так и не нашел инкрустацию второго глаза бюста и позже добавил: «никаких следов склеивающегося вещества не было обнаружено в глазнице; внутренняя поверхность глазницы выполнена тщательна и не была предназначена для инкрустации». Полноценное обследование, проведенное в Берлинском музее, подтвердило гипотезу Борхардта о том, что бюст царицы скульптурная модель, а не культовый предмет. Это позволило некоторым ученым выдвинуть версию о том, что Нефертити была одноглазой, а затем ей приписали и горб. Но опять же, никаких документальных свидетельств по данному факту нет.
Как было установлено, бюст Нефертити идеально отвечал египетским представлениям о мерах. Специалисты много говорили о симметрии лица, половины которого поразительным образом зеркально идентичны друг другу: подбородок, рот нос и урей царицы расположены точно по сторонам предполагаемой центральной вертикальной линии лица. Некоторые отступления от этого правила имеются в области короны, левая часть которой несколько шире правой и в области спины, где левое плечо уже правого.
Прошли годы и с помощью компьютерной томографии ученые обнаружили ряд интереснейших деталей, которыми на ранних этапах создания памятника достигалась балансировка его частей. Теперь известно, что изначально известняковая основа бюста имела более длинную и тонкую шею, плечи разной высоты, более прямую заднюю часть парика и другой угол верхней его плоскости, которая резче уходила вниз спереди назад. Чтобы исправить эти ошибки и достичь итогового равновесия, скульптор использовал гипсовую массу, которая была добавлена на плечи, на заднюю часть шеи и головной убор. Впрочем, еще Борхардт предполагал, что отдельные части лица царицы были выполнены с добавлением тонкого слоя гипса.
«Исправления» высоты и объема плеч, а также задней части головного убора были особенно важны для создания равновесия в структуре бюста, которое особенно хорошо видно, если на портрет Нефертити смотреть в профиль, когда лицо оказывается на вершине угла, стороны которого образованы шеей и короной. Кроме того, голова в короне имеет значительный вес, который уравновешивается устремленной вперед линией шеи. Эта поза головы царицы создает внутреннее напряжение, жизненность и изыск памятника, которые подчеркиваются отчетливой проработкой длинных мышц в задней части шеи.
Тщательный анализ других портретов царицы из мастерской Тутмоса, явно предшествовавших созданию полихромной Нефертити, демонстрирует, с какой осторожностью и внимательностью скульптор, корректируя стилистические особенности скульптуры первых лет реформации, создавал новый образ царицы, лишенный «утрированного реализма» рельефов и статуй ранних храмов бога Атона в Карнаке, и наполненный грацией, величием и, одновременно, обаянием, столь характерным для лучших творений мастера из Ахетатона.
В скором времени прояснилась еще одна странная деталь. Лицо Нефертити известное всему миру, скрывало под собой другое, менее выразительное и изящное. Тайна двух лиц в одном бюсте не разгадана по сей день – было ли первоначальное изображение Нефертити ближе к оригиналу и позже приукрашено, или наоборот, последующая переделка улучшала неточности первоначальной работы Тутмоса.
Декабрьским вечером 1912 года Борхардт записал в дневнике: «Описывать бесцельно – надо смотреть!» Тонкая, жизненная, динамичная красота Нефертити глубоко поразила ученого, он решился на губительный для себя шаг – изуродовав бюст наложенным гипсом, Борхардт представил его египетским властям, те признав малоценность находки дали разрешение на вывоз в Германию.
Желтые пески и красный шар падающий за пирамиды, мягко колышущийся тростник, загадочная и многообещающая улыбка сфинкса – все растворялось в вечерней дымке Кемета. Впервые в жизни царица пересекала границы своей земли.
Вначале бюст попал в частную коллекцию Джеймса Саймона, который в 1920 г. передал ее в дар немецкому кайзеру. Скульптуру поместили в «Новый музей» недалеко от дворца Гогенцоллернов в центре Берлина. Египетская царица оказалась соседкой германских императоров. Внутри музей был выполнен в виде древнеегипетского храма, колонны и стены расписаны и покрыты иероглифами, это производило неизгладимое впечатление на посетителей.
Какой жуткий скандал разразился в 1923 г, когда в египетском музее Берлина в специальном зале с особой подсветкой расписанный известняковый бюст был представлен широкой публике! Вот тогда-то египетские власти и узнали что потеряли! Так сказать, поздно спохватились. Немецким археологам, в том числе и Борхардту, было запрещено проводить раскопки в Египте. Началась долгая тяжба по возвращению «похищенной красоты»… длящаяся по сей день.
В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты, египетское правительство вновь требовало официального возвращения царицы, но тщетно…. «Истинный ариец» оказался страстным поклонником Нефертити. Тысячелетнее забвение обернулось столетием споров и скандалов. Могла ли она представить, что внуки подданных так рьяно станут добиваться ее возвращения на родину? Что случайно уцелевший бюст вернет ее имя в Историю? Непредсказуемы пути царей.
Ее город поглощен пустыней, памятники и личные вещи разбросаны по музеям мира, семья разъединена, как и многие века назад. Сколько уже написано о глубокой и крепкой любви одной из самых красивых женщин мира к странному непостижимому Эхнатону! Смерть любимой дочери внесла раскол в дружную семью, каждый остался наедине со своим горем. Чувства не выдержали испытания, место любви заняла ненависть, а Нефертити пришлось уступить другой женщине – Кэйе. Они так и расстались, во вражде, непонимании и презрении друг к другу. Власть и царская нега извела все человеческое, корона слишком ослепительна, чтобы помнить о тех, кто под ногами. Счастливая сказка о влюбленных закончилась полным крахом. Они не дожили вместе до старости и не умерли в один день. Каждый остался в одиночестве, оскорбленный и обиженный. Их имена были стерты из человеческой памяти на 3,5 тысячи лет, и вот… опять о них говорят, вспоминают… Но эти двое по-прежнему живут враждой. Они никак не могут решить, кто кого больше любил, кто предал первый, кто затеял религиозную реформу, погубившую династию и посеявшую в стране хаос и разруху.
В 1995 г. в музее Берлина открылась выставка объединенной египетской коллекции. Спустя тысячелетия Эхнатон и Нефертити встретились. Она – царственная, прекрасная, надменная и властная. И он – щуплый уродец со странным выражением лица мечтателя и самодура, слабый, загадочный, удивительный. Им есть, что сказать друг другу.
Но что стало с Борхардтом? Он принял участие в создании египетского словаря, основал частный исследовательский институт, собрал данные о движении Сириуса и сравнил их с древним календарем. Но вскоре его жену обвинили в «неарийском» происхождении и уволили со всех постов, затем немилость коснулась и его самого. Они вынуждены были покинуть Египет, чтобы вступить в полосу забвения. Тот, кто вернул миру одну из самых загадочных цариц, ушел в ее тень. Надвигалось грозное и жестокое время, в котором евреям и инакомыслящим будет тяжелее всех. Гонение, страх, отлучение от любимого дела, все то, что когда-то пережила Нефертити, теперь сполна досталось Борхардту. Они словно поменялись местами…
Как часто он вспоминал о проклятой царице, которая щедро одарила его проклятием?
Людвиг Борхардт умер в Париже 12 августа 1938 г.
Говорят, царской благодарности не существует. Триумфально вернувшись в Историю, Нефертити высокомерно и надменно, с играющей улыбкой на губах принимает подношения восторгов и поклонений в Берлинском музее, а Борхардту до сих пор не могут простить нелегальный вывоз бюста. Хотя так ли уж важно, где он находится, главное что цел и невредим. И потом, по каким-то неведомым причинам время сберегло уникальный шедевр выдающегося скульптора, к которому, скорей всего и было благосклонно.
Дата публикации: 05.10.2013 21:46
Предыдущее: Заветное желаниеСледующее: Магазин игрушек

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Надежда Николаевна Сергеева[ 24.04.2014 ]
   Наташа... сказать "понравилось&qu­ot;­ - не с казать ничего!
   прочитала на одном дыхании
 
Наташа Северная[ 25.04.2014 ]
   спасибо

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта