"Мокро и устало" В густом тумане на мосту промокшем Скользила шляпа … мягко и устало… Бил барабан тягучих капель К незримой грани серых туч продрогших Тянулись лапы … мокро и опало… Густой туман скользил навстречу шляпе. Написалось недавно и как-то само-собой, вот теперь пытаюсь понять что это (стихи или нет?). Буду благодарна, если уважаемые критики помогут разобраться. =========================================== ===== Рецензия Произведения (в отвлеченно-философском ключе) Инна, Это, безусловно, Стихи! Данный стиль мне весьма близок, когда, через каждодневно виденные моменты, природные перепады и другие детали, Автор вводит Читателя НЕНАВЯЗЧИВО в ткань своего произведения. И Читатель, сам того не замечая, становится соучастником. Конечно, речь идет о не поверхностном Читателе. Я чрезвычайно люблю подобные миниатюры, которые вырастают из деталей, как, по Ахматовой: "из... сора растут стихи, не ведая стыда". Так вот, у Вас они растут, именно из "сора", достаточно естественно, а не наоборот, когда Автор тянет читателя в мир своего Стиха через "вечность-бесконечность" вселенских ворот :). Он "ломится" в пространство, забыв, что всё великое и прекрасное - рядом... надо только ощутить связь, единение с ним и что-ты часть этого многомерного, соедененного через детали и внутренние законы, мира. В данном Стихе ощущается единенность Автора с миром. Кроме того, это знАково, когда Поэт говорит "Написалось... как-то само-собой". Этот доверительно-поэтический язык явно свидетельствует о том, что Автор знает не понаслышке о чудном состоянии вдохновения, когда строки возникают, будто, сами собой. В это время, по-моему, после импульса учувствованной или услышанной строки и возникает та предрасположенность к творчеству, после которой может получиться исключительный, по ощущениям Автора, Стих, и после выхода которого, Автор может сказать себе, что состоялось что-то стОящее... Услышать Строку, которая поведет за собой - это чрезвычайно тонкая материя, дающяяся далеко не каждому, и если идти за ней до последней точки, то можно, всдед за Шнитке, полномерно потом сказать: "Не я пишу музыку (Стих-К1.), а музыка (Стих-К1.) пишет меня". С точки зрения этого подхода, (а, может, и с разных) данную зарисовку я бы несомненно причислил к Поэзии. Если подходить к тексту с идейным биноклем, то можно с "филологическим" видом надуть щеки и начать задавать прямолинейные вопросы: "А где издеся смысл"? и "Ну и чо"? и пр... Но я не являюсь поклонником идейных и тематических стихов. Считаю, что если после прочтения произведения читателю "все ясно", - это и есть то самое, что мягко зовется НЕ поэзией. Ну а жесткое определение этого ощущение Вы и сами произнесёте :) Теперь о технических шероховатостях. "Бил барабан тягучих капель" - строка оставила двойственное впечатление. В таком коротком Стихе каждая метафора должна быть выверена. Я представлял себе крупнокапельный дождь, который каждый часто видит. Эти тяжелые капли бьют, действительно, как в барабан - быстро, резко, хлёстко. И тут неким диссонансом представляется эпитет "тегучести" этих самых капель :) Слово не из этой "оперы"... "Тягучие" капли не очень-то мне представляются барабанно бьющими. Вот если бы было сказано что-то типа: "Бил барабан весомых капель" - это слушалось бы более обоснованно и подчинено Картине. Я понимаю, Вам понравилось слово "тягучих" (мне оно тоже нравится, оно характеризует капли с другой стороны), но, все же, оно несколько не монтируется. Как говорят Классики: "Если не можешь найти необходимого слова, то найди хотя бы точное". Так вот, слово "тягучие" - и НЕ "точное" слово, и, тем более, НЕ "необходимое". Оно, видимо, промежуточное :) Поищите еще. Работа того стОит! Насчет Названия. Я приверженец того, чтобы Стих, тем более такой миниатюрный, назывался не словами из текста (хотя Вы их неплохо и почти изящно "развели"). По-моему, каждое слово должно нести СВОЮ нагрузку в тексте и играть свою роль. В названии, считаю, должен вместиться или весь Стих, или оно должно давать толчок, подсказку или акцент, или - комбинаторность Всего или части... Но ОНО обязано РАБОТАТЬ, а не аморфно пересказывать-перелицовывать слова произведения. Таково мое понимание. Зато мне очень легли "лапы", о которых Вы не сказали - чьи(?) они. И это здОрово, что вопрос уходит в подтекст, это дает ощущение объема, заставляет настоящего (не плоского) Читателя дорисовывать картину, то есть - улетать в своем представлении на Ваш "мост" где его ждут эти "лапы"-тучи, шарящие по небу! А словцо "опало" меня просто по-высокому умилило. Оно - вкусное, живое, корневое и самобытное. Вот ЕГО из текста НЕЛЬЗЯ ничем удалить - оно не только "точное", оно - высокоточное. Оно необходимое. Оно вросло в текст, возвышает его и причисляет к Поэзии. Это явно Авторская удача! Такое слово - Вы знаете, ОТКУДА приходит... А кто - "не знает", то и не нужно :) В Стихе есть настроение, музыка, попытка аллитерации и хочется, чтоб они продолжилась. Нарисована картинка в нескольких строчках, зримая и симпатичная, я себя в ней ощущаю, НО... есть некоторое недоощущение. Есть некое мое внутреннее не удовлетворенное ожидание после прочтения. Хочется ЧЕГО-ТО еще, какого-то нового состояния, события, знака, интриги, перехода или просто намека... Хочется ПРОДОЛЖЕНИЯ. И здесь, полагаю, НАДО добавлять еще строчки четыре-пять-шесть и, может, оборвать Стих на паузе... Не знаю. Но это произведение, ни в коем случае, нельзя назвать обидным словом "заготовка", как и нельзя, все-таки, считать завершенным! Я очень хочу, чтобы Вы продолжили работу над Стихом, к которому, я уверен, еще приведет Вас похожесть в состоянии и расположении - оно вдохнет в Вас силы и Стих зазвучит полноценно! Ищите концовку. Если придет желание его закончить, я буду ждать доработанный вариант в следующем цикле Проекта, или через, и дам рецензию БЕСПЛАТНО. ПрипишИте, только: "Для Критика1". Ииюнь и большую часть июля - я на Портале. Потом появлюсь в конце августа. Прислушивайтесь к Музе и себя. И эта Ваша встреча с ней, для доработки концовки этого Стиха, произойдет - неизбежно - я уверен! Мне было очень приятно исследовать этот Стих! С уважением и творческим интересом, Критик1. |