Иллюзия счастья. «Если человек считает себя счастливым, значит он действительно счастливый, если он считает себя несчастливым, значит он действительно несчастливый. Интересное утверждение». Благинина закрыла кабинет и направилась в учительскую. Благинина Елена Павловна давно работала в гимназии. Точнее стояла у самых ее истоков. Вела русский язык и литературу. Собственной семьей не обзавелась. Не получилось. Учительница тяжело вздохнула. Голова раскалывалась от боли. Да и девять уроков изрядно вымотали ее. Шла большая перемена. Школьный двор был переполнен ребятней разного возраста. Елена Павловна облокотилась о подоконник. Она знала всех гимназистов поименно, жила их заботами и переживаниями, их победами и неудачами. И была от этого бесконечно счастлива. И ребята любили и уважали справедливую, подчас строгую учительницу, считались с ее мнением, делились своими проблемами и радостями. И дом ее всегда был открыт для гостей. Даже окончив школу, ребята никогда не забывали свою Елену Павловну. Звонок на урок прервал ее мысли. Благинина, не спеша, вошла в класс. Сегодня ей предстояло разобрать и проанализировать сочинения на тему «Формула счастья» - Аристархова - 4.4, - произнесла она. - Неплохо, Лена. Но, тема до конца не раскрыта. Брюханов Саша - 3.3. Учительница продолжала озвучивать фамилии по списку. - Лезвин Леша - 4.5. Недурно. - Почему же тогда «4», а не «5»? - выкрикнул с места ученик. - Может, для начала, я раздам тетради, Леша? Тот замолчал. Благинина выставила оценки, отложила журнал в сторону. Теперь ее внимание переключилось на Лезвина. У нее никогда не было любимчиков, но некоторые ребята требовали повышенного участия с ее стороны. К ним относился и Леша Лезвин. Умный, одаренный юноша с характером, он шел на золотую медаль. Но его агрессивный настрой в последнее время настораживал седовласую учительницу. Возможно, что-то в его воспитании она упустила. Хотя знала и учила этого мальчика с пятого класса. «Не такой должна быть его реакция, не такой». Она выдержала паузу и вызвала Алексея к доске. Лезвин взял мел и написал пресловутую формулу, из-за которой, как ему казалось, он и получил на бал ниже. - С = Л +Б + В - это формула счастья, - пояснил Лезвин. Где «С» - это счастье, «Л» означает личностные характеристики человека, его взгляды на жизнь, его стремления, его умение приспособиться к жизни. «Б» - бытие, т.е. здоровье, финансовая стабильность. И «В» - высокие стандарты: амбиции, самооценка, чувство юмора. В классе послышалось бурное оживление и шум. Но лишь Благинина подняла руку, ор стих. - Но, это же пустая формула и не более того. И потом это не твои мысли и чувства, это все чужое. А где твое личное понимание счастья, - при этом голос учительницы немного дрогнул. - Извините, Елена Павловна, ну и что с того, что я воспользовался не своей формулой. Я раскрыл ее со своей позиции. Значит, это мое, мое личное понимание счастья. - Все твое счастье сводится к деньгам. А как же быть с высшими человеческими ценностями? - Я объясню. И Лезвин в течение десяти минут отстаивал свою точку зрения. Эмоции переполняли не только Лезвина. Остальные ребята так же активно возражали, спорили, доказывали свою правоту. Но пожилую учительницу больше беспокоил Алексей, его странная тяга к деньгам. - Я понимаю. Но, не надо все сводить к деньгам. Есть … - Что есть! Что Вы понимаете! Да Вы просто завидуете таким людям. Ну, как же Вы, заслуженный учитель, горбатите с утра до ночи, считаете свои честно заработанные копейки, а ходите пешком, а какой-то там Соловьев разъезжает на дорогой тачке, живет в шикарном особняке. На какой-то миг над классом нависла зловещая пелена безмолвия. - Ты забываешься, Лезвин, - разорвав тишину, напомнила ему учительница. Юноша извинился. Благинина поправила очки и произнесла: - Да, но, сколько писателей, поэтов, ученых, не имея ломаного гроша в кармане, получили всенародное признание и были счастливы. - Ну, и что с того, - снова возразил ей Алексей. Получилось, заметили, хорошо, замечательно. А если бы не получилось, так они бы так и умерли никому неизвестными. Причем многие из них так и умерли в нищете. Поэтому не надо исключать финансовую составляющую. Счастливый человек - это, прежде всего, сытый человек. А то послушать вас, взрослых, так все зло от денег. А это глубоко неверное убеждение. Я много читал, анализировал и пришел к выводу. Все что с нами происходит и здоровье, и благополучие, и деньги, и болезнь-это результат нашего бытия. Все в мире взаимосвязано, хотите Вы этого или нет. Иными словами, я хочу создать себе обеспеченное будущее, стать счастливым человеком. - А сколько надо денег, чтобы стать счастливым человеком?- поинтересовалась Благинина. - Для начала миллион. - Далеко пойдешь, Леша. Будешь богатым и знаменитым. - А что в этом плохого, Елена Павловна? - Я буду только рада за тебя. Но, к счастью, не все так считают. Многие твои одноклассники думают иначе. Вот, к примеру, - она нашла тетрадь и прочитала: - Я счастлив, когда счастливы мои близкие, когда задорно смеется моя младшая сестренка, когда дед приходит довольный с рыбалки, когда все смеются. Они счастливы, значит, счастлив и я. Или вот: я счастлива, потому что, жизнь прекрасна, как прекрасен и этот удивительный мир с его бескрайними небесными просторами, лугами, полями, реками, морями. Или еще: я счастлив, потому что я накопил деньги и купил Рексу новый поводок…. Она отложила тетради в сторону и сказала: - Счастье - это умение чувствовать гармонию, жить в гармонии с собой и с окружающим миром. И потом, деньги не самый важный вид богатства. В погоне за деньгами можно потерять гораздо больше, душу. А счастье то вот оно рядом, только присмотрись. Вы даже не понимаете своего счастья. Вы молоды, энергичны, перед вами открыты все пути. Так вперед, дерзайте. Каждый день ищите для себя что-то новое, открывайте, займитесь новаторством. Радуйтесь каждому прожитому дню, каждому мгновению. Звонок на перемену прервал ход мыслей, и она смолкла. Никто из ребят даже не шелохнулся. Благинина подвела итог: - У каждого человека свое понимание счастья. И не стоит подводить простое человеческое счастье под формулу, не стоит. Урок окончен. Но Лезвин задержал ее. - Вы все время говорите красивые, правильные слова о счастье, - нервно зазвучал его голос. - А где оно ваше счастье. Ау! Его нет. Ни мужа, ни детей. Да и не любили Вы никогда. И Вас никто не любит. Вас только терпят, из-за оценок. Да, из-за оценок! - За что, Леша? - с трудом произнесла учительница и обессилено опустилась на стул. Глаза намокли от слез. Класс взорвался от возмущения. И Лезвин отовсюду услышал гневные упреки в свой адрес. Благинина заговорила вновь, и все замолчали. - Это больно и жестоко. Откуда в тебе столько желчи, Леша? Учительница хотела заглянуть в его глаза, понять его. Но, Лезвин опустил голову. - Да, так получилось, что у меня нет своей семьи. Но я счастлива. Потому что у меня есть школа, есть вы. Вы - моя семья. И неправда что я никогда не любила и не люблю. Неправда! Мне жалко тебя, Леша. - Мне не нужна Ваша жалость! Он выбежал из класса, громко хлопнув за собой дверью. Елена Павловна из последних сил обвела взглядом притихших ребят и потеряла сознание. Очнулась уже на носилках. Вокруг заботливые лица детей, коллег. - Елена Павловна, как Вы себя чувствуете? - Хорошо, - слетели с губ последние слова.- Я так рада, что у меня есть вы. Так рада. Я очень люблю вас. Я самая счастливая… Больше Благинина ничего не успела сказать. Алексей прилетел домой. Он весь кипел от досады и непонимания. Его горячо любимая учительница не разобралась, не поддержала. - Ты чего такой бешеный? - пропищала обожаемая сестренка. - Тебя кто-то сильно обидел? Лезвин поднял на нее глаза и кивнул. - Ты, не расстраивайся. Все пройдет, - успокаивала девочка, гладя его по голове. - Вот увидишь. - Ты счастлива? - вдруг спросил Леша. - Очень! У меня есть ты, папа, мама, бабушка Лена. И я вас всех очень, очень люблю! - А я только что обидел одного очень хорошего человека, свою учительницу, - признался он сестре. - Зачем? - Так вышло. - Тогда иди и попроси у нее прощение. - А ты, думаешь, она меня простит? - Конечно, простит. Меня же мама всегда прощает, когда я нахулюганю. - Ну, то мама. - Иди, - и она подтолкнула брата к двери. Алексей высоко приподнял сестренку, поцеловал и, не мешкая, припустился в гимназию. Но было уже слишком поздно. Неотложка уже выезжала со школьного двора. - Жалко Елену Павловну, - едва сдерживали слезы одноклассницы Лезвин бросился вдогонку, но запнулся и упал. - Нет! Нет! Нет! - рыдал он. |