В отношениях между авторами ЧХА меня всегда смущало удивительное противоречие. С одной стороны, само проведение конкурсов подразумевает вполне определенную градацию авторов-произведений, условно говоря, на «хорошие» и «плохие» (говоря мягче – на «достойные пьедестала» и «другие»). Да и в большинстве судейских обзоров мелькают фразы о том, что «достойными пьедестала» члены жюри сочли, скажем, 10- 15 работ из 100 заявленных на конкурс. Получается, что 85- 90% авторов на портале – явление преходящее, не претендующее на внимание. И с этим никто не спорит, это данность. С другой стороны, когда создавался «Облик», со стороны портальских зевак-завсегдатаев неслись обвинения в «избранности», снобизме и еще бог знает в чем. Откуда, учитывая все вышесказанное, у авторов берется такое неприятие стремления подняться выше заданного уровня? С таким же успехом можно считать «избранными» победителей тех или иных конкурсов. Уж не потому ли иные авторы всеми силами стараются засмеять, поглумиться над идеей серьезного подхода к литературе (в противовес легкомысленному, «тусовочному»), что понимают свою несостоятельность в нем (в подходе то бишь)? Очень правильно, сам того не желая, прокомментировал данную ситуацию председатель Английского Клуба: «несколько гениальных авторов (среди которых, действительно, есть очень хорошие писатели и поэты) и серая масса тупых посредственностей». Александр – в яблочко! Я никогда не отрицал (более того, это указано в презентации Мастерской), что «Облик» создается не для всех. Нам хотелось бы собрать вокруг себя талантливых авторов. А кого считать талантливым, с кем нам будет интересно – позвольте решать нам самим. Мы с удовольствием приглашаем авторов на свои заседания, уикенды, факультативы. Но – с одним очень простым требованием: быть компетентными. Если этого не наблюдается, значит, не судьба… Пожалуй, скажу несколько слов о «хамстве». Когда критик говорит автору, что его работа «не канает» - это не хамство. Когда критик знает себе цену и проявляет себя соответствующе – это не хамство. Зато я считаю таковым постоянные компрометации на форумах ЧХА, перевирание смысла, использование цитаты вне контекста и другие приемы сетературных троллей: их число все увеличивается, а приемы остаются прежними. Что ж, если проект нуждается в защите, пусть будет так. Наверное, легко живется только окололитературным проектам, лишенным амбиций. |