Три отморозка - лет семнадцати - на автобусной остановке избивали немолодого мужчину. Повалили на землю и ногами - по лицу, по почкам. Три часа дня. Полно людей. Все стояли и НАБЛЮДАЛИ. Мужчины, вполне здоровые, не инвалиды, женщины, молодежь. Даже выстроились вроде как полукругом, чтобы удобней было, и смотрели. Подъехал автобус. Люди в автобусе достали телефоны и стали фотографировать избиение. Ну, прямо туристы на экстрим-маршруте. И никто, ни одна душа, НЕ ПОЖАЛЕЛА человека. Только одна девчушка догадалась набрать 02 и вызвать милицию. Она мне и рассказала эту историю. Возмущалась, хваталась за сердце. Она потом подошла к одному из мужчин и спросила, почему он, такой здоровый и сильный, не вступился. А тот спокойно объяснил, что ему не нужны неприятности. Думаю, каждый может рассказать подобную историю свидетелем которой был он сам, или читал, или видел в новостях. И знаете, о чем я думаю, в связи с этой мерзкой историей и сотнями подобных историй, творящихся на наших глазах, при нашем молчаливом попустительстве? Увы, всем нам! Мы все стали свидетелями самого грустного поражения нашего времени. Куда там футбольным страдальцам с их страстями по несостоявшимся победам наших футболистов. Это поражение гораздо серьезней по последствиям. Кто бы мог подумать, что в России, которая по образному выражению Достоевского, вышла из гоголевской «Шинели», которую именно Гоголь научил сострадать маленькому, беззащитному человеку – что именно в этой России 200 лет спустя Николай Васильевич потерпит сокрушительное поражение. Ну, кто эти люди на остановке, молчаливо взирающие на то, как убивают человека. На их глазах убивают?! Мертвые души. Они, эти люди с остановки, наверное, тоже в свое время изучали Гоголя в школе. И даже какие-то оценки получали... Сейчас все, кто так или иначе имеет отношение к школе, озабочены сдачей единого государственного экзамена. Литературу, кстати, в прошлом году из списка обязательных для сдачи предметов убрали. Уж не знаю, чем руководствовались чиновники от образования, принимая такое решение. Может, их тоже подспудно смущало, что тестовый подход к проверке знаний по литературе более похож на препарирование трупа в анатомичке, чем на живое общение с живым предметом. Ну, в самом деле, разве так уж важно знать, в каком порядке, к примеру, расположены повести в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»? Или узнавать по описанию внешности того или иного героя романа? Ну что может дать такая проверка знаний? Только примитивное знание текста. А все остальное, что собственно, и делает литературу уникальным, неповторимым предметом среди других школьных предметов, все это остается за пределами внимания и учителей, и учеников. Потому что, чего уж тут скрывать – детей элементарно натаскивают к экзамену. А литература – это не просто предмет в ряду других, это, пожалуй, единственный предмет в школе, который учит человека СОчувствовать, СОпереживать и СОстрадать, то есть воспитывает в человеке человека. Уж не знаю, сколько часов отведено в нынешнем курсе литературы Николаю Васильевичу Гоголю, но могу сказать уверенно: в тот день, на той остановке получили двойки все, кто там стоял. На самом главном экзамене получили двойки. Экзамене на человечность. Ведь все они, с той остановки, либо бывшие ученики, либо настоящие. Кстати, учителя, учившие этих людей, тоже экзамена не выдержали. Давайте зададимся вопросом: почему мы стали такими безжалостными? Почему мы перестали жалеть себе подобных? Много причин можно назвать, в том числе и переустройство общества, нехватку денег, даже экономический кризис сюда можно притянуть. И наверное, все это будет правильно. НО! Выскажу мысль крамольную, кому-то, она даже смешной покажется. Мы перестали сострадать потому, что литературу в школе не читают, а проходят. Вот и прошли каждый в свое время МИМО гоголевской «Шинели», мимо бедного чиновника Башмачкина Акакия Акакиевича, мечтавшего как о самом большом счастье в своей жизни – о новой шинели с воротником из кошки. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкою на лбу, с своими проникающими словами: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" - и в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой". И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…». Конечно, можно спросить у школяров на экзамене, сколько метров ткани пошло на новую шинель Башмачкина? И наиболее прилежные – ответят. Только разве шинельные метры главное в этой горькой повести? Разве над этим должны задумываться юные головы? «Зачем вы меня обижаете? Я брат твой!» - вот, что должны были услышать дети на уроке, вот, что должно было остаться в их сердцах. Но не осталось. И, наверное, из тех, кто стоял в тот день на остановке, некоторые даже знали, в каком порядке расположены повести в романе Лермонтова, что идет прежде: «Бэла» или «Тамань»? Они не знали самого главного – СОСТРАДАНИЯ. Сейчас в Интернете в социальных сетях, очень популярны всевозможные опросы. И вот задают на днях на «Привете» вопрос блогерам: что должен уметь каждый человек? Ответы самые разнообразные: жить в свое удовольствие, любить, пользоваться мозгом, грамотно говорить, гвоздь забить, яичницу поджарить, экстренно реанимировать, знать несколько языков, прощать, дать в глаз, если обидят. И только один человек из 180 написал: надо уметь сострадать другому. Один! 1 апреля, просвещенный мир отметит 200-летний юбилей гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Наконец-то откроют музей, кажется, единственный в России. Вот и фильм про Тараса Бульбу сняли. Посмотрим. Нельзя сказать, что праздновать будут пышно и нарядно. И я догадываюсь, почему. Кому же праздновать и радоваться, когда куда ни посмотри – вот они, герои Гоголя – живут и процветают. А комедия «Ревизор» в свете объявленной борьбы с коррупцией вообще должна стать настольной книгой каждого чиновника. Не говоря уже о «Мертвых душах». Два века назад цензура запретила Гоголю вынести в название поэмы слова «Мертвые души», мотивировав тем, что души бессмертны и мертвыми быть не могут. Лукавство, конечно. Испугались чиновники. Слишком жесткой была открывшаяся в поэме правда. Что изменилось с тех пор? А ничего по большому счету и не изменилось. Разве что герои Гоголя из пролеток пересели в иномарки, да сменили пресловутые форменные шинели на заграничные кашемировые пальто. В прошедшее воскресенье предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир провел литургию по Николаю Васильевичу Гоголю и пожелал всем молящимся, чтобы наши мертвые души воскресли. Уж если церковь заговорила о мертвых душах, значит, проблема, действительно, назрела. А Гоголь получается не просто великий русский писатель, а самый современный писатель. Я вот думаю, что бы сделал Николай Васильевич Гоголь, если бы в тот день очутился на остановке, где избивали человека? Чтобы упростить задачу, предлагаю варианты ответов, как на ЕГЭ: 1. Вызвал милицию. 2. Дал обидчикам в глаз. 3. Умер от разрыва сердца. 4. Свой вариант… Мой ответ: 1,2,3… |