Фильм «Эквилибриум» – вариация на тему Рея Бредбери «451 по Фаренгейту», «1984» Оруэлла, а также фильма «Альфавиль» Годара. В «Эквилибриуме» перед зрителем раскрывается серо-бело-черный мир, где под запретом находятся человеческие чувства. Причем, как позже становится ясно (уж не знаю, догадывались ли об этом авторы фильма), только положительные чувства и эмоции осуждаются. Например, любовь, восхищение, радость и т.д., но вот гнев (вождь-диктатор гневается) допустим. Раз так, то все, что вызывает чувства, нужно уничтожать. И люди в этом мире живут без чувств. Они честно выполняют свой долг, честно работают на благо родины. В определенные часы люди обязаны вводить себе специальный препарат, который помогает уничтожить чувства. В этом тоталитарном черно-белом мире исключены картины, книги, музыка, домашние животные, любовь, яркие краски. Люди находятся под наблюдением у спецслужб. Герой – как раз такой работник спецслужбы, агент, уничтожитель прекрасного. Он – один из лучших в своей области благодаря боевому искусству, в коем является почти совершенством. И вот на него находит проруха: он начинает чувствовать. Происходит это после того, как его напарник оказывается преступником: он читает книги! Напарника за это платит собственной жизнью. А герой истории перестает колоть себя обязательным препаратом и начинает совершать неправильные поступки… Казалось бы, фабула не обязательно обещает нестандартность американского фильма. Если уж американцы снимают фильмы о плохом обществе, то уж конечно о таком, где или тоталитаризм, или же иная форма «плохой» (то есть единоличной) власти. А хорошее общество у них всегда – это демократия. Фильмов с таким приложением американской идеологии предостаточно даже и среди фантастических. Отличный пример идеологически верного американским идеалам фильма – «Звездные войны». Я даже стал понимать, почему его в СССР не желали показывать на широком экране. Безусловно, и в «Эквилибриуме» есть обязательный набор американизмов: 1) наличествует несправедливое тоталитарное общество с вождем-тираном во главе; 2) в несправедливом обществе всегда есть активная подпольная организация, каковая выступает за перемену «плохого» строя на «хороший»; 3) как только убит тиран, все мгновенно и само собой меняется в лучшую сторону (в демократию); 4) герой – почти всегда одиночка, спасающий мир. Но «Эквилибриум» примитивным не становится благодаря актерской игре. В фильме относительно мало спецэффектов. На мой взгляд, тем фантастический фильм лучше, чем меньше в нем головокружительных трюков и чем больше актерской игры – то есть чем больше он похож на обыкновенное кино. Оговорюсь: я имею в виду фильмы более серьезные, чем те же «Звездные войны». Они-то – типичный фильм «для мальчиков и девочек», как выражается уважаемый мною Леонид Володарский. Изобилие компьютерных чудес почти полностью заслоняет игру актеров. В «Эквилибриуме» же такие иллюзии оттеняют игру актеров. Конечно, мне хочется придраться к концовке фильма: и щеночек живой здоровый вдруг пробегается в классе, где учат бесчувствию черно-белых людей, и никто не пытается героя остановить… Но фильм, тем не менее, хорошо смотрится. И есть отличные, на мой взгляд, сцены. Например, операция против подпольщиков. Операция оканчивается неожиданной для агентов спецслужбы находкой. Это – собаки, которых держали у себя подпольщики. У агентов возникает вопрос: «Почему враги режима держат этих животных?» Собак полагается убить. Зрители слышат выстрелы и визг убиваемых собак, а на экране видят лицо героя. Именно лицо героя показывает зрителю боль собак и усиливает впечатление ужаса их смерти. Потом герой находит щенка и понимает, что убить его у него рука не поднимается. Он берет его в руки – именно в руки, а не на руки. Для героя этот щенок – нечто живое, но непонятное. Зачем оно? Какое оно? Как с ним обращаться? Или же моменты, связанные с арестованной женщиной-подпольщицей. Однако пересказывать не буду, чтобы не раскрывать секретов тем, кто фильма еще не видел. |