Несколько лет назад, по осени, из Тюмени в сторону Челябинска впервые отправились навстречу неизвестности три машины: два УАЗика и красный джип «Мерседес Гелендваген». «Зачем?» - спросите вы. Если ответить честно, они и сами еще не знали, во что ввязываются. Прочитали в Интернете приглашение поучаствовать в джиперских «внедорожных покатушках», и решили, что им туда и надо. Местечко с таинственным названием ЗАХА приветливо встретило тюменцев отличным бездорожьем. Если вы все еще не понимаете, то придется объяснить, что в Челябинске обожают собираться любители внедорожных гонок. Тюменских «пионеров» приняли как родных, и они вовсю насладились прелестями трехдневного путешествия по болотам и буеракам, горам и рекам, по грязи и непроходимым лесам. Экипаж «Гелендвагена» Евгения и Александра Гловацких, наверное, и не представлял, что их полгода выводимая из «реанимации» старая немецкая машина окажется таким мощным и ценным другом в любительских гонках по российскому бездорожью. Владельцам наших УАЗов тоже повезло, потому что их машины как раз и предназначены для коварных и грязных дорог. А в трофи-рейде и нужно-то всего - испытать свой родной автомобиль на бугристой трассе с канавами, проехать по качающимся бревнам-качелям или по реке, утонуть в грязной болотной луже и, если повезет, то основательно застрять и вытрясти половину «внутренностей» машины. Так как в том и состоит приятное времяпрепровождение любителей посоревноваться на «внедорожных покатушках», чтобы то и дело весело вытаскивать свою утонувшую и забуксовавшую полноприводную машину из очередной грязной ямы. Если веселиться как следует, то можно и часа четыре веревками и лебедками тянуть и вытаскивать на сушу трехтонный автомобиль, или восемь часов преодолевать трассу в 1 километр. Зато на природе. И воздух свежий, и для развития мускулатуры полезно. С тех пор так и повелось. Дважды в год – зимой и летом - собираются наши любители посоревноваться в мощности своих джиперских машин то в Челябинске, на ЗАХЕ, то в Екатеринбурге, а последние два года уже и в районе тюменского Железного Перебора. Чем Тюмень хуже по грязи и бездорожью других российских местечек? Может, даже и гораздо лучше! Теперь и у нас есть джип-клуб «4х4», который уже не без основания может гордиться своими достижениями. На триалах и офф-роудах, трофи-рейдах и просто джиперских фестивалях делается все для того, чтобы угробить машину, а потом ее долго восстанавливать. Целый год не простаивают тюменские автомастерские, заменяя на УАЗах и Мерседесах, Тойотах и Джипах колеса и запчасти, устанавливая прожектора и перенося повыше воздухозаборники, а то и вообще переделывая серийную машину под непонятно что, лишь бы владельцы остались довольны и смогли вновь устроить себе праздник и получить удовольствие, гоняясь за «призраками» контрольных точек по любимому бездорожью. Попробуйте представить себе, как это ночью в лесу, с заляпанными грязью фарами, ориентируясь на незнакомой местности по картам, компасу и звездам, компьютеру и прибору спутниковой системы навигации GPS (если запаслись), найти именно те указанные на карте-«легенде» пункты, где обязательно нужно отметиться, чтобы набрать очки для победы. И если вы впервые приехали на такие соревнования, то еще неизвестно, куда занесет вас жажда приключений на свежем воздухе. Конечно, в случае чего можно и сигнальную ракету послать в темное небо, и по сотовому позвонить, если связь работает. Для первого раза простительно, и помощь обязательно окажут. Но если вам все-таки повезло, и вы встретили рассвет на лесной полянке, то можете погреться у костра, пожевать шашлыков, а если душа просит, то и песню спеть под гитару. И вот тогда уже становится понятным, что жить хорошо, а хорошо жить – еще лучше. За победу на таких соревнованиях на ЗАХЕ можно получить и 5, и 10 тысяч долларов, а потом спокойно в течение полугода ремонтировать и переделывать свою любимую машину. Любители экстрима по бездорожью видимо, чувствуют себя как летчики-испытатели, которые рискуют собой между небом и землей, не зная, как закончится их полет. Поэтому и терминология у них одинаковая: пилоты и штурманы, техники и операторы, а в целом – экипаж! Для полноты ощущений каждому автомобилю дают прозвища: «Беларусь», «Луноход», «Икарус», «Дина»… А единственный женский экипаж УАЗика, который приезжает на ЗАХУ, зовут ласково «Шлюхой». Как говорят сами участники таких «покатушек», для них это - отдых, способ разрядки, хобби. Кроме того, испытание машины и себя лично. Сразу после первого заезда чистенький автомобиль становится обшарпанным, но это уже не главное. Машину жалеть – время терять, вперед ведет азарт к победе, желание проехать трассу и сказать: «Я сделал это!» Нефтяники и бизнесмены, химики и программисты, математики и геологи – вот кто главные герои тюменских джиперских рейдов по бездорожью. Хотя последние годы стали появляться по всей стране и фанаты, для которых это становится смыслом жизни. Они каждый месяц переезжают с одного офф-роуда на другой, с триала на трофи-рейды, благо, что есть такие соревнования в Москве и в Питере, в Омске и Челябинске, в Красноярске и Екатеринбурге, а также во многих других городах России. Бездорожья везде хватает, ко всеобщему удовольствию! Но удовольствие это не каждому по карману. Чтобы подготовиться к такой гонке, нужно основательно потратиться. И резину поменять баксов за 600, колеса поставить побольше, с двигателем постараться что-нибудь покруче придумать, для темных ночей - прожектора на крышу, а чтобы выехать из грязи, без лебедки и троса просто не обойтись. И уж если вы на местности по звездам и карте ориентироваться не умеете, то без современной оргтехники – ну никак! Ноутбуки сегодня стали необходимым приложением и иномарок, и наших УАЗиков, а без прибора спутниковой системы навигации GPS за 25 тысяч рублей участники трофи-рейдов уже и не надеются на победу. Гонка есть гонка, хоть и 3-хдневная – кто быстрей сориентировался, тот и победил. Так что если вам стало интересно, то сначала проверьте свою наличность, прежде чем самому стать полноправным участником таких заманчивых соревнований или если вы вдруг захотели отправить туда свое любимое чадо. В Тюмени сегодня насчитывается около полутора десятков машин, которые уже 5 лет постоянно участвуют во «внедорожных покатушках», и к ним присоединяются все новые любители бездорожья, такие как Виктор Руф, Александр Тюменцев, Сергей Мальков, Герман Пермяков... Выросли и те, которым вначале джиперского движения было лет по 18, и их тогда называли «мультиками», а сейчас они стали полноправными «джиперами». «Старички» же первооткрыватели превратились в «аксакалов» и судей соревнований, как, например, Евгений и Александр Гловацкие или Андрей Чемякин. Созданный два года назад тюменский джип-клуб возглавил Александр Бурлов, глава фирмы «Бурый медведь», взявший на себя всю тяжесть организации местных джип-триалов и трофи-рейдов. Зато когда наступает весна, в теплые майские деньки, все желающие могут поучаствовать во всеобщей тусовке - джиперском фестивале под Челябинском, в местечке под странным названием ЗАХА. Вот где буйная фантазия организаторов заставляет джиперов-внедорожников разукрасить и разодеть свои машины в красочные наряды – например, сделать из них колымагу времен гражданской войны или блестящую модницу. Никто так сходу и не догадается, что ухоженный и взлелеянный мощный автомобиль хозяева могут безжалостно гонять по бездорожью и «бомбить» все его запчасти, бамперы, стекла или переворачивать в грязные канавы… |