Приглашаем авторов принять участие в Новогоднем конкурсе "Самый яркий праздник года-2025". Танцуют все!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Самый яркий праздник года-2025"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов в номинации Поэзия
Раздел для размещения текстов в номинации Проза
Буфет. Истории
за нашим столом
ПОЗДРАВЛЯЕМ ДРУЗЕЙ!
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Елена Карелина
(Геля Глядсхейм)
Романс для скрипочки
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Елена Куприянова
Объем: 13803 [ символов ]
ПРЕКРАСНАЯ БОЛЕЗНЬ ДУШИ
Так случилось, что после восьмилетнего ожидания, в июне 2009 года я получила разрешение на постоянное место жительства в Германии. Город Штутгарт принял гостеприимно: выделил место в общежитии со всеми удобствами и практически без соседей (они заселятся позже).
Да, такие бы условия в советские студенческие годы, где в одной комнате зубрили, отдыхали, болтали, собирались на танцы до 20 соседок...
 
Одно плохо - оглушающее, изматывающее одиночество, которое настигает по ночам. Перечитала – проглотила все книги, оставленные предыдущими жильцами (спасибо им). С жадностью набрасываюсь на местные газеты и журналы, которые приносят в общежитие на русском и на немецком (перевожу со словарём), понемногу вхожу, внедряюсь, врастаю в новую жизнь...
 
Честно сказать, неважнецки врастаю, потому что тоска и депрессия не оставляют, а от них (есть прежний опыт) – одно средство – стихи... В основном, ночные стихи, которые приходят во сне, и надо успеть их записать... Но что там мои стихи, - это просто необходимость выплеснуть накопившиеся эмоции...
Дома (в России) на прикроватной тумбочке у меня всегда лежала стопка сборников стихов Б.Пастернака, М.Цветаевой, Н.Рубцова, других любимых поэтов, не таких знаменитых, но тоже замечательных - брянских поэтов - земляков... Увы, в чемодан книги не вместились, а доступ в городскую библиотеку без документов пока невозможен.
 
И вдруг... Со мной в жизни уже не раз бывало: такое «вдруг» неожиданно меняло настроение, окружающий мир, да и, пожалуй, определяло дальнейшую судьбу...
В очередном номере русскоязычной газеты «Известия Баден-Вюртемберга» (я его храню до сих пор) на весь разворот - материал, посвящённый памяти три года назад ( в 2006 году) ушедшей из жизни ленинградки-петербурженки Ольги Бешенковской: литератора, поэта, журналиста, редактора, которая с 1992 года жила и творила в Германии, в г. Штутгарте.
 
Даже по прошествии нескольких лет я совершенно точно помню, какое потрясение тогда испытала. Всё, что я читала и перечитывала из опубликованной подборки стихов незнакомой дотоле поэтессы (нет, всё таки – Поэта), легко, уютно, удобно, без зацепок и шероховатостей ложилось в давно подготовленное ложе моего сознания, моего сердца, моих чувств:
 
Уходя - не медли, уходи –
Или мозг взорвётся в одночасье...
Господи, какое это счастье,
Если только юность позади.
А теперь и Родина... В груди,
Как в стране, - разруха междувластья.
И куда мы каждый со своим
Скарбом скорби...
 
Ну, да – это и про меня, сегодняшнюю, тоже... Помню восхищение, которое, впрочем, не оставляет меня до сих пор: как можно так точно, и, кажется, безо всякого усилия найти нужные слова, нужные образы (откуда она, О.Бешенковская, их брала?):
 
Как проста в России нищета:
Нету хлеба – понимай буквально...
 
(Действительно, в детские годы, когда умер отец, в доме дорожили каждым кусочком хлеба).
 
Блюдо ослепительно овально,
Как ночного тела нагота…
 
(Какое неожиданное, но художественно- зримое сравнение!)
 
Или:
 
Интеллигенты советской поры
в серых пальто соловьиной невзрачности...
 
(А ведь соловей, небольшая, серенькая птаха, но – голос, но – талант! Метафоричность – поразительная!)
 
... Интеллигенты советской поры
слушали ночью «Свободу» и Галича,
спали, готовы взойти на костры,
- было ли это? Да, Господи, давеча!..
 
Зависть и злоба, возня за чины.
Вот ведь: свободны, согреты и денежны...
Хоть на четыре кричи стороны:
где же вы?
...... Где же вы?
............ Где же вы?
................ Где же вы?..
 
Да, согласна, как только «свободны, согреты и денежны» – значит известность, слава – пресловутые «медные трубы» - тут соловьи улетают, и на их место – сороки ли, вороны, - всё одно... В нескольких строчках – целая философия...
 
Запоминались её стихи безо всяких усилий. Может быть потому, что мы были практически ровесницы с Ольгой Юрьевной, и мир нами воспринимался одинаково. К тому же, я люблю не просто умные, но мелодически выстроенные строчки, и в них нечто большее, чем рифмованные мысли...
 
Прошло где-то с полгода, и я случайно (опять его величество – Случай!) оказываюсь в штутгартском поэтическом клубе, на вечере, посвященном творчеству О.Бешенковской. Получилось замечательно: принесла деньги, чтобы заплатить взнос за участие в работе Клуба, а увидела книги Бешенковской (в магазинах, увы, - их нет), и сделала себе подарок.
Теперь у меня в качестве настольных её сборники, мною много раз читанные-перечитанные: «Переменчивый снег», «Подземные цветы», «Петербургский альбом», «Песни пьяного ангела», «Голос поэта» и др.
 
По въевшейся советской привычке предлагаю новообретенным штутгартским подругам и знакомым эти книги для прочтения. К моему разочарованию, сборники зачастую возвращаются с извинительной интонацией: «не совсем понравилось»; «нужно прилагать усилия, чтобы понять»; «в наши годы хочется более лёгкого чтения»...
 
Кстати, в своём мнении они были далеко не одиноки... Возьму на себя смелость в рамках этого небольшого эссе привести записки самой Ольги Юрьевны:
«... Я работала слесарем на Ленинградском судостроительном заводе, а писала о мандаринах на снегу, о том, что «мир, как бидон, позванивает в семь», о том, что «я слышу в фамилии Клодта приглушенный цокот копыт»...
Какой-то мощный, как шкаф, мужчина в только что организованном литературно-молодёжном журнале объяснил мне, «барышне» (...!) , что надо «изучать настоящую жизнь», а не «давно ликвидированный декаденс».??
И добавил, что стихи, к сожалению, (...!) – всё же талантливы, но вот...»
 
Что означали такие безлико – неопределенные «вот…», можно понять из откровенно хамского ответа Заведующего отделом поэзии журнала «Звезда», согласного с тем, что Бешенковская «...несомненно, талантлива», но ей «... не все пока удается, как хотелось бы самой... Мешают и натурализм, и отдельные мысли на грани цинизма...» И далее, этот облеченный некоторой властью "господин-товарищ" , пафосно восклицает: «...Откуда это? Не складывается жизнь? Или вызывает остервенение, что «слишком складывается» у других?»... Это можно понять. Но принять это всесоюзному журналу трудновато.»
 
После таких ответов чиновников от литературы, Бешенковская «...больше в журналы не обращалась. ...Не хотелось разменивать на спекулятивную мелочь это «щелканье сдавленных льдинок» в горле, когда отцовские фронтовые друзья собирались ... в коммуналке за круглым столом под грифонами на потолке, возле кафельного (вафельного) камина в углу детства... А горло и вправду сжимало «не от шутливой похвалы «отцовская порода» - как в галерее 812 –го года...»
Эти строчки были написаны в 12 лет. Не в 30 и не 40, как принято у именуемых молодыми поэтов, а вовремя. И вошли в первую рукопечатную на машинке – книжку стихов. А всего их (самиздатовских ) было напечатано 14» ...
 
Как жаль, что любители высокой поэзии, к коим себя и причисляю, «благодаря» чинушам не имели возможности встретиться с творчеством Бешенковской (да и других талантливых авторов) в годы своей юности. Ну, а сейчас, когда в интернете немало литературных сайтов, оказалось, что пишущих на русском языке на постсоветском пространстве, а заодно – и в зарубежье, великое множество... Пишущих и замечательно, и, к сожалению, порою - очень слабо...
 
Вот как об этом явлении размышляла Ольга Юрьевна: «Как мало нужно сегодня, чтобы числиться в поэтах: несколько связных (ещё «поэтичней» - бессвязных...) строчек, записанных в столбик без знаков препинания, - и стихотворение готово. Поэзия же – прекрасная болезнь Души, хочется надеяться – неизлечимая».
И еще одно ее определение поэзии, юношеское, как раз и задавшее вектор ее дальнейшей творческой судьбы: «Поэзия – петля над пьедесталом и робкая росинка на листке...»
 
Уверена, О.Ю. Бешенковская была заражена «прекрасной болезнью Души» прямо с рождения. И не излечилась от нее уже никогда. Не потому ли каждое слово в её стихах звенит- переливается, перекатывается во рту леденцовой свежестью, отчего я люблю читать ее стихи именно вслух. Послушайте, например, как мелодично звучат строчки из «Деревенского эскиза»:
 
Переливалось молоко...
О, как – слепя - переливалось!
До кружки было далеко,
И в солнце все перемывалось,
Переливаясь; таял пар,
И все казалось: все моложе
лукавый глиняный загар
на шее амфоры молочной...
 
Для чтения на вечерах поэзии я непременно выбираю для себя ( среди других любимых) и это ее произведение, в котором каждая фраза органична и неожиданна, оригинальна, и в то же время - так знакома, как будто я сама ее написала.
 
Как на синем снегу – удлинённость любого штриха:
От сосновых теней – до крыла промелькнувшей пичуги,
Отчего перед сном обнажается чувство греха
И пронзает, хоть мы родились в серебристой кольчуге?
Но иронии блеск измочален, как ёлочный дождь,
Рядом с лифчиком он провисает на стуле скрипичном.
И под звёздным драже на душе или мятная дрожь,
Или страха росток пробегает как пламя по спичкам...
И скрипит простыня, и слепит, как мерцающий наст,
И клубящийся сон поневоле замыслишь пристрастно...
Или снег – это совесть всех тех, не дождавшихся нас?
Оттого так тревожно, и стыдно, и, в общем, прекрасно?
Или, свет отключив, и движенье, и органы слов,
Вдруг задержишь дыханье...
У воздуха – привкус хмельного...
И почувствуешь, что еженощное таинство снов –
Даже страшно подумать – прообраз чего-то иного...
 
Думается, здесь самое время дать небольшую биографическую справку о Поэте Ольге Юрьевне Бешенковской .
Возьму ее из Антологии русской поэзии "Строфы века", подготовленной и выпущенной в 1995 году Евгением Евтушенко, который был знаком, переписывался с Ольгой Бешенковской и высоко ценил ее поэтический, публицистический и редакторский талант:
 
"Родилась в 1947 году, в Ленинграде. Закончила журфак Ленинградского университета. Работала в газетах, пока не была выгнана за "неблагонадёжность"... Долгое время работала в котельной.
Её стихи начали печататься в переполитизированное время перестройки, когда митинги стали популярней, чем вечера поэзии, и её сильное оригинальное дарование не было замечено достойным образом...
Первая книга "Переменчивый снег" вышла лишь в 1988 году... На мой взгляд, одна из сильнейших русских женщин-поэтов - из тех, кому не нужно идти к Пушкину, как к логопеду".
 
Особой главой в биографии Бешенковской стала эмиграция в Германию, где она редактировала журнал «Русская речь», выступала на радио «Свобода», принимала активное участие в совместных литературных русско-немецких встречах и вечерах. Уже будучи смертельно больной, составила и отредактировала литературный сборник авторов–инвалидов «Люди мужества».
У самой Ольги Юрьевны, начиная с 1988 года, издано более десятка авторских книг, и после её смерти стараниями друзей и мужа – Алексея Кузнецова, вышли в свет ещё три поэтических сборника: «Голос поэта», «Призвание в любви» и "Публикации из архива (2007-2012)".
 
Если судить по рецензиям на интернетных сайтах «Стихи.ру», «Проза.ру» у Ольги Юрьевны Бешенковской очень-очень много поклонников её творчества, которые и впитывают, и подпитываются магией её таланта.
В одной из рецензий я прочитала, что любую строчку любого ее стихотворения можно брать в качестве эпиграфа. Именно так со мною и происходит, когда неожиданно понравившаяся строчка дает импульс к рождению собственного поэтического этюда.
 
После прочтения небольшой, но емкой по своему философскому содержанию зарисовки О.Бешенковской: "Ветка во льду", появилось мое (далеко не первое) посвящение любимому поэту:
 
ЛИШЬ СЛОВО ПОЭТА БЕССМЕРТНО
 
" Всё кажется: корчится ветка,
Живьём замурована в лёд."
О. Бешенковская
 
Вчера ещё ломкие тучи
Грозой забивали эфир.
О, как ты умела озвучить
Весь этот трепещущий мир!
 
Мы можем простить иль охаять,
Ехидство в запас приберечь.
Но корчится ветка сухая
Во льду. И её не извлечь.
 
Пусть слава кому-то основа,
И сытая жизнь без проблем.
Но таинство Слова взрывного
Не мОрок, не дым, и не тлен.
 
Как зёрна, набиты в початок,
Так люди, один к одному...
Кого ты спешила печатать,
Теперь - ни словечка.
- К чему?
 
Истаял дымок сигаретный,
Отправлены вещи в утиль.
Лишь слово Поэта – бессмертно,
Простите за выспренний стиль…
 
С творчеством Ольги Бешенковской можно познакомиться на её персональном сайте:
 
 
и на её странице на серверах «Стихи.ру» и "Проза.ру"по адресам:
 
Дата публикации: 09.02.2013 01:42
Предыдущее: ИСКУССТВО - НЕ КОЛБАСА... (ДИАЛОГИ С СОЛОМОНОМ ЯГОДКИНЫМ)Следующее: КАК ИЗДАТЬ КНИГУ? (Из опыта Юрия Новикова)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Иван Мазилин[ 07.02.2013 ]
   Елена, не в качестве критики посмотрите - в третьем авзаце "в том числе" явно лишнее. Есть еще несколько не совсем "гладких" выражений, сами посмотрите. За эссе же спасибо. С удовольствием прочел
   С уважением.
 
Елена Куприянова[ 09.02.2013 ]
   Иван! Вам преогромное спасибо за внимательное прочтение. Я, действительно, спешила, просто решила выставить работу в последний момент. На справедливую критику обижаться не стоит,
   она всегда на пользу. Постаралась вычитать, хотя, скорей всего, огрехи еще есть... Материал должен был "отлежаться&quo­t;,­ но, плохому студенту всегда ночки не хватает... (Это я о себе).
Алла Райц[ 16.03.2013 ]
   Елена, здравствуйте! Очень хорошее, проникновенное эссе о
   замечательном поэте Ольге Бешенковской. Согласна с Вашими
   строками:
   Пусть слава кому-то основа,
   И сытая жизнь без проблем.
   Но таинство Слова взрывного
   Не мОрок, не дым, и не тлен.
   
   Спасибо, творческих Вам успехов!
 
Елена Куприянова[ 16.03.2013 ]
   Спасибо, Алла! Я в большей степени Читатель, чем Писатель... Но иногда тянет к чистому листу...
Макс Абрамов[ 16.03.2013 ]
   Добрый день Елена.
   Я живу рядом с Франкфуртом на Майне уже более 10 лет.
   С Ольгой Бешенковской был знаком заочно и даже написал пародию
   на одно её стихотворение.
   Пародия напечатана на моей странице. Будет желание ознакомьтесь.
   Отличная была поэтесса в русской эмиграции Германии.
 
Борис Михайлович Мейтин (БЕМ)[ 17.03.2013 ]
   Вспоминаю замечательную поэтэсу и яркого публициста Ольгу Бешенковскую с большим человеческим теплом. Мы с ней по жизни всегда шли по касательной. В школьные годы сотрудничали как деткоры в разных изданиях,при этом не пересекаясь друг с другом. Потом тянули журналистскую лямку в разных многотиражках Ленинграда. Даже знаменитое ленинградское кафе "Сайгон", что упиралось углом в Невский проспект, мы тоже посещали в разное время. Так уж получалось. Зато у нас была масса общих знакомых. Соединила нас эмиграция. И я безгранично счастлив от того, что судьба подарила мне общение с этой неординарной личностью. Мы часто перезванивались с Ольгой,обсуждали вместе новинки литературы. Я бывал на ее литературных вечерах,публиковался­ в ее изданиях. И что удивительно: Ольга никогда не была заносчива, она полностью отдавала себя людям, сжигая себя на стезе творчества. Мне сегодня очень не хватает ее общения. Авторов такого масштаба я больше не встречал в своей жизни. Мир праху твоему, Ольга! Я обязательно приеду в Штуттгарт и возложу цветы к твоему камню!
Елена Куприянова[ 17.03.2013 ]
   Борис Михайлович! Большое спасибо, за то, что откликнулись на мое эссе и за память об замечательном поэте.
Юрий Юркий[ 28.11.2013 ]
   Елена, большое спасибо! Эссе очень понравилось. Мне доводилось принимать участие в конкурсе имени Ольги Бешенковской, но я мало знал об этой поэтессе. Благодаря Вам этот талантливый поэт занял достойное место в моей душе.
 
Елена Куприянова[ 28.11.2013 ]
   Спасибо, Юрий за ответ. У Бешенковской замечательное поэтическое наследие. Кажется, под ее небесным влиянием и я стала писать лучше.

Надежда Рассохина
Я ЛЕТАЮ
Ирина Лунева
Раньше чинили (по мотивам притчи)
Ирина Азарова
Проснуться и увидеть новый день
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта