Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Квитко Тамара Петровна
Объем: 14638 [ символов ]
Вера
Всегда кажется, что лю-
бят нас за то, что мы хоро-
ши. А не догадываемся, что
 
любят нас оттого, что хо-те, кто нас любят.
 
Л. Н. Толстой
 
1
Последнее время всё чаще Вера просыпалась около
шести утра. Вот и сегодня. Сначала из памяти с трудом
 
вытягивался сон, потом полетели одна за другой карти-
ны вчерашнего дня вперемежку с давними событиями,
 
как сказал бы Василий Иванович, по ассоциации. Вообще-
то ассоциативное мышление очень даже необходимо для
 
творческой личности. А сны есть проекция будущего или
невыполненные обещания, отягощающие душу.
Во сне Вера летела через реку. Удивительный сон, и
оттого она без труда его вспомнила. Вспомнила, как она
боялась оторваться от земли, но всё же пересилила себя,
оттолкнулась, вытянула вперёд руки и полетела, набирая
скорость. Ощущение — захватывающее! Легко опустилась
 
на другой берег и пошла по узкой полоске, зажатой меж-
ду водной гладью и подмытыми водой буграми. В темноте
 
определялись кусты, под ногами — склизкая земля, как
после затяжных дождей, и мысль: мне надо вернуться.
Вера приоткрыла один глаз, взглянула на светящиеся
 
цифры будильника. Часы показывали шесть часов тринад-
цать минут. Хочется ещё поспать. Она повернулась на дру-
гой бок и тут же увидела Василия Ивановича. Он отчёт-
ливо нарисовался со своими густыми усами и большими
 
водянистыми глазами, которые при разговоре закатывал
 
вверх. Сосредотачивался? Не хотел смотреть на студен-
тов, чтобы не сбиться с мысли? А ещё Василий Иванович
 
любил ходить взад-вперёд, подходить к окну, что-то вы-
сматривая в однообразном городском ландшафте, словно
 
доказывая себе: вот другие ничего не могут увидеть, а он
всегда находит новое и весьма интересное.
«Сегодня — показ этюдов на оправданное молчание.
Надо подготовиться, да и Саше пору слов успеть ска-
зать», — думала Вера, машинально одеваясь, стараясь не
разбудить девочек. Но те уже одна за другой просыпались,
тихо переговаривались, застилали постели. Люда пошла
на кухню ставить чайник, взглянув на Веру, спросила: «Ты
уходишь?» Вера сказала, что позавтракает в кафе, и вышла
из комнаты.
Трамвая долго ждать не пришлось. Две остановки,
потом шла, нет, почти бежала. По дороге зашла в кафе,
выпила чай с ватрушкой и не заметила, как оказалась в
 
аудитории, будто до этого продолжала находиться в не-
пробудном сне.
 
— Разберём понятие Константина Сергеевича, — фа-
милию Василий Иванович не называл, студенты режис-
сёрского курса обязаны знать, о ком идёт речь, и студенты,
 
конечно, знали, — разберём, — усиливая голос, повторил
 
Василий Иванович, — понятие, — он сделал паузу и, повы-
сив голос до верхней возможной ноты звучания громко,
 
нараспев вывел: — Предлагаемые обстоятельства. Кто-ни-
будь может помочь мне?
 
В комнате образовалась тишина, при которой можно
было услышать пролетающую муху. Студенты перестали
дышать, втянули головы в плечи, воображая, что надели
шапки-невидимки.
Василий Иванович, не глядя, чувствовал напряжённо
повисшую паузу, передающую состояние, а состояние или
 
атмосфера на сцене и есть одно из важнейших, если не са-
мое важное, в театре. Именно состояние, энергетическая
 
наполненность волнами перекатывается в зал, захваты-
вая и покоряя зрителя. И педагог наслаждался возникшей
 
атмосферой, наслаждался по причине редкого его воз-
никновения на репетициях и даже спектаклях известных
 
режиссёров. Но было не время загружать головы юных
 
слушателей высшей математикой, нет, алгеброй возвы-
шенного творчества, и он продолжал допытываться:
 
— Кто может нам рассказать о предлагаемых обстоя-
тельствах?
 
Наконец вверх потянулась рука.
 
— Да, пожалуйста, Татьяна.
 
Татьяна встала, студенты облегчённо вздохнули. Мож-
но расслабиться, переключиться на свои проблемы, что
 
означало несколько ослабить внимание.
Татьяна Дулева обладала крупным носом, голубыми
 
глазами, крашенными под блондинку короткими волоса-
ми, торчавшими в разные стороны, и сухопарой, крепкой
 
фигурой, как у подростка. Груди у неё можно было обна-
ружить с большим трудом, тщательно присматриваясь,
 
что выглядело бы невоспитанностью, если не наглостью.
Скорее мальчик, чем девушка, хотя она красила ресницы
синей махровой тушью, подчёркивая голубизну глаз. Она
 
и была, как мальчик, смелой, активной, держалась незави-
симо и даже с вызовом. В общем, умела постоять за себя.
 
Её недолюбливали, побаивались.
Таня кашлянула, проверила голос — проснулся ли.
Быстро заговорила:
— Актёр, разучивая роль, погружается в обстановку
пьесы. Прежде всего он должен уяснить, кто он, из какой
социальной среды, в кого влюблён, кто в него влюблён...
В аудитории послышались смешки. Каждый подумал о
себе. Время молодое, когда и в столб можно влюбиться.
Татьяна замялась, на белых щеках выступили красные
пятна. Вера поняла: нервничает.
— Кто в него или в неё влюблён? Все пьесы о любви.
Некоторые — об ожидании любви. В каждой пьесе можно
 
найти если не любовный треугольник, то любовные пере-
плетения, —уверенно продолжила она.
 
Студенты, смеясь, зааплодировали. Василий Иванович
 
слегка улыбнулся, бегло взглянул на Таню и, глядя в сторо-
ну окна, к которому медленно приближался, задал вопрос:
 
— А вы что думаете, Вера?
 
Вера вскочила. Сердце учащённо забилось, кровь при-
лила к голове. Что кровь прилила, наверно, хорошо, мысль
 
активнее будет работать, а вот сердце... Сразу стало не
хватать воздуха, но Вера постаралась взять себя в руки.
— Татьяна правильно сказала. Любовь очень важна.
 
Снова послышался смех, но с какой-то примесью иро-
нии, ядовитой иронии. Так показалось Вере, и она внут-
ренне сжалась.
 
— Вам больше нечего добавить? — с безучастным ви-
дом глядя в окно, спросил Вась. Так между собой студенты
 
прозвали педагога, что казалось совсем не обидным: Васи-
лий — Вась.
 
— Я на своём примере... Мои предлагаемые обстоя-
тельства таковы: мне нужно ответить на вопрос, заданный
 
педагогом. Я, учась на режиссёрском отделении, должна
 
хорошо ориентироваться в системе Константина Сергее-
вича. Однако в силу своей застенчивости как свойства ха-
рактера сильно волнуюсь и не могу собраться с мыслями.
 
Если бы эта была роль в пьесе, я должна была бы развол-
новаться, мять, теребить что-нибудь пальцами. Например,
 
поясок, кончик платочка или, допустим, вертеть карандаш
и неожиданно сломать его.
— Мять что-нибудь в руках — это штамп, — зловещим
 
голосом констатировал Володька Гуров — высокий вес-
нушчатый парень с никакими, то есть совсем незапомина-
ющимися глазами, тоже смотрящими во время разговора
 
не на собеседника, а куда-то поверх. Видимо, поэтому его
и взял на свой курс Вась, угадав похожесть.
 
— Понимаю. Штамп. А какое ты предлагаешь приспо-
собление? — не сдавалась Вера.
 
— Я в предлагаемых обстоятельствах, — громко вы-
крикнул Гуров.
 
— Ну это само собой, — звонкий голос Тани перекрыл
поднимающейся шум. Студенты начали спорить друг с
другом, доказывать свою точку зрения. Вера беспомощно
оглянулась, пожала плечами и села, махнув рукой. Мол,
всё равно её не услышат.
Василий Иванович захлопал в ладоши. Сразу наступила
тишина. Этот условный сигнал практиковали полгода, пока
на него не выработался рефлекс, как у собаки Павлова.
 
Вась был доволен. Курс разогрелся, скованность испа-
рилась, как и не было, можно приступать к этюдам, а за-
 
тем и к репетиции отрывков из классических пьес. К сов-
ременной драматургии Вась относился весьма и весьма
 
скептически, считая, что учиться нужно исключительно
на классике.
И снова Вась посмотрел на Веру и мимо неё. Вызвал
показать приготовленный этюд.
Этюд на оправданное молчание нужно было придумать
и поставить со своими сокурсниками. «Чего Вась ко мне
сегодня привязался?» — подумала Вера и, найдя глазами
Сашу, кивком головы пригласила выйти на возвышение,
отделяющее зрителей, а сейчас студентов от священного
лицедейства
В Древней Греции играли по большей части трагедии.
 
Зритель проводил в театре время с зари до заката на от-
крытом воздухе. Женские роли исполняли мужчины. Вере
 
в те времена не светило бы ничего.
 
Зато сейчас она выступала в роли драматурга, режис-
сёра и актрисы. Три в одном, как любил повторять Вась,
 
когда кто-то удачно исполнял роль, действуя как сцена-
рист, режиссёр и актёр одновременно.
 
Вера целых два дня непрерывно думала и никак не мог-
ла придумать ситуацию, где действие происходит без слов.
 
В голову ничего путного не приходило. В голове — полная
пустота. Мозг не хотел выдать ни одной мысли, ни одной
 
картинки, кроме: я бездарна, мне никогда не осилить тон-
костей режиссёрского мастерства.
 
Ночью за день до показа она проснулась и вспомнила,
 
как однажды, когда она возвращалась из Ростово-на-До-
ну после провала экзамена в актёрскую студию, вагон, в
 
котором она сидела у окна, остановился напротив встреч-
ного поезда. Она увидела парня, сидевшего напротив. Это
 
был принц из сказки. Они смотрели, не отрываясь, друг на
 
друга. Между ними блеснула невидимая молния. Вера фи-
зически ощутила удар в сердце. Одноимённые заряды от-
талкиваются, а разноимённые притягиваются, мелькнуло
 
в голове. Значит, они — разноимённые. Вторая половин-
ка. Любовь с первого взгляда. Вера читала о такой любви.
С первого взгляда и до последнего вздоха. Парень при-
встал, упёрся ладонями с длинными крепкими пальцами
 
в мутные стёкла, прижался лбом. Вера поднялась, как под
гипнозом, тоже прижалась лбом к стеклу, пытаясь понять
по кричащему рту слова.
Так они стояли с минуту, а казалось — вечность. Поезд
тронулся. Чей? Его? Её? Парень замахал руками. На лице
 
выразилось отчаяние. Она тоже замахала руками, крича-
ла, что не слышит, показывала на уши, мотала головой. Па-
рень от отчаяния ударил кулаком в стекло, желая разбить,
 
преграду, отделяющую его от счастья. Вера, преодолевая
 
природную скромность, нежно гладила оконный холод ру-
кой. Ей казалось — его лицо. По щекам катились горячие
 
капли одна за другой, а глаза парня, второй половинки, от-
далялись, уплывали в невозвратность.
 
Они с Сашей закончили этюд. В аудитории наступи-
ла тишина. Вера стояла, опустив низко голову, хлюпала
 
носом.
Вась тихо сказал: «На сегодня всё. Остальные этюды в
следующий раз».
Ребята, перешёптываясь, тихо выходили из аудитории.
 
Таня задержалась, поджидая Веру, глазами передала: пот-
рясающе! Вера смущённо прошептала:
 
— Правда?
— Угу, — кивнула головой Таня. — Меня пробрало.
— И всё же это не искусство, — бросил проходящий
мимо Саша.
— Конечно, не искусство, — согласилась Вера. — Сама
жизнь. История, случившаяся со мной. Я же тебе говорила.
 
— Подожди! — крикнула Таня, боясь, что всегда спеша-
щий Саша скроется из виду.
 
— Что, я не прав? — обернулся на ходу Саша.
— Вовсе не прав.
 
— Тебе меня не разубедить, — Саша неожиданно ос-
тановился. Вера и Таня тоже. В узком проходе трое при-
жались к окну, уступая дорогу, снующим туда-сюда сту-
дентам.
 
— То, что вы сыграли сегодня, — настоящее искусство!
Между вами случился контакт. Ваша энергия захлестнула
меня, увлекла моё воображение.
— Даже смешно слышать. Мы играли этюд после
единственной репетиции, — Саша для убедительности
поднял вверх указательный палец. — Несерьёзно всё это.
И вообще, искусство не должно подражать жизни.
— Вы и не подражали. Вы создавали жизнь. Свою жизнь
в предлагаемых обстоятельствах, и это было здорово!
 
Вера посмотрела на Таню с благодарностью. Та её за-
щищала. Защищала искренне и аргументированно, под-
чёркивая Танину, а заодно и Сашину талантливость. Чего
 
не хватало Вере, так это признания. Другие ей казались
лучше её. Все другие и по всем параметрам — лучше!
 
— Любое повторение человеком виденного, перечувс-
твованного будет искусством, — не унималась Таня. —
 
Например, вот если бы наш разговор подслушал писатель
 
и захотел его передать в своей книге, можно назвать на-
писанное искусством? Существование наше сейчас —
 
жизнь, но когда эту жизнь передаёт писатель — это уже
искусство.
Саша задумался. Таня смотрела на него выжидающе.
— Таня, ты в чём-то права, — вступила в разговор
 
Вера, — но бывает хорошее искусство, хорошо выполнен-
ная вещь, а бывает не очень.
 
— Неважно, — упиралась Таня, — то и другое всё равно
можно назвать искусством.
Саша повернулся уходить.
— Ну пока, девочки. Не хочу с вами спорить.
— А ты не собираешься на зарубежную?
— У меня дела. И всё же я настаиваю на своём. Даже
Верины слёзы — не искусство! — И Саша ушёл. Нет —
убежал.
 
Сашу на второй год избрали старостой группы, что да-
вало ему некоторые преимущества и свободу передвиже-
ния. А убегал — об этом знали все — к жене, родившей ему
 
сына. Понять можно. Заботливый отец.
Девочки посмотрели друг на друга. Вера резко повер-
нулась к окну, и её хрупкие плечики задрожали. Таня мол-
ча обняла подругу. Вера не могла понять, отчего плакала.
 
Ей было неловко перед Таней, перед проходившими сту-
дентами. Хорошо хоть Саша не видит её слёз. Плакала от
 
нервного перенапряжения? Внутри трепетало, а на сердце
образовалось тяжёлое облако. Под ним маленькое сердце
сжималось, и его тяжёлые удары бились в области горла.
Это душа просилась на волю. Вера не понимала, отчего ей
так тяжело, и плакала.
На подоконник сел крупный голубь и начал перебирать
лапками, ворковать. Пёрышки на тельце поднялись, будто
невидимый фен распушил их, придавая голубю округлую
форму, ещё больше увеличивая его в объёме.
Вера подумала, что это знак и у неё всё будет хорошо.
 
Голубь — символ мира, олицетворение покорности, вер-
ности, надежды, а также Духа Святого. Прозвенел звонок,
 
приглашая на лекцию.
На Танину руку, лежащую на плече, легла рука Веры,
передала благодарность легким пожатием. Вера поймала
Танин взгляд. Лёгкая улыбка осветила лицо.
 
— Спасибо тебе, я сбегаю в туалет, умоюсь — и на за-
рубежку. Хорошо? — виновато заглядывая в глаза Тани,
 
спросила Вера и, получив одобрение кивком головы, ос-
тавив тяжёлую сумку на подоконнике, побежала в туа-
лет.
 
Открыв дверь, чуть не задохнулась от дыма. Девочки
 
курить бегали в туалет или на улицу. В коридорах — за-
претили. Накурили и разбежались по аудиториям. Вы-
сокая блондинка, поджав губы, красила тушью ресницы.
 
Кроме неё, никого не было. Плеснув на лицо несколько
пригоршней воды, Вера взглянула в зеркало. О... Боже!
Красные глаза, нос как у заядлого пьяницы. Она заставила
себя улыбнуться, сдерживая новый поток слёз. «Всё будет
 
хорошо. Я молода, талантлива, красива, молода, талантли-
ва, красива, молода, талантлива, красива», — повторяла и
 
повторяла Вера.
Дата публикации: 01.06.2021 04:18
Предыдущее: Ода великому мусорщикуСледующее: Рождество 2018

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Жуковский Иван[ 20.12.2019 ]
   Вы и вправду: молоды, талантливы, красивы.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта