Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Валентина Томашевская (Лавиния)
Объем: 10103 [ символов ]
Весна 45-го в Вене.
Со школьных лет тяготела к слову.
Когда в классе шестом или седьмом учительница предложила вести школьную стенгазету, я вызвалась и написала заметку о встрече-шествии вьетнамской делегации в Бресте, куда мы с сестрой поехали к крестной маме сестры. Так вот, забралась на невысокое дерево, чтобы получше увидеть вьетнамцев: невысокие девушки в широких соломенных шляпах, в розовых и белых платьях. Пока я ерзала на стволе дерева, один, шествующий мимо вьетнамец сказал мне: "Осторожно, товарищ!", чему я была безмерно рада, и эти его слова положила в основу статьи.
Я внимательно впитывала в себя детали жизни взрослых, прислушивалась к тому, что они рассказывали, чтобы впоследствии запечатлеть это на бумаге. Из рассказов мамы я знала, что тетя Лида замужем за поляком, Яном, что он несколько младше тети и характер у него непростой, самолюбивый, что ей нелегко приходится: порой они ссорятся, но все покрывает и гасит большая любовь ее к мужу. Их старший сын пошел характером в отца и , хотя ему уже за тридцать, не женат пока. У младшего совсем другой склад характера, более уживчивый, открытый, он уже отслужил в армии и намеревается приехать к нам в гости. Однажды и приехал. Мы нашли в нем хорошего и отзывчивого друга.
 
...После войны тетя Лида работала медсестрой в больнице, где и познакомилась с молодым человеком, у которого начался туберкулез легких. Тогда молодая девушка, она приносила ему мед, ухаживала за ним и – выходила: болезнь отступила. Вскоре они поженились. А еще я знала, что в конце войны, находясь в лагере для интернированых в Вене, Ян познакомился с немецкой девушкой по имени Мария. Они несколько раз встречались, понравились друг другу и договорились переписываться. Поскольку своего будущего адреса Ян тогда не знал, как не знал того, как решится, сложится его судьба, Мария дала свой адрес, впоследствии он написал ей, она ответила и началась переписка. Ян показал эти письма Лидии. Сначала они их хранили, но потом решили сжечь, ведь в то нелегкое послевоенное время было небезопасно иметь связи с заграницей, за это не жаловали.
И вот однажды (мы с сестрой уже учились в институте) тетя Лида и дядя Ян приехали к нам в гости . Тетя - ухоженная женщина лет шестидесяти, с тонким ухоженным лицом, смуглая, с коротенькой стрижкой. Дядя – полноватый, с животиком, белолицый, с серо-голубыми глазами и пепельными волосами.
Конечно, мне хотелось узнать поподробнее историю его встречи с Марией.
В один вечер дядя зашел к нашу с сестрой комнату и мы попросили его рассказать о себе.
Дядя Ян был немногословен, а нам не хотелось быть навязчивыми, тем более мы знали о том, что у дяди больное сердце: немало пережил за свою жизнь.
Он рассказал, что весной 45-го ему было чуть больше двадцати, что его волосы были длинными, вьющимися, а глаза - ярко-голубыми.
Победу он встретил в лагере для интернированных в Австрии, в Вене.
- А чем вы там занимались, в лагере?
- А кто чем. Кто-то мастерил фигурки из дерева, выменивая потом на сигареты, кто-то читал, кто-то просто сидел без дела. В лагере постоянно, бессчетное число раз крутили «Тарзана», черно-белый немой фильм, который приходили смотреть и девушки. Одна из них особенно понравилась мне , но она приглянулась многим.
- Фильм показывали под открытым небом или в зале? – поинтересовалась я
- В кинозале. Там я впервые и увидел Марию.
Дядя помолчал, вспоминая, потом продолжил рассказ.
- Мне и в голову не приходило, что на меня может обратить внимание такая девушка.
- Но почему? У вас ведь были вьющиеся волосы, голубые глаза.
- Я был плохо одет, - ответил дядя. А она из всех выделила меня, это меня тронуло, взволновало. Так мы познакомились.
Дядя несколько раз повторил, что он был плохо одет. Выходит, это особо тяготило и печалило его, тогда молодого человека.
- Кто чем. Кто-то мастерил фигурки из дерева, выменивая потом на сигареты, кто-то читал, кто-то просто сидел без дела. В лагере постоянно, бессчетное число раз крутили «Тарзана», черно-белый немой фильм, который приходили смотреть и приходили девушки. Одна из них особенно понравилась мне ,но она приглянулась многим.
- Фильм показывали под открытым небом или в зале? – поинтересовалась я
- В кинозале. Там я впервые и увидел Марию.
Дядя помолчал, вспоминая, потом продолжил рассказ.
- Мне и в голову не приходило, что на меня может обратить внимание такая девушка.
- Но почему? У вас ведь были вьющиеся волосы, голубые глаза.
- Я был плохо одет, - ответил дядя. А она из всех выделила меня, это меня тронуло, взволновало. Так мы познакомились.
Дядя несколько раз повторил, что он был плохо одет. Выходит, это особо тяготило и печалило его, тогда молодого человека.
- Дядя Ян, а как выглядела Мария ? - спросила я.
– Она была молода, на высоких каблуках, - ответил он.
- Мария, вероятно, была красивая?
- Все молодые красивые, - улыбнувшись, уклончиво ответил дядя.
«Вероятно, подумала я , - он уже и не помнит отчетливо ее лица, цвета ее платья. Вероятно, на ней было не такое уж и нарядное, но элегантное платье, возможно, с белым кружевным воротничком, а волосы были аккуратно уложены и сколоты невидимками по моде тех лет, вероятно, осталось лишь ощущение женской привлекательности, ощущение молодости и весны, весны 45-го.
- А на каком языке вы говорили? - спросила я.
- Я знал немного по-немецки, а больше объяснялись жестами,- ответил дядя.
- А потом? Что было потом?
- Потом была дорога, товарные поезда, путь через всю Европу – на Украину. Работал на строительстве, потом заболел туберкулезом, попал в госпиталь, остальное вы знаете.
 
Некоторое время спустя от тети Лиды пришло письмо. Мама, прочитав письмо, изменилась в лице и печально сказала нам, что дядя Ян умер и
что тетя Лида очень переживает и не знает, как ей теперь жить дальше одной, без Яна.
Чуть позже я спроила маму, сколько лет было дяде Яну.
" 61 год,"- ответила она.
Конечно, меня волновала и волнует доныне история любви и переписки дяди с немкой, Марией, это казалось да и теперь кажется мне интересным. Вероятно, думала я, он был очень влюблен, но жизненные обстоятельства побудили, вынудили его жениться на девушке, которая спасла ему жизнь и которая, бесспорно, ему была небезразлична. Возможно, отсюда, предполагала я, были сложности в их с тетей отношениях. Но, думаю я теперь, дело еще и в характере, в тех навыках, которые мы приобретаем: в привычке ежедневного образа мыслей, в привычке того же образа питания. Мысль материальна, уверенно говорим мы теперь, и влияет на наше самочувствие, здоровье. Знали это и ранее, но сегодня об этом написаны книги, ныне мы осознали это .
И еще я думала о путях любви: вероятно, важна ситуация, пространственная и временная, в которой это чувство может зародиться, собственно рождается, особо затрагивая, цепляя струны души тысячью зацепками, волнуя сердце. Война, и все, что с ней связано: судьба одного человека и целых народов, наций, и победа, и лагерь для интернированных, замкнутость пространства, расширяемая лишь художественной лентой кино, и весна, и сирень, и- явление женственности, молодости, красоты - девушка.
Я думала о том, как воспоминания могут относиться к настоящему?
Какие соотношения между ними?
Как сопоставляет человек сегодня и вчера?
Не каждый может, не у всех получается сохранить тот взгляд, который был ранее, много лет назад, в молодости, когда сердце ищет любви, когда каждый день - подарок: вздыхаешь - не спишь вся душа горит,
потом отвергли, не получилось - все жизнь закончилась:
такая краска мира – черная.
...Она пришла, на высоких каблучках, Мария, и полонила его сердце,
быть может, надолго, быть может, ее образ сопровождал его в нелегкие минуты непосильного труда, болезни. Но если бы не добрый ангел-спаситель, и он это понимал, то что бы стало со всеми его воспоминаниями? с ним самим и с его жизнью?
Вероятно, и тоска по родине, по накалу тех чувств, которые были связаны с порой его юности, совпавшей с годами одной из самых жестких мировых войн, которые только знало человечество, - все это занозой сидели в его сердце, сокращая сроки его земной жизни.
Он прожил 61 год – это, по нынешним меркам, немного.
Тетя Лида ушла из жизни год спустя после кончины своего мужа.
 
Уже не узнать подробности истории, которая некогда случилась в жизни дяди, их можно лишь домыслить.
В других редакциях я пробовала изображать прогулки Яна и Марии по Вене, но было ли это так? Можно ли было интернированным покидать лагерь? Вряд ли.
 
Остается кинозал и ласки украдкой: прикосновение руки к руке, а может, даже и поцелуй.
Можно ли было найти укромное местечко на территория лагеря? Маловероятно, но при желании, а оно вероятно было: молодой двадцатилетний юноша и девушка, женщина, дама...
сама пришла, понятно: война, длившаяся не один и не два года: нехватка мужчин и мужской ласки, словом, дело такое: женщина, если захочет, всегда найдет уголок.
 
Помните фильм "Пейзаж после битвы" с Даниэлем Ольбрыхским? Молодой поэт, в очочках, все с книгами, интеллигент.
Помните: картины осеннего парка, по которому идут герои картины, золото листвы, и любовь - прямо на осенней пашне. А когда возвращаются в лагерь (вот: нельзя было выходить! это было связано с риском), герой осторожнен, а девушку, не лишенную бравады, ненароком достает пуля охраняющего лагерь «союзника».
 
Интернированные, большая, незнакомая мне тема.
...Интернированные, - нашла в инете, - вывезенные в Советский Союз, попадали в лагерях в условия, которые мало отличались от гулаговских. Пожалуй, самым существенным отличием было отсутствие уголовников в лагерях для военнопленных и интернированных. Питание в лагерях было недостаточным, свирепствовали голод и болезни. Интернированных принуждали к непосильному труду, чаще всего в угольных шахтах, на торфоразработках, земляных и строительных работах, на лесоповале.
Дядя Ян работал на строительных работах.
 
Интересно, думаю , а как сложилась судьба Марии?
Возможно, она еще жива...
Дата публикации: 30.06.2008 12:03
Предыдущее: В Кульнева не стрелять.Следующее: Кофе для ёжиков.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Марина Морозова[ 05.10.2008 ]
   Изумительная история, трогающая своей горечью и простотой.
   Спасибо Вам
Валентина Томашевская (Лавиния)[ 09.10.2008 ]
   Благодарю Вас, Марина, очень приятно.
   Весна, весна 45-го...
   
   Ernst Jandl
   
   Markirung
   einer Wende
   
   1944 1945
   
   krieg krieg
   krieg krieg
   krieg krieg
   krieg krieg
   krieg mai
   krieg
   krieg
   krieg
   krieg
   krieg
   krieg
   krieg

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта