Произведение |
|
Объем: 4814 [ символов ]
|
|
|
|
На ковер за любовь... |
Зоя Соснина В кабинете физики, в котором проводились классные часы, на одной из стен были прибиты деревянные рейки, на которые прикреплялись репродукции. Однажды в десятом классе, где я не была классным руководителем, но вела физику, изучалась тема – дисперсия света. (Дисперсия - это разложение белого солнечного света на цвета радуги. И при соединении радужных лучей в один опять получался белый луч). Открытие в физике породило новое направление в искусстве - импрессионизм. Я на уроке рассказала десятиклассникам и о художниках – импрессионистах - Дега, Мане и Моне, Ренуаре, Сезанне и других, которые создавали свои картины, используя законы дисперсии. Они штрихами наносили на полотно краски разного цвета, которые издали производили впечатление объёмных, живых тел и лиц. Десятый класс не был подготовлен к восприятию живописи, с ними никто никогда не говорил об искусстве. Они молча и равнодушно смотрели на репродукции. И однажды я заметила, что после одного из уроков исчезла репродукция купальщицы Ренуара. На просьбу вернуть её никто не откликнулся. Но спустя несколько дней меня вызвали на ковёр к директору школы прямо с урока. Не чувствуя за собой особой вины, я переступила порог директорского кабинета и остановилась в недоумении. На меня смотрели глаза Прокруста со всех стульев, стоящих вдоль стен. Там восседал школьный родительский комитет. Не предложив сесть учителю, директриса гневным, так не свойственным ей обычно голосом (её голос почти всегда таял от нежности к собеседнику), заявила, что на меня поступило заявление от родительницы одного из учащихся за развращение детей голыми женщинами в кабинете физики. Как вещественное доказательство была предъявлена репродукция, исчезнувшая со стенда, величайшая редкость и ценность для меня. Главный представитель импрессионизма, Ренуар, создал тонкое по колориту, напоённое светом и воздухом полотно. Он стремился создать мимолётное состояние свето–воздушной среды. Обычно находчивая и понимающая силу юмора, я лишилась дара речи. Мировая известность полотен ничего не говорила этим людям… Это было другое измерение ценностей, другое восприятие. Что-то пролепетав про античные скульптуры в храмах Рима и Венеции, о дивных копиях обнажённых скульптурных тел в Летнем саду Петербурга, про обнажённые тела в картинных галереях Эрмитажа, про скульптуры в Большом Театре, в храмах Италии, вконец выбитая из колеи, я вернулась в кабинет. На моё счастье, детей отпустили, и они не видели глаз, покрасневших от бессильных слёз. Попытка в глубинке привить детям любовь к искусству, желание научить ребят понимать прекрасное в природе, отличать пошлость от красоты завершилась вызовом на ковер. Возвращаться домой не хотелось в таком настроении. Находиться в школе тоже больше не могла. Одевшись и выйдя на улицу, долго бродила взад и вперед по главному проспекту. Останавливались автобусы, привозя с работы людей. Почти каждый второй из проходящих мимо людей вежливо здоровался, спрашивал о здоровье. Это понемногу успокаивало. Тихий тёплый снежок мягко укутывал плечи, стекал как душ, с зажжённых фонарей. Разноцветной мозаикой вспыхивали окна пятиэтажек. Засветились окна и в моей квартире на четвертом этаже. Пришёл с работы муж. Дочки, наверное, приготовили ужин. Меня ждут. Это значит, всё нормально. Но в памяти остались беспрекословные, как у верховного судьи, слова директрисы: - Музеи – одно, а кабинет физики – другое! ... О том, что кабинет физики был практически единственным центром в городе, где ребята могли увидеть хотя бы репродукции великих мастеров, она слушать не желала. Пусть школьники изучают «шедевры» по изображениям голых тел на стенах туалетов, на партах, заборах? В то время в городе ещё не было ни музыкальной школы, ни школы искусств, ни театральных кружков. А из киоска на проспекте, оглушая прохожих, в довольно поздний час, ещё гремела, забивая гвозди в черепную коробку, глупая безвкусица, современные «шедевры» типа «Руки вверх». Стены подъезда были изрисованы, исписаны теми воспитанниками «строгой морали», для которых в школе не нашлось ни места, ни времени из-за загруженности учебных программ. А в свободное от занятий время какой глупец будет бесплатно работать? Кто будет после уроков, без оплаты, разучивать с детьми спектакли, кто будет возить их по музеям? Только фанаты, которые пытаются привить детям хороший вкус. Хотя и отдают себе отчет в том, что это–только одна капля кристально чистой воды. И всё же… …Вот только бы им не мешали. Посмотреть картины Ренуара можно, набрав на Яндекс. Картинки бесплатно. РЕНУАР. Купальщица, вытирающая ноги. Ссылка не проходит. |
|
|
Дата публикации: 22.05.2012 08:35 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Зоя, беды, подобные той, что описали Вы, имеют широкое распространение в школах. Но даже это цветочки по сравнению с рядом бесчинств, творящихся со стороны администраций школ в адрес учителей, учеников и их родителей. В прошлом году я вырвал своего сына из одной такой ситуации, в которой рука одного администратора грела руку другого, третьего... и так они "хороводили" и водили, мутили весь класс 2 года! Результат - изжили (хоть и через больницы, но, к счастью, не до смерти) заслуженную учительницу (удивительной чистоты и высокой квалификации) и вынудили "рассосаться" всему (!) неугодному классу по другим школам города. Виноватыми сделали... всё ту же самую учительницу, результаты тестирования учеников которой были наивысшими в ряду паралельных классов! Обратите внимание на: "На счастье детей отпустили, и они не видели [моих глаз,] покрасневших от бессильных слёз". | | Спасибо за понимание и внимание, Анатолий. Опечатку исправила. С Новым годом и Рождеством. Всего доброго. |
|
| | Очень трогательное повествование и, к сожалению, реальное: сюжет - как одно из проявлений тех причин, которые оставляют наши поселки социально и культурно выжженными, с вечной головной болью жестокого похмелья. "5" - в рамках конкурса. | | Я безмерно благодарна Вам, Дмитрий, и Анатолию за моральную поддержку. счастья Вам, дорогие. | | извините, оценок в конкурсе нет. | | по условиям конкурса, оценки выставляются в поле Рецензия вместе с собственно рецензией. | | странно, но там так и нет оценок. козни модератора? |
|
| | Мы только говорим о межпредметных связях да пишем отчеты, как мы якобы это делаем... Со времен "руки в верх!" немного изменилось и в больших городах. Творческие работающие педагоги нужны не всем директорам, их деятельность нарушает такой уютный поток "чайков-сплетен- обсуждений-дешевых-шмоток" в кабинетах. Мне отказали от похода в Государственный литературный музей со старшеклассниками потому, что я преподавала математику. А я ребятам обещала в качестве подарка за проведенную нами работу на тему "Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом". (Карл Вейерштрасс) За все время пребывания мною в школе, на уроках физики они не сделали ни одной лабораторной работы (хотя все необходимое имелось), предложила учителю физики сделать совместный урок, показать ребятам что-то интересное... получила в ответ: "Я в школе 30 лет, а тебе 20 отраду, не лезь в образовательный процесс". Из массовой школы я ушла, теперь работаю частным педагогом и получаю удовольствие... могу и в парк со своими мальчиками выйти, чтобы порассуждать о геометрии в лесу и у реки, и в музей- экспериментариум сходить. В надобности этого мне приходится убеждать не весь пед.коллектив, а лишь несколько пар родителей, задача более простая. Вы абсолютно правы: "Кто будет после уроков, без оплаты, разучивать с детьми спектакли, кто будет возить их по музеям? Только фанаты, которые пытаются привить детям хороший вкус." Ужасает стремление загнать всех в узкую клетку своего мировоззрения. Спасибо за эссе! С Уважением, оценка 5. | | Добрый день, Зоя! Оговорюсь сразу - очерк очень понравился, голосую "5" - потому как очень важные вопросы поднимаются Вами - это до сих пор бытующее (или невесть откуда взявшееся нынче?!) осовремененное косноязычие ханжества, ну и элементарное бескультурье некоторых наших сограждан, а по сему и злостная грубость во многих отношениях между людьми, кажущимися разумными. Понимая эту нынешнюю злободневность, все же усомнилась в реальности повествовательного времени - где и когда это могло быть сегодня так откровенно и явно, ведь даже в моих школьных 60-70х уже относительно такого почти что и не случалось (уж что-что, а от Венеры Милосской и Апполона Бельведерского в подобное ханжество не впадали даже тогда - в наши-то советские школьные года, хотя "Купальщиц" Ренуара нам и не показывали на уроках, но о Кустодиевских красавицах мы были уже наслышаны в свои 15-17 лет, хоть и некоторые по разному к этим культурным визуальностям относились, но столь уж значимой драмы из того не делали. Но, может быть у нас была более благополучная к тому общая среда, хоть и городок - да все иже областной, целинный, по своему культурный центр - без ИЗО-музея, но с Драмтеатром своим и проч. Домами культуры и кино, с хорошими городскими фондами библиотек и тд и тп, не какие-то там глухие да заштатные края - отечественных глухоманей))) А в общем целом, достоверно и побуждает к соразмышлению - о духовном и культурном воспитании подрастающего поколения и соответственно - самих взрослых, которые должны быть на культурно-информационной ступеньке многим мудрее и вдумчивее, ведь то что закладывают в нас с детских лет и формирует наши личности на более зрелые года, если мы действительно хотим быть "человеком разума - современных знаний, умений и высокой культуры". С уважением, Людмила | | Ох, Людмила.... Вы спрашиваете о том, в какое время это происходило.... Да в нашем внешне чистом и красивом маленьком сибирском городке Берёзовский не далее, как в прошлом году произошло еще одно событие, о котором хоть опять пиши . Городские библиотеки принуждают переходить на самофинансирование. И в бывшем детском садике(!!!!!!!), в котором разместилась городская библиотека, комнаты стали сдавать коммерченским структурам. А книги, которые, по мнению библиотекарей, не востребованы, свалили на выходе в кучи, предлагая бесплатно разбирать желающим. Остальные пошли на свалку. Это не трудно: ящики - контейнеры свалочные - рядом. Туда отправили всех классиков: Гюго, Бальзака..... невостребованных..... Чем отличаются средневековые сожжения крамольных книг????? освобождают места для коммерсантов. сначала чиновники вытеснили из детских садиков детей, теперь из пока пустующих школ вытесняют детей. А через 5 лет детей - рожденных с помощью материнского капиталла, будут напихивать (нет другого подходящего слова) в оставшиеся школы... Апокалипсис!!!! Куда ведет безмозглый вождь? Поэзия и литература становится аппендиксом. |
|
| | Зоя! Вы написали хорошо, и действительно проблема апокалипсиса не в каких-то ожидаемых катастрофах, а именно в состоянии души человека (зайдите в этом конкурсе - на мой "ЛАБИРИНТ" - видно состояние моего героя - катастрофа в душе) и главное не допустить апокалипсиса в душе, который приводит ко всеобщему апокалипсису в обществе... А, то, что у нас в школах и обестве двойные морали и ханжество - верно... Вроде бы и не резко написано, об апокалипсисе души и приближении его, но достаточно показано, что он может быть, если будт такая мораль и жанжество в о ьществе - пожалуй поставлю - 5. Пять! Удачи! | | Спасибо за добрый отклик, Николай. Обязательно зайду. Почитайте мои размышления под рец-й выше. всего доброго. | | Согласен с Вашими размышлениями... Я же и говорю - сейчас у многих в глазах значки баксов, а об истинном искусстве нет мыслей... Родители многих детей стараются заработать для них, а чем дети занимаются и не знают, а когда узнают, что учитель приобщает к красоте и настоящему классическому искусству и по их мнению - это на картинах не потребщина, то это и есть ханжество, отсталость и безграмотность, а когда еще и директор школы о том же говорит, то чему может эта школа научить - только считать деньги... То, что показывают по телевизору, то, что дети могут видеть в интернете значит нормально - тогда о чем говорить... В итоге эти дети растут недалекими и рожают таких же и воспитывать будут дальше, наполняя общество подобными безграмотными или ханжами - подгоняя апокалипсис в обществе - в душе уже имеют... |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |