Сейчас и представить трудно, что были времена, когда детство, как период в жизни человека, отсутствовало. И не потому что не было детей, а потому что не было такого социального понятия, а самих детей называли «маленькими людьми». И только в XVI веке произошло открытие, ничуть не уступавшее географическим и научным, - было открыто детство. Появился интерес к ребенку, специфическая детская одежда, обувь, книги, игрушки и многое другое. Но ведь до всех этих свершений маленькие люди как-то жили! Да, сильные выживали, слабые умирали. Острого горя данный факт у родителей не вызывал. Не до сентиментальностей было – бог дал, бог взял. Семьи состояли из 15-20 человек. У средневековой женщины не хватило бы физических сил смотреть и ухаживать за всеми своими чадами. Росли сами по себе. Носили ту же одежду, что и взрослые, только меньше размером, умирали от болезней, тонули в реках и гибли по недоразумению. В семь лет маленькие люди получали официальный статус взрослого. Тому было две причины. Первая, они уже могли говорить. Вторая, умели отличать плохое от доброго. Такой порог начала взрослой жизни установила церковь. Маленькие мужчины и маленькие женщины выходили на первую работу, в поле, как правило, она становилась и последней. Жили в небольшой комнате с маленьким и узким окном. Это было не случайным, жилище рассматривалось не как дом, а как необходимый ночлег между работами. Да и каким оно могло быть? Четыре стены, выложенные из камня или глины, никаких тебе гостиных, спален. Все просто и примитивно. А чтобы просторы полей не начали наводить на мысль о свободе и роскоши, жилище было маленьким, тесным, подавляющим всякие благие мечты и фантазии. Так власть имущие проявляли заботу о своих крестьянах. Безусловно, дети купцов, банкиров, феодалов имели другое детство. Они жили в замках, у них была разнообразная еда, одежда, мальчики могли посещать школу и университеты. И, тем не менее, скороспелость взросления была обусловлена всеобщей безграмотностью. Надо сказать, что средневековое образование не учитывало возрастных и психических различий детей и подростков. В те времена об этом ничего не знали. А маленьких женщин стремились как можно быстрее выдать замуж. Девочки- матери – норма средневекового общества. Маленький человек, которому не повезло родиться в семье купца или феодала, просыпался с первыми лучами солнца, спать ложился с наступлением сумерек. Электричества тогда еще не придумали, а свечи были дорогими. Летом, рабочий день был длиннее, зимой – короче. Итак, из месяца в месяц, из года в год. Десять, двадцать, тридцать лет – и смерть. В чем же тогда заключалась функция родителей? Отца – зачать, матери – родить. Все остальные проблемы решались маленьким человеком самостоятельно. Например, детей никто не приучал к горшку, сексуальные забавы взрослых всегда были на виду, основная и главная игрушка - половые органы. Что чувствовал маленький человек, чем жил, чего боялся, о чем мечтал? Каким виделся ему мир, люди, родители? Все это так и останется тайной за семью печатями. Пассивность и интровертированность средневекового общества уходит корнями в первые семь лет жизни ребенка. Забитая, тупая, не умеющая читать, писать, думать серая безликая масса, опутанная равнодушием к детям и себе подобным. В мире должны были произойти значительные перемены, чтобы взрослые, которые тоже когда-то были маленькими, заинтересовались своими детьми и их уникальным миром. Отчет начинается с живописи, когда появляются изображения умерших детей из знатных и королевских семей и убитых горем их родителей. Эпоха Возрождения подарила человечеству не только человека, но и детство. |