Произведение |
|
Объем: 102 [ строк ]
|
|
|
|
Загнанные кони. (Баллада о табуне-народе) |
Мы все давно уже в узде... А ведь когда-то на заре Веков с десяток, Резвились степью табуны, Травы хватало и воды, Всего – достаток. И пусть частенько стороной Не обходил их волчий вой – Оскал клыкастый. Там выбирали вожака И серым впалые бока Рвали на части. Вожак табун объединял И перед всеми отвечал Своей главою, За то, что споры прекращал И без обмана наделял Травой с водою. Но как-то в засуху напасть С голодным ликом приплелась, Посеяв свары. И старый пегий жеребец (С краёв иных примкнул, стервец) Накликал кару! Давно кривой на левый глаз, Он поседевшей гривой тряс, Вещал убого: - Эй, вы, кобылки, лунный свет, И жеребцы во цвете лет – Протянем ноги. Повыводились вожаки, Остались только простаки И род в упадке. Нам нужен западный скакун, Чтоб обуздал лихой табун Железной хваткой. Тут степью топот приутих... Табун задумался на миг: От бед устали... Взглянув на голые поля, С печалью в дальние края Гонца послали... Так посадили над собой Царя с лобастой головой, Чтоб мудро правил. А, он, нездешний мракобес, Уразумел свой интерес – Всех выть заставил. И не резвиться, не играть, И степью вольной не скакать Навстречу ветру. Теперь гоняют лишь в узде По государевой нужде, Стегая плетью. А коль кто вздумает роптать, То батогами будут драть, Вожжами свяжут. И иноходец без воды И сочной лакомой травы В могилу сляжет. Вот так бесхитростных коней, Рождённых в вольности детей, Загнали в стойло. А тот, советчик-жеребец, В навозе сгинул под конец – Издох достойно. С тех пор гоняют лошадей Средь размежёванных степей, Где нету воли. И хоть прошли уже века, Но не меняется пока По сути доля. И будто нет уже царей, И длинных кожаных плетей, Дают Свободу! Но новый выбранный вожак Всё как-то делает не так – Себе в угоду. А конь опять хребтину гнёт И пот солёный в землю льёт, Исходит пеной. А кто-то вожжи прихватил И закрома свои набил Душистым сеном. В мыле же загнанным коням Мозги полощут тут и там, Поют о воле. Дают овсянку на воде, Чтобы не дёргались в узде На барском поле. Терпенье загнанных коней К новым властителям степей Когда-то сгинет. И воли новая заря Украсит древние края, Оглобли скинет. И снова ветер давних дней Коснётся щедростью своей. Табун воспрянет. Не будет загнанных коней, Кнута, узды и тех вожжей, Что хитро правят... |
|
|
Дата публикации: 27.12.2008 12:58 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Блажен, кто верует! С теплом. | | Злравствуйте Валерий. В тему табуна, расскажу вам притчу о стаде. Лет 20 назад, в перестроечные времена, видел один фильм, сделанный кинематографистами какой-то из среднеазиатских республик. Это не художественный фильм, да и не фильм даже – сюжет минут на десять. Степь. Пасётся стадо овец. Подъезжают несколько пастухов на лошадях, с собаками, начинают перегонять стадо. Впереди виднеется дощатый забор. Овцы начинают проявлять беспокойство. Это скотобойня. Овцы инстинктивно чувствуют для себя смертельную опасность, стадо готово в панике разбежаться по степи. И тут делается отработанный приём. Пастухи выпускают в стадо козла. Умного козла, знающего своё дело. Козёл забегает впереди стада, становится вожаком. И начинает бег. Стадное чувство сильнее страха, бараны и овцы устремляются за козлом. Тот убыстряет свой бег. Бараны бегут всё быстрее, из-под копыт летят комья земли (я вам скажу, съёмка была сделана более чем отлично – камера каким-то образом неслась низко над самой землёй, чуть не задевая ноги последних баранов). А вот уже и забор, в нём имеется длинный прогон. Стадо несётся по узкому прогону, с обеих сторон оно зажато теперь забором – повернуть некуда, а назад повернуть уже невозможно – это же СТАДО. Вот уже и виден конец прогона, заканчивающегося открытыми настежь воротами. Козёл несётся впереди – стадо со всей возможной скоростью несётся за ним по узкому проходу. Проход настолько узок, что стадо бежит уже в виде единой массы. За воротами загон скотобойни – там уже конец. Но вот видно – перед самыми воротами сбоку в заборе имеется небольшая калитка. Козёл резко поворачивает и убегает в неё. Калитка тут же закрывается стоящим за ней пастухом. А всё стадо прямым ходом забегает в загон. Ворота за ним закрываются... | | У меня, в целом, не та идея была, что народ, мол, как стадо. которое всегда можно и на бойню загнать. Хотя и с табуном часто делают аналогичное... Спасибо за отклик. С уважением, Валерий. | | Идею-то вашу я понял, поэтому и притчу вам эту рассказал. Стадность - чувство плохое. А расскажу- ка я вам ещё кое-что. Это фрагмент из повести "Евангелие от Антона", она у меня на сайте опубликована. Действие повести происходит в деревеньке под Рязанью в XII веке, куда неким образом попали герои повести – атеист Артём и священник Антон. --- – Гордей, а ты очень не прост. Я ведь слышал, когда вы проезжали мимо меня по лесу с пустой повозкой, как ты сказал Фоке, что правда – это только для князей да богатых, а бедняку лишь обман да лихо. Я тогда уже тебя выделил, хотел с тобой поближе сойтись. Так вот всё и сошлось. – Ты говоришь – не прост. А, пожалуй, так простоват лишку, беру вот и перед тобой весь выкладываюсь. Но я уж такой бунтарь по натуре – не люблю несправедливость, ложь и лицемерие. Человек – он ведь как та глина. Чем более в нём всего намешано, тем скорее он это покажет, когда на него давить будут. Думаешь, у меня не обливалось кровью сердце, когда я вдове печку перекладывал? Ведь не подлецы ли они, эти наши князья? Позаводили себе дружины, каждый старается поболее чтобы у него дружинников было, друг перед другом кто больше гонора покажет. Откуда дружинники? Знамо дело откуда – сыновей крестьянских от земли и от родимого дома отрывают. А потом беспросыпно бражничают, друг перед другом куражатся. Да ещё вражда – брат на брата, князь на князя. Сплошные распри, вражда и предательство. Дружину-то кормить, одевать надо. Откуда что брать? Опять же – всё с нас и берётся. Князя рязанского со всеми его нахлебниками кормим, он с нас три шкуры дерёт, ведь ему же ещё дань князю киевскому платить надо. Теперь это у них "повоз" называется – сами данники должны доставлять поборы в специально учреждённые места. А тут ещё с богами канитель задумали. Мы-то, крестьяне, своих богов знаем – Домового, Овинника, а ещё кого из нечисти – водяного ли, благинь. Нам этого по жизни-то вполне хватает. Есть, конечно, боги и повыше – Перун, Хорс, Мокошь, Семаргл, Велес, Даждьбог, Стрибог, Святовит, Сварог, но эти более у князей в почёте. Так вот, для главной-то княжеской власти, оказывается, плохо, когда много богов, когда у каждого чуть ли не свой. Надо, чтобы один на всех был, чтобы всякая верховная власть как бы от него и шла. Тогда всех прочих князей и людишек всех можно подчинять не столько силой, дружиной своей, сколько помощью божьей. Так-то даже и понадёжнее будет. А тут посланники всякие – из неметчины, из Византии, магометане. Всяк своего бога предлагает. Чуть ли было магометанского бога не приняли. Володимир-то, князь киевский, как магометанин какой, сразу со многими жёнами жил, чуть не три десятка детей с ними нажил. Но отвергли – запрет на бражничество у них прописан. Из прочих остановились на византийском. Бают, что более чем за сотню лет до Володимира, князь Аскольд византийскую веру для себя и для Руси уже принимал. Да, видимо, духу не хватило к новой вере Русь принудить. При Володимире это жёстко было. В Новгороде крепко восставали, там его родной дядя Добрыня мечом веру устанавливал. И в других местах не всё спокойно было. А с богами-то, которым и сами молились, и все их предки, как поступили? Перун был главный из них. Привязали деревянного идола к конскому хвосту, двенадцать мужей его плетьми стегали, приволокли на берег и "вринуша в Днепр". В один миг веру поменяли и старых идолов в реку сбросили. Вот оно каково, княжье-то крещение... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |