Православно освященное правосудие Намедни судьба занесла в один из поселков области. Недалеко от туманного Магадана находится поселок под загадочным, интригующим и манящим именем Ола. Из всех немногих достопримечательностей старейшего на Охотском побережье поселка мне довелось посетить, в силу иронии судьбы, не что иное, а Ольский районный суд. Как оказалось, место по своему интересу для пытливого ума представилось очень примечательным. Мало сказать, что само по себе рассматриваемое дело было из ряда вон выходящим. Во время перерыва внимание привлекла небольшая прямоугольная наклеечка, уверенно обосновавшаяся над дверями одного из залов заседаний. Пригляделся – и не просто удивился, а испытал легкий шок, как любит сейчас говорить молодежь. Над дверями зала заседаний уютно устроился знак, говорящий знающим людям о том, что это помещение посетил священник, освятил его и словно поставил над входом в зал своеобразный знак православного качества. Сознание впало в ступор, пытаясь понять, насколько уместно нахождение такого знака в недрах здания, очень далекого по своему функциональному значению от мест отправления православных обрядов. И вот что ему удалось предположить. К любой вере можно относиться по разному – от полного неприятия до истового поклонения. В Российской Федерации церковь по Конституции отделена от государства вне зависимости от того, кого почитают в качестве Пророка. Это касается их всех: Иисуса Христа, Магомета, Будды, Кришны, Перуна. По большому счету это должно означать только одно: не должны их адепты осуществлять свои обряды и влиять в любой форме на действия государственных структур любого уровня. Здесь что-то пошло не так, и мне ничего другого не оставалось, как поразмышлять об этом. Наличие этого знака православного качества означает одно – ее представители, оставив здесь свои следы, прямо или косвенно заявили о том, что требования Конституции их не совсем касаются и неизвестно умышленно или по глупости создали ситуацию, ущемляющую или, мягко скажем, не совсем уважающую другие религии, признанные в России. Любой ответчик или обвиняемый на совершенно законных основаниях может заявить, мол, почему в этом зале нет следов посещения людей, духовно окормляющих адептов других религий: муллы, раввина, католического священника, буддистского ламы или шамана, выражающего духовные интересы коренных народа Севера. Почему в данном случае при разделении церкви и государства в Ольском районном суде отдано предпочтение Русской Православной церкви? Ведь налицо ущемление прав представителей других церковных конфессий. Как говорят церковные функционеры, перед Богом все равны, но по делам магаданской Епархии и Ольского районного суда какая-то религиозная группировка оказывается несколько ровнее иных. По логике вещей, Православная церковь, освящая помещение, по большому счету, накладывает духовную христианскую защиту на все, что в нем происходит: на жизнь, здоровье и профессиональную деятельность людей, работающих в нем. В зале судебного заседания по нормам УПК, ГПК и прочих Кодексов всегда будут присутствовать судья, защитник, ответчик или обвиняемый и иногда потерпевший или истец, секретарь судьи и судебный пристав. Складывается ситуация, забавная как с точки зрения здравого смысла, юриспруденции, духовных канонов, так и просто ироничного восприятия действительности. Совсем странной оказывается функция судьи после освящения зала судебного заседания. Поневоле возникает вопрос: по каким законам после благословения православного батюшки судит судья – по светским или церковным? Теперь немного становится понятным, почему все судьи оказываются облаченными в черные мантии. Вероятно, в целях конспирации вмешательства церкви в светскую жизнь судьям Ольского, да возможно все остальных судов области, по обоюдному согласию церкви и судейских запрещено называть своим именем рясу – и они теперь называют её мантией. В принципе, больших отличий в фасоне я не заметил – если добавить какую-нибудь церковную шапку, надеть огромный нательный крест во всю могучую судейско-священническую грудь, то из судьи получится вылитый священник среднего ранга. Не исключено, что под судейской мантией и прячется тяжеленный крест православный… Вполне естественно возникает вопрос: а какие книги облаченный в мантие-рясу судья постоянно носит с собой, направляясь в молельную, или совещательную комнату. Что это – Кодексы, законспирированные под Библию, или Библия, законспирированная под них? Для полного соответствия во время службы (судебного заседания) совершенно не помешала бы канистра хорошего кагора для причащения участников судебного (служебного) действа. И вообще – что делает и с кем советуется в своей келье – простите за возможную неточность, раньше это называлось совещательной комнатой – судья? Неведом его церковный сан, но явно не архиепископ. С Богом, Фемидой, Дьяволом, Совестью или всеми ими сразу же, потому что часто выносимые судами решения похожи на снотворное со слабительным на ночь . Если следовать логике появившегося незримого присутствия РПЦ в залах заседаний Ольского районного суда, возникает отдельный вопрос: как правильно называть те решения, которые выносятся судьей-батюшкой. Если это называют судебным актом (приговором, определением), то что называется анафемой на определенный срок, епитимьей, извержением из сана, а денежные взыскания – телесными истязаниями (батогами и пр.), лишением свободы, сажанием на цепь и в оковы, принудительным и даже бесцельным трудом в разнообразных видах. Совершенно инородно смотрится в процессе представитель государственного обвинения в своей небесно голубой форме. По большому счету ему тоже пошла бы к лицу форма-ряса, ведь по своей сути в нашем процессе они выступали как неразделимое благословленное единое целое. Отдельная песня – это бригада судебных приставов, зачехленных в бронники, обвешанных наручниками, газовыми баллончиками и прочими демократизаторами. Процесс православной основы ведения их деятельности начал движение в их сторону, но медленно, со скрипом, гасящимся елеем. Пока это ограничилось цветом их форменной одежды, но, думаю, Магаданская Епархия вместе с судебным департаментом Области доведут процесс превращения светского суда в православно освященное правосудие до логического завершения. Тогда не исключено, что перед началом каждого заседания (церковной службы) церковно-приставской хор будет приветствовать присутствующих участников заседания хоровым пением, которое будет начинаться словами: “Боже, правосудие храни!!“. Хотя это уже поздно – как говаривал персонаж бессмертной классики. Его уже продали. Очень органично группа приставов -хористов будет смотреться во время ежедневного окончания судебно-служебного дня, когда по велению судьи-батюшки будут осуществлять крестный ход вокруг здания суда в нужном количестве, по кругу, пока не закружится голова. Половина участников крестного хода держит в руках одновременно все применяемые при осуществлении православного правосудия кодексы, вторая половина несет такое же количество Библий, чтобы уравновесить действие этих книг. Возглавляет крестный ход старший приставодьячок, несущий над головой крест, составленный из резиновых дубинок. Вся эта мистерия абсурда была бы смешной, если бы сквозь неё не проглядывались более чем серьезные вопросы, которые озвучены выше. Ведь непременно придет время, когда подсудимый или ответчик отличного от православия вероисповедания заявит в суде отвод судье вместе со зданием, сославшись на то, что факт православного освещения судебного зала оскорбляет его религиозные чувства и очень потребует вместе с отводом соблюдения норм свободы совести. Хочется, чтобы до наступления этого события Судебный департамент Магаданской области и Магаданская Епархия приняли меры по купированию этой ситуации. Ведь если произойдет то, о чем говорится – мало не покажется всем. Ведь с очень высокой степенью вероятности у нас имеют знаки православного судебного качества здания судов и в других районах области…. |