Зуевке нужна церковь. Прихожане Зуевки своей церкви сейчас не имеют, а желание ее построить у них есть. Горит желанием иметь храм для своих прихожан и служитель прихода отец Борис. Действительно, не дело это, когда селяне на проведение религиозных мероприятий собираются в приходе, который до девяностых годов был школьным спортзалом. Беседовал я по этому вопросу с отцом Борисом, а так же о возможностях исполнения наших желаний. «Строительство храма в Зуевке может начаться и пойти активно при поступлениях вложений в копилку пожертвований селян, их состоятельных родственников проживающих на стороне, фермеров и каких либо предприятий и организаций, - сказал он. - Проводятся в этих целях различные благотворительные мероприятия в селах района, средства от которых пойдут на строительство храма. Под строительство храма отведена площадка. Мы ее огородили, она освещена и на ней установлен крест (см. на фото). Имеется и строительный проект. Так что дело за главным. Надо нам всячески искать деньги на финансирование строительства». С целью изыскания средств на зуевский храм методом призыва людей к благотворительности мы с отцом Борисом и открываем эту страницу. Откроются они и на других сайтах в интернете. Да, уважаемые земляки, дело за нашим пониманием задачи и за нашим активным участием в ее решении. А чтобы активность у наших земляков, у друзей, знакомых, просто у добрых людей спонсорское сознание проснулось, мы с отцом Борисом договорились к ним регулярно обращаться за помощью и через СМИ. И мы будем прихожанам сообщать результаты поступления средств на строительство, описывать фамилии людей, которые заметные пожертвования в копилку благотворительности вложили. И будем надеяться на положительный исход в этом благородном деле. А застрельщиками добровольного пожертвования на строительство должны стать люди и финансово состоявшиеся, и духовно возвышенные, люди, которые понимают высокую роль назначения храма, роль нравственного воспитания человека. А воспитателем у прихожан этих чувств и организатором пожертвований средств на строительство храма должен стать создаваемый при нынешнем приходе попечительский совет, который бы своим примером и авторитетом сумел нам внушить высокую значимость пожертвований для нашей же души, для ее увековечивания. А для понимания этого я вам приведу пример. Он связан тоже со строительством предыдущей церкви. При ее разборе в 1965 году колхозники под специальным камнем подполья Алтаря нашли деревянную нишу. Подумали, что в ней церковники схоронили от ограбления церкви золотой крест. Обрадовались находке, с волнением найденную нишу раскрывали. А на деле там была уложена тщательно запечатанная медно- бронзовая пластина. На этой пластине красивым почерком были выписаны фамилии и имена главных спонсоров и строителей сельского храма. Так мы узнали о них. А эта пластина теперь находится в школьном музее. И наших земляков, состоявшихся предпринимателей мы тоже призываем к увековечиванию своего имени. Способы пожертвований на строительство зуевского храма могут быть разными. Кто-то из вас оплатит у кузнеца красивую изгородь, ворота, решетки на окна и назовет все это своим именем, кто-то отольет именной колокол для церкви, а кто-то переведет просто на храм энную сумму денег. Кто-то свои услуги и способности каменщика или краснодеревщика предложит. Всему наши прихожане будут благодарны. ДАЛЕЕ-ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА До Зуевки в 1795 — 97 годах на берегах реки Ветлянка было пять хуторов: Кочугуры, Девицы, Алешанка, Кармыш и Кулевка. О строительстве большой церкви речи их жителями не заводилось. А религиозные обряды они проводили в церкви соседнего села Утевка. Но по мере разрастания хуторов и слияния их границ, хуторяне в 1824 году на общем сходе объединяются в село. В честь первых переселенцев братьев Зуевых, Афанасия и Дмитрия, оно названо было Зуевкой. В 1826 году на сельском сходе решено было и церковь построить. Для чего к селянам и к их родственникам, проживающим на стороне, сельский староста (по воспоминаниям старожилов им был Денисов Алексей Дармидонтович) бросает клич к их благотворительному пожертвованию. Селяне откликаются на его призыв. В копилку пожертвования стали поступать денежные средства. На собранные средства предки наши бревна закупали в Борской крепости и обозом их возили. Плотники свои разыскались, столяры и кузнецы. И дело стало спориться, первая церковь в селе была построена к лету 1830 года. Служба в ней проходила, но не так торжественно. Отсутствовал большой колокол. Отлили его и в Зуевку доставили только весной 1835 года. Веревками на колокольню всем селом колокол поднимали. К уборочной страде он зазвонил на всю округу, созывая прихожан на службу. Именно в той церкви и была внесена первая запись в регистрационной книге о появлении Зуевки. Фамилия и имя первого сельского священника неизвестна. В 1859 году по переписи в хозяйственной книге числилось дворов в Зуевской волости – 331, жителей – 2507. Работает базар, ярмарка, есть становой пристав при волости. 1867 год. Иван Богоявленский – сельский священник, он же и учитель, жалованье сто рублей в год от казны. 1878 год. На Кучугурах в родниках икона святого Николая Чудотворца объявилась. Срочно часовенку рядом построили. Воду святой признали, так как не портится долго и хвори исцеляет. С того года, как иконка в них объявилась, верующие родник святым считают, паломники сюда с тех пор так и шли за водицею целебной. А позднее ученые в солях ее нашли серебра примеси. Год 1908-й. На общем сходе прихожане уведомляли старосту и волостную управу о тесноте в церкви в праздничные дни. Год 1910-й. Создана бригада лесорубов и плотников из местных крестьян. С июня месяца партия леса-кругляша из Бузулукского бора на строительство церкви поступила. В Самаре отливают колокола. Год 1911-й. Засушливый, голодный. Построена церковь. Чтобы дать крестьянам заработать на хлеб земство организовало общественные работы. На церковной площади был вырыт пруд – Тёплое озеро (Тепловка), глубиной около 1,5 метров. Около церкви стояли церковные дома - дом священника, сторожка, дом псаломщика, дом дьякона и два больших дома - дом волостного писаря и дом волостного правления, и маленький домик с зарешеченными окнами – «кутузка», куда помещали злоумышленников. Церковь являлась центром села. Окончательная отделка - покраска и роспись производилась группой художников в 1913-14 годах на высоком художественном уровне. Их руководителя - подрядчика звали Рафаил Степанович. Высота церкви, до верхушки креста, составляла семнадцать сажен — т. е. больше тридцати четырех метров. С восточной и с северной стороны церковь окружена была деревянной оградой, выкрашенной в красный цвет. С западной стороны изгородь была металлической, с красивым орнаментом, с высокими воротами (работа кузнеца Агибалова Павла, отца героя Советского Союза Михаила Павловича Агибалова). И с южной стороны был забор деревянный с металлической калиткой в сторону сторожки. Зуевские старожилы утверждали, что главным спонсором при строительстве этой церкви был некий Шульц, поволжский немец. В церкви на колокольне было пять колоколов. Самый большой из них весил 162 пуда, в него звонили по праздничным дням и по воскресеньям. В колокол, весом 52 пуда, звонили по субботам. Этот колокол был также сигнальным. Веревка от языка спускалась вниз, снаружи, и звонить можно было в него (бить в набат) в случае пожара, или какой либо еще тревоги. По ночам церковный сторож ежечасно выбивал часы. И еще было три колокола, один в пятнадцать пудов и два маленьких, примерно в три и полтора пуда. Эти колокола применялись либо для торжественного праздничного перезвона, либо траурного - при похоронах. Ударяли в каждый колокол, начиная с маленького, с интервалом в три - четыре секунды, а затем во все колокола, пока несут покойника до кладбища. Зимой в буран, когда заметало дороги, звонили в большой колокол редкими ударами, и заплутавший в поле путник, ориентируясь на звук, выезжал к селу. Год 1914-й. В Зуевке дворов 463, жителей – 3373. Служителем церкви работает Евгений Кроткий. И эта церковь красавица под его мудрым руководством проработает до июня месяца 1932 года. Пока местная власть не сочтет его службы, в горячее время посевных работ, вредными. Церковь закроют, а служителя с семьей, не причинив ему никакого вреда, отвезут в Самару. Церковное здание с этого времени будет служить складом зерна, собранного с крестьян по госпоставкам. И оно возможно так бы и простояло до известных девяностых годов. Но в 1965 году один из наших инициативных председателей колхоза решил его судьбу иначе, с выгодой для колхоза, так сказать. Церковь колхозники по бревнышку разбирают и делают из них колхозные зернохранилища и общежитие для престарелых. |