Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Алевтина
Объем: 7758 [ символов ]
Россия головкеров
Россия головкеров.
 
Рассказ писателя Довлатова «Встретились, поговорили» навел меня на довольно безрадостные размышления о судьбе нашей многострадальной родины. Просто мне показалось, что автор в своем произведении не просто описывал очередную судьбу очередного человека, он метафорично, в виде притчи показал всем нам всех нас. Самих же себя в этом искаженном зеркале писательских образов узнавать было неприятно, однако сам факт узнавания вселяет в нас надежду на то, что духовное исцеление от увиденной нами болезни еще возможно.
Итак, Головкер – собирательный образ советского обывателя. Усредненный показательный человечек, вобравший в себя все плюсы и минусы миллионов и потому сведший все характеры и таланты к нулю. Он – символ всего российского общества, где на каждого таланта приходится сотня идиотов, а «средняя температура по больнице всегда 36,6». Или, как шутят математики – каждая точка, это сумма бессчетного количества разнонаправленных векторов. И вот мы видим, что и жизнь у Головкера самая что ни на есть усреднено-стандартная, и что нет в ней ни особой любви, ни надежды, а только медленное и бесполезное существование. И Лиза – тоже образ безусловно собирательный, это типичный суммарный образ всех женских советских характеров, которые привыкли сами становиться мужчинами из-за постоянного отсутствия мужиков. Хорошо показано как женщина уже не ждет от своего избранника ухаживаний и предложений, кольца в подарок или подвига во имя ее. Нет уже таких романтических героев, поизмельчал человек, и заманить его в брак разве что и можно только призывом разделить под вечер постель. Выполняет поручения, послушно сидит под каблуком и не имеет ни малейшего уважения к себе – уже хорошо, уже и этого достаточно российской леди, лишь бы не пропойца, и на том судьбе спасибо. Вот в такой стандартной обстановке незатейливо и до судорог в скулах типично протекает жизнь российских обывателей.
Но тут грянули новые ветры. И Головкер, в смысле собирательный образ типичного мужичка, обратил свои взоры на Запад. Он узрел жизнь иную и она показалась ему лучше не потому, что действительно была лучше, а просто потому, что была другой, а другое всегда кажется ярче. А поскольку у Головкера ни любви, ни веры никогда и не было, то он с легкостью бросает свое отечество и начинает жить по западному. Многие, многие наши обыватели, не умея увезти в Америку свое тело, отправили туда свою душу и считают, что живут уже в цивилизованном капиталистическом мире и гуляют уже по Бродвею, ходя на самом деле по тем же самым помойкам нашей грешной Родины, что ходили и 20 лет назад. Да, новые ветры позволили многим середнячкам вмиг разбогатеть, улучшить свое благосостояние в то же самое время, как бывшие советские таланты, не сумевшие вмиг вывернуть душу наизнанку в угоду веяниям, замерзали у привокзальных заборов или умирали от голода в своих клоповних квартирках.
Просто изумительно показана автором взыгравшая вдруг гордыня в этом самом Головкере. Что такого совершил этот человек, чтобы вдруг возомнить о себе? Может спас кому то жизнь, может написал прекрасную музыку, может подал руку хоть одному падшему на социальное дно товарищу? Нет, просто он вдруг почувствовал, что накопил барахла достаточно, чтобы считать себя человеком высшего сорта, и этим самым своим повышением в человеческих рангах он и хочет блеснуть перед простой российской женщиной, перед своей Родиной, ведь как известно, нашу страну всегда символизирует женщина и все названия нашего государства только женского рода. Вот и кичливо тащит свое барахло Головкер, дабы бросить пыль в глаза своей стране-жене, с которой у него всегда был только секс и никогда не было любви, и с которой никогда уже не будет у него общего потомства. Тащит и придумывает диалоги, как бы блеснуть и удивить свою женщину своим американским статусом, как бы погорделивей кинуть словцо-другое в измученное лицо своей страны. Но не нужно оказывается Лизе ни барахло, ни сам этот Головкер, эта пена и шлак давно выкипевшей перестройки. Это поколение потерялось навсегда, и нет отныне нигде у них родины, и только местным проституткам теперь и будут интересны его прозападные фразочки и его деньги.
Конфликт двух идеологий, двух разных систем изумительно показан в рассказе через судьбы простых людей. В принципе ведь все, что и есть на свете – это лишь судьбы людей, просто когда их складывается слишком много в одном из направлений – то и возникает то или иное государство, та или иная идеология. А когда люди, создавшие этот вектор, исчезают, постепенно исчезает и сам созданный ими образ, и на его место приходит новый, созданный судьбами уже их детей или внуков. СССР развалилась не в 91 году, и даже не в 85. Эта великая страна начала испарятся в тот самый момент, когда ушли последние герои-энтузиасты гражданской войны. Когда в 60-е годы началось массовое поклонение молодежи ценностям и обычаям другой станы, когда под дудку идеологического врага вдруг начинали плясать дети героев Великой Отечественной. Невозможно себе представить, чтобы например во времена Смуты и постоянных войн с Польшей в нашей стране в моду вошла бы польская речь, одежда и образ жизни. Дико представить себе, чтобы во временя крестовых походов арабы одевались бы в латы заклятых своих идеологических противников крестоносцев и пели бы их песни, поедая свинину. Но в нашей стране такое безумное бурление имело место быть, о чем и показывает нашумевший фильм «Стиляги», и это самое бурление и убило постепенно нашу родину, нашу веру и женственность наших женщин. И вот вместо Сергея Лазо и Александра Покрышкина наружу изо всех щелей полезли вот эти Головкеры, мозг которых был заражен лишь одной мыслью извне (а своих у них и не было никогда) – копи барахло и гордись этим, не стремись любить, не пытайся верить, продолжать свой род, только собирай прах и тлен вокруг себя и этим вызывай уважение у привокзальных проституток, ибо именно ради их мнения ты и делаешь это все. Иначе как дьявольским наваждением, ничем другим это назвать нельзя, и как обычно и происходит, человек под этим наваждением становится постоянно и глубоко несчастным, вот и мечется он по другим странам, вот и умоляет слезно Лизу-Родину потанцевать с ним еще хотя бы разок, но некогда ей: опять завтра на работу, нужно еще и детей растить. Какая гениальная фраза дана нам в тексте этого произведения: «…лица, в силу многих причин оказавшиеся за рубежом». Довлатов характеризует всех наших головкеров одной этой фразой настолько четко и блистательно, что хочется только зааплодировать Лизе, несколько раз повторяющей ее. Лица, именно лица у нас с вами оказались за рубежом, а голым своим задом наше общество сидит в той же самой помойке. На лице нашей с вами страны появились уже и спа-салоны, и рестораны без хамства, и дорогие авто, но стоит глянуть чуть ниже, и все та же извечная непролазная грязь на просторах нашей земли и наших душ вновь и вновь застилает взор. И хочется рыдать от бессилия осознания того, что ты не можешь ничего изменить, в одиночку бессилен помочь своей России-Лизе, которая из века в век так и будет дремать по вечерам, потому что с утра ей снова и снова на вечную работу.
Итог рассказа неутешителен, от него веет могильной безысходностью и глубокой печалью. Автор показывает нам, что даже если все головкеры разом вернут свое лицо из-за рубежа обратно на родину, то не смогут они ничего сделать, потому что умеют лишь покупать и продавать, представлять интересы и подставлять других, но не строить, сеять, учить или воевать. А значит так и исчезнет Лиза-Россия, выработает свой срок и испарится, оставит после себя сироту-девочку, без отца и матери, точно также не знающую ни любви, ни веры.
Дата публикации: 04.06.2009 11:55
Предыдущее: Сны о кризисеСледующее: Минуты жизни

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
илья рубинштейн[ 04.06.2009 ]
   "Просто мне показалось, что автор в своем произведении не просто описывал очередную судьбу очередного человека, он метафорично, в виде притчи показал всем нам всех нас."
   
   Хочется подсказать Вам что нужно делать, когда кажется. Но не буду. :)
Марина Черномаз(Kira Lyss)[ 05.06.2009 ]
   Уважаемый автор! Этот раздел - для рецензий произведений конкурса "Мы помним все".
Ольга Иванова (Ivolga)[ 08.06.2009 ]
   Уважаемый автор, Вы действительно считаете, что это произведение об отце и отцовстве? Вы прочли Положение конкурса "Миссия: отец"?

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта