Александр Александрович Щербаков 1925 г.р. Место службы: 12-й Гвардейский истребительный авиационный полк; 176-й Гвардейский ИАП (1-й Белорусский фронт). Годы службы: 1943-1986 гг. Воинское звание: полковник. Жизнь после войны: окончил ВВИА им. Жуковского, в 1951-1986 гг. – на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС и в ЛИИ им. Громова. Работает в ОКБ им. Микояна. Награды и звания: Герой Советского Союза (1971), ордена - Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Трудового Красного Знамени, медали. Заслуженный летчик-испытатель СССР. Рекордсмен риска Есть в пилотаже «фигура», выполнить которую не хотел бы ни один летчик. Она смертельно опасна и для человека, и для самолета. Это – неуправляемый «штопор». Его коварство известно всем поколениям конструкторов и летчиков. Каким же мужеством и мастерством нужно обладать, чтобы в каждом полете испытывать самолеты в режиме «сваливания в штопор»?! Таких летчиков-испытателей во всем мире единицы. И рекордсмен среди них - Герой Советского Союза А.А. Щербаков. Вся его жизнь по многим показателям – непревзойденный рекорд. Вдумаемся в эти цифры: летный стаж – 43 года, из них 34 года на испытательной работе наивысшего риска; испытал на штопор, в критических режимах полета 22 типа самолетов – абсолютный мировой рекорд. Строка о трудовом стаже в его пенсионном удостоверении достойна книги Гиннеса - 75 лет! На войне молодой летчик А. Щербаков вел другой счет: 25 боевых вылетов, 5 воздушных боев… Сколько фашистских снарядов взрывалось вокруг, сколько осколков и пуль просвистело мимо – этого никто не считал. Но очень хотелось Александру проявить себя по-настоящему. А до конца войны оставались дни. И «госпожа Победа» сказала свое слово… 8 мая, в небе над Берлином. С ведущим – комэском и однофамильцем Иваном Щербаковым – они вылетели на свободную охоту. Была сильная облачность, а дымы от пожарищ еще больше затрудняли видимость. Летчики временами теряли друг друга в облаках. В такой момент Александр и заметил «Мессера». По подкосам на стабилизаторах определил: «Плохи у фрицев дела, летают на старых 109-Е». И военлет показал, что умеет наш новый ЛА-7 – лучший истребитель Второй мировой. С боевого разворота он поймал «Мессер» в перекрестье прицела и нажал на гашетку скорострельной пушки. Тот перевернулся и начал падать на развалины Берлина. Так что 9 мая старший лейтенант А. Щербаков встретил с открытым боевым счетом. Но он верил, что это не последняя в его жизни победа. Осенью он поступил в ВВИА им. Н.Е. Жуковского, где получил специальность инженера-механика. В 1951 г. А.А. Щербаков стал летчиком-испытателем в ГК НИИ ВВС. В 1952 г. окончил Школу летчиков-испытателей. С 1953 г. он связал свою жизнь с работой в ЛИИ им. Громова в г. Жуковском. В 1983 г. он стал кандидатом технических наук по теме «Летные испытания на штопор». Впечатляет простое перечисление типов самолетов, которые Александр Александрович испытывал на штопор: МиГ-17ЛЛ (1956), МиГ-19 (1958), МиГ-19С (1959), Як-25РВ (1960), Як-27Р (1960), МиГ-21Ф-13 (1961), Су-9 (1962), Су-7Б (1962), Су-9У(1963), МиГ-21У (1963), Як-28Л (1965), Як-28П (1966), Су-7УБ (1967-1968, 1971), МиГ-25П (1969, 1972), МиГ-23 (1970), МиГ-23УБ (1972), МиГ-27 (1973), Су-24 (1974), Су-25 (1982). Что стоит за этим перечнем? На каждом самолете испытатель многократно выполнял фигуру пилотажа, которой боятся все летчики – переход в режим штопорения. Поведение новой машины в нем непредсказуемо. Только практик-испытатель, обладая опытом аса-пилота, инженерными знаниями, интуицией и хладнокровием, может определить действия по выходу в управляемый полет. «Нужно вовремя заметить ответную реакцию самолёта: выйдет - не выйдет,- рассказывает испытатель в своих воспоминаниях. - При этом нужно контролировать стремительно уменьшающуюся высоту и не пропустить последнюю возможность вывода ракетами… Если подвели ракеты, остаётся катапультирование. Лётчик спасается, но самолёт погибает. Но как только лётчик возьмется за рукоятки катапультирования, его обожжет мысль: "Все ли я сделал правильно?" Рекордсмен риска полковник А.А. Щербаков в своей жизни все сделал правильно! |