1000-летие Елабуги как лекарство от исторической амнезии «Вон на горе стоит башня из дикого камня – Чертово городище. Она старше Московского кремля на несколько веков». Это сказано о Елабужском городище, вернее, о дошедших до наших времен остатках укрепленного поселения – четырехбашеной каменной цитадели, возведенной в 10 веке праотцами нынешних татар, булгарами. На высоком берегу речки Тойма близ ее впадения в Каму стоит, обдуваемая ветрами веков, последняя из четырех башен, оставшихся от некогда богатого города-крепости. Молчаливый очевидец истории края, по которому проходил древний торгово-караванный путь, башня эта каждым своим камнем подтверждает справедливость празднования в 2007 году 1000-летия Елабуги, одного из малых городов Татарстана. Скептически настроенный читатель, пожалуй, ехидно улыбнется. Вот, мол, татарстанцы, взяли моду устраивать юбилеи городов, да не какие-нибудь, а тысячелетние. Не успели отгреметь фанфары тысячелетия Казани, как и районные центры в калачный ряд тысячелетних записываться начали. В ответ можно высказать множество супротивных доводов. Ограничусь здесь самым малым. Во-первых, знать историю своей страны, своего края, города или даже села, в котором живешь - это, я бы сказала, дело чести каждого уважающего себя человека. К сожалению, у нас то ли всегда, то ли с советских времен повелось относиться к истории чуть-чуть свысока. Лихая фраза «Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем…», стала оправданием колоссальных утрат исторического культурного наследия, а в ментальном отношении – исторической памяти. По привычке и к тому, что стало «затем», отношение сложилось крайне беспечное. Во-вторых, лечить историческую амнезию очень трудно. Пока одним из кардинальных приемов являются те самые юбилеи городов, университетов, театров и прочее. Бегут наши люди по замкнутому кругу повседневности и вдруг - бах! 1000-летие Казани! Остановились, огляделись. Батюшки! Да ведь город-то у нас уникальный. Тут тебе и газеты приподнимаются над любовью к «жареному», начиная вещать возвышенным слогом, и телек настраивается на волну патриотизма. Чиновники вспоминают имена своих далеких предшественников, чистят подведомственные авгиевы конюшни, генерируют новые идеи. И находятся средства на то, на что не находились они со времен Октябрьского переворота. Но главное – в ходе подготовки к празднику отношение к городу по неволе меняется на всех уровнях, в том числе и - рядового обывателя. Теперь надо лишь лелеять появившийся в сердцах маленький росточек уважения к месту своего обитания. Глядишь, станем бережливее к нему и просвещеннее, а значит – цивилизованнее. Но, вернемся в нашу Елабугу. Всякий раз, думая о судьбе этого города на Каме, я не могу отделаться от ощущения некой мистичности его судьбы. С Елабугой связаны интереснейшие даты, имена незаурядных людей, причем многих и многих - далеко не уездного масштаба. Шутка ли, перед революцией в 10-ти тысячном городке проживало 600 купцов, из которых 12 были миллионерами. Их трудами городок на Каме сохранял свое торгово-караванное значение и был связан со всеми регионами царской России, а также Англией, Германией, Францией, Голландией, Бельгией. В Елабуге жила, создавала свои записки и нашла последний приют ординарец Кутузова - Надежда Дурова. Ее имя бросает на Елабугу отблеск войны 1812 года, и, несмотря на версты расстояний до столиц, позволяет здесь, под стенами городища ощутить дыхание пушкинской эпохи. Иван Шишкин любовью к родным местам навсегда увековечил Елабугу в скрижалях русской и мировой живописи. Эта земля дала человечеству такое светило медицины, как Владимир Бехтерев. Здесь прошла юность Героя Советского Союза, маршала Леонида Говорова. И здесь же провела свои последние дни на земле великая страдалица Марина Цветаева. Здесь вырос и работал замечательный русский советский писатель Станислав Романовский, открыватель литературного таланта Василия Шукшина, сделавший в своих трудах литературную заявку на 1000-летие Елабуги еще в 70-е годы прошлого столетия. Именно его высказывание о башне вынесено мною в эпиграф. Войны - Гражданская, а затем Великая Отечественная - оставили в истории Елабуги потрясающие своим трагизмом страницы. Последняя разметала по чужим землям останки сотен солдат - граждан Елабужского района, взамен упокоив на здешнем кладбище пленных немцев и японцев. С Елабугой связано и начало истории татарской нефти. У деревни Сетяково Елабужского района была пробурена одна из первых нефтяных скважин Татарии, положившая начало новой эре в жизни города. Задела Елабугу своим мощным крылом и созидательная эпопея 1980-х, навсегда связав с именем города слова КАМТЗ и ЕлАЗ. И все перечисленное - только часть айсберга Елабужской истории. Наверное, трудно найти другой такой провинциальный город, с которым бы было связано столько же выдающихся имен, фактов, уникальных явлений и удивительных совпадений, как с Елабугой. Но есть у старой Елабуги еще одно исключительное достоинство – ее архитектурный облик, доставшийся нам от купцов-кормильцев. Видимая далеко окрест башня городища, обликом своим словно бы настраивала их, наверное, не меньше нынешних миллионеров любивших копейку, не экономить при строительстве своих домов, не жалеть средств на благоустройство города, на благотворительность, в конце концов. Семь десятилетий созданная ими красота эксплуатировалось без каких-либо вложений в ее поддержание и «по мере сил» разрушалось в угоду коммунистическим идеалам. Но все-таки выстояла, сохранив в очертаниях улиц и каменном изяществе домов уникальный градостроительный замысел. «Я любил свою Елабугу, особенно ее центральную часть, ее белые церкви, ее особняки, ее кованые садовые решетки, ее серебристые тополя, всю ее, вправленную в синее кольцо лесов… Я любил ее, застенчиво отступившую от Камы к подножию пологого холма, на которым зеленым платом выделялось кладбище – сосны, огороженные кирпичной оградой», – так поэтично сумел передать прелесть Елабуги все тот же истинный сын и патриот города С. Т. Романовский. Ах, как согласна я с его словами, когда устав от суеты и коробчатого однообразия своих Набережных Челнов, спасаюсь в уюте и провинциальной тишине Елабужских улиц. Апрельский запах тополиных почек, сиреневый дым майских палисадников, летняя тень высоких берез, августовская печаль старого кладбища, чистота зимних белых одежд – во все этом живет душа истинной российской провинции, вскормившей и воспитавшей большинство из нас. Здесь я словно бы возвращаюсь в детство, и в силуэте деревянной избы на каменном подклете чудится мне угол родного для меня дома, там, на малой моей родине давно уже утраченного. Это счастье, что дожили мы до времен, когда можно говорить о необходимости сохранения старой Елабуги, не стесняясь упреков в преклонении перед буржуазными атрибутами, не боясь доводов вроде - «когда людям жить негде» и тому подобное. Слава Богу, в городе создан и последние четыре года активно действует Елабужский государственный музей-заповедник, взявший на себя заботу по охране и реставрации памятников истории и культуры города, развитии музейного дела и, наконец, туризма, являющегося во всем мире экономическим фундаментом деятельности такого рода. В его ведении 209 памятников истории и культуры, семь из которых имеют федеральное значение, 124 – республиканское. При поддержке Министерства Культуры РТ, мэра города, доктора экономических наук Ильшата Гафурова и поистине подвижническом труде директора музея-заповедника заслуженного работника культуры РТ Гульзады Руденко сделано в этом направлении колоссально много. За четыре года к домам-музеям Н. Дуровой и И. Шишкина добавились открытые в структуре музея–заповедника Дом памяти М. И. Цветаевой, Библиотека серебряного века, Туристический центр, Информационный центр, мастерские художников, мультимедийный зал для занятий со школьниками. В 2007-м для посетителей распахнул двери Музей уездной медицины им. В. М. Бехтерева (кстати сказать, это был год 150-летия со дня рождения великого ученого), а также краеведческий комплекс с музеем-театром-трактиром и интерактивными мастерскими, где желающие могут попробовать себя в роли гончара, пекаря, кузнеца. Создание экспозиций этих объектов осуществлялось при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ и Министерства культуры РТ. Елабуга первой в России организовала и проводит, ставшие традиционными Международные Цветаевские чтения. Город ежегодно принимает участников детского творческого конкурса «Я рисую, как Шишкин». В 2006-м здесь был проведен 1-й Всероссийский практический симпозиум по современной живописи. В его «круглых столах», плэнерах приняли участие 37 художников разных школ живописи. Январь 2007–го собрал в Елабуге искусствоведов, ученых и художников России на празднование 175-летия со дня рождения И. И. Шишкина. В городе проведен поистине огромный комплекс реставрационных работ. И они будут продолжаться. Причем делается это при строгом надзоре со стороны музея-заповедника. Итог просто потрясающий. С лика старой Елабуги словно бы сняли паутину десятилетий, и красота его вновь ослепительно и волнующе засияла. Администрация города, работники музея-заповедника и их соратники по этому благородному делу взвалили на свои плечи огромную нагрузку, и пусть их силы и желание двигаться дальше не уменьшаются, а только крепнут поддержкой и помощью всех нас, всей республики, всей России. И да здравствуют праздники, подобные тысячелетнему юбилею Елабуги, праздники, дающие надежду на наше выздоровление от исторической амнезии! И пусть плывут по матушке Каме и пристают к Елабужской пристани белые туристические теплоходы. Пусть едут сюда школьники и их родители. Со смотровой площадки Елабужского городища они смогут разглядеть не только историю, но и будущее нашей прекрасной родины. Нина Шишкина Член Союза российских писателей |