Произведение |
|
Объем: 104 [ строк ]
|
|
|
|
Хит-10. Финал. |
А Паутина памяти (размышления в поезде) Росинка Незрима, невесома и всесильна, Сплетая нити волновых тенет, Опутала Планету Паутина. Раскинул Сеть всемирный Интернет. Загадочна для Космоса картинка, Для звёзд-ярил и ледяных комет: Блестит в тенетах смелая росинка, Живей которой во Вселенной нет. Мы в этой капле – чудом отразились! Песчинки мы, цветочная пыльца – Природою оказанная милость, Не понятая нами до конца. Природа не витает в «виртуале». Она – реальной жизни колыбель… Полями поезд тянется к Рязани. А я строчу – кузнечик-менестрель. За окнами – сады, березки, ёлки, Мелькают апельсины огоньков. И память крутит кадры киноплёнки, И жилка бьётся у седых висков. Дорога эта – мне знакома с детства. Я здесь – Персей, Орфей, а то – Харон. Вот – знак победы, огонёк – для сердца, А там… тупик нежданных похорон. Станция «Отдых»* Открой секрет, авиаград в Жуковском! Ты для меня слиянье двух стихий: Здесь встретился с русалкой черноморской, И для пилотов сочинял стихи. …Юнцом дружил с морскими пацанами. Ласкал курортниц ливадийский бриз. А нам бы – шторма и волны цунами, Её мы оседлали бы на «бис». Девчонка нам прославиться мешала: Могла одна пойти в девятый вал, Русалкою себя воображала, И в «салках» нас топила, задавал. В крутых волнах я мнил себя героем, Отстаивал морского братства честь. Но я узнал, как зыбко мир устроен, И понял, что цена отваге есть. Судьба слагает в повесть эпизоды, За встречами сквозит утраты боль. Соль памяти не тронет эти годы – Скиталец Грэй нашёл свою Ассоль. В характере мужчин – такое свойство: Кто смел, тот добродушен и не груб. Я видел настоящее геройство, Герои неба пригласили в Клуб.* Их в «белый свет» бросала катапульта, То – вой пике, то облака в «петле». У края «взлётки» веришь почему-то, Что небо учит думать о Земле. Рязань, далее везде… Земля Руси! Есенинские дали Питают Гжель, Коломну, Хохлому… Куда бы мы за счастьем не летали, С Россией не расстаться никому. Земляне мы, в талантах властелины! Подскажет ритм колёсный перестук. Послушны клику струны Паутины. Волшебной лампой светит ноутбук… _______ Поезд «Москва – Рязань – Худжанд». 6 мая 2012 г. 1. Станция «Отдых» (ж.д.) – г. Жуковский, в прошлом – закрытый авиаград. 2. Геройский клуб – «Клуб Героев города Жуковского». В его составе более 30 летчиков-испытателей, удостоенных звания Героя. ++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++ Б Автобиографическое ...Из глины, огня и цветастого ситца, Дырявых сандалий, капроновых бантов, С излишком упрямства и горсткой таланта, Меня создавали, чтоб мною гордиться... Чтоб ставить по праздникам на табуретку, Смешную: очки и в зеленке коленки, А я продвигала по-дружески Ленку, Картавую птичку, подружку, поэтку. Наверное, я не вполне получилась, Как буква под черною кляксой на белом, Как детский рисунок, начертанный мелом, На сером асфальте, где ноги и сырость. Как первые рифмы - набат из глаголов, Усиленный юной гордыней и спесью, И в этой глагольно-рифмованной взвеси - И первая рана, и первое горе. Но именно в этих, наивных и робких, Попытках стихов о вселенской печали, Рождалась любовь, а обиды мельчали, Как бусы-стекляшки в заветной коробке. Любовь... И взрывала, и навзничь валила, И жгла, словно солнца паяльная лампа, Живила водой, притворялась баландой... Но как же я счастлива, что опалила… О жизнь, я не буду судиться с тобою! Потери-победы - мне все пригодилось… Но все же надеюсь на высшую милость: Такое наследство тащу за любовью! |
|
|
Дата публикации: 10.05.2012 20:51 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | А. К моему большому сожалению, первый автор, видимо, к финалу "выдохся". Его стихотворение(я) разочаровывает избытком банальностей и неглубокой философичностью. Первая часть вообще показалась образцом буриме, наверное, из-за рифм типа "тенет - Интернет". В целом текст похож на юбилейные вирши, где перечисляются в рифмованной форме все жизненные вехи юбиляра, а в конце тост. Относительно питания Хохломы и Гжели есенинскими далями у меня возникают сомнения. Пожалуй, если бы наоборот, я бы еще как-то согласилась, ибо Есенин - это век 20-й, а Хохлома с Гжелью немного постарше будут. И возвращение к теме интернета и ноутбука вторично разочаровало. Мне жаль, что автор, дошедший до финала, не сумел показать "класс". Б. А вот это стихотворение захлестнуло меня волной эмоциональности, образности, точности картинки. Красивые строфы, красивые слова, наполненные и смыслом, и чувством. Да, я вижу здесь Автора, достойного победы. Немного не дотянул финал, но это не убило ни экспрессию, ни содержательность, ни... да ничего не убило. Все к месту, и стихии ненавязчивы, и цвета сдержанны, и автор виден не картонный, а живой, с его детскими дырявыми сандалиями и глагольными рифмами, от которых жизнь его мало-помалу избавила, приведя к мастерскому владению русской речью. Для меня победа Б сомнений не вызывает. Ива | | Рыцарь А Технически выполнено. Теперь собственно по стихотворению. Узко-профессиональные темы (в данном случае, я про морскую и авиа-составляющую) всегда сложноваты для исполнения. С одной стороны они зачастую на "ура" принимаются людьми, которые в теме (но их мало), с другой стороны могут совсем остаться непонятыми широкой аудиторией. Но зато если получится - то все задохнуться от понимания. Мало кому удается (удавалось) сочетать и специфичность и широту восприятия. Например, гений в этом был Высоцкий (уж не потому ли, что он был актер и это вживание-переживание, с одновременным трезвым взглядом наблюдателя-зрителя со стороны было для него органично). Возможно, секрет в том, что находятся какие-то сути, которые передаются через пронзительно понятные всем мелочи и детали. В данном случае, к сожалению, подобного волшебства не произошло. Чужая жизнь так и осталась чужой, оцененной, но не понятой. Такой стиль или взгляд тоже, кстати, возможен, (как прием) но трогает он меньше. Попытка сделать параллельный миницикл-отражающую росинку в финале цикла достойна восхищения. Если бы получилась. Но на мой взгляд, вышло достаточно сумбурно (хотя в условиях дефицита времени, строк и соблюдении заданий, сделать это было, конечно, трудно). Рыцарь Б Технически выполнено. Опять Стихотворение сложилось. Образы точны и емки. "картавую птичку" - хорошо, и много объяснять не надо, одним штрихом - и облик, и отношение и еще что. "набат из глаголов" - замечательно "обиды мельчали, Как бусы-стекляшки в заветной коробке." - очень зорко Эпилог - черта получился. Лирически-философское раскрытие темы "Из чего-же и з чего же из чего же" получилось на отлично. Однозначная победа Рыцарь А 0 Рыцарь Б 1 Судья Карапетьян | | Хит 10. Рыцарь А. Работа безусловно относится к философскому жанру, но, к сожалению, слово «лирика» в данном случае, будет неуместно. Ибо стилистика, эмоциональная составляющая и все остальное, входящее в понятие «поэтическое мастерство», не понятно по какой причине, просто «вынесены за скобки».Рифма типа «всесильна – паутина», такие «находки как «звезд-ярил?», «апельсины огоньков». Выражения –«могла одна пойти в девятый вал/?/», «оседлали бы на «бис»/?/, или такие строки, как: « Юнцом дружил с морскими пацанами. Ласкал курортниц ливадийский бриз», говорят сами за себя. Все вышеприведенные примеры отличает одно- своеобразная поэтическая «глухота», не позволяющая почувствовать приблизительность и смысловую неточность «оригинальных» образов и сравнений и просто, недопустимую в финальной работе, корявость речи. К примеру, огоньки и апельсины действительно «оранжевые», но сравнение их только по этому фактору весьма некорректно. Ибо, огоньки- это мерцание и яркость небольших точечных вспышек света, а апельсины имеют вполне определенный объем и размер. В другом случае, слово «юнец»-несет в себе некий негативный подтекст и приведенном отрывке текста, может восприниматься только как выражение самоиронии. Кто такие «морские пацаны» , долго думать не приходится. Но в приличном обществе , все же лучше сначала подумать как правильно выразить свои мысли, а потом уже «выдавать на-гора» «свежие» образы и сравнения. Рыцарь Б. Небольшое «автобиграфическое» стихотворение выполнено на очень высоком поэтическом уровне. Много живых характерных деталей, присутствует та строго дозированная доля авторской самоиронии, которая является лучшим средством от самолюбования . Читаешь, и буквально слышишь негромкую мелодию детства, которой пронизаны строфы. Победителем в финальной паре следует признать Рыцаря Б. Судья Аркадий Ляховецкий. | | А Рыцарь представил триптих с интересным названием «Паутина памяти». «Росинка» Хороша аналогия WWW, всемирной web-паутины, c памятью человека, ЛГ, в данном случае. Замечу, что «тенета» имеют и такое написание (у Даля, например), но всё же мне чаще встречалось «тенёта». «Блестит в тенетах смелая росинка, Живей которой во Вселенной нет» - смелое:), однако, заявление. Хорошо бы разделить две первые и две последние строчки пустой строкой, к примеру: « Природа не витает в «виртуале». Она – реальной жизни колыбель… Полями поезд тянется к Рязани. А я строчу – кузнечик-менестрель.» уж очень резкий переход от общего к частному. Впечатлило, пожалуй, только это: « Мелькают апельсины огоньков» - свеженько. И это: « А там… тупик нежданных похорон». . Станция «Отдых». К сожалению, здесь не слишком глубоки мысли, размышления. А те, что есть, несколько лобовые, лозунговые. Такой стиль ещё и «газетным» иногда называют. Пожалуй, только это хорошо: « У края «взлётки» веришь почему-то, Что небо учит думать о Земле». Рязань, далее везде… Опять не совсем удачно. Так что, опираясь на это: «Подскажет ритм колёсный перестук», скажу так: “Жаль, что только ритм и подсказал”. Мне показалось, что в предыдущих турах у этого Рыцаря были более интересные, живые стихотворные строчки. Финальный циклик мне не понравился. ---------------- Б Финальному стихотворению дано название: «Автобиографическое». Затем, наверное, чтобы подсказать, что и все предыдущие стихи были такого же толка. Что ж: в нескольких предыдущих встречается, замечательно описывается дружба с Ленкой. Есть, т.е. были, проникновенные, горячие, взрывные стихи о любви. Честно говоря, некоторые предыдущие мне понравились намного больше, чем это, завершающее. Это показалось и попроще по замыслу, и попроще написанным. «Наверное, я не вполне получилась, Как буква под черною кляксой на белом» - почему та буква непременно не получилась?, Какая любовь, к чему-кому любовь рождалась в первых стихах. Почему бусы мельчали. Это вот хорошо: «Картавую птичку» и « Как первые рифмы - набат из глаголов, Усиленный юной гордыней и спесью»,. Да, набата из глаголов теперь нет. Так, маленько: «валила - опалила», но ещё ж не вечер:) Да и эти “не фонтан”: «белом - мелом», «коленки» за ушки притянуты к «Ленке», «глаголов - горе» - ну-ну!, «тобою – любовью», да и другие некоторые. Жаль, что уже не уровень «Убить дракона», где «Баба Че», не «Лилит», и строчек, которые я бормотала, читая-перечитывая «Ленку»: « Ну, кому же помешала Наша Ленка Купершмидт?» ------------- С небольшим преимуществом Победа Рыцаря Б Галина Пиастро, судья | | A Я понимаю трудности, связанные с выполнением сложного задания в предельно ограниченные сроки. Тем более, непонятна позиция автора, представившего в финал цикл из трех ст/тв - "Росинка", "Станция "Отдых" и "Рязань, далее везде" - Положением предусмотрено ОДНО ст/тв. Кроме того, все стихортворения отличаются высокой степенью пафосности Сплетая нити волновых тенет, Опутала Планету Паутина. Раскинул Сеть всемирный Интернет. Загадочна для Космоса картинка, Для звёзд-ярил (?) и ледяных комет:(?) Блестит в тенетах смелая росинка, Ни в одном словаре (см. ) я не нашел объяснения слова "ТЕНЕТЫ", дважды используемого в этом коротком отрывке. Стихия Земли - "росинки" хорошо отражена в следующем катрене: Мы в этой капле – чудом отразились! Песчинки мы, цветочная пыльца – Природою оказанная милость, Не понятая нами до конца. А дальше - ненужные нагромождения, включающие и отражающие дорогу в Рязань(?) - реверанс в сторону хозяев Портала? Первое ст/тв заканчивается странным утверждением: Вот – знак победы, огонёк – для сердца,(?) А там… тупик нежданных похорон.(?), упоминая в одной строке сразу два условия - слово "побрда" и Стихию огня. Во втором ст/тв автор славит 2 стихии - воды и воздуха, однако допуская явные перегибы: …Юнцом дружил с морскими пацанами.(?) Ласкал курортниц ливадийский бриз. А нам бы – шторма и волны цунами,(Не дай Бог встретиться с цунами - Её мы оседлали бы на «бис»...............Она бы оседлала Вас на "бис") И третье ст/тв, короткое, целиком состоящее из лозунгов, не всегда логически обоснованных: Земля Руси! Есенинские дали Питают Гжель, Коломну, Хохлому… (может, наоборот питание-то?) Куда бы мы за счастьем не летали, С Россией не расстаться никому. (В душе?) Земляне мы, в талантах властелины! Подскажет ритм колёсный перестук. (лишняя фраза) Послушны клику струны Паутины. Волшебной лампой светит ноутбук (Фразы не для окончания финального стихотворения) Б Это стихотворение удивительно точно обобщает весь автобиографический цикл. В нем (ст/тв) прекрасно показаны и детские образы: Меня создавали, чтоб мною гордиться... Чтоб ставить по праздникам на табуретку,(!) Смешную: очки и в зеленке коленки, (!) А я продвигала по-дружески Ленку, Картавую птичку, подружку, поэтку.(!!) Наверное, я не вполне получилась, Как буква под черною кляксой на белом,(!) Как детский рисунок, начертанный мелом,(!) На сером асфальте, где ноги и сырость.(!!) Какие блестящие краткие характеристики образов! И дальше, на тему о "взрослой " любви: Любовь... И взрывала, и навзничь валила, И жгла, словно солнца паяльная лампа, Живила водой, притворялась баландой... Но как же я счастлива, что опалила… В текст стихов умело вплетены упоминания о трех стихиях - Земли, Огня и Воды. К сожалению, я не машел (а может - не разглядел) упоминания о стихии Воздуха, неба. А ведь достаточно уточнить строку: Но все же надеюсь на НЕБА Я (высшую) милость: ПОБЕДУ в ФИНАЛЕ отдаю Рыцарю(ше) Б Судья Э.К. | | Кто с русским языком на ты, Шукать не станет "ТенетЫ". Тенёта, или там тенета? Да хоть у Даля есть про это... |
|
| | Рыцарь А Ну, накинулись, бедный рыцарь. А мне понравилось все равно. Да, работа менее эмоциональна, чем у соперницы, тема не подразумевает бурного выплеска эмоций. Любовь всегда более выигрышна, как тематика, потому как она волновала и волнует всех (это не в укор великолепному циклу Поэтки, ни в коем случае!). Просто очень хочется отметить техничность автора 1А, глобальность мышления. От малого к большому. От частного к общему. Мне всегда нравилось, когда человек может связать это воедино. Что зацепило: Мы в этой капле – чудом отразились! Песчинки мы, цветочная пыльца – Природою оказанная милость, Не понятая нами до конца – вот именно, не понятая до конца! У края «взлётки» веришь почему-то, Что небо учит думать о Земле Земляне мы, в талантах властелины! Подскажет ритм колёсный перестук. Послушны клику струны Паутины. Волшебной лампой светит ноутбук… - в яблочко. Не нашла я ни пафосности, ни чего-то на нее похожего. Вторая часть слабее, жаль, не хватило в ней изюминки, но тоже не так плоха. Мое уважение автору и пожелание не расстраиваться, потому что его уровень мастерства высок, и в этом нет сомнения. 1Б Не буду повторять предыдущие высказывания судей. Талантливо. 0-1 Судья Яворская | | А Хорошо выполненная работа. И хоть я не люблю стихи про интернет, хочется пожать автору руку, вышло довольно-таки неплохо и не банально. А дорогу я наоборот люблю, так что и дважды руку пожать не лишне. :) Перестук колёс на самом деле умиротворяет, может поэтому стихам немножко не хватило огонька?... А ведь есть огоньки в тексте, целые апельсины огоньков. Очень удачный образ, кстати. Из окна поезда, на скорости - как раз так они и выглядят, чуть смазанными и расплывчатыми. Вот и третий повод пожать руку. За наблюдательность. Нет, на самом деле неплохой текст, но на мой взгляд немножко затянут, особенно во второй части. Поменьше бы общих мест и было бы совсем здорово. Б Сразу скажу, от этого рыцаря ожидал в финале большего. Вот правда, верилось мне, что так и будет. Очень уж хороши были предыдущие работы. А в этом тексте и образность на порядок ниже и и мест с неожиданными связками понятий не нашёл... К тому же стихи о стихах я тоже не люблю. Как всегда царапнула инверсия, в данном случае это - "солнца паяльной лампой". Не совсем понятым осталось предложение о том, как любовь притворялась баландой. Почему притворялась? Начало замечательное. Финал не удивил. Эх, вон как поругался на хорошее вообщем-то стихотворение. :) И всё-таки я за лирику. И за общие заслуги доблестного рыцаря-лирика в этом конкурсе. 0:1 Судья Евгений Хоренко. | | Высказываться после мэтров - народ тешить... Однако несколько слов всё-таки скажу: - Рыцарь "А" довольно удачно поразмышлял под стук колёс: философская лирика получилась. Правда, несколько затянуто. Вторая часть работы вообще разочаровала огульными рассуждениями про штормы, волны, девятый вал и цунами вперемежку с прыткой девчонкой... - Рыцарь "Б" пошёл по проторённой дорожке: про любовь - оно вернее... Повторяться тоже не буду: моими коллегами всё достаточно подробно проанализировано. Финальная работа оказалась слабее предыдущих. Видно - выдохлись уважаемые рыцари! С небольшим преимуществом победа Рыцаря "Б". Судья - Сергей Гамаюнов (Черкесский) | | Атос - Поэтка Поэтка - единогласно. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |