Произведение |
|
Объем: 46 [ строк ]
|
|
|
|
ЛЕГЕНДА |
И собрал Евпатий Коловрат дружину малую, пахарей, меча не державших, и погнался вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и напали на станы батыевы, и полегли, земли своей не посрамив. Летопись. Закат, и церковь Покрова В крови по кровлю, и трава Горячим ветром перевита. Шеломов алая стена, И у степного скакуна Окровавленные копыта. Как эту память пережить? Стрела батыева струною Звенит, как будто надо мною Не уставая ворожить. Чужое время гонит нас, Не принимает поле брани, Иные пахари телами Его прикроют в горький час. Их пашня… Вытопчут ее, Здесь если и взойдет – железо. А солнце падает за лесом, Как юный воин на копье. В тугой кулак не сжать руки И от земли не оторваться… Над ними скакуны промчатся, Раскосые, как седоки. У этих воинов права На бешенство, на боль и веру. Заря тринадцатого века Окрасит церковь покрова. Они лежат, укрыты сном, И в этом сне увидят снова, Что будет Поле Куликово Полтава и Бородино, Что вспять покатится набег, Разлившись, Нерль омоет раны, И кровь их унесет в желанный, В иной, непобежденный век. Ворвется в летопись и стих, Вонзится памятью о них, О бешенстве, любви и боли. Сквозь их мечи растет трава, У светлой церкви Покрова, На древнем, как легенда, поле. |
|
|
Дата публикации: 12.07.2009 23:38 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Яков, прекрасно! И аллюзийный ряд чудесный. Мне кажется, вот так и надо писать о нашей старине. Современным поэтическим языком. Без стилизаций под плач и былины, что делают многие в данном конкурсе. Но это мое частное мнение. В свое время, как и Вам, это здорово удавалось Самойлову, Высоцкому и др. Мои поздравления. | | Благодарю. Этот стих - того периода, когда я много читал летописей в оригинале, и особенно - Владимиро- Суздальской Руси. Но подражать языку не тянуло, это тупиковый и бесполезный путь. Однако меня все же зовут - Ян, а не Яков, хотя это и не важно. |
|
| | Ян, ну пардон великий. Я же уже писал Вам и мы общались. А "Яков" получился, видать, от эмоций, вызванный Вашим стихотворением. :) Еще раз мои поздравления. Успехов и удачи. | | Да пустяки, Илья, спасибо Вам. |
|
| | Сильно. Особенно в том месте, где про Полтаву и Бородино. | | Благодарю, Вячеслав. Имя у Вас какое, княжеское... "Вячеслав, Князь Переяславский, спешил в Киев быть наследником Ярополковым, и Митрополит, провождаемый народом, встретил его..." Это Карамзин, кажется... |
|
| | Уважаемый Ян! Яркость, образность несомненны. Прекрасный слог. Патриотизм - красной строкой. Сама тема трагедии земли русской периода завоевания монголо-татарами всегда вызывает много чувств. Вместе с тем я, как историк. хочу уточнить несколько нюансов. 1. Произведение названо " Легенда". О ком? Если о Евпатии, то о нем нет ни строчки. Если о защитниках Владимиро-Суздальской земли, то это - реальные события. 2.Откуда взяты сведения : " Закат, и церковь Покрова в крови по кровлю..."? Читаем у Сергея Голицына: "После убийства Андрея церковь долго стояла заброшенной...Деревень вблизи не было, молиться сюда никто не приходил". 3." Они лежат, укрыты сном, и в этом сне увидят снова/почему снова?/, что будет поле Куликово, Полтава и Бородино, что вспять покатится набег". Если речь идет о монголо-татарах, как связать их с Полтавой и Бородино? 4." Сквозь их мечи растет трава у светлой церкви Покрова " - почему здесь, ведь отряд Коловрата пал в Суздальской земле? 5." Разлившись, Нерль омоет раны..." Это после того, как набег покатился вспять, как минимум, в 1380 году/то есть через 142 года/. У кого - раны? Ян, я понимаю. что это литературное произведение, но оно еще и историческое, поэтому никаких неточностей не допускает. Извините за столь подробное рассмотрение. но историки - люди дотошные. Я не хочу вас обидеть, а лишь помочь осмыслить. | | Благодарю, Лариса! Вы совершенно правы (я тоже историк, хотя и искусств), но и я, думаю, прав. Пространство мифа, а в нем я существую, как Вы могли заметить, если читали мои другие стихи, допускает предположение, домысливание, и исключает учительское буквоедство, уж извините. Эти стихи в свое время читали очень серьезные историки, и никому подобные замечания в голову не пришли. | | Уважаемый Ян! Вы по-своему отразил представление о течении времени. Однако, если это касается исторического пласта, то тут огрехи вряд ли допустимы. Это - не буквоедство, а простая логика. Тем не менее, желаю вам удачи и прошу не обижаться. Всего доброго. | | Кстати, церковь Покрова на Нерли - как раз в земле Суздальской... И при раскопках в пойме реки Нерль находили множество оружия и доспехов, в том числе ордынских. | | Из энциклопедического словаря: "Покрова на Нерли, во Владимирской обл., близ Боголюбова, памятник архитектуры владимиро-суздальскойшколы.." Из воспоминаний И.Е. Грабаря: "Церковь Покрова на Нерли близ Владимира..." В Киевской Руси это территория Владимиро-Суздальского княжества, но не в Суздале. | | "Земля суздальская" - это как раз территория княжества, а не самого Суздаля. Странные у Вас представления, госпожа историк. Впрочем, препираться с Вами по пустякам мне надоело. | | Другого ответа и быть не может. Удачи! Путать города, хотя бы и в одном княжестве- не очень хорошо... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |