Приглашаем авторов принять участие в Новогоднем конкурсе "Самый яркий праздник года-2025". Танцуют все!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Самый яркий праздник года-2025"
Положение о конкурсе
Раздел для размещения текстов в номинации Поэзия
Раздел для размещения текстов в номинации Проза
Буфет. Истории
за нашим столом
ПОЗДРАВЛЯЕМ ДРУЗЕЙ!
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Елена Карелина
(Геля Глядсхейм)
Романс для скрипочки
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Николай Бурмистров
Объем: 9265 [ символов ]
Когда в "буржуйке" еду...
Николай Бур
 
РЕЦЕНЗИЯ
 
на стихотворение « Гимн РоссиЕ». Автор: Дмитрий Соколов http://www.litkonkurs.com/?dr=45&;tid=372484 &pid=0
 
« Гимн РоссиЕ». или «Когда в «буржуйке» еду…»
 
Для начала автор заставил читателей споткнуться в прочтении названия стихов «Гимн РоссиЕ».
Критика и смешки рецензентов ие убедили его в ошибке, а в учебник он вряд ли заглянул. В нем есть правило склонения существительных на «ии».
Но автор чутко подметил, что под заголовком «Гимн РоссИИ» ему придется тягаться с Сергеем Михалковым.
Подсказку Дмитрий Соколов мог бы найти у коллеги по гимнослагательству – у Гомера. В блестящих переводах Викентия Вересаева читаем заголовки Гомеровых гимнов: «К Гермесу», «К Афине», «К Деметре».
«К России» - такое название обязывает поэта высоко держать планку и не имеет претензии на создание гимна. Эту тему завещали нам великие:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
 
А.С. Пушкин. К Чаадаеву.
 
Прежде, чем оценить, справился ли Дмитрий с творческой задачей, скажу своё мнение о жанре гражданской лирики в современной поэзии. Заранее прошу принять моё желание, не мудрствуя лукаво, свободно цитировать в этой рецензии различных по стилю авторов.
Итак, скажу слово о гражданском призвании стихотворца. Название стихов подходящее:
 
ПОЭТАМ!
 
Возвысьте свой голос, поэты!
Такие пришли времена.
Явите «особые меты»,
Откройте свои имена.
 
Поэты и поэтессы,
Чей голос до шёпота стих,
Того убивают дантесы
Хлопками шутов и «шутих».
 
Призвание взывает к поэтам:
Услышьте народный заказ –
Зажгите глаголом памфлета
Поэзии боезапас.
 
Подонков, воров сановитых
Прилюдно клеймите в позор.
Пусть видят, что вы не убиты,
Пусть слушают свой приговор…
И т.д.
 
Прошу заметить, что стихи обращены, главным образом, к собратьям, «чей голос до шепота стих». Агитируют, значит, мирных менестрелей Пьеро и Мальвин очнуться от темы любовной лирики и обратиться к актуальной публицистике.
Впрочем, в Сети сегодня немало поэтов, которые сами разбудят целую страну. Сколько страсти, например, в стихах у Марины Струковой:
 
Кошельком прикрыв души убожество,
щеголяя вывесками модными,
здравствуйте, богатые ничтожества,
пользуйтесь победами народными.
Из чужого океана званные,
на волне свободы пеной прибыли.
Мы на баррикады встали — странные ,
ваши же отстаивая прибыли.
Здравствуйте, веселые, здоровые,
из народных слез рубли отлившие,
капиталистические — новые,
и коммунистические — бывшие.
Кровь России втихомолку пьющие,
прикрываясь флагами цветистыми,
И ее клочками продающие...
Руки ваши белые да чистые.
Только вам, богатые, вернуться бы,
наши ветры злые да угарные,
здесь порой бывают революции,
и веревок ждут столбы фонарные.
 
Это уже яркий пример современной русской гражданской поэзии. Он может показаться слишком жестким по риторике. Но на фоне многих других экстремальных творений вопрос снимается.
 
Актуальность в гражданской поэзии – очень важна. На века запомнились строки:
… Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
 
Известен принцип поэзии Маяковского: писать только о фактах. Правда, в одном из произведений он сетует:
 
Нами лирика в штыки неоднократно атакована,
Ищем речи точной и нагой.
Но поэзия присволочнейшая штуковина,
Существует и ни в зуб ногой!
 
Какие факты, случаи, события подвигли нашего автора сложить свой гимн?
Запев читаем такой:
Я отвожу глаза, когда в «буржуйке» еду,
От старческих, видавших виды, глаз.
Вы одержали славную победу -
Теперь же "лишние" и нам не надо вас.
 
Вроде бы о стариках-ветеранах болит душа Дмитрия.
Но как нелепо и неумело изложен «факт» (в кавычках, т.к. общие слова не фактура).
Не сразу и поймёшь, что гимнопевец разъезжает не на печке-«буржуйке», а на иномарке.
Я отвожу глаза, когда в «буржуйке» еду,
Рулит он, потупив взор, т.к. отводит глаза «От старческих, видавших виды, глаз». Любой водитель знает, что на ходу знак типа «кирпич» увидеть можно, но в гляделки со старушками не поиграешь.
Надуманный «запев» не вызывает доверия и сочувствия к плачу автора. Картинка, рисующая стариков-побирушек, выглядит банальным клише. Да, старикам живется нелегко. Но и не побираются ветераны. И уважение к ним имеется.
 
Еще две боли мучают автора:
А скольких погубили сыновей?
А скольким матерям разбили сердце?
 
И хочется его спросить: а скольким? Скажи народу, глашатай.
И о чем речь-то? Клик в поиске «Стихи о России» дает 90 млн. ответов, по теме «Война на Донбассе» – 50 млн. результатов. Стихами о ветеранах войны интересуются меньше – 22 тыс. ответов. Куда нам еще покликать?
Все ответы читатель хочет узнать в стихотворении.
Косноязычное оглашение штампов, которым нас пытается растрогать Дмитрий – это, как говорится, ни уму, ни сердцу.
Между тем, высшая цель гражданской поэзии – это защита общественных интересов. «Гражданский поэт – глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть художественная публицистика в стихах. …Гражданская поэзия в отличие от поэзии политической, всецело связанной с определенными событиями в жизни государства, дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов». (Словарь литературных терминов)
В нашем случае о художественной публицистике говорить сложно. Стихи автор представил разукрашенные смысловыми и стилистическими «ляпами», примитивные по содержанию и слабенькие по уровню поэтического мастерства.
 
Техникой версификации автор не блещет. Рифмы у него бедные и весьма приблизительные. Размеры в строках плавают от 10 до 13 слогов. Есть сбои с мужской рифмы на женскую.
Так как «Платон» – это не только критический, но и обучающий проект, приведу явные «ляпы»:
Всевышний суд, взяв взятку, спит себе. – Причем здесь Всевышний?
его мы не колышем – не колышем - сленг
И бегать можем хоть на голове. – бегать на голове?
Россия словно выгребная яма, – чудовищно!
Но только сверху гнили больше в ней.
И запах тления зловонным фимиамом,
Разлился ядом по сердцам людей. – это помойка, а не поэзия
…и будем жить мы вечно,
Как тараканы, размножаясь в грязь. – бред какой-то
 
После таких «тараканов» нелепо звучит и корявая концовка:
Как среди грязи чистый, белый жемчуг...
Душою к свету и добру стремясь.
 
Заметно, что Дмитрий слабо владеет материалом. В этих стихах он не поделился с читателем каким-то пережитым событием, случаем, сокровенной мыслью. Не слишком утруждает он себя знакомством с творчеством коллег по жанру.
Тогда он бы узнал, что в профессиональных дискуссиях о месте поэзии и поэта в современной жизни все чаще звучат призывы: поэтический язык, поэтическое мышление должны вернуться в широкое массовое обращение. Одна из последних тенденций – появление актуальных поэтов. Так называют себя и колумнисты известных СМИ, освещающие в стихах новости дня, и "чистые" экспериментаторы с формой, и традиционалисты – продолжатели классической русской поэзии, богатой смыслами и философией.
 
Хотя бы по форме есть, чему поучиться у Инны Кабыш:
 
В МОЕЙ БЕСТРЕПЕТНОЙ ОТЧИЗНЕ...
 
В моей бестрепетной отчизне,
как труп, разъятой на куски,
стихи спасли меня от жизни,
от русской водки и тоски.
 
Как беженку из ближней дали,
меня пустивши на постой,
стихи мне отчим домом стали,
колодцем,
крышею,
звездой...
 
Как кесарево – тем, кто в силе,
как Богово – наоборот,
стихи, не заменив России,
мне дали этот свет – и тот.
 
Для кого-то популярными стали скандалисты типа В. Емелина или Орлуши.
Последний эпатирует публику, изъясняясь, зачастую, непечатными идиомами. И многие это прощают талантливому стихотворцу. Но меня коробит, когда «борец за народное дело» едет в Киев читать свои творения перед русофобским сбродом и явными нацистами.
Так что проблемы стоят перед поэтами в гражданской теме острые. В них немало ухабов на тропе между квасным патриотизмом, геройством или предательством.
Автору Дмитрию Соколову я благодарен за то, что, готовя рецензию, вернулся к пророческим строкам автора знаменитого катрена:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
 
Вот эти стихи (с небольшими сокращениями):
 
Федор Тютчев
 
СЛАВЯНАМ
 
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!...
…Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, -
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
…Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!
…А между нас - позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим…
 
Начало мая 1867
 
Нашему автору «Гимна» хочу посоветовать выйти из «буржуйки»-иномарки и быть внимательнее и ближе к чаяниям, бедам и радостям нашего народа.
 
Николай Бур
Дата публикации: 30.11.2018 09:55
Предыдущее: Как сохраняется память (О поэте Игоре Цареве)Следующее: Речка Бия (песня)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Дмитрий Соколов[ 05.12.2018 ]
   хорошо знать откуда ноги растут
   
   http://www.litkonkurs.com/?
   pc=forum&m=3&­;vid=543731&page­=last&project=69­4&seek=0#0­
   
    Давайте по порядку, а то никто и не поймет Рассказчика.
   
    ГИМН РОССИЕ (читал словарь и комментарий к стиху оставил почему так), Вариант "К
   России" тоже симпатичный, может и переименую для благочиния.
   
    Я отвожу глаза, когда в «буржуйке» еду,
    (Буржуйка, в данном случае, это название для маршруток, которые в конце 90х
   разделяли тех, кто хочет подороже и побыстрее, на тех кто не может себе этого
   позволить. Очень легко встретиться глазами со стариками на остановке глядя в окно,
   но и стыдно, конечно)
    От старческих, видавших виды, глаз.
    Вы одержали славную победу -
    Теперь же "лишние" и нам не надо вас.
    И на коленях, головы понурив,
    Монетки ловят в баночки свои:
    - Христа, для ради, помогите люди!
    - Коль, не нужны мы больше для страны.
   
    Это про ветеранов Великой Отечественной.
   
   
    А скольких погубили сыновей?
    А скольким матерям разбили сердце?-
    На фронте политических затей,
    За деньги, деньги, деньги, деньги, деньги!
   
    А это про Афганистан и Чечню и то о чем, я и не знаю, но могу предположить.
   
    Но в ясном небе грома всё не слышно -
    Всевышний суд, взяв взятку, спит себе.
    Сны видит сладкие, его мы не колышем
    И бегать можем хоть на голове.
   
    И в такой ситуации не на Божий ли суд вся надежда, но...
    Что верховный что Всевышний... не занимаются такой мелочью
   
    Россия словно выгребная яма,
    Но только сверху гнили больше в ней.
    И запах тления зловонным фимиамом,
    Разлился ядом по сердцам людей.
   
    Почему подобная экспрессия вас так задевает, да Жить было ужасно.
    Правительство оставляло желать лучшего, люди измучены и подавлены.
    Настоящая выгребная яма, в которой всё худшее поднимается наверх.
   
    А мы живём, и будем жить мы вечно,
    Как тараканы, размножаясь в грязь.
   
    Тут, конечно, и отсутствие надежды, но и вечная надежда следующих строк.
    И вера в то что внутри мы чисты, какая бы грязь не окружала.
   
    Как среди грязи чистый, белый жемчуг...
    Душою к свету и добру стремясь.
   
    Останусь со своей верой в свои стихи.
   
    Спасибо, за ваш труд и мнение.

Надежда Рассохина
Я ЛЕТАЮ
Ирина Лунева
Раньше чинили (по мотивам притчи)
Ирина Азарова
Проснуться и увидеть новый день
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта