Произведение |
|
Объем: 12 [ строк ]
|
|
|
|
Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи... |
Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи, перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор; и возвратиться к ним нельзя, и воскресить их нечем... Пост фактум горний судия подпишет приговор, поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда. Горит, горит полынь ночей... И нет на всей планете гвоздей на каждого Христа - лишь пуля и звезда. Уходят лучшие из нас, до боли торопливо: в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам. И фото в профиль и анфас теряются в архивах. И мы пожизненно идём к их песням и стихам... |
|
|
Дата публикации: 17.06.2011 03:04 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | "По улице моей который год звучат шаги - друзья мои уходят." Не угадать таинственный черёд, хоть гороскопы нынче в жуткой моде. Трагичны, неожиданны порой у жизней-судеб наших повороты. И вот - печаль, и холм земли сырой, и траура безрадостные ноты. Не угадать... не выстроить преград, не увести от пропасти развёрстой... И не вернуть ушедшего назад, и status quo восстановить не просто... Евгений, понравилось Ваше стихотворение. Удачи в конкурсе. | | Спасибо, Ирина! Всех Вам благ! | | Кто в мире ценность сотворил, Вложил в неё не мало сил, Сознанье, разум и душа, Ушли в творенье неспеша, Себя они приподнесли, И честно на покой ушли. | | поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда. Честно, не понятен смысл этих строк. И еще: в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам. В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь. Это - чисто индивидуальное восприятие. Поэтому, пока не ставлю оценку, ожидая ответа... С уважением, А. | | Попытаюсь объяснить, хотя вряд ли я сумею точно дефинировать в прозе то, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне…. 1) «поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда. Честно, не понятен смысл этих строк». Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат. Поэтому ограничусь несколько упрощённой схемой. Полагаю, возникающие в начале четверостишья «лучи» должны в восприятии читающего связаться со «звездой», имеющей место в конце четверостишья (поскольку это самая близкая коннотация). Небольшой экскурс о звёздах. Во многих мифологиях звезды воспринимаются как умершие люди, взятые на небо. Самый распространённый образ звезды - пентаграмма, или пятилучевая. В магии её чаще всего трактуют как образ человека (но существуют и другие образы). Символ вочеловеченного бога - Христа - «светлая утренняя звезда». Алхимики считают звезду символом мировой гармонии, а на более бытовом уровне - здоровья человека. В астрологии пентаграмма - символ человеческой судьбы. Второй образ звезды - Звезда Давида – гексаграмма или шестиугольник. Она несет в себе образ обьединения разума (или души) и плоти. Через человека эта звезда являет собой и символ Разума как такового. Каббалисты и масоны называют гексаграмму символом слияния мужского и женского начал в Иегове, что делает её образом родоплеменных божеств вообще и символом повторения предков в своих потомках. В Древнем Китае каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде». В мексиканском царстве ацтеков звезды считались проявлением первых павших или пожертвованных воинов и воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов. Таким образом, звезда - знак антропоморфный. Именно этот традиционный аспект я и подразумевал своей метафорой. Соответственно под лучами - вполне очевидными звездными проявлениями - в моём стихотворении подразумеваются все проявления человеческой деятельности. Теперь о равенстве. Его нет. И яркие люди, выделяющиеся из серой массы, своими судьбами наглядно демонстрируют это. Множество очей у каждого стыда - яркий, честный (и т. д.) человек, выделяясь, виден «множеству очей», он лучше других, он служит немым укором, и это «множество очей» (сиречь охлос) пристыжено самим фактом существования таких - достойных - людей (не суть важно, что мелкие душонки могут не ощущать своей мизерабельности - здесь имеется в виду общая панорама или, если угодно, авторский взгляд). Подчёркиваю: здесь я высказываю лишь наиболее очевидный (по крайней мере, для меня) слой данной метафоры, без подразумевавшихся дополнительных ассоциаций и коннотаций. ================================================== 2) « И еще: в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам. В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь.» Не совсем так. Я ведь дал три варианта: «перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор» Пункты назначения - помимо «в никуда» - обозначены вполне конкретно. Просто упомянутому Вами «смертному часу» - я уделил больше внимания. Потому что в моём сознании он всё-таки превалировал. Это легко объяснить: каждый творец смертен. А местоимение «мы» здесь в значительной мере деперсонифицировано, «мы» - то бишь народ - образование более долгоживущее, чем каждая конкретная персона. С уважением, | | Спасибо за развернутый ответ, Евгений! Не стоит, наверное, здесь на странице вступать в полемику, поэтому, только пара слов. То, что вы мне написали "Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат" говорит о том, что читатели могут воспринимать ваши стихи по-своему, т.е. не догадываться о "том, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне…". Я, конечно, не профессиональный критик, но думаю, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно. Что, конечно же, не ограничивает его в выборе метафор и образов. Как-то так :) С уважением, А. Да, пожалуй все же +3, не в обиду. | | Без обид, конечно же. А вот с тем, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно - не могу согласиться. Напротив, я хочу, чтобы мои стихи жили для каждого своей жизнью. Чувства человеческие весьма сложны и неоднозначны, в них много невысказуемого - соответственно, я и стараюсь максимально объёмно передать своё мироощущение. Пусть этого и нельзя достигнуть в абсолюте, можно лишь бесконечно приближаться. Однако меня радует именно то, что мои слова отражаются в каждом по-своему, а не единообразно. Спасибо за отзыв! |
|
| | Когда уйдёт из жизни добрый друг, И вакуум накроет словно плед. Становится понятно сразу, вдруг – Что скоротечен человечий век. Ещё вчера могли вы говорить И спорить. Даже ссориться порой. Стремясь к мечте; работая творить… Так, то вчера… Вчера он был живой. А нынче окружает тишина. И давит на сознанье нудный звон. Утраты горькой выросла стена. Душа томится, издавая стон. И краски мира меркнут все вокруг, Коль умирает настоящий друг. Евгений. Прочитал ваше стихотворение и решился высказаться по этому поводу. Не судите слишком строго. С уважением Вениамин. | | Евгений, примите мои искренние поздравления с успехом в ПУ! Могу уже позволить себе Вас поздравить :-))) С удовольствием читаю Ваши стихи... Удачи и вдохновения Вам! С теплом - Лю | | Ох, простите :-))) Это я не туда посмотрела, когда отзыв писала - а отредактировать его нельзя - увы :-))) С успехом в "Открытой теме"! | | Спасибо, Людмила. Вам тоже удач во всём! С признательностью, |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |