Рецензии
| Вот это Стихотворение! Еще раз убедилась, что талантливо написанный верлибр может быть выразительнее многих рифмованных стихов. А написать хороший верлибр очень непросто – в нем нет таких мощных средств усиления впечатления, как ритм и рифма, хотя не считаю его «бесформенным» стихом, все равно каждый автор придает своему произведению некоторую форму, возможно, менее явную, но стихи совсем ее лишенные читать обычно неинтересно, должно быть что-то, что делает верлибр не просто «поломанной» прозой, а стихотворением. В этом произведении форма точно есть – оно «льющееся», текстурно цельное, неразрывное (насколько можно материально представить себе стихотворение), некоторые внешние моменты этой оформлености совсем несложно заметить: это и слова «Этот дождь...» проходящие через все произведение сквозным рефреном, и похожее построение некоторых строк, и обилие повторений-связок между строками... Яркие образы, всего в нескольких словах, но так детально прорисовано каждое место, в котором дождь побывал в эту ночь! Захватывает, читается просто «взахлёб» ! В целом, впечатление от стихотворения прекрасно описано в предшествующей ему статье, Вы уже все за меня сказали: «Это не описание дождя, это сам дождь...», свободный, вездесущий... Татьяна, спасибо большое, что поделились таким замечательным стихотворением и своим его восприятием. С благодарностью, Инна | | Светлана, напевное и душевное стихотворение получилось! Я всегда удивляюсь: каких-то две буквы, один слог – союз «да» - и такое замечательное свойство усиления мелодики... Заметила, что за время моего отсутствия Вас лирика прямо таки захлестнула, все стихи такие чувственные, очень приятно читать! Спасибо! С уважением, Инна | | Светлана, очень хорошо! Все правильно: автор и сам никогда не знает, что читатель найдет в его произведении, да и каждый читатель находит в нем ЧТО-ТО своё... | | Ада, замечательная, эмоционально сочная вечерняя зарисовка, очень понравилось стихотворение! Чувствуется, что город любимый. Спасибо! Успехов Вам! С теплом, Инна | | Я потрясена! Спасибо Вам огромное! Невероятно приятно получить такую рецензию. Вы как Читатель настолько глубоко прочувствовали стих и легко, как-то даже естественно «пошли за ним», слились, оказались внутри... я действительно потрясена: такого глубокого прочтения моей миниатюры я даже не предполагала... Что еще меня поразило и тронуло, так это Ваше бережное отношение к стиху, как к тонкой, хрупкой материи, Вы так о нем говорите... что во мне даже проснулось какое-то особенное трепетное к нему отношение, нежное волнение, какое обычно испытываешь к только что написанному... даже детальный разбор технических шероховатостей, в Вашем исполнении не выглядит таким уж детальным и таким уж техническим. Немного поподробнее о мыслях и впечатлениях: //...через каждодневно виденные моменты, природные перепады и другие детали, Автор вводит Читателя НЕНАВЯЗЧИВО в ткань своего произведения. И Читатель, сам того не замечая, становится соучастником. Конечно, речь идет о не поверхностном Читателе. Я чрезвычайно люблю подобные миниатюры, которые вырастают из деталей...// Слова очень ценные, наверное, для каждого пишущего человека, и, в то же время, очень понимаю Вас как читатель: так хочется, чтобы произведение затягивало без каких-либо усилий, заставляло (не в принудительном смысле слова) «медитировать» над содержанием... Если все, что Вы описали в какой-то степени в моем стихе действительно присутствует – я счастлива. //Но я не являюсь поклонником идейных и тематических стихов. Считаю, что если после прочтения произведения читателю "все ясно", - это и есть то самое, что мягко зовется НЕ поэзией. Ну а жесткое определение этого ощущение Вы и сами произнесёте :) // Наверное, Вас разочарую, но у меня немало идейных, а редко, но бывают, и тематические стихи... а в этом стихотворении я как раз вижу много СЛУЧАЙНОГО... (хотя этой своей случайностью оно мне и ценно)... так что, видимо, и ко мне относится то определение, что Вы мягко назвали «НЕ поэзией» :))) (хотя мои читательские вкусы в этом вопросе с Вашими совпадают). // Я понимаю, Вам понравилось слово "тягучих" (мне оно тоже нравится, оно характеризует капли с другой стороны), но, все же, оно несколько не монтируется.// Полностью согласна по поводу «диссонанса», но очень уж слово понравилось :) А вот «опало» - да... сама чувствую его необходимость, до сих пор помню тот щенячий восторг, который испытала, когда оно... пришло... ну да, наверное, все-таки «пришло» - такого «визита» не ожидала, но сразу поняла - это ко мне :) Но Вы так верно описываете, откуда взялось каждое слово, что мне даже «немного не по себе»: а Вас там точно не было? Откуда Вы все это знаете? :))) // И здесь, полагаю, НАДО добавлять еще строчки четыре-пять-шесть и, может, оборвать Стих на паузе... Не знаю. Но это произведение, ни в коем случае, нельзя назвать обидным словом "заготовка", как и нельзя, все-таки, считать завершенным! Я очень хочу, чтобы Вы продолжили работу над Стихом, к которому, я уверен, еще приведет Вас похожесть в состоянии и расположении - оно вдохнет в Вас силы и Стих зазвучит полноценно! Ищите концовку.// По поводу этого момента ничего конкретного сказать не могу. Да Вы и сами понимаете, что тут сложно что-то обещать... Помимо полного отсутствия опыта ДОписывания стихов (я их и ПЕРЕписываю очень редко) еще и не очень представляю «техническую» реализацию некоторых творческих моментов, связанных с уникальностью каждого состояния, может ли состояние достигнуть такой "похожести", чтобы родилось естественное, не «натянутое» продолжение? (вопрос задаю в том числе и себе)... Ну, и еще одна причина, по которой ничего не обещаю: у меня то желание работать над стихом есть, но в процессе участвует еще и ОНА... и мои желания ЕЕ мало волнуют... В общем, если наша с НЕЙ встреча состоится (мне бы Вашу уверенность в ее неизбежности :)) и в результате что-то родится, я знаю, где Вас искать :) // Мне было очень приятно исследовать этот Стих!// За эту строчку – отдельное спасибо! И мне очень приятно оттого, что мой стих попал именно в Ваши руки, в которые его не страшно доверить. Еще раз СПАСИБО! Ваша рецензия меня вдохновила, я бы даже сказала, окрылила, если бы не некоторые жизненные обстоятельства, никак не опускающие от земли выше, чем на сантиметр :) Надеюсь, что продолжение этого сотворчества (а именно так мне видится Ваша «работа») все-таки состоится. С теплом и благодарностью, Инна | | Мне кажется, что когда стихотворение пишется вот такими объемными метафорами, очень сложно добиться именно этого объема, а не пойти в каком-то одном направлении и не свести все на плоскость (это не столько даже об этом стихотворении... скорее рассуждения о Вашем творчестве в целом). Есть в Ваших стихах что-то такое... не знаю, как бы это попроще и поточнее сказать... «эффект раскрывающегося смысла» что ли?.. И эта объемность образа, мысли, чувства... и самого стихотворения Вам очень удается. Ближе к стихотворению: вот «сброшенная с моста» река, вот звезда, сияющая на небе и отражающаяся в реке, и лит. героиня, превратившись в туман, растекается в поле, отдается рассветным холодам... и укрывает, окутывает собою, все ... «Увижу полый полукруг озоном обрамленной сферы»... масштабность впечатляет. (только небольшое замечание: сфера все-таки не полая) Анна, спасибо большое за стихи! Получила огромное удовольствие от знакомства с Вашей поэзией. С уважением, Инна | | Анна, столько легкости, нежности и света несет в себе это стихотворение... и философии – не УМной, а чувственной, душевной... чистые приятные ощущения. Спасибо! | | Какое-то прямо побуждающее стихотворение. Начинается с «молчи», «слушай»..., а к концу набирается динамики – «спасай», «прижми», «прими и приумножь»... Оригинальные, интересные образы и метафоры – «когда натянет вожжи день», «время-недоразуменье мгновенья лопает как зверь»... Последнее четверостишье при видимой простоте, очень глубоко и в качестве окончания стихотворения – очень даже... В общем, понравилось. | | Татьяна, уже не удивляюсь, но все так же восхищаюсь тем, как Вы чувствуете слово. Общее впечатление от стихотворения – чистое, прозрачное, «сквозящее»... Такие ощущения возникают во многом потому, что каждое слово подобрано очень точно, и даже кажется, что ни одна строка по-другому и не могла быть написана. И, наверное, получается это на подсознательном уровне, но звучание каждой строки, строфы... удивительно точно совпадает с ее смыслом, особенно заметно это во второй строфе, если прислушаться, то и в первой и в третьей. Спасибо за прекрасные стихи! С искренним восхищением, Инна | | Юля, очень понравилось! Все настолько интересно, верно и точно, что остается только поаплодировать. И сценарий хорош, и интрига есть... - спектакль удался :)! | | И правда из одного цикла, твой герой – прям «герой пути», постоянно в скитаниях... Оля, в целом стихотворение понравилось, но несколько замечаний все-таки есть, правда, ме-е-елких: - в 8ой строчке, по-моему, «я» потерялось; - «... в которой ж части?..» - сложновато и для прочтения и для слухового восприятия... может «в какой же части?..» - смысл и ритм вроде сохраняются... может еще как-то... в общем, подумай, ладно? - логически мне немножко не понятен конец: «...но ты идешь другой дорогой...», но ведь лит героиня стоит «на перепутье ста дорог», и ей должно быть все равно, какой дорогой он пойдет, главное, чтобы до ее перекрестка дошел... может, я что-то неправильно представила? Хотя, что ты хотела сказать этой фразой, мне понятно. В общем, вот такие мысли... но я никогда не критикую, если не нравится - над чем поработать, по-моему, еще есть, но стихотворение очень хорошее. С теплом, Инна | | Дождалась! :) Мне понравилось, вроде всего 8 строк, а достаточно емко, перенос конца строки – тоже удачно. Только один момент сомнения вызвал: во втором четверостишье у меня так и напрашивается либо «обреченным», либо как есть - «бесцельно в ночь шагать обреченный своей судьбой…», но выделить в отдельное предложение... мне концовка так видится... | | Хорошее стихотворение, ритмичное, харАктерное – хотя о самой лит героине ничего не сказано, она «читается» в каждой строчке. «Каблук» в конце очень понравился :). Спасибо! | | Виктория! Мягкое, уютное стихотворение, но по-другому и быть не может, ведь стихи о пуховом платке, снеге и маме... очень нежно и грустно... Я Вам как-то уже говорила, но повторюсь: именно слушать Ваши стихи хочется! Если прошлый раз говорила это потому, что стихотворение очень сильно, напористо звучало, то в этот раз – потому что стихотворение очень мелодичное, приятное, какое-то даже обволакивающее... Спасибо! Удачи Вам! С уважением Инна. | | Замечательная зарисовка! Практически почувствовала этот «задумчивый аромат»... а стихи полны светлой немножко грустной нежности. Рваная форма крайне удачна - добавляет раздумчивости... Особенно порадовало то, что «…Все «неслова», Потаенные чаянья, Первоисточники сил…» разбудила именно ТОСКА АРОМАТА – люблю я такие светлые минорные настроения, есть в них особая сила, особая прелесть... И вообще, на мой вкус, это – самое-самое... из всего Вашего. Спасибо! С уважением, Инна | | Ирина, понравилось! Пока читала первые 16 строк мысли в моей голове, пытаясь следовать за мыслью Вашего стихотворения, как будто что-то крючком вязали :) В общем, длинно, замысловато... все как я люблю :) Спасибо! | | Светлана! Присоединяюсь ко всему вышесказанному, стихотворение хорошее, доработки, конечно, требует, но есть главное – чувства и искренность. Подумайте еще над тем моментом, про который Ежик написала. Очень радует, что Ваше творчество развивается в двух направлениях – гражданском и лирическом, так как оба они важны. С теплом, Инна | | Ирина, очень тонко, «хрупко» написано... на одном вдохе читала, чтобы нечаянно атмосферу стихотворения не разрушить... ощущение такое, как будто стала свидетелем какого-то таинства. Особенно понравилось вот это предложение: «...и одновременно На плывущих гребешках волны Лунный свет запляшет, набегая, Будто эта логика простая – Донести себя до тишины – И является конечной целью Света, оброненного с небес...» длинно, витиевато и глубоко... Единственное, как мне показалось, в стихотворении есть четыре строки, которые явно «не дотягивают» по смыслу до глубины самого стихотворения: «...Развернет луна пред нами руны – Древние немые письмена – И зажгутся наши имена На безмолвной глади...» - это, конечно, красиво, но... как-то уж совсем на поверхности, хотя общего впечатления не испортило, но на этом моменте стихотворение, которое читается «по возрастающей» как будто зависает на одном уровне. Попробовала без этих строк – никаких «зависаний», хотя, возможно, это – мое сугубо личное восприятие. В целом стихотворение оставило приятные ощущения. Спасибо! С уважением, Инна. | | Ада, интересное стихотворение! Только опечатку в названии исправьте, пожалуйста, а то как-то интригующе звучит:). С теплом, Инна | | Ада, замечательно! Очень люблю гулять в дождливую, ветреную погоду и после дождя, особенно поздним вечером… Все вокруг блестит, переливается и глаз замечает каждую мелочь, восприятие обостряется, эмоции становятся ярче и оттого легко откладываются в памяти, а от воздуха, насыщенного, прошедшим дождем возникает ощущение какого-то очищения, свежести… А слова местами менять я бы не стала, от этого строчка потеряет нужную интонацию, да и не так уж это и страшно – просто слово «они» читается как безударное. Меня вот только последняя строчка смутила, «жутко хорошо» - немного странное сочетание (хотя возможно это просто мое личное восприятие), да и рифма «шоу-хорошо» у меня, почему-то, всегда улыбку вызывает, так и напрашивается прочитать как «жутко хорошоу» :). А в остальном – замечательно, и даже «глаза дорог» лично меня не коробят. С уважением Инна. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |