Колокола громкого боя зазвенели внезапно и голос дежурного по кораблю громко и отрывисто произнес: "Учебно-боевая тревога! Корабль экстренно к бою и походу приготовить!" Сторожевик "Сплоченный", недавно вышедший из ремонта, и находившийся на тот момент в боевом дежурстве по противолодочной обороне, должен был выйти в море для обнаружения и слежения за немецкой подводной лодкой, которую на дальних рубежах обнаружил наш малый противолодочный корабль из соседнего соединения. Дело в том, что при выходе из Кильского канала субмарины ФРГ не могли сразу же погрузиться под воду из-за небольших глубин. Им требовалось пройти несколько миль в надводном положении. Этого было достаточно, чтобы наши малые противолодочные корабли, выполнявшие там задачи боевой службы, смогли бы их засечь. Еще совсем недавно "Сплоченный" вышел из докового и навигационного ремонта, проходившего в заводе Лиепайского Тосмаре, одном из старейших на Балтике. Его корпуса были построены еще в конце девятнадцатого века каменщиками из Пензы и Саратова. Именно тогда начал обустраиваться и весь военный порт этого города – морской крепости. Первый этап строительства начинался с создания двух сухих заводских доков. Большой док предназначался для ремонтов крейсеров и кораблей-броненосцев, которые тогда ещё называли дредноутами. Меньший док, использовался для ремонтов канонерских лодок и морского военного транспорта. Архитектура завода всегда поражала моряков с ремонтирующихся кораблей. Торцевые фронтоны цехов и других заводских объектов, были украшены замечательными архитектурными деталями. Фантастически богатые украшениями поверхности свидетельствовали о выдающемся умении их строителей - русских мастеров-каменщиков. Еще в начале Русско-японской войны на заводе в Тосмаре создавали детали для строительства и монтажа первой в России подводной лодки. Здесь же изготавливались детали для кораблей 2-й эскадры флота Тихого океана, которая в октябре 1904 года ушла из Либавы на восток, держа путь на Цусиму, откуда ей уже не было суждено вернуться. В начале Великой Отечественной войны город под липами одним из первых принял удар немецких армий. Он достойно и мужественно встретил оккупантов! Вместе с моряками-балтийцами и солдатами дивизии сокращенного состава генерала Дедаева, с жестоким и коварным врагом бился сводный отряд заводских рабочих-добровольцев, в составе которого было немало лиепайских коммунистов. Небольшой гарнизон сдерживал фашистов, целую неделю. Последние защитники города, подорвав ремонтирующиеся в заводе корабли и подлодки, ушли на северо-восток по морскому побережью в сторону Риги, но почти все погибли под ударами немецкой авиации. Схваченные фашистами заводские рабочие-ополченцы были зверски замучены в застенках гестапо. После освобождения Лиепаи предприятие вновь вер-нулось в ведение Военно-морского флота СССР. Коллектив приступил к его восстановлению и стал выполнять свою ос-новную задачу по ремонту с модернизацией и докованием надводных кораблей и подводных лодок, сохраняя свои исторические и боевые традиции. Замечательный музей завода, рассказал многим поколениям моряков-балтийцев о страницах его непростой и героической истории. Решение на доковый и навигационный ремонт "Сплоченного" было принято командованием соединения и утверждено приказом Командующего Балтийским флотом еще осенью 1986 года. Таким образом, после учений ОБЭСК (объединенной эскадры кораблей стран Варшавского договора) с заходами в ГДР, Польшу, Балтийск и столицу Советской Эстонии Таллин, и участия в военно-морском параде в городе Ленинграде, командир капитан 3 ранга Алексей Изместьев, вывел СКР из Балтийска, и привел его в Лиепаю. Сторожевик ошвартовался у стенки судоремонтного завода. После теплого прощания с экипажем Алексей Арнольдович завершил свою службу на нем. В Ленинграде его ожидали вступительные экзамены и последующая учеба в Военно-морской академии, имени маршала Советского Союза Андрея Антоновича Гречко. Дела и обязанности командира тогда временно принял на себя старший помощник старший лейтенант Юрий Цветов. А через месяц на борт прибыл уже вновь назначенный командир капитан-лейтенант Белов. Почти два с половиной месяца длились работы по ремонту механизмов и приборов, приведению корпуса, жилых и служебных помещений в полный порядок. "Сплоченный" всегда отличался в соединении ракетных кораблей дружным экипажем. Каждый офицер, мичман, старшина и матрос, зная свою ремонтную задачу, трудился не покладая рук, помогая рабочим и инженерам предприятия. Большую роль в этом сыграли партийная и комсомольская организации корабля. Не забывало командование и о жилищных условиях моряков в службах, командах, группах и боевых частях, их личных нуждах и проблемах. Благоустраивались кубрики, офицерские и мичманские каюты, кают-компании, помещения столовых личного состава. Увольняющиеся в запас, матросы и старшины изъявляли командирам свои пожелания выполнить определенные ремонтные работы, так называемые ДМБовские аккорды (ДМБ – увольнение в запас). Так, например, кандидат в члены КПСС, старшина 1 статьи Стомов, как народный умелец, художник, и в том числе руководитель корабельного вокально-инструментального ансамбля, приложил немало усилий для переоформления ленинской каюты. И выполнил старшина свой аккорд на славу! Трудился экипаж дружно и сплоченно, полностью соответствуя и оправдывая свое название, четко выполняя пункты главного плана ремонта корабля – ремонтной ведомости, и вытекающих из нее ведомостей боевых частей и подразделений. И конечно в первую очередь, особое внимание главного строителя уделялось электромеханической боевой части – сердцу корабля. В большом заводском доке, где стояли еще две подводные лодки Лиепайской эскадры ПЛ, был тщательно очищен и обработан специальными красками корпус СКР (сторожевой корабль). Моряками устранялись отдельные замечания в работе корабельных механизмов и всевозможные недостатки в содержании остальной материальной части. В завершении комплекса заводских ремонтных работ экипаж под руководством командиров боевых частей и главного боцмана осуществили подготовку и последующую покраску бортов и надстроек. В тот период истории, а это было начало проходившей в Советском Союзе пресловутой Перестройки, для работы многих предприятий Военно-морского флота, в том числе судостроительных и судоремонтных заводов, было характерно наличие некоторого дефицита запчастей, строительных, горюче-смазочных материалов и краски. Именно поэтому на "Сплоченном" под руководством парторга корабля была создана специальная бригада, которая на завершающем этапе ремонта работала на одном из предприятий Лиепаи, для приобретения необходимого количества линолеума. Благодаря деятельности бригады в корабельных коридорах, столовых личного состава, кубриках экипажа в офицерской и мичманской кают-компаниях старый многолетний протертый линолеум был заменен новым. Возвращение корабля в родную базу выпало на средину октября. После прибытия в Балтийск, экипаж сдал необходимые курсовые задачи, и "Сплоченный" был принят в компанию. Для читателей не знакомых с флотской службой это событие образно можно представить как корабль, плывущий в море. При отходе от стенки на его мачте поднимается вымпел, что означает, что он находится в компании, полностью укомплектованный командой, боевыми и прочими припасами и готовый к выполнению боевой задачи. В народе вымпел еще называют "рублем", потому что после приказа о включении корабля в компанию членам экипажа начинают выплачивать так называемые морские.Выплачивается морское денежное довольствие в размере ста процентов оклада по занимаемой должности. Через некоторое время "Сплоченному" пришлось принять участие во флотских учениях, главной задачей которых была демонстрация боевой готовности соединения группе журналистов военных СМИ стран Варшавского договора и социалистического лагеря, включая Кубу и Китай. Постановка радиотехнический помех, выполнение ракетных, торпедных и артиллерийских стрельб, поиск подводной лодки были осуществлены успешно. При всем при этом для журналистов, находившихся на ходовом посту и сигнальном мостике, все выполняемые операции комментировались по связи специально подготовленными офицерами. Укачавшийся в море журналист кубинец попал в корабельную амбулаторию, рискуя остаться в полном неведении о происходившем там наверху. Из этой ситуации его выручил замполит корабля, который ознакомил гостя не только с делами, происходящими в море, но и рассказал об истории сторожевика, его экипаже и достижениях моряков "Сплоченного". Кубинец был несказанно рад и доволен невольно получившемуся неплохому репортажу, который вскоре был опубликован в газете кубинских вооруженных сил. Меню корабельных столовой и кают-компаний офицеров и мичманов к прибытию иностранных гостей сразу же изменились в лучшую сторону. Во время обеда, всем предлагалось два варианта первого и второго блюда и большое количество закусок, что не было характерно для питания ранее. Более того в кают-компанию офицеров был выставлен первый в истории Балтийского флота видеомагнитофон "Электроника"! Он должен был развлекать иностранцев, демонстрацией серий легендарного мультфильма "Ну, погоди!". Но именно с этим, самым первым корабельным видиком, и произошла довольно забавная история. Перед выходом в море после того, как в кают-компании окончилось совещания офицеров корабля, кто-то из них, проходя мимо серванта, где стоял видеомагнитофон, случайно задел его панель, и аппарат сразу же перестал выдавать кассету. Тогда, приведенный в паническое состояние, начальник политического отдела дивизии, капитан 1 ранга Петровский, вызвал к себе уже не на шутку испуганного начальника матросского клуба капитан-лейтенанта Сабчука. Он строго настрого приказал культпросветработнику срочно, любой ценой ввести магнитофон в строй. Но на тот момент, ремонтная база подобной аппаратуры на флоте еще полностью отсутствовала. Испуганному офицеру Сабчуку только и оставалось, что взять зубило с молотком и ...! Но неожиданно опасную ситуацию успешно разрядил заместитель командира бригады по политической части капитан 2 ранга Косачев. Он внимательно осмотрел аппарат, и вычислив нужную кнопку, нажал на нее, и ура, техника заработала! Весной в составе соединения ракетных кораблей, находившихся на тот период в гавани Балтийска, оставались только крейсер и два сторожевика. Одним из которых, был наш "Сплоченный". Остальные корабли выполняли задачи боевой службы или заводского ремонта. Поэтому все боевые дежурства по противодиверсионной, противовоздушной, и противолодочной обороне легли на плечи этих экипажей. Нагрузка была настолько сильной, что вызывала у большинства моряков серьезное превышение физического и мораль-ного напряжения. Причем, неоднократно "Сплоченному" приходилось заступать на дежурства вне очереди из-за раз-личных проблем, возникавших на других кораблях. Однажды, когда сторожевики заступали в совместное боевое дежурство по противовоздушной обороне, на СКР "Яростном" вышла из строя трансляция по верхней палубе, и гимн Советского Союза, который должен был зазвучать, как элемент принятого ритуала, не зазвучал. Тогда нерастерявшийся в этой ситуации начальник штаба бригады ракетных кораблей, повернул голову в сторону замполита "Сплоченно-го", и тихо, но очень убедительно порекомендовал срочно исправить прохлоп соседа, поставившего всех в щекотливую ситуацию. Замполит быстро вбежал в рубку дежурного по кораблю, и прямо по громкоговорящей внутренней связи прокричал матросу-трансляционщику, чтобы тот срочно включил пластинку с гимном. Моряк не растерялся, услышав приказ начальника. Он быстро включил пластинку с вариантом гимна СССР, но с хоровым пением на три куплета с тремя припевами, совершенно забыв о том, что есть сокращенный вариант без пения в один куплет. Ну, а раз уж так случилось, то офицерам, построенных по случаю заступления на боевое дежурство экипажей, пришлось довольно долго дер-жать руки у виска в воинском приветствии. После окончания мероприятия прозвучал сигнал учебной тревоги, все бросились на свои боевые посты, а замполит "Сплоченного" получил от начальника штаба шутливое и необидное замечание. Тот всегда отличался от многих других командиров своими точными, образными и философско-юмористичными флотскими афоризмами. Выход СКРа по тревоге для поиска вражеской подводной лодки особенно усложнялся сильным штормом. А штор-ма на Балтике особенные! Вроде бы, и волны в море не очень большие, и с черноморскими и средиземноморскими несравнимые. Но их частота и короткие расстояния между гребнями уж очень напоминают стиральную доску, которая способна серьезно вымотать душу любого моряка! После выхода корабля из Калининградского канала за приемный буй, прозвучал сигнал отбоя тревоги, и личный состав был приглашен дежурным на обед. Сначала все шло как обычно. Столовая быстро заполнялась матросами и старшинами. Матросские тарелки наполнялись наваристым борщом Но внезапно у многих, сидевших за баками (столами) к горлу подкатился приступ тошноты. Неожиданно с резким креном корабля на правый борт, баночки (скамьи для сидения лично-го состава) и столы сначала поехали, а затем начали переворачиваться вместе со всем содержимым. Сами моряки на своих пятых точках покатились по гладкой жирной палубе столовой, сбивая ногами, руками и головами, стоящие пред ними препятствия. Бачки с горячим борщом и макаронами по-флотски хаотично переворачивались прямо на окружающих. Через три минуты все в столовой оказалось перевернутым вверх дном. Одна из емкостей с первым блюдом, не пощадив замполита, пришедшего туда, для контроля за организацией приема пищи, горячей жирной струей борща вылилась прямо на его новые брюки. Телевизор "Рекорд", стоявший в столовой личного состава электромеханической боевой части, сорвался с креплений, и с высоты человеческого роста упал на металлическую палубу. Его корпус получил серьезную трещину, но после проверки выяснилось, что он функционирует, а моряки-механики по этому поводу с гордостью стали говорить всем, что он работает только потому, что сделан в СССР! Оставшийся голодным корабельный народ, молча разбрелся по кубрикам и боевым постам, а качка способствовала распространению среди членов экипажа эпидемии морской болезни. Возникшее состояние острой тошноты заставило всех на время забыть о еде. Рвотные массы отдельных страдальцев, на тот момент, можно было встретить в каждом отсеке, боевом посту и бытовых помещениях. Сказалось и то, что большинство моряков срочной службы "Сплоченного" еще не имело достаточного опыта выполнения задач в сложных штормовых условиях. Как выяснилось позже, главная причина случившегося состояла в том, что в новом линолеуме, постеленном на палубу столовой, рабочие забыли прорезать отверстия под крепления столов и баночек. Качка донимала всех, и только опытные и волевые моряки могли нести вахту у приборов и механизмов. Все же остальные, включая отдельных мичманов и офицеров, лежали пластом на своих боевых постах, в каютах и кубриках, на койках и рундуках. Но корабельные часы остановить было нельзя, и по распорядку, подходило время организации ужина команды, но весь наряд по кухне и столовой лежал вповалку, никак не реагируя на любые команды дежурного по кораблю и дежурного по низам, которым тоже было не очень хорошо. Вся столовая, была в полном развале, ее пол был покрыт лужами компота, перемешанными с рвотными массами укачавшегося личного состава, первыми и вторыми блюдами, переверну-тыми столами, баночками, бочками под борщ и макароны, компотными чашками. Тогда командиром корабля было принято решение питаться по кубрикам, но для этого была нужна чистая посуда, да и приборку в столовой никто не отменял! И тогда руководство всем этим процессом взял в свои руки, дежурный по низам, он же парторг корабля - старший мичман Валерьев. Некоторым штатским и сухопутным гражданам, сложно представить себе физическое и психологическое состояние человека, находящегося длительное время на борту корабля в условиях сильного волнения моря. Это примерно то же состояние, которое появляется у индивидуума при отравлении алкоголем или продуктом питания. Но на берегу, процесс первой медицинской помощи может продлиться несколько минут или часов, и приведет он к полному его выздоровлению. Но в том и фишка, что в море этот процесс может длиться во много раз дольше, даже нескольких суток, и при этом каждый моряк не имеет права самоустраниться. Зайдя в рубку дежурного, парторг по громкоговорящей связи подал не совсем уставную команду - "Молодым коммунистам прибыть в столовую личного состава!" Не сказать, чтобы быстро, а довольно медленно туда сползлись, спустились матросы, старшины и мичманы, ставшие недавно кандидатами в члены КПСС. Они так же, как и все остальные были измотаны и измучены качкой, им тоже очень тошнило, некоторых тут же рвало, но они медленно, и постепенно стали наводить порядок. А в это время по приказанию замполита, по корабельной трансляции, в столовой и кубриках команды, зазвучали патриотические песни и военные марши. Как оказалось впоследствии, это тоже помогло поднять боевой настрой всей вахты и команды в целом! В столовой был наведен порядок, ужин состоялся по кубрикам строго по графику. Прошло всего несколько лет, и в дикие девяностые многие моральные ценности советского человека были разрушены. Были испоганены важнейшие страницы нашей истории, оболганы и унижены многие исторические герои и их подвиги. Добрались "реформаторы" и до коммунистов с комиссарами! Так в одной из статей, какого-то политического деятеля была написана, возмутившая меня фраза о роли коммунистов и политработников в достижении победы над фашистами. Он сказал: "Очень редкий случай, когда коммуниста или политработника можно было бы назвать настоящим комиссаром и душой воинского коллектива". Если бы так было на самом деле, то почему же немцы старались в первую очередь уничтожать именно их!? Да, по-тому что это были глубоко убежденные люди, с которыми в первую очередь и пришли воевать на нашу землю фашисты. Кто принял на себя командование обороной Брестской крепости – комиссар Фомин! Кто командовал подразделением моряков-черноморцев, которые ценой своих жизней остановили немецкие танки под Севастополем, бросившись под них со связками гранат? Это был политрук Фильченков! А кто возглавлял бойцов-панфиловцев? Это был политрук Клочков! А, почему гарнизон Аджимушкайских каменоломен, что в Керчи, на пределе человеческих сил и возможностей, держался целых пять месяцев, ведь высоко цивилизованная Франция сдалась немцам вместе со всей своей армией всего через месяц! Да, потому что в составе героического гарнизона была высокая прослойка коммунистов. Более того, в состав аджимушкайцев вошло большое количество выпуск-ников курсов политсостава, которые не успели вместе с другими воинскими частями переправиться на Тамань. Война в керченских катакомбах велась в нечеловеческих условиях. Бойцы гарнизона мужественно дрались и выживали под землей. Нужно учесть, что среднегодовая температура там составляла всего плюс семь градусов. Все происходило почти в полной темноте. Несколько тысяч бойцов и мирное население гарнизона страдали и умирали от хронической жажды и голода, имела место нехватка оружия, боеприпасов и медикаментов. Сопротивление продолжалось даже в условиях применения немцами запрещенного Женевской конвенцией химического оружия – отравляющего газа "Циклон"! С такой самоотверженной стойкостью фашисты столкнулись впервые! Последним в плен взяли комиссара гарнизона старшего батальонного комиссара Парахина, который принял нечеловеческие муки и погиб героем. Участие этих людей в героической обороне каменоломен было одним из важнейших факторов беспримерной стойкости их защитников. Так, что речи об "отдельных коммунистах и политработниках на своем месте" — это заунывные песни предателей из недавнего ельцинского прошлого. Конечно, наведение порядка в сложных штормовых условиях в столовой личного состава сторожевого корабля "Сплоченный" не самый яркий пример роли коммунистов в жизни корабля, но именно он помог многим морякам понять, кто есть кто! В тот непростой и тяжелый период, большинство матросов было не способно даже подняться и встать на ноги, и только корабельные коммунисты нашли силы превозмочь себя. Именно тогда всем стало ясно, что никто другой больше не сможет сделать эту работу. И, как выяснилось, способными на это оказались лишь те самые ребята – молодые коммунисты! Интересно, если бы в подобной ситуации оказались представители любой другой современной партии, особенно те, кто бодро поднимает свои руки при голосовании на заседаниях различных органов власти. Сумели бы они, в подобных условиях выполнить невыполнимое, так как это сделали моряки-коммунисты "Сплоченного"!? Недавно, по телевизору, в очередной раз показали замечательный фильм, который в свое время стал точкой отсчета при выборе мною профессии – Родину защищать. И уже в многотысячный раз мои глаза увлажнились после того, как я услышал призыв раненого летчика, узнавшего о приближении к железнодорожной станции немецких танков: "Офицеры и коммунисты за мной! Остановить танки!". И раненые, обессиленные люди доползли до позиций, стянули бинтами, снятыми со своих ран, связки гранат, и бросились с ними под гусеницы немецких монстров, и остановили врага! Так же, как и их предки, тогда свою боевую задачу экипаж корабля выполнил. Несколько суток в сложных штормовых условия моряки "Сплоченного" вели поиск и сопровождение немецкой подводной лодки. Прошли десятилетия, но я продолжаю помнить тот самый случай на "Сплоченном", и продолжаю гордиться моряками экипажа, которые выполняли свой воинский и партий-ный долг добросовестно и самоотверженно в пример всем остальным! И невольно, в моих ушах продолжают звучать слова из легендарной песни о "Варяге", которую пели пять моряков-черноморцев на подступах к Севастополю: "Наверх, вы товарищи, все по местам!". |