Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Циклы стихов и поэмыАвтор: Владимир Сухов
Объем: 269 [ строк ]
лунная соната
Моему другу и учителю, Трусову Николаю Александровичу, посвящаю.
 
Настройщик- редкость в нашем крае,
В деревню ехать не с руки,
А пианино «отпускает»,
Не держат старые колки.
Сосед старался не напрасно,
Сорвал листочек где-то он:
«Настройка пианино, частно»,
И петербургский телефон.
Назавтра, к площади Московской,
Пришёл, условившись со мной,
Почти старик, в дублёнке пёстрой,
Без шапки, и, как лунь, седой.
Залысин клинья в шевелюре,
Высокий лоб, спокойный взгляд,
Печать достоинства в фигуре,
Им вслед «порода» говорят.
Метель мешала ехать быстро.
Косил я вправо, вот типаж!
И пальцы, пальцы пианиста
Держали старый саквояж.
 
Работал он вполне обычно,
Закончил, инструмент собрал:
«Вот, принимайте, всё прилично»,
И бегло гаммы наиграл.
В окно метель рвалась тревожно,
Стонал от ветра старый дом,
«Заносы, ехать невозможно»,
Решили - поутру махнём.
Дрова потрескивали в топке,
Бутылка коньяку нашлась,
И только выпили по стопке,
Во всей деревне свет погас.
У нас частенько так бывает,
Привычен при свечах уют.
И вдруг: «Давайте, я сыграю.
А там, глядишь, и свет дадут».
Он к инструменту перебрался,
Фаланги пальцами размял,
Клавиатурой пробежался,
Застыл, вздохнул – и заиграл…
 
Дрожь от аккордов пробежала.
Я не упомню с этих пор
Чтоб так чарующе звучала
Соната «до диез минор».
Его игра - как озаренье,
Возврат к началу всех начал,
Он музыкой дарил прощенье
И к свету душу возвращал…
По дому музыка летала,
Бросаясь с гребня в глубину,
Жена растерянно стояла,
Прильнув слезинками к окну.
Я слышал многих пианистов,
И плакал сам, и плакал зал,
Но так возвышенно и чисто
Поверьте, мало кто играл.
Взлетали руки, снова, снова,
Ласкали, рвали инструмент,
Он колдовал…, другого слова
Не подобрать на тот момент.
Свеча разбрасывала блики
И стены будто раздались,
В моём дому играл великий,
Нет, не настройщик. - Пианист!
 
Но вот адажио финала,
Аккорд последний прозвучал...
А музыка не умолкала,
Волшебник действо продолжал...
Сердца, как ходики, стучали.
Он, сняв молчанье, пошутил:
«Давненько здесь не наливали.
А надо б, для возврата сил».
Мы долго при свече сидели,
Играть он более не стал,
И о себе, под вой метели
По нашей просьбе, рассказал.
 
Читатель, одари вниманьем,
Прочти поэму до конца.
Передаю повествованье
Как есть, от первого лица.
 
***
***
Родился я в семье артиста,
Дразнили в детстве – музыкант,
Мечтал о славе пианиста,
Все утверждали - есть талант.
В концертах принимал участье,
Играл с восторгом, на ура,
Полна была надежд и счастья
Консерваторская пора...
 
Война развеяла надежды.
Что пианист? Так, мелочь, клоп…
Одела в серые одежды,
С винтовкой бросила в окоп.
Стрелял в каком-то иступленьи,
Со смертью рядышком ходил,
В бою под Клином, в окруженьи,
Я в плен к фашистам угодил.
Бежать, по глупости, пытался,
Меня схватили, ждал расстрел.
 
Но необычным показался
Мне чем-то унтер - офицер.
Смотрел не зло и странно очень,
Он знал меня, держу пари!
И вдруг я вспомнил! Конкурс в Сочи,
Там «унтер» возглавлял жюри!
Последний, предвоенный, трудный,
Мне повезло, прошёл в финал,
И этот «унтер» мне, прилюдно,
Диплом торжественно вручал.
А здесь он был врагом воочию,
И я не ждал судьбы другой,
Когда за мной глубокой ночью
Прислали лагерный конвой.
Но провели в его палатку,
Втолкнув, оставили вдвоём.
Он изъяснился сухо, кратко,
Чистейшим, русским языком,
Что на войне не место музам,
Но всё-таки он встрече рад,
И смерть моя тяжёлым грузом
Легла бы на его солдат,
Но в пианистов не стреляют,
Больших талантов узок круг.
И потому он отправляет
Меня в Германию, на юг,
В концлагерь для перемещённых,
В нём отбывают без вины,
Он для особых заключённых,
Там тихо ждут конца войны.
Что милосердный Бог всесилен,
Что Фюрер должен победить.
Отказ мой - смерть. Здесь он бессилен.
Я малодушно выбрал -
- ЖИТЬ!
 
Концлагерь в Альпах притаился.
Война гремела стороной.
И я, признаться, удивился
На странный контингент такой.
Здесь арестантов оказалось
Чуть больше сотни, может быть.
Общенье строго пресекалось,
Но никого не смели бить.
Два раза в сутки нас кормили,
Вполне приличная еда,
И под охраной разводили
По одному, кого куда.
Стоял рояль в отдельном зале,
И кресел несколько рядов.
Меня подённо заставляли
Играть, по нескольку часов.
А раз в неделю, по субботам,
Вводили заключённых в зал.
Такой была моя работа -
Я классику для них играл.
Загадкой для меня осталось
Кому играл я, кто они?
Зачем? Но это продолжалось
Вплоть до последних дней войны.
 
И вот - Победа! Но свободу
Я, к сожаленью, не познал.
Теперь я стал врагом народа,
Опять конвой. – И трибунал.
Власть слово веское сказала,
Из плена путь один – в ГУЛАГ,
И десять лет лесоповала
Со всех сторон я слышал - враг.
Садист - охранник бессердечен,
Вдвойне опасней тем, что свой.
Его издёвкам бесконечным
Предпочитали мир иной.
В угаре пьяном, иль от скуки,
Хлестал нас цепью по рукам.
Я как-то выстоял, но руки
До кости отморозил там.
 
Но наконец, со справкой ЗеКа
В Хрущёвский пятьдесят шестой
С гангреной рук, почти калека,
Приехал в Ленинград, домой.
Печальным возвращенье было,
Меня встречала только мать.
Война семью не пощадила,
Но матери умели ждать.
Мы с нею по врачам ходили,
И вот безжалостный ответ:
«Гангрену вам остановили,
Но что б играть, и речи нет.
И наше время зря не тратьте,
Теперь игра не ваш удел.
Придётся вам сменить занятье».
Я жить, поверьте, не хотел...
Жалея мать, пришлось смириться,
Она пожертвовала всем.
 
Рояли строить научиться
Мне не составило проблем.
Друзья стремленье поддержали,
Ключи достали, инструмент,
Я стал настройщиком роялей.
И вот живу, по сей момент.
И высшая моя отрада
Касаться клавиш день-деньской,
С любимым инструментом рядом
Мне легче обрести покой.
 
Но иногда, как наважденье,
Как Высшей Силы торжество,
Ко мне приходит вдохновенье
И с ним былое мастерство.
Меня толкает к инструменту
Волшебный, пламенный порыв,
И, странно, к этому моменту
Я рук не чувствую своих.
Они о боли забывают,
Творят, как прежде, чудеса.
Но сказка быстро исчезает,
Я мастер лишь на полчаса….
Опять тупая боль заходит,
И иссякает сил запас.
Не часто это происходит,
И, чувствую, в последний раз.
***
***
Он умер в День Победы, в мае,
И в этом есть какой-то рок.
Свой судный день никто не знает,
И к Богу не мостят дорог,
Такой судьбы не каждый стерпит,
Он всё изведал на пути:
Враги спасли его от смерти,
Но бросили на смерть- свои.
Душа его страдать устала,
Иссяк живительный родник,
Война всю жизнь его ломала,
Не отступив в последний миг.
Со смертью поделить хотела
Последний приз напополам,
Но ей досталось только тело,
Талант войне не по зубам.
Он в космосе кометой мчится,
И упадёт на землю, вниз,
В тот самый миг, когда родится
ЕГО преемник - ПИАНИСТ.
 
Настройщик и сегодня редкость,
В деревню ехать не с руки.
Но инструмент приходит в ветхость,
И сохнут старые колки,
Тихонько струны отпускают.
Я мастеров не приглашаю.
Боюсь, что рук чужих старанье
Убьёт мои воспоминанья,
Пришлось настройкой овладеть.
Ты скажешь, нужно слух иметь?
Он есть, я не обижен Богом,
И можно всё преодолеть,
Ведь стоит только захотеть,
В проблему уперевшись «рогом».
 
В тот самый день и месяц года,
Когда беснуется погода,
Я строю старый инструмент.
И чувствую на тот момент-
Мой друг со мной, он прилетает,
Душа его вокруг витает
Но, к сожалению, молчит.
Печаль мою тихонько лечит.
И снова для меня весь вечер
Соната Лунная звучит.
 
Его прекрасную игру
Подарком в сердце берегу,
Пока живу.
Дата публикации: 12.12.2015 07:33
Предыдущее: Возвращение в Плёс.Следующее: "Согласие" и деньги.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Сергей Буров[ 22.11.2010 ]
   Хорошо! Я так не могу, не оссилить, хотя давно вынашиваю военную историю моего двоюродного дяди. Даже есть название "Один день войны", но в стихах не получается, прозой не пробовал.
 
Владимир Сухов[ 24.11.2010 ]
   Спасибо за понимание, Сергей. А если очень захотеть, в проблему уперевшись рогом..., то справишься. С теплом Владимир.
Наталия Букан[ 08.12.2010 ]
   Володя, мы с Виталием уже читали, раньше. Он тебе, по-моему, даже говорил об этом. Я тогда тебе не написала, т.к. почти не заходила сюда, только мельком и очень редко...
   Но могу сказать, что понравилось твоё неспешное повествование в стихах. И я заинтересовалась, имеется ли у тебя под Гатчиной пианино? :))
 
Владимир Сухов[ 08.12.2010 ]
   Спасибо, Наташа, за хороший отзыв. А пианино, конечно, есть, и строю я его сам. Всё правда. Успехов Владимир.
Александр Петруша[ 14.03.2011 ]
   Легло на душу.
   Спасибо, Владимир!
   С уважением,
   Александр
 
Владимир Сухов[ 14.03.2011 ]
   Спасибо за тёплый отзыв, Александр. Мало находится терпеливых читателей, которые бы смогли одолеть такое долгое повествование, да ещё и доморощенного поэта, и при этом сострадать персонажу. С уважением.
Рамиль Шерланов[ 18.03.2011 ]
   Поэту Владимиру Сухову
   
   Я не рецензию пишу, маэстро!
   В стихах нашёл сюжет и стиль!
   В честь Вас гремит тушь славного оркестра
   В эфире аж на "тыщу" миль!
 
Владимир Сухов[ 19.03.2011 ]
   Я рад, что Вам понравилась поэма. Она написана от души, в память о моём друге. Спасибо, Рамиль.
Рамиль Шерланов[ 17.04.2011 ]
   Прошу извинение за описку, читать ТУШ вместо ТУШЬ!
Владимир Сухов[ 17.04.2011 ]
   Уважаемый Рамиль! Я этой описки даже не заметил. И, пользуясь случаем, ещё раз благодарю за отзыв.
Рамиль Шерланов[ 17.04.2011 ]
   Посмотрите список моих произведений! Там для ВАС это четверостишье в обработке! С уважением, Рамиль!
Света Крамаренко[ 18.03.2011 ]
   Невероятно! Сформировался такой четкий образ пианиста; даже на мгновенье показалось, что он рассказывает мне свою историю...Тронуло глубины души, на глаза накатились слезы... Особенно после строк:
   "Он всё изведал на пути:
   Враги спасли его от смерти,
   А бросили на смерть свои."
   Спасибо Вам за такое ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ произведение.
 
Владимир Сухов[ 19.03.2011 ]
   Спасибо за тёплый отзыв, Светлана. У меня две поэмы, и обе о Великой Отечественной Войне, святую для меня тему. Коротких стихов о ней не получается. С уважением.
Валеев Равиль[ 19.09.2011 ]
   Медведь мне наступил на ухо:
   Я не для музыки рождён,
   Но в сердце отдаётся глухо
   Мелодия былых времён.
   Завидую тебе, талант,
   Супермаэстро, музыкант.
 
Владимир Сухов[ 19.09.2011 ]
   Здравствуй, Равиль! Уж если ты стал писать рецензии в стихах, то ты точно на коне. Рад за тебя, дружище. И спасибо.
Валеев Равиль[ 19.09.2011 ]
   Володя, у меня как раз очередной творческий раздрай: вылез из акроясов и акрокаре, а к нормальным стихам перейти не могу. Постоянное ощущение, что пишу всё не то. Вот съезжу на Ялту, там провалюсь, и, приняв дозу озверина, начну строчить что-нибудь сверх оригинальное.
    С уважением Равиль
Владимир Сухов[ 19.09.2011 ]
   Зачем же так рисковать? Может быть, лучше в Ливию? С улыбкой.
Евгений Михайлов[ 19.09.2011 ]
   :-)) Замечательно, Владимир! То, что Вы или музыкант, или просто музицируете - ясно: уж очень подробные мелочи, знакомые и
   понятные только людям сведущим в музыке и органично вплетенные в текст, прописаны довольно смело... :-))
   Сюжетная поэзия - дело непростое, по себе знаю. А тем более - поэма!
   Есть, конечно, замечания по технике письма... но, думаю, это несущественно на данный момент. Самое большое - концовка... по мне
   так и заканчивать можно было на строке: ЕГО преемник - ПИАНИСТ. Логичное завершение! Тем более, что все последующее не
   укладывается в схему рифмовки предыдущего. Такое ощущение, что вся концовка была сделана при совершенно другом настроении...
   или же после долгого перерыва. :-))
   Очень понравилось: --- Прильнув слезинками к окну.---
   ---Я малодушно выбрал -- ЖИТЬ!- это просто сильно!
   Не считайте это ответной любезностью, Владимир - я дяденька суровый, неулыбчивый, - но мне ОЧЕНЬ понравилось! :-))
 
Владимир Сухов[ 19.09.2011 ]
   Евгений, я тоже дяденька "не из ласковых", хотя и пора бы им стать, когда уже под 70. Концовка, это моё отношение к другу, которого давно нет среди живых, и которому посвящается поэма. И схема рифмовки изменена умышленно, так требовала душа. Вам огромное спасибо, что нашли время и прочитали отнюдь не коротенькое произведение. И спасибо, что прониклись и всё поняли. Успехов и здоровья Вам. С уважением.
Елена Куприянова[ 17.09.2012 ]
   Владимир! действительно сильная поэма. Пусть земля будет пухом всем талантливым людям, не нашедшим достойного их таланта почитания на
   этом свете.
 
Владимир Сухов[ 17.09.2012 ]
   ...и людям, к которым судьба была несоизмеримо жестокой, и тем не менее, сломить их не смогла. Аминь.
Грановская Ирина[ 23.09.2012 ]
   в названии точка не ставится никогда
 
Владимир Сухов[ 23.09.2012 ]
   Это что, примета плохая? или есть какое-то ограничение? в тюрьму, надеюсь, меня за точку не посадят? Но точку, считайте, я уже убрал. С уважением
Грановская Ирина[ 23.09.2012 ]
   ага, примета. как жЫ-шЫ, чЯ-щЯ и "придеш". правило такое.
Олег Александрович Бескровный[ 20.04.2018 ]
   Владимир, прочитал от начала до конца, а потом перечитывал некоторые строфы. Не знаю, на сколько отвечает сюжет реальности. Но...СМЕРШ (военная контрразведка) в те годы работала четко. Просто так людей в ссылки не отправляли, сначала они проходили проверку в фильтрационных лагерях (где выявлялись пособники, агентура вражеская и др. враждебные элементы), а потом уже СУДЫ (не органы) принимали решения о мере пресечения за конкретные преступления.
    В качестве примера могу привести случай со своей родной и любимой, уже покойной теткой. В 41-42 году была угнана в Германию, попала в концлагерь недалеко от Потсдама (по-моему, в Белиц). На беседе в Гестапо созналась (немецкий знала в совершенстве, преподавала до войны в школе), что знание языка от бабушки-немки, что из рода Екатерины Великой. Немцы проверили и отправили в услужение к одной баронессе. Та ее, как ни странно, к работам не привлекала. Так и дожили до Победы нашей.
    В 45 -м - СМЕРШ, допросы без применения спец средств, проверка и т.п. Результат (ничего не раскопали, никакой враждебной или иной деятельности) - взяли на работу к себе, переводчицей. Где и проработала года до 1950. Ушла в мир иной на 95 году жизни.
    Вместе с тем я не исключаю и грубые ошибки в со стороны отдельных недобросовестных сотрудников (вопрос - каких структур). В ВКР за любым решением опера стоит несколько подписей руководства. Просто так обвинения не вешались. Это было редкостью. Но с подачи "наших" либерастов метку госпреступников стали вешать на Систему. Сейчас пошел откат в другую сторону. Чем закончится спрогнозировать можно.
   Добра!!!
 
Владимир Сухов[ 20.04.2018 ]
   Мне кажется, что герой прошёл через СМЕРШ и пр. инстанции, только он об этом мне не рассказывал. Упустил, как несущественное. Могло, не в его пользу, сыграть роль место его пребывания в Германии и контингент коллег по заключению. Но отсидеть в лагере пришлось сполна, где-то в КОМИ за Воркутой. Вашей тётушке, в некотором роде, повезло. В целом, сюжет реальности соответствует, с некоторыми не значительными отклонениями. Спасибо, Олег, что набрались терпения и прочитали до конца. С уважением

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта