«Ну как вы можете горетьКогда уж молодости нет? - А просто надо не стареть А просто надо не стареть, И в этом весь секрет!» МОЛОЖЕ ВСЕХ, КРАСИВЕЙ ВСЕХ ( Клавдия Шульженко ) Я долго думала, писать о Шульженко, или нет? Хоть мы и числились в одном коллективе, но Клавдия Ивановна не баловала родную организацию частыми посещениями. Репетировала дома, на собрания и заседания художественного совета ходила редко. А потом решила, буду писать. Ведь это ж надо, артистка в любом возрасте была востребована, и в любом возрасте имела феноменальный успех. Почему? Почему другие с возрастом переставали пользоваться успехом у зрителей, а Шульженко нет? А всё дело, видимо, в том что, другие молодились, и в преклонном возрасте продолжали петь о том же, о чём пели в двадцать…О внезапной любви, о ночных свиданиях, о горячих поцелуях…И это вызывало у публики, в лучшем случае, усмешку. Шульженко же с возрастом меняла репертуар. Нет, она тоже пела о любви. Но… с иронией. Показательна в этом отношении песня «Немного о себе»( Е. Жарковский – Д. Седых, которой она заканчивала свой юбилейный концерт в 1976 г. «Когда вы спросите меня, Как я живу на склоне лет? Отвечу я: - Полна огня, И юных сил… которых нет!..» В те годы, когда я знала Клавдию Ивановну, ей было уже далеко за шестьдесят. Жила она одна. Когда-то её мужем был конферансье-куплетист Владимир Коралли. К их браку многие относились скептически. Кто-то даже сочинил такую эпиграмму: «Шульженко Боги покарали, У всех мужья, а у неё Коралли!» Я не пишу о мастерстве певицы, о её драматическом даре, - об этом написано немало. Хочется писать о том, о чём знают немногие. Вот вспоминается редкий случай, когда Клавдия Ивановна была на собрании. Шёл разговор о том, что снова сняли нашего директора, который не справился с руководством… Представитель Управления Культуры, перекрывая шум зала, кричал: - Вы же неуправляемые люди, и кто смог бы Вами руководить, я, лично, не знаю! И тут Клавдия Ивановна подняла руку: - А я знаю. Чиновник обрадовался: - Кто? - Николай Второй! Ни для кого бы это не прошло даром. Но что скажешь Шульженко? Клавдия Ивановна вообще была остра на язык и могла при случае, ох как «припечатать» Помню, на каком-то худсовете показывалась артистка оригинального жанра. На ней был уж очень откровенный, тем более по тем временам, купальник. После номера Клавдия Ивановна спросила у артистки: - Девочка, а где ты такой купальник взяла? - Сама сшила. - Понятно, - вздохнула Клавдия Ивановна, - небось, из папиного галстука!? Как-то, услышав меня на репетиции, Шульженко сказала мне: - Девочка, мне Ашкенази принес песенку, но она мне не подходит. Года не те. Зайди - тебе она пригодится. Клавдия Ивановна жила в районе метро «Аэропорт», на улице Усиевича. Я зашла. Давид Ашкенази – замечательный пианист, с которым работала в то время Клавдия Ивановна, как раз был у неё. - Додик, - обратилась к нему Шульженко, - попробуй с этой девочкой свою песенку… Тут начались поиски песни. Наконец минут через сорок Ашкенази нашёл где-то за пианино и клавир и стихи. Стали пробовать - получилось! - Забирай, - сказала Клавдия Ивановна с улыбкой, - исполняй и помни мою доброту! Надо сказать, что песню «Как жаль, что я на свет девчонкой родилась», потом исполняла много лет и с большим успехом, вспоминая добрым словом любимую певицу. «Мальчишкам я завидовала с детства, Жалела, что девчонкой родилась С мальчишками, что жили по соседству, Я, как мальчишка, каждый день дралась. Что больно, не показывала вида, И в драку лезла первой, не таясь. А плакала я только от обиды: Зачем на свет девчонкой родилась!» Я знаю, что после ухода из жизни Клавдии Ивановны, артисты ходатайствовали перед мэром Москвы Юрием Михайловичем Лужковым о переименовании улицы Усиевича в улицу Клавдии Шульженко. Увы, бум с переименованием улиц уже прошёл, и имя великой эстрадной певицы так нигде и не увековечено. |