Внимание! Продолжается прием работ на конкурс «РОССИЯ И УКРАИНА: ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ». Тема конкурса особенно актуальна для тех авторов, кто думает о будущем своей Родины.
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Обсуждение конкурсных произведений
Дмитрий Соколов
Наболело
Буфет. Истории
за нашим столом
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Таррагона
Объем: 10990 [ символов ]
О Мастерах и Маргарите, о ящике Пандоры и о шубе без рукавов
Где-то, когда-то, давным-давно прочитала я.... Черт возьми, хорошо писали классики, руки так сами и забегали по клавишам, и получилось такое лирическое и универсальное начало для любого сочинения.
 
Но тут во мне проснулась совесть и глухо заворчала, что нехорошо «цитатничать», да и неправда это все. Прочитать-то прочитала, но, во-первых, не «где-то», а в Интернете ( / Архив / №29 (267)), не «когда-то и давным-давно», а сравнительно недавно, в 2001 году, и автор у этого повествования имеется вполне определенный, даже двое — Светлана Боброва и Олег Одноколенко. Не только захватывающе интересный материал и хороший стиль авторов привлекли мое внимание, но восхитила их выдержка: ведь велико, наверное, было искушение, назвать очерк «Мастер и Маргарита», поскольку героями его были великий мастер Сергей Коненков и его жена Маргарита Воронцова, — но не назвали. И только в финале, буквально в последнем абзаце, самим ритмом фраз воспроизвели торжественно-органное звучание булгаковской прозы: «Она ушла в вечность. Никому не дано знать, кого она избрала своим спутником в том до назначенного часа недоступном мире. Выбор есть: все ее мужчины уже давно там — скульптор Бромирский, отец и сын Шаляпины, Сергей Рахманинов, Сергей Коненков, Альберт Эйнштейн... И может быть, с их стороны, с изнанки, Вселенная видится именно так, как она изображена на космогониях Коненкова, — озаренная загадочной звездой Алцион из созвездия Плеяд. И летят в мерцающей пустоте всадники Апокалипсиса на огнедышащих конях, и сосредоточенный Творец заботливо прочерчивает новые орбиты для заблудившихся планет, и уже почти достроен божественный город Иерусалим, и открыты врата его... Впрочем, если Коненков слишком нафантазировал в своих рисунках, Эйнштейн это, конечно, уже заметил. Теперь они могут спорить бесконечно. Маргарита им переведет».
 
О чем же рассказывалось в очерке, и с чего это вдруг я решила непременно об этом написать? На первый вопрос ответить не так уж и трудно, только придется опять кое-что пересказывать, а порой, возможно, и цитировать.
 
С детских лет помню я скульптуры Сергея Коненкова, этого живого классика, «русского Родена». Всегда ими восхищалась: все самобытно и мощно. А вот о его жизни знала не очень много. Может быть, не только я одна, а люди постарше и поумней. Потому что вряд ли все подробности его долгой и бурной биографии были известны широкой публике, разве только то, что он довольно долгое время жил за границей. Но это, в конце концов, в те оттепельные годы представлялось если и грехом, то не смертным. Ну, жил за границей больше двадцати лет, но потом не смог творить без родной почвы, вот и вернулся. А как жил, чем там занимался, знать не обязательно. Об этом постарались многие ответственные лица, стоявшие на страже безопасности нашей Отчизны. Впрочем, как стало понятно из рассказа, сам великий скульптор к этим бурям имел отношение косвенное, и скорее невольное. Может быть, он-то сам предпочел бы более спокойные условия для творчества.
 
Но роковой и бесповоротный шаг в своей жизни он сделал вполне сознательно, когда женился, будучи уже в очень зрелом возрасте. Хотя можно ли говорить о чем-то сознательном, когда художник влюблен? Когда все женщины мира воплотились для него в одном чарующем образе? Кто знает, может быть, это была та самая Пандора, подосланная скульптору богами-олимпийцами на погибель роду людскому? А может быть, и наоборот – не на пагубу, а именно во спасение? Это ведь с какой стороны посмотреть. Потому что эта самая Маргарита (какое же еще имя могло быть у подруги такого Мастера), после долгой и не вполне безупречной семейной жизни с Сергеем Коненковым, познакомилась, и довольно близко, с Мастером другого жанра — с Альбертом Эйнштейном. Тесное это знакомство затянулось на многие годы, так что в конечном итоге госпожа Коненкова заняла при великом ученом положение почти официальное, хотя его невозможно было бы отразить ни в каких анкетах. Вроде как Мария Федоровна Андреева при великом Буревестнике – «близкий друг и соратник», «подруга и товарищ по партии». Но, конечно, ни Маргарита, ни Эйнштейн ни в какой партии не состояли, и госпожа Коненкова со своим законным мужем разводиться не собиралась. Похоже, однако, что в тот период своей жизни она уже никак не вправе была самостоятельно решать свои семейные и прочие проблемы. За нее и за ее знаменитого мужа, да и за других участников этой драмы давно уже думали «где надо» и «кто надо». А им оставалось выполнять указания, чего бы это ни стоило. В итоге советская разведка получила весьма важные данные, касающиеся создания американской атомной бомбы, а супруги Коненковы получили возможность вернуться на родину. Тем, кто хотел бы узнать подробности романа Маргариты с Эйнштейном, о ее работе разведчицы и о многом другом, лучше всего было бы прочитать самим очерк С. Бобровой и О. Одноколенко. Может быть, вскоре появится возможность посмотреть и фильмы на эту тему — документальные и художественные.
Что же касается меня, то главное потрясение мне довелось испытать, когда я дочитала до эпилога этой истории. В нем рассказывалось о горьких и трагичных последних годах Маргариты, пережившей не только своего мужа, но и тех своих знаменитых современников, кто некогда преклонялся перед ее красотой и обаянием. Она жила затворницей, почти не вставала с постели— вся ее титаническая энергия куда-то исчезла. А в доме «правила бал совершенно дикая домработница». «Домработница» эта отличалась невероятной наглостью и безнаказанностью, которые, возможно, были вызваны не только беспомощностью хозяйки, но и некоторыми особыми полномочиями «Степаниды» (почему-то хочется назвать ее так в честь Степаниды, созданной Войновичем). Издевательства Маргарите пришлось от этой твари терпеть страшные. Не хочется о них даже писать. Но вот об одном из них как раз и придется.
 
У Маргариты Коненковой была необычайно красивая лисья шуба — остатки былой роскоши. Хозяйка не захотела в свое время подарить ее племяннице, надеялась, что вдруг самой еще придется куда-то выходить «в свет». И горько в этом раскаялась. «Дикая домработница» взяла да и отрезала у шубы рукава — на воротники! Маргарита рыдала: «Зачем испортила вещь! Лучше бы забрала».
Прочитала я эти строки, и вдруг меня как ошпарило! Лисья шуба без рукавов! Неужели та самая?
 
...В 1974 году я жила в Москве, где работал мой муж – молодой специалист. Какое-то время была без работы – меня не прописывали, так как у мужа не было своей жилплощади, а только «койко-место» в общежитии. Жену на это место прописывать нельзя было – безнравственно, наверное, не знаю. Но мы не унывали, снимали однокомнатную квартиру на Большой Полянке, я готовилась в аспирантуру и бегала по паспортным столам, а муж работал. Признаюсь честно, бегала я также и по московским магазинам, — пусть в меня бросит камень тот, кто удержался от этого соблазна. Ведь приходилось выполнять также заказы родных и близких, живших в провинции: «доставать» то что-нибудь из одежды, то продукты, отстаивая для этого в вечных очередях. В этом отношении очень удобны были гастроном и универмаг в «Доме на набережной», что находился как раз напротив нашего дома. Нам как-то и в голову не приходило, какие трагедии разыгрывались в этом доме, какие призраки бродили по его подъездам и дворам. Правда, в ту пору кинотеатр «Ударник» начал активно обрастать мемориальными досками с навязчиво однообразными датами смерти поминаемых. История бродила рядом, а мы легкомысленно пробегали мимо.
 
Однажды я получила почтовый перевод от родителей, рублей на сто, с наказом от мамы купить себе к весне новую куртку. Что ж, наказ есть наказ, его надо выполнять. Но не так-то просто было в то время найти что-то подходящее: модное и не слишком дорогое. В «Ударнике» как раз ничего не нашлось, и я решила поехать ближе к центру. Почему-то пришла в голову мысль зайти в комиссионный магазин в Столешниковом переулке, где продавались меха. Может быть, многие помнят такой. Сама не знаю, почему так решила — ведь на меха у меня не было денег, а куртки там обычно не продавались. Так, как-то случайно получилось.
 
И вот захожу в этот магазин, смотрю по сторонам, и понимаю, что зря сюда зашла. Конечно, есть красивейшие шубы и дубленки, но для приобретения чего-то подобного нам с мужем пришлось бы работать не один год. Собралась уже уходить, как вдруг взгляд мой привлекла странная вещь: на прилавке лежала длинная до пят очень красивая лисья шуба, но ... без рукавов! И без подкладки. Я никогда такой не видывала. Не знаю, что заставило меня спросить продавщицу о цене. Оказалось, шуба-безрукавка продается по цене 70 рублей. А ведь как раз ровно столько у меня оставалось от присланных денег! Неужели можно такую вещь купить? Но она ведь без рукавов, как ее носить? Понятно, она такая длинная, что из нее выйдет прекрасный полушубок с рукавами (так работала моя творческая мысль). Но прямо вот так взять и купить шубу? Неудобно, я ведь еще даже не работаю, и вдруг буду ходить в натуральных мехах... А вдруг она из плохого старого меха и разлезется сразу же? Так я терзалась, испытывая муки Панурга, желавшего жениться, но опасавшегося многих неприятностей семейной жизни.
И вдруг этим тяжким сомнениям был положен очень решительный конец. Откуда-то набежала моднющая девица гвардейского вида, вцепилась в шубу-жилетку мертвой хваткой, тут же ее примерила, выписала у продавщицы квитанцию в кассу (помните, так тогда было принято), выбила чек и уволокла мою несбывшуюся мечту прочь с глаз моих. Мне даже показалось, что шуба сама улетела, взмахнув призрачными рукавами.
А я осталась стоять дура дурой.
 
Мораль сей истории? Ну, один вывод я для себя сделала сразу же: принимать решения быстро, не разводя турусы на колесах. А что касается морали более масштабной, то о ней я как раз сейчас и задумалась, когда прочитала о влюбленном Эйнштейне, о Сергее Коненкове, Маргарите и этой загадочной шубе. Та ли самая была шуба или какая-то другая — как теперь узнать об этом? Может быть, живы еще родственники Маргариты Коненковой, могли бы что-то подсказать? Нашлись же часы, подаренные Маргарите Коненковой Эйнштейном при расставании, несмотря на то, что они были похищены еще в 60-е годы. Но шуба не часы, дарственной надписи на ней не ставят, а лисий мех не слишком прочный. Да что там шуба? Вот ведь и с самим очерком произошли в Интернете некие чудеса. Он был перепечатан, даже несколько раз, но уже без ссылки на авторов, а просто с пометкой «по материалам российской прессы». В новой версии подробности жизни овдовевшей Маргариты в старости, ее страдания и издевательства домработницы упоминались вскользь, а случай с шубой исчез совсем. Даже и такое пришло в связи с этим в голову: эта история мне просто померещилась, как, может быть, померещилась и сама эта шуба без рукавов – уж очень быстро она скрылась из глаз. Иногда же мне кажется, что вся эта давняя жизнь, и старый Столешников переулок, и еще не перестроенный Арбат, и «наш» домик на Большой Полянке, — все это было сном. «А сны только снятся нам — снятся и тают».
Дата публикации: 03.04.2007 06:50
Предыдущее: Гостиница «Братислава»Следующее: А был ли Бялик?

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
волков77[ 04.04.2007 ]
   первое произведение которое читаю и не желею о потраченном времени. очень интересный стиль вашего писание.

Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта