Здравствуй, моя Софо! Ты не отвечаешь мне и я начинаю беспокоиться. Что с тобой и где ты? Как твои поиски? Я помню, как ты упала в той комнате. Сумка ударилась о потолок и из неё с шумом выпорхнули все твои вещи. Тебя засыпало пудрой, заставившей тебя чихать. Я наблюдала за тобой из зеркала. Ты же смотрела на потолок. Потолок – единственное белое пятно в туалетной комнате. Всё остальное покрыто розовой краской и даже ковёр на полу сплетён в розово-бордовых тонах. От левого угла ступает узор. Всё перед твоими глазами расплывается. То, в чём люди видят геометрические настроения, ты принимаешь за красивые картинки: в банальном овале, если взглянуть не под тем углом, можешь увидеть ящера, девушку в шляпе, ребёнка, чьё-то запястье. Главное ведь хотеть увидеть это, не иначе. Головой ты упёрлась в столик, на котором стояла надпись: «Не садиться, столик предназначен только для сумок». У всего только одно предназначение, всё остальное прилагается. Сумка, зацепившись ручкой за угол стола, нависала над тобой. А ты смотрела на чёрную подкладку. Самое неприятное было, что другие ходят по ковру ногами, а ты лежишь. Соприкасается с ним не одежда, а волосы. Рука потянулась к сумке, чтобы положить её под голову, но сил не хватило. Иногда тебе кажется, что ты всё можешь, но ты слишком слаба. В коридоре кто-то прошёл, но не зашёл в комнату, не поднял тебя, Софо. На белом потолке светили длинные лампы. Я знаю, что ты вот уже два года не переносишь яркий свет. Ты сразу же закрыла глаза, но от этого поменялся лишь цвет: всё стало более тёмным, и так приятнее. Справа, в высь уносились раковины. На стройных белых шеях, стояли их головы и всё довершал нос-кран с глазами-ручками. Ты когда-то включала воду и смотрела, как она заворачивается внутрь. С раковины на твою ладонь падали капля за каплей. И если за некоторое время не произойдёт смещения и ладонь останется на месте, а капли перестанут скатываться с розовой раковины, то вода оживёт. На твоей ладони появится маленький пруд. Потом и озеро, море…. Линии на твоих руках – это впадины на дне. Ногти когда-нибудь дадут толчок коралловым рифам. Кто там будет жить? Рождественские деревья или шары смерти? Тут ты услышала шаги. Я обрадовалась, что тебя сейчас поднимут, но человек всего лишь потушил свет, не заходя. В двери повернулся ключ и ты оказалась запертой в туалетной комнате. Первое время темноту истончал свет от зеркал – за время дня они успели впитать в себя всю влагу и теперь потихоньку с ней прощались. Но в конце всего, осталась лишь полоска света под дверью. Ты заснула. О чём были твои сны? Твоя. Здравствуй, моя Софо! Ты всё не отвечаешь, а я всё пишу тебе, надеясь получить в ответ хоть строчку. Неужели ты так занята своими поисками, что уже не находишь времени сесть за свой столик и написать мне? Я в мечтах вижу, как ты берёшь листок бумаги и свою чёрную ручку. На минуту задумавшись, ты начинаешь писать. Просишь простить, что не писала…. И я прощаю. У меня ничего не меняется. Я всё также пишу, но крайне неудачно. И не говори мне об обратном! Я знаю. Я же знаю. Никаких новых идей, у тебя же их в избытке! Софо, что ты видела в том сне? Я долго думала, и в моей голове зародилась небольшая миниатюра на сей счёт: И снится Софо сон. Она стояла в пустыне. От белого песка поднимался дым, отчего неба она не видела. Софо сделала было шаг вперёд, но смысла в нём нет: во сне девушка понимала, что пустыня эта бескрайняя и надо просто стоять на месте. Стоя на месте, ты не сдвинешься, но и вперёд, конечно же, не пойдёшь. Но кто знает, что она сейчас не впереди? Софо услышала, как кто-то чихнул. Она обернулась на звук и взору её предстал мужчина в белой тунике. В руке он держал лук, а на плече висел колчан со стрелами. - Я – Ифит! – представился он, протягивая руку. - Софо, - ответила она. - Здесь недалеко есть удивительный камень. Идеальная геометрия, абсолютно ровная поверхность: пальцу и зацепиться не за что, - Ифит даже зажмурился от удовольствия: настолько сладки воспоминания. – Мы можем присесть ненадолго. - Почему ненадолго? - Ну, во-первых, камень, как и всё здесь, имеет привычку передвигаться. Ведь ты же двигаешься! - Но потому что я живая…,- недоумённо сказала Софо. - Ну а камень что, труп, по-твоему? Он так же двигается, так же дышит, как и ты! Вопрос лишь в том, замечаешь ты это или нет. Но, поверь мне на слово, камню твои убеждения неинтересны. Ну а во-вторых, тебе скоро просыпаться – время здесь летит быстрее вашего, а иногда и медленнее, но сегодня ты попала не в ту часть, где время замирает настолько, что само не замечает, что заснуло. А вот и камень! – обрадовано произнёс Ифит, показывая на огромную серую плиту. – Садись, - похлопал он по поверхности, приглашая Софо. Софо провела пальцем по камню, проверяя, есть ли пыль и села на краешек, опасаясь, что камень вот-вот начнёт своё путешествие и она отправиться вместе с ним. - Ох уж эти камни! У меня никогда не хватало слов, чтобы описать их красоту. В пустыне всего три камня, которые позволяют сидеть на себе. Кааб, на котором мы сейчас сидим, и два его брата Аг… - Где мы? – перебила его Софо. - Глупый вопрос, во сне, конечно! Софо недовольно сморщила носик: - Неужели ты хочешь сказать, что во сне мы приходим в одно и то же место, но не в разные? - Ах вот ты о чём! Это одно из трёх мест, куда может попасть такая, как ты. У Софо вопросительно взметнулась бровь. - Которым недолго осталось и которые специально приближают смерть. Понимаешь? Ну вот и отличненько. Самое первое из них – это полость тростника Фроха. Второе – толща воды Васса. Ну и третье – пустыня Вуста. Много обитателей ты можешь здесь найти и сама остаться, если захочешь. В пустыне намного лучше, чем если ты попадёшь внутрь тростника или, что ещё хуже, постоянно будешь пребывать под водой. Конечно, ты можешь вернуться обратно, но пока ты спишь, скажи громко и чётко, что хочешь остаться и всё, - Ифит хлопнул в ладоши. – Дело сделано! Зато ты будешь избавлена от мук смерти. Так что? - Нет, я, пожалуй, вернусь. - Жаль, - Ифит скорчил недовольную мину. – Но у тебя ещё есть время передумать. Если убрать жаркое солнце, постоянный ветер, который загоняет песок под кожу, нехватку еды и питья, то отличное местечко выходит! А что с тобой случилось перед сном? - Я упала в комнате и меня заперли. Я осталась лежать на полу, не в силах подняться. И, наверное, потом пришёл сон. - И часто ты падаешь? - Да, в последнее время это случается всё чаще и чаще. А почему ты спросил? - Видишь ли, обычно от момента появления в Вусте и до момента смерти проходит не так уж и много времени. Смысл тебе мучиться? Оставайся с нами. Старик рассказывал мне, как умирал. Ощущения, я тебе скажу, не из самых приятных. Старик! – воскликнул Ифит и перед ними тут же появился щупленький старикашка с головой набекрень. Он быстро-быстро перебирал чётки, стараясь на каждую из бусинок произнести по пять чисел, но когда не успевал, бил себя этими чётками по лбу. - Приветствую тебя, Ифит и тебя, прекрасная госпожа, - старик низко поклонился, испачкав кончик носа в песке. - Старик! Расскажи Софо про свою смерть, - попросил Ифит. Твоя . Здравствуй, моя Софо! Ну как тебе мой маленький экспромт? Я вижу тебе не интересно, так как я специально не стала описывать смерть старика, думая, что уж теперь ты точно напишешь, но нет! Мне не принесли твоих писем. Я встала пораньше этим утром, так как в среду мне обычно приносят почту. Я стояла у окна и ждала. И вот пришёл почтальон, протянул мне стопку писем и журналы. Я даже не начала просматривать письма, как он сказал мне смущенно, что от тебя ничего нет. Я не поверила! «Не может этого быть!» - сказала я ему. Но он лишь пожал плечами и пошёл дальше. Они все знают, что я пишу тебе, и все сочувствуют мне, что ты не отвечаешь! Они говорят про тебя плохо, но я отношу твоё молчание на неполадки с почтой. Правда я начинаю склоняться к мысли, что они правы, но не хочу! Я выбиваю такие мысли о тебе из головы, но признай, Софо, не может это длиться вечно! Но перейдём к продолжению моего рассказа о твоём сне. Как ты помнишь, мы остановились на рассказе старика о его смерти. - Всё началось в тот день, когда посчастливилось мне выйти из дома и попасть под дождь. Я шёл в суд, где рассматривали моё дело по поводу кражи. Я рад был дождю, потому что все говорят, это к счастью и, подходя к зданию, был уверен, что дело выиграю и соседа моего посадят надолго. Я вспоминал Л – очаровательную жену соседа. Я выиграл дело, безусловно, и знаки оказались точны. Возвратившись домой, я сел писать записку Л. На меня полыхнуло жаром, как из печки. В комнате было довольно холодно, и я решил, что мне показалось. И тут мне снова стало на редкость жарко, а через секунду холодно. Так продолжалось пока я не почувствовал, что ботинок мой лопается оттого, что растёт стопа. Через несколько минут я увеличился в два раза и стал похож на шар. Экономка, услышав мои крики, схватила спицу и пыталась меня проткнуть. Слава Богу, в тот день она была не так пьяна, как обычно и, опомнившись, привела врача. Тот сразу сказал, что это водянка. Он давал мне и крокус, и серу, но ничего не помогало. Моя кожа начала трескаться, из ушей, глаз, рта потихоньку лилась вода с кровью. Я чувствовал, как внутри лопаются вены и рассыпаются в прах кости. Можно сказать, что в тот день, меня пропитал дождь и стал топить мой дух. Боли были адские, их не могли заглушить даже лошадиные дозы морфия. На пятый день, экономка сказала, что у меня отпали пальцы на руках и на ногах. Чтобы помочь мне умереть, она принесла топор и стала отрубать части тела: один за другим. А затем я оказался здесь. Ифит выразительно взглянул на Софо: - Ты хочешь умереть в таких же адских муках? - Но я же не больна водянкой! Тем более, у нас неплохая медицина и мне не дадут умереть в таких муках! Есть же таблетки, уколы… масса всего! - Они для того, чтобы продлить твою жизнь, а не наоборот. Так почему ты хочешь умереть? - Не твоё дело. Моя жизнь. Что хочу, то и делаю. Ифит не ответил. Он смотрел, как в руках старика с бешеной скоростью прыгают чётки. - Видишь, что он делает? – шёпотом спросил Ифит Софо. Та в ответ кивнула. - Похож на сумасшедшего, верно? Софо снова кивнула. - На самом деле это так. Знаешь, почему он тронулся? Он ещё не умер, а просто потерял сознание и как ты попал сюда. Тот день был необычайно неудачен и все жители пустыни попрятались в щели под песком. Наверху остался лишь самый древний и мудрый житель Вусты – Рабастан. Он начал терять путь ещё в детстве и теперь тратит всё время, чтобы отыскать его. Он помнит, что в начале пути стоят четыре дерева, соприкасаясь ветвями, но не знает, что для начала нужно найти конец. Итак, старик только что приземлился на песочек, аккурат в ноги Рабастану. «Ты поговоришь со мной?» - спросил Рабастан старика. «Отчего нет?» - был ответ. Но он сделал ошибку - Рабастан славится тем, что заговаривает людей до смерти. И Рабастан начал рассказывать, как потерял путь. Однажды он, ещё мальчишкой, отправился с дедом в горы собирать травы. Дед его был целителем. Они жили в бедной деревушке, но их семья была на особом положении, так что еды всегда хватало, но не более. К вечеру дед стал подниматься на самую верхушку горы, а мальчишка остался в пещере. Его стало клонить ко сну, когда он заметил, что костёр не так ярко дарит свет, как раньше: его накрыла чья-то тень. Рабастан поднял голову. На него смотрел охотник. «Что тебе надо?» - спросил мальчик. Охотник молча подошёл к нему, сел рядом и раскрыл ладонь. На ней лежала горсть золотых монет. Мальчик посмотрел на деньги, а потом перевёл взгляд на охотника. Тот молча указал на ружьё. Всю историю рассказывать не буду, но Рабастан следующим утром убил своего деда из ружья и получил золото от охотника. Говорят, что на самом деле это был не охотник, а чёрт или дьявол, считай, как хочешь, и он искушал Рабастана и тот поддался. В тот день, Рабастан и потерял свой путь - А что старик? - Он свихнулся окончательно. Ты думаешь, почему Рабастан так долго здесь живёт? Ведь это переходный пункт и все мы отсюда когда-нибудь уйдём. Путём своих разговоров он забирает силы человека, вытягивает его душу, тем самым подпитывая себя. - И ты предлагаешь мне поселиться в столь прекрасном месте? - Отчего нет? Я здесь уже не одну тысячу лет и до сих пор не встретил Рабастана. Где тот процент, что ты его встретишь? - Что для тебя то время, которое ты проведёшь на земле? Ты всё равно попадёшь сюда, госпожа, - пробормотал старик. – Все мы рано или поздно попадём сюда. Так лучше начни привыкать сейчас, чем ты будешь в ясном сознании там вспоминать ужас пустыни. - Всё чушь! – воскликнула Софо, поднимаясь с камня. – Дело ваше верить в Вусту, я же верю, что попаду в рай и это всего лишь сон. С этими словами Софо пошла прочь от камня. - Куда же ты идёшь? – крикнул Ифит. - Надеюсь, вперёд. Твоя. Здравствуй, моя Софо! Все свои надежды полагаю на то, что ты не обижаешься на мой рассказ. Он раскрывает тебя немного с другой стороны, не с той, которую ты показываешь людям. Я даже не сделала тебя главной героиней, хотя это может показаться и не так. Но кто здесь главный? Возможно, Ифит? Но нет! Я думаю, главная героиня впереди! О, да! Ты, конечно же, догадалась, я напишу немного и о себе. Но, Софо! Главное в рассказе не ты, и не Ифит со стариком или Рабастаном! Главное, ведь это фразы и смысл, что в них сокрыт. Пишется-то всё ради мимолётных предложений и только очень зоркие могут их заметить. Но я знаю, что ты можешь читать между строчек. Я очень увлечена этой затеей – описать твой сон. Нечто новое вошло в мою жизнь –я больше не та, что раньше. Я теперь ожила. Если бы ты смогла приехать, то я уверена, ты бы увидела улыбку на моём лице. Ты не пишешь. Но что теперь главное? Ты или рассказ о тебе? Прости, но я что-то в тебе потеряла, рассказ стал моей жизнью. Ты мне всё ещё дорога, но…. За стеной я слышала великолепную музыку. Кажется, передавали чей-то концерт, но я не смогла разобрать слов. Уверена, что знаю, какую музыку ты предпочитаешь. Откуда я могу это знать, ведь ты никогда мне не писала. Судьба, судьба и интуиция. Откуда это всё? Высылаю продолжение рассказа. Читай с удовольствием, моя Софо! Ифит догнал Софо, когда она в пятый раз прошла мимо старика. - Здесь всё как по спирали вертится вокруг камней, - объяснил он. Лучше стоять на месте и тогда ты придёшь куда надо. Но Софо, пропустив реплику мимо ушей, настойчиво шла. - Что же ты делаешь? – схватил её за руку Ифит. – Постой! Зачем ты бежишь? - Время за делом будет лететь быстрей. Я проснусь и постараюсь забыть этот дурацкий сон. - Люди всегда помнят то, что хотят забыть, и забывают всё остальное, - вздохнул Ифит. – Смотри! Пред ними уже не простиралась пустыня – она была позади. Они же стояли около храма. Стен у него не было, только колоны от пола до крыши. Посреди храма на возвышении стоял сосуд, и большое блюдо под ним. От сосуда вилась очередь людей. Каждый подходил к сосуду и лил воду в блюдо. - Нужно заполнить его. Иногда вода меняет цвет и состав, - прошептал на ухо Софо Ифит. – Тот, кто зальёт блюдо по края водой, может быть свободен от пустыни. Сюда позволяется приходить раз в пятьдесят лет, но почти никто не знает как течёт время. - А ты пробовал заполнить блюдо? - Да, конечно. Много раз, но вода так и остаётся молочного цвета. Чем прозрачней вода, тем у человека больше шансов на свободу. Но прогресс на лицо, - горько ухмыльнулся Ифит. – В первые разы она вообще не хотела вытекать из сосуда. Наверное потому, что…. Но Софо не слышала бормотание Ифита – какая-то женщина, прижимая к груди мёртвого ребёнка, взяла сосуд и из него полилась красная жидкость. Тут же к ней подбежала половина толпы и принялась избивать. - Ах, какая жалость! – продолжил Ифит, пресекая попытки Софо побежать на помощь. – Да стой ты! Ей ничем не поможешь. Кровь, льющаяся из сосуда, означает, что человек безнадёжен и, по всей видимости, он останется в пустыне навсегда. Такой знак крайняя редкость! Она должно быть совершила кошмарные вещи на протяжении всех жизней. - Но она же мертва! Неужели ей больно? – спросила Софо. Женщина орала, как резанная, закрывая лицо руками. - То, что ты где-то мёртв, не означает, что ты где-то ни жив, - глубокомысленно изрёк Ифит и засмеялся, глядя на лицо Софо. – Когда-нибудь поймёшь. Пошли, поможем ей. Толпа разошлась, оставив женщину лежать около колонны. Она не шевелилась, только пальцем проводила по луже крови и смотрела в небо. - Оно сегодня необычайно голубое. Ни тучки, - произнесла она. Ифит наклонился над женщиной, заглянул ей в глаза и ласково улыбнулся: - Привет! Я – Ифит! – и протянул руку. – А это Софо. Но женщина не обратила на этот жест никакого внимания, также как и Софо когда-то. Но Ифита это нисколько не огорчило. Он присел рядом с женщиной, стараясь не испачкаться в крови. - Расскажи нам свою историю женщина. - Историю? Но у меня нет никакой истории. - У всех есть своя история. Проблема в том, что кто-то хочет помнить её, а кто-то нет. И пока ты совсем не стёрла свою из головы, давай, расскажи нам. Софо будет полезно послушать. Женщина молчала. Видимо прошло много времени и пыль от песка сошла обратно на землю. Дышать сразу стало легче. Твоя. Здравствуй, моя Софо! Я уже не высматриваю почтальона в окно и не бегу к двери, едва услышав его шаги – ничего этого больше нет, Софо. Я не считаю бессмыслицей те пять лет, что я тебе писала, находясь здесь. Нет, наоборот! Это позволило мне больше понять тебя, раскрыть твой характер. Я никогда тебе не писала об этом, но из таблеток я сделала твой портрет во всю стену. Правда, потом была наказана, но я была счастлива по вечерам разглядывать твоё лицо. К сожалению, это моё последнее письмо тебе. Обстоятельства складываются таким образом, что писать я тебе больше не смогу. О, я думаю, ты сможешь пережить эту вынужденную разлуку! Знай, что ты была для меня настоящим другом, который выслушает тебя в любое время суток – именно выслушает, но не напишет. И напоследок, конец моего рассказа о твоём сне. И тут она заговорила. - Вырванная из воздуха душа моя дремала как слепая. В тот день я проснулась по ту сторону леса и было мне семнадцать. Не для зимы было лето. Ветер свободно парил надо мной. И сердце наполняла тишина. Я встала, пошла к реке. На камне лежал толстый фолиант, окунув пару страниц в воду. Я подняла его, и книга стала говорить со мной. К чему она взывала? К душе, наполняя ее, словно сосуд, коктейлем из алчности, славы, богатства. Она вознесла меня к свету, обрушила во тьму, показала, как ярко светят звезды вблизи, и как горят факелы у огненной реки. Она показала, как народы склоняются в поклоне, а я стою на горе и смотрю на них. Рука моя простирается над ними и благословляет. Что для этого нужно дать книге? Чужую кровь. И я согласилась. Что писать о выдуманных людях? Лучше рассказывать реальные истории. Убийство за убийством. Книга забирала себе души людей и на страницах мелким почерком писала их историю их же кровью. Такие книги пользовались невероятной популярностью у людей. Они хотели, чтобы я писала и писала. Я вознеслась до величия королей и царей. Но их слава ничто перед моей! Я стала править умами людей, когда они держали в руках только их тела, но не души, не мысли. А я же могла менять ход всего. Но на севере было одно маленькое царство, которое не покорилось мне. И после долгих лет раздумий, я, наконец, нашла выход. Я дала им ненаписанную историю своего ребенка. За власть, убийства сейчас и расплачиваюсь. Жажда повелевать стала моим пороком и погубила меня. А что здесь? Здесь кровь, льющаяся из сосуда, избиения и невозможность встретить Рабастана. Даже он избегает меня и не хочет брать мою душу, потому что она испачкает даже черное. Твоя Софо . |