Второе Письмо пишущим Авторам (Писателям и Критикам). … Обратилась ко мне, знакомая и уважаемая мной, Мила Пельцева с просьбой написать статью для наших Новых Авторов (в проект «Фонд Содействия»). Написать что-нибудь от мастера… (и, возможно, даже мэтра)… поделиться опытом… И всё такое… Задумался… Да, крепко я задумался! Свои произведения мне очень нравятся… минут пять после завершения работы… написания «окончательного», как кажется в эти редкие минуты. Проходят эти пять минут «мастерства» и хочется опять править, изменять и улучшать текст… Пять минут – мастер, а затем опять месяцы и годы терзаний? Что ж – поделюсь этим с Новыми. Я не злой человек, чтобы прикрыть трясину «творчества» красивыми листочками бумаги… Абы кто польстился, вступил на «красивый, вдохновенный» путь и… И провалился безвозвратно! А мы, «мастера-лягушки», (кто уже, барахтаньем своим испуганным, кочки взбили под ногами и не тонем) мы бы громко потешались над несчастными «творцами» очередными… Нет, как есть – так и напишу. Может быть, кого-то и спасу… Вот так, братцы-сестры Новые пишущие, и есть на самом деле: пять минут счастья – и… и только! И не самое страшное – томления в поиске темы, формы и работе над текстом… Нет, есть еще и «критики» (или крЕтики? От слова – кретины?)! …У меня в одном романе есть персонаж – Хренотень. Ходит он, бродит и «посылает» всех-всех далеко-далеко… А со сколькими хренотеньевыми родственниками, наяву, столкнулся я за годы «жизни в творчестве»! Мама родная, что только не писали мне «крЕтики»! Один хренотеньев брат уписался до того, что потребовал убрать и следы моего рассказа («Бог – книга Будущего») из Интернета, а бумажные копии сжечь и съесть, ИБО Я, НЕРАЗУМНЫЙ, «РАСКРЫЛ ТАИНСТВО ВЫСШЕГО УРОВНЯ, КОТОРОЕ УНИЧТОЖИТ НЕПОДГОТОВЛЕННЫХ И НЕПОСВЯЩЕННЫХ ЛЮДЕЙ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ»!!! Вот так – ультиматум, практически матом, мне поставил «посвященный» этот кре…тик. Оно вам надо, Новые, ТАКОЕ, коли это, действительно, самое настоящее «оно»? А затем я подумал о «мэтре»… И понял, что это принижение лично меня! Я, любезные, вовсе не, как вы изволили сказать, «мэтр»… Я «мэтр» семьдесят шесть сантиметров. И ни миллиметра меньше! И это даже без кепки. И это я говорю вам… А кому я это говорю? Пишущим. «Контора пишет!» Пишут и пишут – пишут и пишут! Видел интервью известной литературной деятельницы, критика и главного редактора «толстого» журнала: «Пишут и пишут…Хоть бы не присылали… Но присылают и присылают! Графоманы-изверги замучили!» Но и ЛитДеятели не простые жертвы – в ответ графоманам насылают свои опусы-баррикады… Ах, сколько умилительных и «пользительных» статей нагромоздили-воздвигли: «Как написать рассказ?», и, даже, «Как написать рассказ-бестселлер!»… Да что мелочиться, есть и статьи глобального масштаба: «Как за рассказ получить Нобелевку!»… И учат, и поучают, и переучивают на свой лад… С барского стола Творца – неумехам-графоманам-рукоблудам… Прочитаешь эдакую «азбуку творчества» и… И, действительно, писать не хочется. Скучнейшее, оказывается, это занятие! (Как кубики детские складывать: идея внизу, на неё железный кубик-план, а далее - само идет…) Посему, вспомните завет, гения на все случаи жизни, Черномырдина: «У кого руки чешутся — чешите в другом месте!» Если перевести на русский язык и в контексте писательства, то выйдет: «Когда чешется – чешите, но не пишите». «Понаписали тут!» Но, увы, всё равно пишут… Поэтому мобилизованные крЕтики, с героическими лицами, говорят друг другу: «Встретимся на баррикадах, товарищ! Они не пройдут в Литературу!» Но полчища графоманов прут и прут! Их не «пущают» в двери и окна Храма Литературы, а они, канальи, через Интернет влезают… Ах, проклятый, ненавистный Интернет с его идиотским и простодырым гостеприимством! Тонны яда вылили крЕтики на этот виртуальный монстр-Мирище, а Он живехонек! Назло и на горе не «пущающих». Ну, в самом деле, когда и где это было в России, чтобы на Входе не сидел начальник? (Бедный Юлий Цезарь! У нас он бы за все заплатил: и за «прийти»; и за «увидеть»; и, особо, за «победить»… А затем и не вышел бы, просто, без барской резолюции…) Товарищи пишущие, как это вы без поклона и смазывания петель двери чиновничьей? На святые принципы основополагающие положили опусы свои? Ничего, крЕтики и на Интернет своего начальника посадят! Дайте только срок! Ну, а вы, разрушители-писаки, и до срока, реального, дотолкаетесь– добузите! «Вас здеся не стояло!» Но толкутся и толкутся у запертых дверей-баррикад: издательств, редакций, конкурсов и… И, не дотягиваясь до не «пущающих», (а чаще и не видя их) всю невостребованную силушку и всё наплеванное в душеньку, да выбабахивают с коллоидно-андроидной дурью на ближнего, тесно прижатого… Ох, и лупят до хруста души братьев-сестер писателей! Ах, и давят-месят до болотного хлюпанья друг друга – в кровь и в сопли-слезы! Ну, и замечательно, и чудненько! Заняты все, и не до «творчества», не до писанины! Да и на что писать-то? Даже у героев-бойцов на третий день рука писать бы устала! Не кушамши-то! А на литературу в России не проживешь, а то, на что проживешь – это назвать Литературой язык не поворачивается! Значит – днем за кусок хлеба, а вечером и ночью - за «разумное, доброе и вечное»? Но, а как же семья? Вечером же – детишки… А ночью же – жена… Да, же-жена! А в театр сходить (а кому-то: кино, вино, домино…) и далее по списку… до девушек? (Ах, девушки пригожие – на музы все похожие!) Где ж время-то взять на всё-всё-всё? Жизнь одна… И Время идет только в одну сторону… Вот и добрались до сути, до корня проблем… А вот и водораздел, вот и краеугольный камень, вот и фундамент… И в чем же основа беды? В нашем неразумном писательстве, и надо ли оно нам? А мне все-таки кажется, что не в писательстве… ГЛАВНОЕ: «НЕ НАВРЕДИ!» Не навреди себе! Не навреди людям! Не навреди себе! Да, когда основательно пишешь – многое отбрасываешь, а многое само мимо, мимолетно и не заметно… Жизнь проходит, а ради чего? «Ради нескольких строчек в газете…» и в книге? А у нас часто бывает так, что и за всю жизнь Писатель (да, настоящий Писатель, с большой буквы) НИЧЕГО так и не успевал СВОЕГО увидеть: ни в книге, ни в газете… И что? Жизнь его прошла без смысла? А главный смысл, конечно, не в публикации. Смысл в жизни есть, если занимаешься своим делом. Да, если и родился для писательства, и стал писателем. Вот это и оправдывает всё (кроме подлости, конечно, и злонамеренности в «творчестве»), вот это и есть - «не навреди себе»! (Даже если писательство – это истинно Ваш Путь, без этого, конечно, можно жить, но…Но личного счастья не будет! А без счастья – это не жизнь, а один вред и себе, и людям). Не навреди людям! Очень это важно – не навредить. Слово настоящего писателя – это мощное оружие! А оружием можно: и помочь людям, и навредить! И выбор всегда у писателя есть… Отдельный разговор о критиках. Если он помогает писателю – это критик, человек творческой профессии, профессии нужной и важной для писателя. Критик - в первую очередь ищет авторскую суть, а в сути – новое и индивидуальное. КрЕтик – старательно отсеивает по малейшему формальному признаку и вредит. Да, если вредит – это крЕтик. КрЕтики воображают себя санитарами Литературы и не просто вредят, а полную «санацию» проводят и «зачистки». Причем, сначала затаскивают писателя в свой «творческий сортир» и уже там «мочат-топят» (понятно, в своем, родном…) И если в суть их посмотреть, то крЕтики – просто чиновники от литературы, да, именно те – «не пущающие». КрЕтики не «пущают», потому как не хватает ума постичь и охватить всё, что рождается писателями, и не успевают мзду собрать со всего потока. (Есть и разновидность крЕтиков – это те, которые всё понимают, но выполняют Установки Свыше и режут все, что не нужно для этих Установок. Вот этих крЕтиков называют – «нужники».) И вся деятельность эти господ сводится к чему? Поток написанного уменьшить, и принизить до понятного (или нужного) им уровня! И наддавать тем, кто высунулся – остальные головы сами втянут, и пусть руку вверх – руку дающую, приветствующую и подписывающую то, что подставят. И, писака, не надо – от сердца, не надо от Души… Надо – лишь то, что нужно! Вот поэтому крЕтики – это оружие массового поражения Душ. Душ – писателей, а затем и читателей. И еще не навреди – это значит, не ломать индивидуальность в себе и других. Эту индивидуальность дает Бог (или Природа), а человек развивает, но ломать право не имеет. Но, и ломают и вредят! Ох, и вредят! И имя этим вредителям – Легион! Этот Легион крЕтиков – слит в одно целое, и нет в этом монолите того, на ком мог бы взгляд остановиться. Так как, борьба ведется с индивидуальностью, как в рядах этого Легиона, так и вне стройных колонн крЕтиков. И на флаге этого Легиона начертано было, на белом фоне, ой, как много красивых, добрых и правильных лозунгов… Но, столкнувшись с крЕтиками, приглядевшись к их реальным делам, понимаешь, что лозунги на флаге давно забрызганы писательской кровью. А на крови этой явственно проступает, черным цветом, крЕтический лозунг сегодняшнего дня: «Банальность и «развлекальность»!» Вот это «пущают»! Только, для совершения подмены понятий: - банальность (например, прямой мат и извращенность всяческую, ради показа и смакования самой извращенности и мата и… и больше не для чего) называют – «новизной» и «естественностью»; - а бездумную и безмерную «развлекальность» (это, хорошее дело – потеха, но все ж ей место – после дела, и – час, а не с утра и до… утра) – не моргнув, преподносят – как «наше всё»! Никто же из крЕтиков открыто не стоит за Дьяволом, никто открыто не насылает зло на людей. Нет, всё скрывается за подменой добра – злом. Подменой очень тонкой и хитрой. Именно отсюда попытки принижения Литературы, и уничижения писателей - в графоманы Когда крадут, всегда стараются принизить потерпевшую сторону. Дескать, сами виноваты, дескать, что ж их уродов жалеть – не заслужили… А у Литературы многое крадут. Вырывают из писательского контекста образы, крылатые фразы и, приспосабливая под свои идеологические нужды, подменяют смысл. Прав ли я, что охарактеризовал многотрудные усилия крЕтиков всех мастей по остановке свободного движения литературных текстов, как крик: «Понаписали тут!»? Прав ли я, что сравнил этот надрывно-истерический крик с криком других: «Понаехали тут!»? Судить вам, но я уверен, что это одной хамской и противо-человеческой природы… И я уверен, что оба крика из одной общей глотки многочисленной и сплоченной армии тех, кто из грязи, да в само-воображаемые «князи»… Чем же отвечать всей этой армии? Ругаться? Нет, писатель может ответить только одним – своим произведением. Но до произведения еще годы труда и… и учебы. Учеба? Это не правда, что мы не учимся. Мы учились и учимся на лучших образцах классической и современной Литературы. Вот почему для меня «мастер» – это имя собственное. Да, именно, Мастер – это Он, от Михаила Афанасьевича Булгакова. И я никогда не назову себя – мастером. Хоть с большой, хоть с малой буквы. Потому что, имя уже присвоено, и звучит очень гордо! И Мастер – это не один человек-образ, это: - всё-зло-сокрушающая Мощь, - вдохновляющая на добро Сила, - и душе-раскрывающая и лечащая души Любовь – - всех-всех тех мастеров слова и дела, кто за свою жизнь успел нам оставить, то самое и искомое, «разумное, доброе и вечное»! Кто успел сказать СВОЁ слово и сделать СВОЁ дело в борьбе со злом! Да, борьба эта кажется уже абстрактной, какой-то далекой от действительности, но… Но то, что Зло еще не победило – это и есть результат борьбы тех, кто боролся и борется! И еще мы учимся у Критиков и Литературоведов. Всех честных исследователей и историков вселенной под названием Литература. Главная задача критика – чтобы не затерялось в потоке то новое, что сумел уловить, открыть и точно-убедительно передать в мир писатель. Вот это мы, писатели, и должны изучать, чтобы не повторяться, чтобы успеть свое найти и передать другим людям. Да, надо учиться, но как? И как затем: от знания – к делу? Суть методологии обучения древних философов был: «Думай сам!» Для писателя – это: «Сам ищи, сам думай – сам пиши!» Писательство – это своеобразный метод познания мира. И этот метод ближе к вере, чем к науке. Писателю его метод позволяет давать: не строгие доказательства сути явлений мира и человека, а давать доказательства, основанные на вере. На вере читателя в образы, которые ему подготавливает для восприятия своими методами передачи и воздействия писатель. А без учебы и работы писатель просто не сможет выразить и передать читателю то, что приходит через его душу. Но почему пишут многие, и многие пытаются учиться и работать, а достойный результат получается не всегда и не у всех? Потому что писательству невозможно, в буквальном понимании этого слова, научить. Ремеслу научить можно, но писательство – это не только и не столько ремесло. В писательстве главное – это наличие таланта и обретение связи с душой, и развитие этой связи и развитие своей души. А душа – это наша связь с Вечностью и Бесконечностью (или с Богом). Ну, вот и до Бога добрались… ВДОХНОВЕНИЕ? Всё вышеуказанное становится уже второстепенным, когда приходит Вдохновение. Да, то, что не понятно откуда, но приходит. И Вдохновение вдруг оживляет тусклый и тяжело вымученный текст, уносит нас от затхлости «жизни»… Дает крылья? Знаете… О, если знаете, что же это такое – Вдохновение, то Вы всё знаете! И ощущения от Вдохновения не передать людям, кто его не испытывал! Вот это наша писательская тайна, наше откровение, наше истинное счастье, ради которого и терпим муки «творчества». Это наша душевная связь с Богом (или Природой). И вы, хотите – верьте, а хотите - нет, но я верю, что все писательские труды не пропадают. Они уходят в Мировой Эфир (или к Богу?) и, взаимодействуя с накопленной вселенной информации, влияют на общее, на то, что формирует законы существования всего, в первую очередь жизни людей. И во Вдохновении мы подходим очень-очень близко и к мастерам… Имя собственное! Имя Мастер звучит гордо! А как звучат наши имена? Может быть, действительно, все мы (как считают нас крЕтики) – просто масса графоманов? Так есть ли у нас имена собственные? Есть, конечно, есть! Так как есть те произведения, за которые не стыдно, которые написал по Вдохновению, на пределе сегодняшних сил, сегодняшнего развития таланта, сегодняшнего развития связи с Душой. Новые или хорошо забытые Старые? Эту статью меня попросили написать для «новых» писателей… А есть ли такое деление? Новые? Старые? Дело в том, что истинный писатель – это человек всегда смотрящий вперед! Новое, новое, новое! Писатель – это человек, который всегда в движении на дистанции забега под названием «Жизнь». Писатель – всегда в движении на пределе его сиюминутных сил и возможностей… И вот если на финишной ленте этого забега-жизни будет написано: «Человек и писатель!», это и есть настоящий итог. Посему, все мы - Новые писатели. Да, другого нет: или Новые, или не писатели вовсе. Так как писательство – это не профессия, это состояние души. Если Душа твоя в состоянии писательства – ты писатель в данный момент. И писатель в данный момент – Новый. Потому что ни Литература старой не бывает, ни Писатели не бывают устаревшими. Если – устарело, то это уже, в лучшем случае, история. Душевный разговор… Вот, уже и поговорили? А с кем? Разговор был с братьями-сестрами писателями? Кто же мы друг другу? Товарищи по несчастью, или, наоборот, по счастью? Счастье или нет – вдруг захотеть писать – сесть и начать это безнадежное дело? И о чем был разговор? Просто поболтали? А о чем люди разговаривают в дружеской беседе? Все поголовно ищут и находят великие откровения? Нет, конечно. Но что-то находят все! Это дружеская поддержка, совет, тепло и добро, без которого нормальному человеку жить тяжко в одиночестве! А Судьба писательская, по сути – одиночество: в постоянных раздумьях и поиске чего-то, что никто не может тебе подсказать. А Судьба писательская не легка, и ставка в писательстве высока – наша жизнь. И выше жизни ставка бывает – это только Душа. Вот мы и ставим на эту высочайшую для нас ставку, так как в истинном писательстве трудится Душа. И, в конце концов, выигрываем или проигрываем мы - нашу Душу! И поверьте, не из-за того, что боюсь Бога, я не называю себя «творец», «творческий работник»… И никогда не говорю, что я «в творчестве», «творю»… Бога я не боюсь, а уважаю и люблю! И понимаю, что сравнивать себя с истинным Творцом Вселенной – это быть, даже не крЕтиком, а просто кретином! Я себя называю - Автор. И верю, что это гордое слово и высокое звание. С искренним уважением, Ваш Автор, Павел Отставнов. |