Рецензии
| Здравствуйте! Рыцарь А Стихотворение программное в хорошем смысле. С одной стороны, глубоко личное, с другой - про каждого из нас. "Пиши свою, малюсенькую, правду. // На свете миллионы личных правд" - должно уйти в цитатник. Вижу склейки, спровоцированные заданием финала. Но в целом это самодостаточная работа и вне контекста Хита. "Шуршу пером" - в такой архаике видится сарказм автора, ирония над стереотипами. Техника замечательная, можно расписывать подробно все удачные моменты, но, думаю, не нужно - так можно весь текст процитировать. Фразы, требуемые по заданию финала, вписаны очень изящно. Большое количество аллюзий делает стихотворение насыщенным, хотя и пропадает лаконизм. Один только момент: "мелькает жизнь, как рельсы" - мелькают обычно шпалы. И не сама жизнь, а жизненные вехи, что ли. Рыцарь Б В этом стихотворении-сюре мне видится множество шифров, которые либо раскрываются в образы, либо уходят в молоко. В центре образ луны, которая составляет из текущих из нее слов "эпикриз" - стихи. Эти же стихи потом представляются лунными котами (где каждое слово - это какой-то орган), идущими по проторенной луной цепи-шву. Не знаю, насколько верно, но у меня аллюзия с пушкинским котом, который "по цепи кругом". Получается, что шов, сшивание - это собирание из разрозненных кусочков лунной "воды" (вода как поток) неких зверьков-животинок и приручение их. Отсюда и ветеринарка, которая поначалу с луной не вяжется. Как препарирование слов и смыслов. Это только канва, а все обертоны я пока не знаю, как прокомментировать. С технической точки зрения стихотворение менее удачное, чем у соперника. Фразы, предусмотренные заданием, вплетены менее искусно - по сути, без какого-то обыгрывания. Поэтому А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Стихотворение оставляет двойственное впечатление. Внешне оно Технически крепкое (взять хотя бы рифмы), оно тем более удивляет явными недоработками. Например, первый катрен не должен оканчиваться точкой. Иначе во втором катрене остается несогласованное предложение. "Есть многое... // Меняющее нас и наше мнение" - если вчитаться, тоже звучит неудачно. А это ведь финальный аккорд, который должен быть безупречным. "не смея глаз поднять на небосвод" - относится то ли к яблоне, то ли к плоду. И опечатка "сколько не смотри". Я не очень вижу здесь смену представления о чем-то. Если принимать во внимание точку зрения ворон - то они, в принципе, оказались правы. А у других персонажей оставалась надежда ("думать не хотелось о плохом"), но надежда, попытка предугадать - это же не уверенность. Позицию яблони по этому вопросу нам не сообщают. Так чье мнение в итоге поменялось? Рыцарь Б Как мне кажется, здесь много личного, авторского, что не совсем понятно читателю и в идеале требует сносок. Возможно, это специально усиленное автором непонимание - чтобы показать нестабильный внутренний мир душевнобольного. Теорема Ферма - одна из самых нашумевших и, на мой взгляд, бессмысленных математических теорем. По крайней мере, на уровне обывателя. Постепенно акцент переносится на птиц, и визави ЛГ говорит страшную фразу: "придут птицеловы, // А птицы в душе как одна – соловьи". После которой произносится та самая фраза, рази которой всё и задумывалось: "здесь все здоровы. // А мы там – немножко душевнобольны". И ЛГ забирает его обратно, так? И здесь я перед серьезным выбором. На одной чаше весов - эдакая академическая аллегория на минималках, которая нуждается в правках. На другой - смелая экспериментальность, трогательная личная история, нуждающаяся в пояснительной бригаде. Мне хотелось бы сохранить интригу. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Оба стихотворения прекрасны, технически почти безупречны. Но выбирать придется одно, поэтому сразу предупреждаю: внизу будет довольно много субъективности и вкусовщины. Рыцарь А Неординарный образ-символ, в каком-то смысле даже вызывающе-абсурдный. Не каждый сможет в стихотворном тексте, даже в качестве метафоры, органично ужать целое небо до размеров синицы (а остальная атмосфера, видимо, на это время превращается в вакуум). Не уверен, что многословие идет стихотворению на пользу. Например, второй абзац мне не открыл ничего нового и не усилил впечатление от описания страшного зимнего неба. Наоборот, он запутывает и провоцирует задавать лишние вопросы: почему в серости бездны колются слова? Кто сбил маяки? Есть ли вообще у пучины дно? и т. п. "А небо надо мной совсем не то" - это получается какое-то персональное, камерное, прирученное небо. Тождественно ли оно небу в целом? Нет, они противопоставлены: "то" и "совсем не то". Пока ЛГ гладит и кормит свое персональное небо, остальное остается тревожным и штормящим. Но: Меняется ли представление ЛГ о небе? Да, меняется. И у читателя меняется. И это главное. Рыцарь Б Я люблю лаконичность в стихах. Лаконичность - умение многое уместить в небольшом объеме - один из признаков мастерства. Главная мысль стихотворения лежит на поверхности, но это не делает ее менее глубокой и щемяще-близкой. Когда человек взрослеет, зарывается в рутину, накапливает опыт и проблемы, он меньше внимания начинает обращать на маленькие радости, и зима уже не пролетает мгновенно одним ярким праздником. "Читать стихи, запутавшись в словах" - по-моему, невозможно. Если запутался, то уже не читаешь. Можно читать - путаясь в словах. Снег сначала у порога, а сразу за этим ЛГ ловит его ртом. Понятно, что речь про разный снег, но развидеть эту нелепую сценку сложно. Второй катрен намекает на некое продолжение истории, какое-то яркое, эмоциональное нагнетание, после которого вдруг последует печальный финал. Но финал приходит сразу, бесповоротно. При прочих равных Рыцарь А, безусловно, демонстрирует больше поэтических приемов: интересные многослойные образы ("невыплаканный дождь"), эпитеты, вариативность речи ("шепчу: ну тише, ч-ч-ч – зима не вечна"). А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | Привет! Рыцарь А Задумка интересная - сопоставить немецкие танки "Тигры" с животными-тиграми. Всё стихотворение как бы создано ради единственного символичного финального пассажа. Но исполнение мне не зашло, увы. Главным образом из-за специфичного изложения. Например, "игрища манежные" как описание циркового представления. "Банты, чубы кудрявые и нежный женский шарм" - сочетание теплого с мягким. "в сорок первый год // и детям, и родителям, любя, дарил восторг" - восторгались боевыми действиями? (А если нет, то почему только в 41-м?) Народ "радостными криками приветствовал" - навык? Не само исполнение, а именно навык? "так же полосатая сквозь обручи летит" - с трудом понял, что речь о тигрице. "в обхожденье с тиграми утрачен навык" - здесь к навыку лучше применить винительный падеж (обхожденья), чтобы избежать двусмысленности. "Сполна все роли сыграны, и звери взаперти" - суть выступления загнать тигров в клетки? "Ушёл к себе с поклонами" - либо ушел сопровождаемый поклонами, либо сам кланялся. И почему не с овациями? Поклоны артист не видит за сценой. "Одежду в блёстках снял. // И снова в старом кителе, что был немого мал" - китель, судя по тексту, был под цирковой одеждой. "немыслимой войны" - почему немыслимой, если он в ней участвовал? Неудачные рифмы "стар-жива", "год-восторг". Правда, есть и хорошие: "летит-взаперти", "правильно-праведной". Внутренние рифмы то четко чередуются, то перекрестно, то их вообще нет. Рыцарь Б Такая провинциальная, бытовая, повествовательная лирика, на мой взгляд, должна быть написана именно в таком размере. Отлично подходит под тему и настроение. И хорошо, что автор этот ритм нашел. Рассказ ведется с переменным успехом. Чугунные печки - значит, речь не о деревенских избах, а о каком-то ПГТ или отдаленном районе города, где в деревянных домах печи-"титаны". Начало красивое. Но при этом - не представляю, как "Она ... взбивает пацанячью спину", одновременно с этим "игриво пальчиком грозя". Улыбнуло и вот это: "следы эмоций на коре // хранит трепещущая липа". Понятно, что это про выцарапанную на коре надпись (да?), но по логике здесь могла быть, например, и кровь от ударов головой. Это тоже как бы "след от эмоций". Парень сбежал с третьего урока и где-то успел инсцинировать травму руки? "чья весна // на кромке тающего сна, // который мне сегодня снится" - то есть автор описывает осенний эпизод, а во сне домысливает историю уже про будущую весну. Финал переводит реалистичную историю в некую абстракцию. Автор показывает, что вот за этой бытовой зарисовкой кроется нечто более глубокое, сакральное и важное. То, что пока можно представить только во сне. "Мама мыла раму" как ностальгический символ беззаботной школьной жизни. Неплохо в целом. Рифмовка AABBC - респект. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Вот и начинаются традиционные драмы, присущие каждому Хиту. Когда оба рыцаря достойны финала, но одному придется выбыть. И снова сходство мотивов - в данном случае мотивов музыкального творчества. Оба автора описывают эффект, производимый музыкой. Рыцарь А Здесь лирический герой поглощен собственными чувствами, ощущениями от "поединка" с роялем. Здесь я немного потерялся. Непонятно, почему "очнёшься в долине без края, // Где громам и лавинам рождаться пора, // Где шальным ураганам велят: не молчите!"" - это плохо? По-моему, это красиво. Одно из самых мощных описаний в этом тексте. То есть я понимаю задумку автора - приручение Инструмента Творцом - но не осознал, как победа рояля обоснована в первой части. А "пальцы в кровь" - не преувеличение ли? Знаю, что у пианистов (как и у всех, кто много печатает текст на клавиатуре) есть профессиональная болезнь, связанная с деформацией косточек на кончиках пальцев. Но пальцы в кровь от гладких клавиш - не представляю. Это же не гитара. В концовке (два последних катрена) лирический герой сосредоточивается на собственных ощущениях, что, на мой взгляд, для читателя не так интересно. Хотя финал и логичен, но для меня он не стал каким-то открытием и не принес эмоций, он слишком предугадывается. Техника Рыцаря заслуживает похвалы. Вальсовый ритм анапеста музыкален, в наиболее эмоциональных моментах (многоточие, тире) возникает закономерная, значимая пауза, которая к месту выглядит как при чтении, так и при декламации. Рифмы есть просто уверенные, а есть классные - например, "молчите-учитель", "изначально-причал мой". Рыцарь Б В отличие от предыдущего стихотворения, в центре этого поэтического текста - не ощущения ЛГ, а сама Музыка. И это очень круто, когда музыка описывается словами - это интеграция искусств. Правда, я не услышал здесь особой звукописи - автор делает акцент именно на описаниях. Эдакая академичность. Что ж, зато описания чудесные. Читатель сам должен это "услышать" в голове - неслучайно ЛГ не единожды обращается: "Ты слышишь?", "Прислушайся..." Из преимуществ этого стихотворения - изящность, лаконичность, музыкальность. Безупречная техника. Заставила напрячься только концовка. Во-первых, "Над скучающей толпой – // Пой о любви, о ненависти пой, // Вплетая (куда, в толпу?) листья и дожди, и звёзды". Вообще строка "Вплетая листья и дожди, и звёзды" кажется единственной, которая и по ритму, и по смыслу чужда остальному тексту. Во-вторых, сцена с тростью показалась как бы случайной, не обоснованной предыдущим текстом. И логику в финале я не совсем уловил. Герой восхищается музыкой, но тем не менее стремится на улицу, где музыка не слышна? Она слишком сконцентрирована и невыносимо плотна? Или музыку играют как раз на улице? Но по экспозиции ("за стеной") мне показалось, что речь идет о соседней комнате, а не об улице. Может, тогда лучше "за окном"? Очень нетривиальное исполнение конкурсного задания. А - 0 (простите) Б - 1 (Хотя более справедливо было бы А = 1+ Б = 1++) Судья Блинов А. В. | | Здравствуйте! Судьба часто сталкивает в плей-офф Хита стихи со схожими мотивами. Я уже перестал этому удивляться. Здесь в обоих случаях мотивы жизни и смерти. Рыцарь А Здесь жизнь представляется как борьба, постоянный вызов и врагам (зверям на арене), и судьбе (Паркам, тянущим за нити). Но финал дает понять, что гладиатора по сути исход только один. Разница лишь в том, насколько яркой будет путь к гибели. Есть некие аллюзии к "Колизею" от "Арии" (например, там "воет толпа, чувствует кровь", здесь "Чрево арены // Требует жизней, крови и нервов"). Но в принципе тема диктует наличие таких общих мест - их будет много в любом произведении о гладиаторах. Что-то новое придумать здесь сложно. Возможно, стоило бы сделать какую-то привязку к современности - например, сопоставить гладиатора с лирическим героем. Но поскольку этого нет, перед нами просто песенный текст с неприхотливым философским выводом. Песенный - потому, что бедные рифмы типа "жертвы-последним" (а также и простые однородные типа "выбираешь-знаешь") заходят только в песенных текстах. Многочисленные имена заставили погуглить, сопоставить римские и греческие мифы. Это подход к поэтике, близкий поэтам Золотого века, когда имена богов и прочих мифологических персонажей были для читателей мейнстримом, им гуглить не нужно было, они понимали все отсылки. Но и здесь это не мешает, даже развивает кругозор. Викторию только как-то автор обидел - к остальным богам отношение почтительное, а к ней фамильярное. Рыцарь Б Жизнь описана легкими, полными образов этюдами, по четверостишию на каждый период (детство, взрослая жизнь, зрелость, старость, смерть). Что важно: жизненные периоды описаны не абы как, а между ними есть связка - мотив неба. Также важно: описания гораздо менее клишированные, чем те, которыми обычно такие стихотворения снабжаются. Хотя опять же - и этот мотив без общих мест описать сложно. "Однажды проснёшься взрослым" - здесь хорошая фраза для анафоры, но в целом - "где-то я это уже слышал". Понравилось сравнение "жизнь как сплошной тумак" (запятой не нужно). Мне даже мерещится здесь "too much", хотя автор, очевидно, этого не подразумевал. Хорошая находка здесь: "выдул из углей медь и... // И ветер законтрабасил". Хотя есть мысль, что второго "я" можно было бы избежать. Но самое крутое - "выдул из углей медь". Из недостатков - не всегда стройный текст. Например, во второй части строки "Пожил я и хватит, Боже… Глаза дождём обесцветив" очевидный сбой ритма. Рифмы "на века-океан", "рукав-проводах" - слабые на фоне отличных "тумак-ума", "обесцветив-медь и". Хотя тут есть попытка поиграть на обертонах, неявных созвучиях. В песне было бы норм. Стихотворение зацепило, оно на извечную тему, но написано нетривиально. Кроме того, обыгрывание игры (по заданию) здесь пока самое удачное. В первом случае эпитет, во втором - метафора. Рыцарь А - 0 Рыцарь Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Передо мной два совершенно разные по настроению, форме, ритму и прочим характеристикам стихи. Но их авторы при этом - очевидно, одинаково способные рыцари. Правда, и замечания к каждому есть. Рыцарь А По сути, это развернутый афоризм на тему того, что не бывает абсолютно полярных вещей: дистиллированных добра и зла, света и тьмы без примесей. И в каждом нужно искать что-то ценное для себя. Стоило ли упаковывать эту простую, хотя и безусловно важную мысль, в столь громоздкий, отягощенный сложными конструкциями текст? Тем более, что это родитель разговаривает с ребенком. Возраст дочери мы не знаем, но, судя по вопросу, это далеко еще не тинейджер. И тут: "впиваются в душу клыками коварных бестий", "ночей смертельных". Приятных снов... Многословность рождает избыточные фразы ("корчит рожицы озорные", "льёт на землю свой свет лампадный", "починит и выправит", "самый лучший" и другие). По той же причине простые вещи объясняются вычурно: "Только если лучей слишком много, они погубят". С другой стороны, не могу не отметить, что выбранный ритм отлично подходит к авторскому замыслу - спокойный, монотонный, певучий и убаюкивающий, как колыбельная. Приятные, забавные образы-сравнения: "день – как смешной щеночек", "вышине жар-птичьей" (хотя я не представляю себе этой меры, что она означает) и другие. Вообще образность и символизм - сильные стороны стихотворения и большое преимущество Рыцаря, который с их помощью демонстрирует свое умение поэтически мыслить. Очень много существительных снабжены эпитетами - думаю, автор тщательно трудился над их подбором. Рифмовка только женская, рифмы (схожие звуки) часто отодвинуты от концовки строки и это несколько нивелирует их нестройность. Оттого даже, казалось бы, даже совсем неудачные примеры ("жар-птичьей-грустится", "ладонях-чертенок") воспринимаются читателем более лояльно. Рыцарь Б В этом стихотворении в отличие от предыдущей работы, философия не загоняется в глубь тяжеловесных рассуждений, а находится на поверхности. И такая не отягощенная, легкая манера могла бы сыграть: всегда цепляет, когда автор как бы невзначай вшивает глубокие философские мысли в непринужденный монолог. В принципе, оно к тому и шло, но финал весь пафос уничтожил одним взмахом. Такое чувство, будто лирический герой вдруг устал упражняться в романтике и решил включить заднюю. Этого я ожидал меньше всего. Но это не та неожиданность, которая цепляет, заставляет вздрогнуть и проникнуться. Это как будто ты разогнался, летишь, но потом тебе говорят "стоп, снято, все свободны". Мне понравились описания, образы, особенно это: "Ловить в ладони звёздную лузгу". Хотя, в отличие от предыдущего стихотворения, здесь гораздо меньше эпитетов. Текст лоскутный - на мой взгляд, слабо прописаны переходы между описаниями дневной неги, грозы и ночного спокойствия. Всё это подается сплошняком. Ритм (поэтический "обязательный минимум") выдержан. Среди рифм нет особых находок, но и особых провалов тоже нет. Больший потенциал мне видится у Рыцаря А. А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Сессия протухла и не сохранила комментарий. Допишу. А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | Здравствуйте! Рыцарь А Рыцарь перенес на стихотворную почву нехитрый сказочный сюжет, который обычно разыгрывают для детей на новогодних елках. Такой, когда Яге погрозишь пальчиком, и она сразу же исправляется или с позором испаряется. "Вспыхнет... И потечёт в мир любовь и покой" - вспыхнУТ, потекУТ? "Хлынет на Землю чернющая мгла" - предлагает Яга. И вроде бы она негодяйка. Но тут же от Избушки: "Хватит Земле чёрной горечью плакать" - то есть Яга особо ничего нового не предлагает. Хм. Рыцарь Б Вспомнился анекдот про внука генерала, который "лысый, пузатый, ничего не соображает и все время орет". Здесь то же самое, только про шар. Это стихотворный анекдот, лаконичный, забавный и довольно качественно скроенный. Взять хотя бы рифмы: "коробке я-робкая", "удивляюсь я-появляется", "гляньте-ка - бантиком" и другие. Я бы это стихотворение отметил в числе немногих цельных произведений в этом туре. Хорошее. А - 1 (скорее, авансом) Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Ощущение, что все диалоги этих игрушек - просто обрамление для шутки, вынесенной в заглавие. "горазд весельчак поучаствовать в споре" - блин, какой весельчак, он же скучный "поделим удачу на равные части" они спорили, кто красивее, потому что самому красивому достанется удача? Карат - это единица массы, он сам по себе не сверкает. Тут надо бы "как драгоценность в двести каратов". "Представили слово сказать Звездочёту" - это, видимо, искаженное "Предоставили слово Звездочёту". Очень хотелось найти здесь что-то интересное, но... Рыцарь Б Прикольная Love Story, романтичная, юморная, с зачином и послесловием, обрамленная в новогодние декорации. Порадовали описания - не влоб, а аккуратные и продуманные: "Ну что ж, пора ожить, – сказала Сказка – // И пробежалась вверх по огонькам // Нарядной ёлки..." Диалоги полны иронии, хотя и местами не очень "жизненные" ,как показалось. Апофеоз иронии во фразе "Пал у её изящных курьих ног". "В пылу боёв носился я галопом" - а крылья? И да, Рыцарь, будь осторожнее. На письме тебя спасло тире, но при декламации, скорее всего, рука друга окажется лиловой. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Так, стоп. Тигр и другие животные - это тоже игрушки, или мы неожиданно переносимся в лес? ("Меж тем, собрал лесной народ хозяин леса Тигр") Понятно, что речь идет о смене "хозяина" года, но как связано это с "оживлением" игрушек? А если это уже проработанный бизнес-процесс, то почему "Однажды Дедушка Мороз надумал почудить"? И на что пытались претендовать Балерина, шары и остальные? Вопросы есть и по подбору слов: зачем "однажды", если потом уточняется "в Новый год"? "Дипломат-фанат" - только для рифмы? Как и "тигр-сидр"? Почему вопросы посыпались "нежданно"? Почему правление передается Коту и Кролику, если "во всем им сложно разобраться"? "желал притом здоровья" - кому? etc. Наивно. Но не супер, к сожалению. Рыцарь Б Есть ощущение, что у этого рыцаря очень большой потенциал, и доработать это стихотворение просто не хватило времени. А так - рифмы просто замечательные. Идея - отличная. Это стихотворение-настроение. Камерность и романтика. Реплики - чудные, хоть и короткие. Образы красивые, зримые: "колких дней декабря", "Ворчит звонок – мол, динь-донг". Ритм немного бы причесать, и всё. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Почему-то мне показалось, что здесь три персонажа, по одному на строфу. Во всем остальном - нужна пояснительная бригада. При всём этом отдаю должное техническому мастерству. Рыцарь Б В этом стихотворении есть некоторые интересные находки, а главное - настроение и символизм. И это как-то нивелирует все недостатки, по крайней мере, на данном этапе конкурса. Но в дальнейшем рифмы типа "надежды-блещет" не прокатят, честно. Кроме того напомню задание: "изложение ... ведётся от лица (лиц) ёлочных игрушек". А - 1 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Помимо перечисления игрушек здесь в общем-то ничего и нет. Ну, кроме небольшого эпизода с ловлей золотого колпачка. Нам автор как бы представил героев пьесы, а саму пьесу показать забыл. Спрашивается - какой праздник боялся проспать Клоун-проказник? Если бы не проснулся - ничего бы не пропустил. К тому же замечу, что в задании нужно было описать большую часть - от лица игрушек. То есть либо репликами, либо монологом игрушки. Здесь же - описание от лица рассказчика. В общем, стихотворение такое, проходное, что ли. Не придраться особо, но и не похвалить. Рыцарь Б Показалось что эту хорошую задумку можно было реализовать лучше. Потребовалось перечитать стихотворение, чтобы понять, что в монологе Шишки речь идет о тех самых людях, которые входят в комнату. (А не, например, о других игрушках - снегурочке, снежинке, сером волке) Неуклюжих оборотов много: "Своей необходимостью был горд", "будучи покорно серым волком", "Войдя, старик как будто стал мальчишкой"... "Всю жизнь хотел повесить рядом с шишкой // Вот этот гриб" - не очень гротескно? Если у героя были причины, которые помешали ему так сделать - расскажите нам о них, пожалуйста. Или хотя бы намекните. А - 1 (с натяжкой) Б - 1 | | Добрый день! Рыцарь А В этом стихотворении достаточно сложный ритм, заданный первой строкой, - с лихим разгоном и полетом по инерции до середины стиха. К сожалению, уже ко второму катрену ритм начинает сбоить, и шарм уменьшается. И внутренняя рифма пропадает в середине. Но за попытку - респект. Видимо, кролик выглядит совсем неподобающе для Злого и Пушистого, отсюда и его паника, и завязка конфликта. "И пусть я не могу слететь с проклятой ветки... Меня не остановит Ночь, Луна и Волки" - вот здесь не понял, откуда такие амбиции во второй части. Но развития конфликта не происходит. Последнее слово остается за Шалтаем, наученным горьким опытом. Такая обломовщина в мире игрушек. Или философский текст на тему "цени, что имеешь, и следуй своему предназначению". Рыцарь Б Читать этот стихотворение было очень тяжело. Поначалу возникли ассоциации, что Алиса - это не лиса, а кэрроловская Алиса (которая гоняется за белым кроликом). Кто такая Ненаглядная и разумница - становится ясно только после препарирования текста. А нужно бы - с самого начала. Мне кажется, автор не совсем совладал с хорошей, но сложной задумкой - объединить в одном стихотворении мотивы нескольких произведений. А задумка-то просматривается - ведь финал интересный, он должен был стать неким обрамляющим, ярким моментом. Но словоупотребление иногда очень неуклюжее, это одна из причин, почему стихотворение совсем не смотрится удачным. Например, фразы "погасил свой взгляд", "двенадцать раз подряд" (а как еще?), "осталось закончить наш сюжет". (Вот еще и Простоквашино почудилось во фразе "Неправильно, Ворона, клюёшь ты свой трофей".) А -1 Б - 0 (к сожалению) Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Киношный такой сюжет, и первые две строки вступления выглядят как авторское описание перед началом пьесы. Пьеса получилась музыкальной, гармоничной - из-за внутренней рифмы. Завязка, кульминация, финал, эпилог - всё на месте. Поначалу было сложно понять, кто такой "франт" и "братец", поскольку про жука до этого не было сказано. Сочтем за авторский прием. И пчёлка прожужжала: «Да! Я обожаю братца!» - вот здесь классно получилось. Пожалуй, есть лишние строки. Например, "Не осуждал свою судьбу и не ругался грозно" - в целом, поводов для грозной ругани мы и не видим. К концовке, как мне кажется, авто подустал (или время поджимало), начали проскальзывать неудачные моменты, например, рифма "выбегая-рассыпая". "станет фыркать самовар, наполнив чаем кружки" - боюсь ошибиться, но самовар же фыркает до того, как наполнит кружки? Рыцарь Б Да простит меня автор, мне в этом стихотворении очень многое кажется чересчур сумбурным и наспех скроенным. Вот как будто в огромной спешке писали и очень сильно выдумывали, честно. Рифмы случайные. Растерянно-потеряно. Главный-главный. Это не белый стих и не классический, больше похоже на рэп, где временами ритм пропадает совсем. Белочка передвигается прыжками, не ходит. "Главное – люди, настроение в этой квартире!" - но "люди расстроятся", если будет веселее. Возможно, так и должны выглядеть диалоги между игрушками - до прозаического сумбурно и тривиально. Но мне кажется, что это не совсем наша конкурсная история. А - 1 Б - 0 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Стихотворение очень домашнее, камерное. Перепалки игрушек похожи на конфликт членов семьи. Такой добродушный по сути конфликт, хотя и с подколками, в прямом и переносном смыслах. Игра слов: тонко задевала мишуру; бокалы выясняли, кто правее (респект!) и т. д. Интересно прописаны образы: например, гирлянда мнит себя высокосветской персоной, но в ее монологе встречаются разоблачающие просторечия (задаром, не пойму). Мишура, в свою очередь, похожа на тех кухарок из сказок, справедливых и с чувством юмора. Финал неожиданно-лиричен, и здесь наконец-то появляется ровная рифмовка (в отличие от двух первых рваных строф), усиливая различие между частями. Рифмы, кстати, в концовке отличные - аллитерационные и ассонансные, чудо просто. И тут добавлю ложку дегтя, наверное (может, и не к месту). Видимо, Лило дышит на окно, чтобы растопить ледяную корку и очистить стекло? Я себе очень смутно это представляю - скорее, от теплого дыхания на внутренней стороне образуется конденсат. Или нет? Рыцарь Б Это просто готовое, самодостаточное стихотворение, потрясающее, которое можно смело рассматривать вне конкурсного задания. Вернее, перечитывать и наслаждаться им. Судьям, вроде, это запрещено, но за этого автора я буду болеть в плей-офф. А - 1 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Добрый день! Рыцарь А Местами понравились диалоги персонажей, эмоциональные и неизбитые. Хороший прием знакомства с персонажами через монолог одного из них. Игра слов: «ущемлённый прищепкой», «перезвоном вчерашним» (ассоциации с пустозвоном). Перезвон вчерашний - это намек на первое января, насколько я понимаю. С другой стороны, часть фраз показалась неудачной: например, «болтаться незаметной хорошенькой мышью». (И не такой уж незаметной, как оказалось по факту) «Еловая башня» - это верхушка (башня=голова) или ствол? Оба варианта не впечатляют по разным причинам. «желтоглазая погань» - грубовато чересчур. Иногда ритм сбоит слишком очевидно: «Погрызи мышку крепко» - два смысловых слова стыкются (и - «погрызи крепко» это как?). Есть ироничная аллюзия к горьковскому Соколу - что лучше, вознестись к верхушке ели или пресмыкаться у подножия? Ирония в том, что страусы не летают, как высоко ни сажай. В стихах есть интересные находки, которые я перечислил выше. Но стихотворению, конечно, не хватает целостности. Это лишь эпизод с открытой концовкой. Непонятно, какой вывод следует за ним? И почему именно эти два персонажа конфликтуют? Где окружение? Рыцарь Б Это стихотворение выглядит технически и организационно более целостным. Хотя, по сути, апофеоз вообще один в один с предыдущим. И вроде всё красиво описано, но до жути скучно - видимо, как тот самый бал, на фоне которого разыгрываются события. В этом я тоже вижу авторскую иронию - игрушки перенимают образ своих хозяев и начинают вести какие-то маловразумительные светские беседы, с «соблюденьем приличий». Тут появляется кошка - возмутитель спокойствия. И Гранд-отель - как дворецкий, который с комическим удивлением восклицает «Дорезвились!». А - 1 (авансом) Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Здравствуйте! В финалах Хита, как в любых спортивных финалах, часто так бывает, что рыцари, чувствуя возложенную на них ответственность, осторожничают и выдают не самую яркую игру. Как мне кажется, здесь именно такой случай. Рыцарь А развил стихотворение вокруг строки "Кидает жизнь, как лодку над волной" и преспокойно, в штиле, доплыл до финального "маргинала". Лексика достаточно однообразная, как непритязательный морской пейзаж - вроде, ничего лишнего, но и ничего яркого. Много общих мест (жизнь висела на волоске и т. д.). Но все-таки это целостный образ. Рыцарь Б вспомнил стихопрозу Горького и интерпретировал ее по-своему (хотя романтизация ЛГ идентична), тяжеловесно, как будто сам двигал каменную глыбу. Вероятно, здесь есть достаточно находок и в рифмовке, и в символике. Но сыграет ли это стихотворение вне конкурсного задания - у меня на этот счет сомнения. Простите, но (особенно сравнивая с произведениями рыцарей Феникса) в данном случае приходится выбирать "из двух зол". Рыцарь А - 1 Рыцарь Б - 0 | | Добрый день! Хит славится такими совпадениями - когда в паре оказываются рыцари с общими взглядами на мир, на поэтику, со схожими техническими приемами. Поэтому я уже не удивляюсь, что в полуфинале сошлись два стихотворения, одинаковые по ритму и стилистике. Однако когда я присматриваюсь внимательнее, мне всё больше видны различия между ними. Так, У рыцаря А в стихах абсолютный сумбур, его то тянет в 19 век (пиит), то возвращает в наше время (поэт). Он злоупотребляет общими местами (тернистый путь, растерзанная грудь) и излишним стереотипным пафосом (пишешь вязкой кровью, // Ты сердце рвёшь себе), а когда пытается распространить эти общие места, то получается нелепое "Ещё болит растерзанная грудь // Звенящей сталью вырванного слова" (читается: "болит звенящей сталью", хотя задумывалось "растерзанная звенящей сталью"). Пожалуй, самая удачная здесь фраза: "Забытых строф весёлый бес весенний" - выглядит исключением. У Рыцаря Б, наоборот, хрестоматийный мотив а-ля "достать чернил и плакать" подтвержден хорошо подобранным лексическим набором. Ощущение безысходности (но не драматической безысходности, а какой-то вызывающей, дерзкой) выражено многочисленными "не-", "ни-", "без-"... При этом стихотворение обрамляется обнадеживающими строками, которые зафиналивают и обычное прочтение, и обратное: "Мои стихи ещё живут во мне". Очень интересные метафоры: "глупых слёз, когда-то не пролитых", "гоню, записывая в столбик", "строчки... мешают жить и забывать" и другие. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Здравствуйте! Рыцарь А Первая же строка посылает в нокаут – мало того, что ритмический сбой (возможно, прием? Зачин такой?), но еще и «стих» в значении «стихотворение». Сюжет стихотворения отсылает к философии Барта о том, что, рождаясь, произведение отрывается от автора и начинает жить собственной жизнью. Развитие этого сюжета идет по-бытовому, симпатичными и душевными мазками: «в... глупых штанишках зауженных» и т. д. Но в целом все катрены – об одном. «Все меня избегают (и даже карманники)» – ассоциация с поговоркой «за словом в карман не полезет». Причем если начинать читать в обратную сторону, сразу возникают странности: «Новый стих – он чужой, он совсем не знакомый мне! // Он одет в непонятные эти (какие?) одежды»... Более того, непонятно, это стих автора или чужой, и эта погоня превращается в условную погоню Ивана Бездомного за Воландом. И финальная строка, как водится, оставляет Ивана в дураках: «может лимерик, может быть, песня». Стихотворение симпатичное, но соперник Рыцарю попался невыгодный. Рыцарь Б Благодаря тому, что ритмически стихотворение разбито на отчетливые строки-синтагмы, разделенные и тонически (паузой), и чаще всего синтаксически, – прочитать стихотворение и в прямом, и в обратном направлении было нетрудно. Я бы «потому» в обоих случаях заменил бы на «оттого», чтобы было еще более четко. Стихотворение более глубокое, чем просто его содержание, выраженное словами (нарратив). При чтении возникают исторические, мифологические ассоциации, и это, безусловно, расширяет художественную ценность стихов. Это превращает простую историю рождения произведения в искусное многоплановое полотно. Не скажу, что всё очень понятно. Например, про «невозможный куст». Возможно, автор слишком активно вовлекает читателя к сотворчеству – к чему читатель не слишком готов. Многих сложность отпугивает, но для меня это повод рассматривать стихотворение как картину импрессиониста, открывая новые грани. Сомнение в употреблении слова «пребудет» во фразе «да пребудет ноша твоя легка». На слуху употребление «пребывать» в значении места или состояния («пребудет с тобой», «пребудет в добром здравии»), но не в качестве. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |