Тезис первый: мудрый не будет лепетать. Ответ:АН ФАНЬ ЦЗЫ не лепечет... Тезис второй: мудрый не будет выбирать. Ответ:АН ФАНЬ ЦЗЫ не выбирает..
Что такое Дзэн? Дзэн — это дождик после утренней прогулки... Дзэн — то наши повседневные мысли... Признаюсь, у меня есть целый философский дневник, который я назвал «По ком звучит Дзэн?». Ответ по аналогии с известным романом Хеменгуэя может звучать так: «Дзэн зву-чит по тебе!». И это будет правдой... Но Дзэн не ищет правду. Так же как и правда не ищет Дзэн. Дзэн в правде не нуждается. Правда в Дзэне становиться обусловленной. Правда вообще самая обусловленная вещь на свете. Прадолюбы чесны тольно перед обусловленностью. Дайте им список условий, обстоятельств, видимых закономерностей — они найдут правду. И мало того,- будут об этом кричать на всех перекрестках, писать во всех газетах, забьют своей правдой весь телеэфир. Вот, собственно, и все, что касательно правды: она искома, она достигаема, она постигаема, она болтлива. Еще одна характеристика правды — то чем она хамелиончески маскируется под глубины Бытия — она многолика.
Тезис третий: Бытие многолико, следовательно правдиво... Ответ АН ФАНЬ ЦЗЫ: вовсе нет. Тезис четвертый: правда многолика, следовательно бытийственна... Ответ АН ФАНЬ ЦЗЫ: вовсе нет.
Можно сказать, что два отрицания одного утверждения — это Дзэн, начало Дзэн... ( Несмотря на поговорку: «Один орел — одна стрела. Две — уже слишком много,») Но парадокс в том, что Дзэн ничего не отрицает. Судзуки спрашивает: «Где же тогда убежище Будды? ( Пробужденного)» И Дзэн говорит: «Истина непосредственно раскрывается перед вашим взором. Вот и все, чего же вы еще хотите?» Таким образом Дзэн — это внутренняя природа Настоящего момента. Легко ли понять насколько это определение жизнеутверждающе? Судзуки говорит: «Жизнь, согласно Дзэн — это факт не требующий обьяснений. Обьяснять — значит оправдываться за то что живешь...» Я еще добавлю от чаньских мудрецов: «Речь — клевета. Молчание — ложь. За пределами речи и молчания есть выход.» Теперь я хочу задать вопрос человеку о котором пишу эту статью: знает ли он о Выходе за пределами речи и молчания? Надеюсь да, поскольку между речью и молчанием есть третье состояние — медитация. Нет слов для описания этого сотояния. Нет молчания способного выразить это состояние. Возможно приближение... Примерно так, как если бы мы, пользуясь языком австралийских аборигенов пытались рас- сказать квантовую физику... ( никто не знает сложности языка австралийских аборигенов, также как никто не понимает простоту квантовой физики!)... Но вот, наконец, после столь необходимых предворений, попробуем войти в «квантовую фи-зику» Русского Дзэна по-крымски, крымского же автора АН ФАНЬ ЦЗЫ, в простонародье Анатолия Федоровича Кузнецова, человека с приметной внешностью, издавшего свою уже седьмую книгу посвященную духовным поискам, и, что может показаться даже вычурным — ему, черт возьми, удалось-таки достичь Просветления и по-русски ,и по-крымски ,и по-дзэнски... Можно сказать, что дзэнское Просветление Ан Фаня просто клевого качества, причем от со-вершенного глубокомыслия, до высокооточенного идиотизма ( напомним, что латинское сло-во «идиот» в первом неповрежденном временем смысле означает «человек не занятый на го-сударственной службе, не занятый в общественной жизни»).
Извлечем ряд...
*** Как давно я построил родник! А он журчит и журчит... Поседела вода. *** Плачет надломленный бук. Призывно кричит сова. Ночь над горами. *** Гриф учит птенцов Летать. Толкнет со скалы И — прямо в небо! *** В келью тихо вплыла тишина. В глаза Мне глядит. Вот она — лира Не из этого мира...
Постановление о запахах
-Ну и амбре!-воскликнул Ке Сай. -На сто метров? -На километр!-воскликнул Се Лао. Подошел Син Юй, порылся в папочке и сказал авторитетно: -На четыре с половиной! -А выветрится?-спросил Ко Ке. -Никогда!- сказал Ан Фань.
Сало Ке Сая
Ан Фань спрашивает: -Ке Сай! Ты сало любишь? -Люблю! -Но сало — вредно! -Да. Вредно, вздохнул Ке Сай. -Но если ты любишь сало,-продолжал Ан Фань,-ты должен его иметь. -В каком смысле?-встревожился Ке Сай.
Ан Фань в Карауле
Ан Фань сидел в глубокой медитации возле гигантской трубы. Подошел Се Лао спросил: -Что это? Ан Фань скосил глаза. - Нефть. - Зачем? -Караулю!-сказал Ан Фань, снова медленно углубляясь в самого себя. -А зачем?-торопливо крикнул Се Лао. -Чтобы народ сытым стал,-донеслось еле слышно.
Улыбка Кашьяпы
По трассе из Ялты под вой сирен мчится полицейский эскорт. -Куда это сынки, так быстро?-спрашивает бабушка. -За бутылкой!-отвечает досточтимый Ан Фань. В толпе на обочине все посерьезнели и подтянулись. Только один молодой человек улыбнулся Ан Фаню. Ан Фань погрозил ему пальцем.
Встреча с родиной
В очередной раз Ке Сай приехал из Греции. Застолье. Ке Саю надоели косые взгляды. Он громко спросил: -Ан Фань, почему они меня не любят? -Завидуют, суки! Ан Фань тяжело встал, взял гармошку и запел: «Растет. Цветет высокий дуб в могучей красоте...» -Скажите, пожалуйста!-пролепетала из дальнего угла одна очень оккультная дама.- Что такое Нирвана? -Известно давно,-икнул Ан Фань.-Нирвана — гавно!
Неудача Ке Сая
Важный Ке Сай не просто гулял по лесу, а занимался Духовной работой. Вдруг на берегу озера он увидел русалку-идиотку. -Хочешь меня?-нежно спросила она серебристым голоском и приспустила юбочку. Ке Сай как посмотрел! Русалка подтянула юбку и нырнула в озеро. Ке Сай бросился за ней. Но нефритовым стеблем зацепился за корягу...
Прощание Ан Фаня
Крымская сангха в полном составе сидела на старой улице Симферополя. От мостовой привычно воняло помоями. Вдруг Ан Фань медленно оторвался от земли, ловко скользнул через провода и в позе лотоса завис над улицей. Прохожие удивленно смотрели вверх. Сангха хором пела гимн «Просветление». Старший монах умиленно произнес:
Буддам на удивление Парит Учитель наш В небесах Просветления...
Разьяснение: просветлев, все люди взлетают! Одни раньше, другие позже.
И еще...
Мир как жвачку выплюнул меня: чужой! Тому, кто хочет иметь - Дано больше, чем заслуживают!
И еще...
Просветленных Не видно и слышно. Они — в Потоке...
Таким может быть срез русского Дзэна. Может быть и другим. Но не убудет красоты, иронии, радости. Не убудет и одиночества... Названия для разделов в книгах Ан Фань выбирает с нарочитой значимостью: Укрощение мысли, Омуты мистики, Горнила Духа, Послушники Любви... Все это верные пути наши! Русские до мозга костей, убийственные до нежити, емкие до коллапса...Так держать! Духовные учения Востока уже достаточно давно забрели на русские ( евразийские) трясины, давно смирились с нашими колдобинами и колеями, давно распластались по нашей шири неоглядной...И что же? Стали искать учеников, а после из учеников делать адептов. И повели адептов в чащобы лесные, в горы, в пещеры, в пустыни. Дали им крылья. Умастили их благовониями.Но прежде умастили благоволиями жить квантами Настоящего, того самого которое течет сквозь пальцы как седая вода, оставляющая лишь блики в памяти о Совершенном! Да, Дзэн Ан Фаня парадоксален. И уж так повелось. Что не всякий готов осилить эти парадоксы. Но секрет лишь в том, что не умом требуется осиливать и не сердцем (как советуют христианские гностики, например)... В индийской мифологии бог Шива разжигал внутри себя некий жар — тапас ( дух накалиния), но при этом никакие комментарии не сообщали где же находился центр этого накаливания. Мой ответ прост, и он полностью дзэновский: и нигде и всюду, и в центре и вне центра. Дух накаливания поэзии в ней самой. Дух накаливания жизни в ней самой. Вот только кажется нам, что живем мы разными жизнями, а тапас — един в своей всезаполненности. Таково творчество ( да творчество ли это!) Ан Фаня, первого крымского дзэн-буддиста поэта, юродивого, подвижника, переводчика с высоких энергий на язык мысли, непредвзятого слушателя и критика собственного Я, человека с приметной внешностью, весельчака и добряка, живущего в лесу как саньяси, слушающего как растет трава под ногами и звенят утренние лучи, ударяясь о скалы Чатыр-Дага... Творчеством Ан Фаня не нужно восхищаться, не требует оно любви, не взывает к пониманию и разной другой обусловленности. Им, творчеством нужно Накаляться... И тогда прийдет к вам ваш собственный Дзэн и узрите вы «причал тишины», будучи поглощены... Потоком.