Мы привыкли зачитываться верлибрами Чарльза Буковски, натуралистичными и эпатажными. А знаете ли вы, что примерно в одно и то же время с Буковски (1920 — 1994) жил и писал русский теоретик и практик верлибра Арво Метс (1937—1997)? О Метсе говорят так: «странный поэт, озабоченный проблемой русского верлибра». Ржавая кольчуга Дон Кихота заставляет прямо держаться. Не дает от усталости упасть. "Свободный стих представляет собой качественный скачок – переход от слогового стиля речи к новой стихии – к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово...", - писал он. Во вступлении к своей последней книге “В осенних лесах” (1997) он написал: “В основе настоящей поэзии лежит нравственное начало, без которого все здание будет построено на песке”. Русский поэт с эстонскими корнями с огромным энтузиазмом стремился преобразовать поэтику русского стиха, отказавшись в свое время не только от размера и рифмы, но и от пунктуации, что вызвало бурю эмоций у тогдашних редакторов толстых журналов: его упорно отказывались печатать. При этом сборник Метса “Осенние прогулки” (1970), стал первым сборником верлибров в нашей новейшей истории. ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ Легко ранить звуком баяна, уголком желтого листа. «Метсу, надо сказать, помогало его происхождение — недаром его первая книга верлибров вышла в Эстонии. То же и в Москве: ему, как “национальному кадру”, было позволено чуть больше, хотя и меньшим тиражом». Метс работал совершенно с другим «языковым» материалом, чем Буковски, его верлибры полны сдержанной лирики, символизма, пейзажных деталей, Арво не стремился шокировать читателя, а скорее стремился показать ему «застывшее мгновение», тихо говоря: «Смотрите». Вешая пеленки на балконе, вдруг останавливаешься, ошеломленный мирозданием. У кончиков пальцев мерцает звезда. Интересно, что в отличие от многих революционно настроенных в то время поэтов, работающих в жанре свободного русского стиха, например, В.Бурича и К.Джангирова, Арво Метс не выступал резко против традиционного русского стиха. Даже в этом проявилась его доброта, понимание «жизни как миссии, как незаметного, но высокого все же подвига», он просто делал свое дело, писал, в своих миниатюрах акцентируя внимание на простоте: После поэтов, не любящих простоты, я хочу - к ее истокам. Хочу домой, где отец - садовник и собирает книги. Мать моя все полнеет И задыхается - будто несет на себе меня, мою поэзию, запутанную жизнь и поиски. Метс часто обращается к абсолютно прозаическим бытовым ситуациям, представляя их совершенно в другом ракурсе: В ЦЕХЕ Хочу увидеть... Только в мыслях можно увидеть, как из металла, солидола и ругани встают гриновские города. Хочу обнять красоту и никак не могу. Между трудом и красотой - десять превращений. У Арво можно встретить верлибры-вопросы. Сколько часов или веков уже стоит в подземном переходе эта старушка с протянутой рукой, оцепенев живым изваянием Горя? В таких, на первый взгляд, простых вопросах чувствуется невысказанная авторская боль за человека и даже за время и страну, в которой он жил. Как много на великой Руси шевелится тихих губ в отчаянии… Когда их услышит Бог? Рискну выразить свою точку зрения на творчество Арво Метса… на мой взгляд, его можно охарактеризовать одним словом − «НЕбезраличие» . В осенних лесах душа так тиха. И слышит свой голос, заглушенный веком. В стихах Метса нет моралистки и стремления навязывать свои идеалы, но есть ценности, которыми автор готов с радостью поделиться с читателем: Копать землю, устав, поднять голову и замереть перед красотой золотой березы — в этом, вероятно, и есть предназначение человека. Знакомьтесь, Арво Метс – тихий лирик и громкий реформатор русского стиха. * * * Безденежный человек ходит по городу. Туманные звезды дрожат на морозе. Безденежный человек - безрукий человек, безногий человек, безглазый человек. В городе зажигаются огни, и все видят – у безденежного человека голубые глаза. Это не помогает. * * * Народ наш - сфинкс многомиллионноголовый... Какие еще тяжести выдюжишь ты на своих плечах? От какой соломинки Лопнет твое терпение? И опять будут реки крови? Больше стихов Арво Метса здесь: При подготовке статьи были использованы материалы из публикации Натальи Метс: С Теплом, Анастасия Марина |