Здесь можно жить, забыв про календарь, И пить свой бром, не выходя наружу, И в зеркало глядеться, как фонарь Глядится в высыхающую лужу. Вспомнила эти строки Бродского, написала, а потом заглянула посмотреть, не переврала ли. Нет, не переврала. Я не могу сказать, что я страстная поклонница его стихов. Но ЭТО я просто обожаю. Понимаю, что слово «обожаю» в разговоре о его стихах так же неуместно, как неуместен розовый шелковый бант на ширинке у солдата. «Обожать» можно дамские романы, где героини роняют жемчужные слезы на персиковые груди, томно дышат и нежно стонут. Мои отношения с Бродским и проще и сложнее обожания. Я наслаждаюсь этой ироничной картинкой, написанной так легко, так зримо и так ярко. Осенний вечер в скромном городке, Гордящемся присутствием на карте, (топограф был, наверное, в азарте иль с дочкою судьи накоротке). Я очень живо представляю себе этот сонный городишко, где телевизор – самое большое развлечение, где сплетни обретают твердость фактов, а мнения облечены в одежды истин, где монотонность жизни не угнетает, не убивает, а расслабляет, как прокисшее молоко. Здесь есть кино, салуны, за углом одно кафе с опущенною шторой, кирпичный банк с распластанным орлом и церковь, о наличии которой и ею расставляемых сетей, когда б не рядом с почтой, позабыли. И если б здесь не делали детей, то пастор бы крестил автомобили. И самое удивительное для меня, что с каждым годом мне все больше и больше нравится этот городок. И легкая ирония, которая поначалу казалась острым перчиком, просыпанным на строки, теперь, по прошествии лет, воспринимается уже иначе. Как желтая пыльца на полированном столе, опавшая с завядшего букета. Здесь буйствуют кузнечики в тиши. В шесть вечера, как вследствии атомной войны, уже не встретишь ни души. Луна вплывает, вписываясь в темный квадрат окна, что твой Экклезиаст. В чем же дело? В кузнечиках, по которым тоскует озверевшая от городского шума и сутолоки душа? Или может, в тишине, которую так иногда хочется послушать. А может, просто наступает в жизни человека такой момент, когда он должен прислушаться к тому, что происходит в нем, заглянуть в себя и тихо ужаснуться. И заплакать о себе потерянном. И ощутить в себе мерзлое, стылое дыхание смерти. И бежать, бежать без оглядки от прежней жизни, от привычного вранья всем и себе, бежать, куда глаза глядят. И тогда сонные тихие городки тянут к себе до дрожи, до истомы, как водка тянет старого пьяницу. Здесь снится вам не женщина в трико, а собственный ваш адрес на конверте. Здесь утром, видя скисшим молоко, молочник узнает о вашей смерти. Здесь можно жить, забыв про календарь, И пить свой бром, не выходя наружу, И в зеркало глядеться, как фонарь Глядится в высыхающую лужу. Может, в этой сонной монотонности бытия и есть смысл жизни? |