1 Ах, как нелепо! Музыкой убит!* Неправда! Невозможно верить в это! Но телеграммой злой эфир вопит О жуткой смерти барда и поэта. И, просочившись сквозь ячейки сит, Дошло и до российского рассвета. Ах, сколько раз прослышано, пропето, Неужто он навеки замолчит? В чем гибели предательский исток? Не верится, что в звуковой нирване. Зачем, зачем, открыл электроток Ученый по фамилии Гальвани! Блестят наклеек яркие картинки - Лежат осиротевшие пластинки. ---------------------------------- *По заключению парижской полиции, Александр Галич погиб от удара электротоком при подключении нового телекомбайна. 2 Лежат осиротевшие пластинки, Колки гитары обнимают гриф. Стихотворений призраки-обрывки Плывут куда-то, небо перекрыв. И то ли в танце, то ли в поединке Вдруг падают, в безмолвии застыв, Чужой страны кладбищенский мотив Сопровождает скорбные поминки. «Воробьи попрятались в скворешники, Улетели за море скворцы… Грешного меня – простите, грешники, Подлого – простите, подлецы!» * А время, задыхаясь, дальше мчит, Еще храня богемный колорит. ---------------------------- *«Засыпая и просыпаясь» (1966 -1971) 3 Еще храня богемный колорит Стихов, друзей, напевов и чудачеств. Еще душа мучительно не спит, Не зная ни пророчеств, ни предательств. Но все же вновь в груди его свербит – Ведь под завесой всяческих трюкачеств Дамоклов меч набором подлых качеств, Как прежде, угрожающе висит. «Я сижу, гитарой тренькаю – Хохот, грохот, гогот, звон… И сосед-стукач за стенкою Прячет в стол магнитофон…» * И приглушенно, как из-под сурдинки, К нему спешат аккорды вечеринки. -------------------------------------- *«Желание славы», 1971 4 К нему спешат аккорды вечеринки, Где русский обретается Париж, Где связь времен, как нити-паутинки, Но собираться здесь не запретишь… Здесь разделилось все на половинки: Глядят химеры с нотрдамских крыш, А рядом – переделкинский камыш И вдоль дороги грустные осинки. «Ну ладно, и пусть ни кола, ни двора, И это – Париж, не Москва, Ты в окна гляди, как глядят в зеркала, И слушай шаги, как слова». * А в окна дождь настойчиво стучит, Седой Париж, благочестивый вид ----------------------- *«А было недавно, а было давно», 1974 5 Седой Париж, благочестивый вид. И выступленье будет в понедельник, И желтый луч гитару осветит, И ты поешь, и вроде не бездельник. А память привередливо хранит Концерт на даче, подмосковный ельник, И тяжесть дум в очередной сочельник, Чиновных душ присутственный гранит. «Дуралеи спешат смеяться, Чистоплюи воротят морду… Как легко мне было сломаться И сорваться, и спиться к черту».* В сплошную горечь сгрудились горчинки, Ах, как жестоко! Падают снежинки. ------------------------ *«Черновик эпитафии», 1971 6 Ах, как жестоко! Падают снежинки В пространство. Ни погостов, ни крестов, Ни чарки, ни убогой четвертинки Средь наголо остриженных голов. В грязи лежат распухшие ботинки И лишь плакаты с ликами Богов Торжественно глядят на мужиков, Запрещены и письма, и посылки. «Где теперь крикуны и печальники? Отшумели и сгинули смолоду… А молчальники вышли в начальники, Потому что молчание – золото». * По руслам Колымы и Индигирки – Не снег, скорей – застывшие слезинки. --------------------------------- * «Старательский вальсок», 1963 7 Не снег, скорей – застывшие слезинки И океан невыплаканных слез, Этапы, вошебойки, пересылки И гул колес, стремительных колес. Худых бараков тусклые коптилки, Метель, что разыгралася всерьез, И в душу проникающий мороз – Для мертвецов особые носилки. «Опять над Москвою пожары И грязная наледь в крови. И это уже не татары, Похуже Мамая – свои!» * … А за снежинкой оттепель следит, До гроба ни одна не долетит. -------------------- *«Памяти Живаго», 1972 8 До гроба ни одна не долетит И не покроет снежной пеленою… Доносов многозначащий петит Стоит, как страж, за хрупкою строкою. Тлетворный дух опасен, ядовит, Как злой дракон, всегда готовый к бою, И чувствуешь погоню за собою, Недреманное ухо чутко бдит. «Мы с каждым мгновеньем бессильней, Хоть наша вина – не вина. Над блочно-панельной Россией, Как лагерный номер, - луна». * Сама себя ты обращаешь в прах, Россия, утонувшая в снегах. ------------------------------ *«Опыт ностальгии», 1973 9 Россия, утонувшая в снегах, Скорбит своей душой заледенелой. С печатью несвободы на устах, С историей контрастной, черно-белой. Издревле со свободой не в ладах, С опричниной, от пыток очумелой, Задавлен дух и кровоточит тело, Но ток свободомыслья не зачах. «Я выбираю Свободу, Но не из боя, а в бой. Я выбираю свободу Быть просто самим собой». * Твоя страна тебя же бьет с размаху, Готовая на подвиг и на плаху. ------------------------------------------- *«Я выбираю Свободу», 1971 10 Готовая на подвиг и на плаху, На яркий свет и на гнетущий мрак. Кому – Христу, Иегове, Аллаху Сподобится подать России знак – Не угождать губительному страху, Поэты – не мишени для атак… Как славно, что опальный Пастернак Не отдан в руки лагерному праху! «Ах, осыпались лапы елочьи, Отзвенели его метели… До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели!» * В своей постели, не в чужих краях… Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх. ---------------------------- * «Памяти Б.Л.Пастернака», 1966 11 Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх, Когда идут погромные кампании. Но жив поэт! Жива в его руках Машинка, что сработана в Германии. И груз эпохи снова на плечах, И песня, как молитва, как заклание, И самиздат, подпольное издание, На папиросных тоненьких листах. «Их имен с эстрад не рассиропили, В супер их не втиснули облаточный. «Эрика» берет четыре копии, Вот и все!.. А этого достаточно!» * И страх грызет полковничью папаху, Ленивой лентой лезет под рубаху ------------------------- * «Мы не хуже Горация», 1964 -1966 12 Ленивой лентой лезет под рубаху, Чиновнику охранки не до сна: - Прихлопнуть бы заразу сходу, смаху, Не подняла чтоб головы она. И заработать новенькую бляху, И выпить с чистой совестью вина. Страна тогда устоями сильна, Когда в домах бывает много страху. «Это дом и не дом. Это дым без огня. Это пыльный мираж, или фата-моргана. Здесь Добро в сапогах рукояткой нагана В дверь стучало мою, надзирая меня». * Теперь издалека на все глядишь, И застывает сумрачный Париж. ---------------------------------------- * «Заклинание Добра и Зла»,1974 13 И застывает сумрачный Париж. Не будет больше у тебя Премьеры. Седой консьерж, что коренаст и рыж, Задернул на твоем окне портьеры. Ты новой песней нас не удивишь За рюмкой золотящейся мадеры… И горечь поэтической карьеры, Сам от себя, увы, не убежишь. «И милых до срока состарил, И с песней шагнул за предел, И любящих плакать заставил, И слышать их плач не хотел». * Чуть слышная скребет в подъезде мышь, Чужой страны кладбищенская тишь. ----------------------------- *«Когда-нибудь дошлый историк…», 1972 14 Чужой страны кладбищенская тишь. Не слышно даже тоненькой свирели. И кто-то где-то сохранил престиж: - Не умер Галич в собственной постели! В каких далеких высях ты летишь? Куда возносят музыки качели? «Не умер Галич в собственной постели…» Ты вольным духом в небесах паришь. «И не знают вельможные каты, Что не всякая близость близка И что в храм ре-минорной токкаты Недействительны их пропуска!» * Токкаты Баха – ненадежный щит. Ах, как нелепо! Музыкой убит! --------------------------------- * «Слушая Баха», 1973 Магистрал (акростих) Ах, как нелепо! Музыкой убит! Лежат осиротевшие пластинки. Еще храня богемный колорит, К нему спешат аккорды вечеринки. Седой Париж, благочестивый вид. Ах, как жестоко! Падают снежинки, Не снег, скорей – застывшие слезинки, До гроба ни одна не долетит. Россия, утонувшая в снегах, Готовая на подвиг и на плаху. Ах, как здесь душно! Гложет липкий страх, Ленивой лентой лезет под рубаху. И застывает сумрачный Париж – Чужой страны кладбищенская тишь |