Произведение |
|
Объем: 64 [ строк ]
|
|
|
|
Хит-14. 1/2 финала. Пара 1. |
А В лабиринтах войн и ожиданий Иногда от человека требуется просто принять свою судьбу. В. Франкл Замкнутый круг, а может, уже петля. Только бы мне хотелось совсем иначе: Чувствовать ветер, небом дышать, тебя Не ожидая преданно, по-собачьи. Но такова земная моя юдоль – Верить, боясь подумать о самом страшном. Пить, словно яд, минут одиноких боль, Скорбно листать в руках календарь бумажный. Жизненный воздух – наши мгновенья встреч. С каждой разлукой вязкой дышать сложнее. А ожиданье – сотен мечей острей. Снова в его ловушке застыло время Вместе со мной… Не вырваться, не сбежать. Это не просто ночь – все огни померкли: На острие заточенного ножа Душу распяв, ты вновь на дороге смерти. Сколько ещё блуждать в лабиринтах войн Будешь вдали от дома, забыв о мире? Знаю, война – тюрьма для тебя, конвой. И никогда не пустит «на все четыре». Снова судьба готовит и шах, и мат, Вяжет узлы, расстрельной тоскою мучит. Я не могу не ждать, не сходить с ума, Ты от боёв зависишь – такая участь. Как, разомкнув кольцо, по-другому жить? Хочется верить добрым, иным рассветам, Солнечно-спелым, будто колосья ржи, – Не воевать, не ждать, умирая где-то… Смотрит с небес Господь, у него в груди Тоже болит и ноет, но голос властен: «Это не круг, а крест – на двоих один. Это цена за сотые доли счастья». ------------------------------------------ ------------------------------------------------- Б Неуютный мир Повернув на запад, к истоку дня (в неуютном мире зеркально время), вдруг поймёшь: захлопнулась западня. Ты отныне заперт – внутрисистемен. В лабиринте жизни цвета скупы, светотени жмутся неловко к стенам. Стрелка «выход» вновь привела в тупик, так недавно бывший твоей Вселенной. Временами снится любви оскал. Опостылел рай, потускнело счастье. Добрый мир безликим и горьким стал – дом, жена и дочь. И нелепый бассет. Ты им вечно должен. Двоим. Троим. Пролетает жизнь быстроногой ланью. А снаружи веет свободы дым, флюгера скрипят, неизвестность манит. Изнутри сжигает мечту тоска. Скалишь молча зубы, как зверь в загоне, и запасный выход бежишь искать – не уйдёшь опять: лабиринт бездонен, как бездонен мир, бесконечен свет... А подумать – всё в лабиринте смерти. Ничего, я верю, ценнее нет своего гнезда, где смеются дети. |
|
|
Дата публикации: 27.05.2017 20:24 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Для меня стихотворение рыцаря А оказалось немного запутанным, сумбурным. Б - проще, но не просто. Мысль сложная, но раскрыта логично и изящно. Я бы выбрал "Б". | | Любители футбола знают, что на ранних этапах прей-офф бывают встречи, которые нарекаются мини-финалами. Это означает, что судьба свела две сильнейшие команды до решающего поединка. На этом Хите такие встречи были и в 1/8, и в 1/4. Это очередная. Скажу сразу: рыцари-соперники выбрали для своих стихов схожую, во многом хрестоматийную концепцию («жизнь-лабиринт»), но впечатления от двух этих работ у меня менялось по-разному. В первом случае начало сильнее концовки, во втором наоборот. Рыцарь А Композиция построена вокруг мотива ожидания любимого человека с войны. Причем, наверное, не принципиально, имеется ли в виду конкретные сменяющие друг друга боевые действия или (скорее) символическая война, которая может выражаться не только в вооруженных конфликтах. Исходя и этого, показалось, что ЛГ здесь чуть многословнее, чем нужно, в тексте большое количество необязательных слов и мест. Кажется, ЛГ и так, и эдак крутит свое ожидание, исследует его с разных сторон: и «ожидая преданно, по-собачьи», и «Пить … минут одиноких боль», и «ожиданье – сотен мечей острей», и «я не могу не ждать», «минут одиноких боль» - всё это об одном и том же. «Такова земная моя юдоль» - говорится в одном месте и «такая участь» - в другом. «Замкнутый круг, а может, уже петля» - хороший образ, хоть и далеко не новый. Геометрия вообще играет большую роль в этих стихах. Вот в финале появляется «крест – на двоих один». Но мотив креста появляется еще раньше: «На острие заточенного ножа // Душу распяв». Не забудем, что и лабиринт состоит из многочисленных поворотов, перекрестков, замкнутых кругов, тупиков... «Чувствовать ветер» - ветер перемен? В ином ключе утверждение сложно расшифровать. «Пить, словно яд, минут одиноких боль» - примерно с этого места мне захотелось взять в руки корректорский карандаш)) «Скорбно листать в руках календарь бумажный» - ну вот, например, лишнее: «в руках». Далее можно было обойтись без второго компонента во фразах «тюрьма для тебя, конвой», «болит и ноет». «Не воевать, не ждать, умирая где-то» - здесь всё как-то смешалось... «цена за сотые доли счастья» - как я писал в предисловии, финал показался мне самым слабым местом в этом стихотворении. В целом же произведение, прекрасное по настроению и технике, к сожалению, на мой взгляд, лишено лаконичности (даже с учетом требований задания). Рыцарь Б Здесь обратная ситуация. Автору необходимо было обозначить диспозицию, для чего пришлось даже делать пояснение в скобках – но от этого всё только запуталось. Странная фраза «светотени жмутся неловко к стенам». Неясно, почему и (главное) как тупик был Вселенной ЛГ. Зато примерно с середины второй строфы автор жесткими и четкими мазками рисует великолепный (с эстетической точки зрения) и трагедийный (по содержанию) бытовой этюд - правда, с оптимистичным финалом (необходимое по заданию резюме). Столкновение жажды творческой свободы с пресловутой "лодкой семейного быта". «Ты им вечно должен. Двоим. Троим…» - какое нагнетание, замечательная находка с перечислением. «А снаружи веет свободы дым» - веет, скорее, ветер. Дым – проникает, поднимается, ползет… «флюгера скрипят, неизвестность манит…» - про флюгера понравилось, намек на разные направления, которые они указывают. «не уйдёшь опять: лабиринт бездонен» - бездонен? наверное, бескрайнен? Повторюсь: жаль, что это не финал. Мне приходится выбирать, и я остановлюсь на том стихотворении, которое имеет больший потенциал - при условии некоторой доработки. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Судье Блинову А.В. от Рыцаря А Не хотелось бы давать пояснений к своему стихотворению, каждый его прочтёт по-своему, но мною задумывалось показать именно два лабиринта:первая ЛГ в лабиринте ожиданий, второй ЛГ в лабиринте войн. И никак им не выйти из них, пока они друг друга ждут и любят, пока идёт война. А войны могут и не заканчиваться, кроме того - они остаются внутри, и тяжело жить с такой ношей.Но финал именно чёткий: иногда людям кажется, что они в лабиринте, что они ходят по кругу, что нет выхода, а на самом деле - это их крест, это цена за их любовь и счастье. Такая вот философия. С уважением, рыцарь А. | | Спасибо Рыцарю за отклик. Мне тоже нужно пояснить. Как я уже писал, многословие приводит к логическим нестыковкам. С одной стороны, как вы пишете, герои "друг друга ждут и любят, пока идёт война". С другой, голос Господа дает понять, что именно война и все эти неурядицы стоят за их счастьем. То есть не любовь заставляет героев рваться друг к другу через войну (вроде "жди меня и я вернусь), а война рождает любовь, а без войны людям просто скучно было бы друг с другом? Мазохизм какой-то, причем трехсторонний... Второе - это само выражение "цена за сотые доли счастья", близкое к канцеляриту. |
|
| | Оба рыцаря вооружились необычными стихами и порадовали славным поединком.:) Рыцарь А предложил эклектичное смешение стилевых признаков и приёмов современного поэтического текста от простых, устойчивых понятий: "...Это не просто ночь – все огни померкли: На острие заточенного ножа Душу распяв, ты вновь на дороге смерти..." до ключевых, или знаковых коллажей: "...Знаю, война – тюрьма для тебя, конвой. И никогда не пустит «на все четыре». Снова судьба готовит и шах, и мат, Вяжет узлы, расстрельной тоскою мучит..." Сюжет А тоже интересен, хоть и прозрачен: заблудившийся в бесконечных лабиринтах войн (из которых на сегодня не придуман выход) возлюбленный, и бесконечные ожидания ЛГ , а поднимающаяся тень Креста - как расплата за редкое счастье встреч. Сильна и лаконична концовка стихов, круг замкнулся, выхода нет.... Может быть чуть театрально, но задействованные приёмы позволяют так написать и характеризуют автора как замечательного мастера стихосложения. Рыцарь Б приготовил стихи также от первого лица и проявил мастерство и тяготение к применению в произведении культовых, в какой-то степени сакральных жестов, что конечно же находит отклик в душе читателя: ..."Ты отныне заперт – внутрисистемен. В лабиринте жизни цвета скупы..." ..."дом, жена и дочь. И нелепый бассет. Ты им вечно должен. Двоим. Троим..." ..."А подумать – всё в лабиринте смерти. Ничего, я верю, ценнее нет своего гнезда, где смеются дети." Но мне всё же ближе стихи рыцаря А обобщением затронутой темы, которую сейчас не особо жалуют поэты, на мой взгляд. Хотя, следует признать, что оба рыцаря вровень подошли к финалу, и выбор не прост. Конечно, в обоих стихотворениях придраться можно к чему... (но надо же и другим судьям оставить место для творчества! :). Мой итог: А - 1 ; Б - 0 судья Алла Райц | | Моё предпочтение в этой паре Рыцарю А. Его ЛГ намного честнее и откровенее. Во втором стихотворение у ЛГ - "западни", "скупые цвета", любовь "скалится", "потускневшее счастье", "опостылевший рай", "безликий мир"... А концовка как будто из другой оперы. Видимо, автор вспомнил, что должно быть яркое резюме, и откуда не возьмись, в "западне" взялись смеющиеся дети. ) Автор (или ЛГ) явно лукавит. | | А Тема выбрана неизбитая, горькая. Раскрыть ее получилось, но есть небольшое ощущение затянутости, излишнего «перетирания» однообразных переживаний. «ТОЛЬКО БЫ МНЕ хотелось» - инверсия, способная исказить смысл. Мне уже встречался эпитет «вязкая» применительно к разлуке, но вот честно, не понимаю его смысла и прелести. Финал показался замечательным, резюме – логичным, исчерпывающим. В Философское, кризисное, типичные тупики среднего+ возраста. Тема благодатная, на «неуютность мира» и потускневшее счастье не жаловался в стихах разве только ленивый. Но это не упрек автору ни в коем случае! Потому что здесь история о безликости и горькости мира ЛГ получилась очень даже неплохо, «зверь в загоне» вышел понятным и убедительным (не считая концовки). Второе восьмистишие видится наиболее удачной частью стихотворения. Скрип флюгеров – просто отлично. А переход к резюме показался резким, отдельно взятой мыслью, опровергающей все вышесказанное. «Я верю - ...» Вдруг так просто? Тогда зачем все предыдущие рассуждения, что с лабиринтом – не так уж и бездонен? Работы равно достойны выхода в финал. В каждой есть свои плюсы-минусы. Эмоционально мне первое стихотворение ближе, необычнее, интереснее тематикой. И резюме – лабиринт как цена за редкое счастье – показалось более удачной находкой. А – 1 Б – 0 Судья Е.Валиева | | Б Вполне завершенное стихотворение. Конкурсная тема явно помогает, а не мешает автору. Его размышления естественны, в них звучит неподдельная страсть, искренние переживания, близкие многим мужчинам. Разочарование, пессимизм, сплин и растерянность очень поэтично выражены в реплике: В лабиринте жизни цвета скупы, светотени жмутся неловко к стенам. Стрелка «выход» вновь привела в тупик, так недавно бывший твоей Вселенной. То есть в какой-то момент мужчине кажется, что жизнь обесцветилась, что вчерашние идеалы как-то обесценились, прошлые мечтания привели в тупик. В этих стихах мне ни с чем не хочется спорить. Восторгаюсь способностью автора до конца избежать банальностей, выдержать взятый тон и достойную моральную планку. Браво! Резюмирующий катрен неожиданностью поворота только подчеркивает остроумие автора: как бездонен мир, бесконечен свет... А подумать – всё в лабиринте смерти. Ничего, я верю, ценнее нет своего гнезда, где смеются дети. В - 1 Судья Николай Бурмистров | | Извините за технический сбой. | | Поправка: оценка Б - 1 |
|
| | А Слышу в этом произведении отзвуки знаменитых симоновских строк, только женским голосом спетых: «Жду тебя, и ты вернись…» Весьма отдаленное, впрочем, сходство. Другой поэтический словарь у автора, не очень песенный размер с цезурой – «перехватом дыхания» в строках. Однако стихи страстные, заставляют в них вчитываться, искать близкие мне мысли. И ещё – в такой теме читатель хочет найти в авторе своего собрата, пусть не однополчанина, но поэта, ратующего за правое дело. Автор же занял отстраненную позицию и предлагает нам сочувствовать солдату-анониму, неизвестной армии. Не все, кстати, строки поются. Наверное, так можно проверять их поэтичность. Слишком бездушно и грубо, на мой слух, звучат: Чувствовать ветер, небом дышать, тебя Не ожидая преданно, по-собачьи. – Как это спеть? Понятно, что у нас не бардовский конкурс, но всё же… И ощущать подруга солдата хочет чувства более земные, родные и любимые ей. Однако повторяю, что по общему уровню эти стихи близки к завершенному стихотворению. Надо отметить, что в военной теме очень сложно оставаться «над схваткой». Не потому ли простые по словарю и сюжетной линии стихи К. Симонова получили долгую жизнь и ушли в народ, что создал их солдат (офицер) нашей армии, посвятил их своей любимой женщине, и поделился сокровенными чувствами, близкими миллионам людей. Автор А, старался «изобразить» чувства, но своей души не открыл, или не нашел в ней реальных переживаний, которые подделать сложно. А поискать-помучиться надо бы. Великие стихи звучат в этом первом эскизе. И посвящение должно быть обязательно: «Моему солдату русской (израильской, американской, сирийской, турецкой и т.п.) армии». Прошу только учесть, что в русскоязычной аудитории и в юридическом поле РФ негативно воспринимаются славословия в адрес военных организаций русофобской направленности, запрещенных по закону. Резюме считаю очень удачным: Смотрит с небес Господь, у него в груди Тоже болит и ноет, но голос властен: «Это не круг, а крест – на двоих один. Это цена за сотые доли счастья». Кстати, не приветствую урезание цитаты-эпиграфа к этому стихотворению. Её полный текст: Иногда от человека требуется просто принять свою судьбу, нести свой крест. Виктор Франкл Оценку ставлю не за отмеченные недоработки, а с учетом достоинств стихов соперника. В хитовом бою двух победителей не бывает. А – 0 Судья Николай Бурмистров | | Здравствуйте, уважаемые участники! Чем дальше в лес – тем тяжелее судьям… Вообще, ставить баллы – вещь неблагодарная, но коли уж вы согласились довериться субъективным оценкам названного жюри (моим в том числе) – милости прошу. Кого – в финал, а кого на трибуны – с утешительной бронзовой медалью. Рыцарь А – 1 балл Задание выполнено. Конечно же. Общие впечатления… Стихотворение крайне перегружено не эмоцией, нет, а стремлением автора дать эту самую эмоцию. Отсюда получается чуть пафосно и чуть неестественно. В комментарии к какой-то работе Хита я уже говорил про рекомендации Станиславского… Не нужно писать «плохо, плохо, плохо, плохо…», чтобы читателю было понятно, что правда плохо. Слова (в идеале) должны быть такими, которыми говорит сам читатель, который описал бы ситуацию жизненную также. Представьте, заходите вы к подруге (или другу), спрашиваете: «Как дела?», а в ответ слышите: «Да вот, скорбно листаю бумажный календарь. Уж такова моя юдоль – пить, как яд, минуты одиночества…» Навскидку приведу примеры «чистой» эмоции… Вот четверостишие Мариенгофа: Пятнышко, как от раздавленной клюквы, Тише. Не хлопайте дверью. Человек... Простенькие четыре буквы: — умер. Я не берусь быть истиной в последней инстанции, но высказываю своем мнение. Написано в целом очень хорошо, особенно понравился финал и, как водится, первые четыре строки. Рыцарь Б – 0 баллов Задание выполнено. Подход – прост и логичен. Мы каждый день двигаемся по лабиринту жизни. Отсюда размышления ЛГ на бытовом уровне над такой глобальной темой воспринимаются квазифифлософией. И яркий финал – во-первых, прост и чужероден к телу стихотворения, а, во-вторых, как мораль, довольно банален и примитивен. Опять же, не смотря на мои такие вот заключения, считаю, что данное стихотворение несомненно является поэзией, хотя, как мне кажется, автор находится в поиске своего настоящего языка. Жаль, что нужно ставить баллы. По-моему, оба рыцаря достойны финала. В очередной раз жребий свел двух сильных противников в одной паре… Ну что ж, на это и конкурс. Судья Дм. Шорскин. | | "Наша служба и опасна и трудна…" Опасна тем, что можно обидеть автора своим "не верю". Трудна – в пояснении этого "не верю". Первое стихотворение в паре, несмотря на некую затянутость (думаю, автор подсушит текст после конкурса) очень искреннее, эмоциональное, с замечательным (на мой взгляд) финалом. Небольшой диссонанс возник при чтении вот этой части: Жизненный воздух – наши мгновенья встреч. С каждой разлукой вязкой дышать сложнее. А ожиданье – сотен мечей острей. Снова в его ловушке застыло время – Здесь и инверсия, и рифмы на грани ( "встреч – острей", "сложнее – время"). Я бы не стала располагать близко по тексту "острые мечи" и "заточенные ножи". Второму стихотворению тоже веришь и сопереживаешь герою. Но до финальных строк. Всё сведено в банальному: вот жизнь, а после смерть. И что? Ну да, ничего "ценнее нет своего гнезда, где смеются дети". Из чего этот вывод вытекает, если до этого мы читали только сетования? "Оскал любви", "скалишь зубы" – язык богат, можно подыскать что-то, чтобы не повторяться. Ну и избитых фраз бы избегать. Счёт 1:0 Судья Св. Илларионова | | Элиот ~ Шмель ~ 4 : 3 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |