Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: ПьесыАвтор: Валентина Мукасеева
Объем: 44837 [ символов ]
Квартиранты
Драма «Квартиранты» в двух действиях
Ритмическая проза.
 
Действующие лица
Колян, приехал в Москву из Тюмени, бабник и перекати-поле.
Ольга, секретарь, имеет 17-летнюю дочь, вместе с которой приехали из Саратова.
Степанида, дочь Ольги, целенаправленна, упряма как подросток.
Сергей, романтичный, но вечно попадающий в казусные ситуации мужчина, работает комплектовщиком.
Наталья, учитель русского языка, поскольку страдает аллергией ходит с красными щеками.
Тамара Михайловна, сдает квартиру, в которой живут квартиранты. Принципиальная и твердая женщина.
 
Действие происходит в одной из квартир-хрущёвок в Москве.
 
Действие 1
Сцена 1
Действие происходит в комнате Ольги. На сцене Ольга и Степанида. Ольга гладит белье. Входит Наталья.
Наталья. Олюшка, милая, можно я у тебя телевизор посмотрю?
Ольга. Проходите, Наталья.
Наталья. Сейчас начнется «Давай поженимся». Вы не смотрите?
Ольга. Нет, я драмы в жизни насмотрелась: играть могла сама, играть могли и мной.
Наталья. Такая замечательная передача, и эта Лариса Гузеева очень мудрая женщина. Сколько в ней пафоса, женственности, мудрости. Не удивлюсь, если она, как и я, одинока.
Ольга. На вкус и цвет – товарищей нет. (В сторону) Конечно, если есть вкус.
Смотрите Гузееву, если она так Вам нравится.
Раздается звонок в дверь.
Ольга. Кто там в такой поздний час? (Через некоторое время). Колян, старуха пришла.
Колян (вбегая). Скажи, что меня нет. Я пока за занавеской спрячусь.
Прячется. Появляется Тамара Михайловна.
Тамара Михайловна. Где этот потаскун?
Ольга. Вы про кого говорите, Тамара Михайловна?
Тамара Михайловна. Он мне не внес плату за будущий месяц. Я видела, что в его окне горел свет.
Ольга. Тамара Михайловна, Колян на работе. Он непременно заедет и отдаст Вам деньги.
Тамара Михайловна. Он отдаст деньги?! Не смеши. Скорее небо упадет на землю, скорее понизят плату за ЖКХ, скорее наша старая дева Наталья выйдет замуж… (смущенно глядя на Наталью) Ах, нет, я не про Вас…
Появляется девушка.
Девушка. Дверь была открыта, я постучалась: никто не ответил.
Тамара Михайловна. Вы кто?
Девушка. Николай здесь живет? Мы с ним договорились встретиться сегодня. Он меня пригласил.
Тамара Михайловна. В какое время?
Ольга делает знаки за спиной Тамары Михайловны.
Девушка (ничего не понимая). В 19.00
Тамара Михайловна. Так значит он здесь?
Ольга. Не видела, не знаю.
Тамара Михайловна. Может, скоро будет. Наверняка побежал покупать бутылочку коньячка. (Девушке) А тебе лучше удалиться.
Ольга. Я провожу тебя. Сейчас не время.
Тамара Михайловна. Наташа, я с тобой присяду?
Наталья. Тамара Михайловна, как я рада встрече с вами. Какой ужас! Николай заставил Вас снова тащиться через всю Москву.
(Ольга возвращается)
Тамара Михайловна. Все точно, милочка. Пришлось ехать к вам. Подхожу и вижу, что на клумбе у дома, цветы совсем завяли. Таджики обнаглели, не поливали за лето, наверно, ни разу. Всякий раз, когда вижу, как они полют цветы, начинаю их учить. А они не понимают ничего по-русски. Говорю, травинку надо брать по одной, чтоб корни цветов не беспокоить. А они мне бе-бе, не понимаю по вашему. Так я однажды им показывала. Вам тоже надо обратить внимание, навести порядок на придомовой территории – это важно. А так, таджики запустят весь палисадник. Ах, в Москве нынче нечисти рассадник.
Степанида. По-моему, очень хорошо они полют, они трудолюбивый народ.
Тамара Михайловна. Да, только нам в след постоянно плюет.
Наталья. Степаша, молчи. Я обязательно посмотрю. Я тоже к цветам не равнодушна.
Тамара Михайловна. Конечно. Москву украшают цветы и… порядок. А как поживаете Вы?
Наталья. Ох, Тамара Михайловна, все очень тяжело. Работа в школе просто невыносима. Такие трудные дети! Ненавижу этих учеников и школу. Представляете, сегодня повторяем причастия на -ёванный. Говорю им: «Запомните слова на – ёванный пишутся с двумя нн». Они хохочут. Что я им не так сказала?
Ольга (с удивлением). Наташа, не стоит все так близко воспринимать.
Наталья. Не стоит?! Между нами сказать, они называют меня «Помидоркой» из-за моей аллергии.
Степанида. Помидорка?! Это вам подходит. Вам, наверное, постоянно стыдно, что вы такая злюка. Вот вы и краснеете.
Наталья. Не раздражай меня сегодня. А то я возьму ремень и выпорю тебя вместо матери. В наше время не дети, а негодники, их надо отправлять на войну: ни жалости, ни сострадания. Самые что ни есть головорезы, ничего не боятся, никого не уважают. Говорила мне мама идти в экономический. Считала бы сейчас дебет с кредитом. А после того, как я стала учителем, все наперекосяк пошло.
Степанида. Как вас с такими мыслями в школу пускают?! Вам бы только в одиночной камере сидеть. Понятно, почему у вас мужа нет. И что только в Вас Сергей нашел?!
Наталья. Что ты сказала?
Степанида. У Вас мужа нет, потому что Вы зануда.
Наталья. Нет, не про это. Что ты сказала насчет Сергея?
Степанида. Не хотела говорить. Но Сергей по Вас вздыхает.
Наталья. Никогда не замечала. В общем-то, он даже очень неплохой мужчина.
Степанида. Сергей думает, что Вам он не пара, он же простой комплектовщик, а Вы учитель.
Наталья. Конечно, комплектовчик не ахти какая профессия. Но тебе лучше помолчать, недоросль.
Степанида. Мама, она обзывается.
Наталья. Тебе бы не мешало знать, что «недоросль» - это необидное слово. Скажи мне лучше, когда ты в последний раз книгу читала?
Степанида. Что Вам далось мое воспитание? Учите своих школьников.
Ольга. Степанида, пойдем готовить ужин.
Степанида (выходя). Помидорка!
Наталья. Тамара Михайловна, а как вы считаете: Сергей порядочный мужчина?
Тамара Михайловна. Наталья, Вам не кажется, что Степанида пошутила?
Наталья. Нет-нет. Я уже не раз замечала, как Сергей смотрит на меня задумчивым глубоким взглядом. В этом взгляде есть искра, даже не искра, а вулкан.
Тамара Михайловна. Не знаю, что Вам и сказать.
Наталья. Вы послушайте, как бьется мое сердце. Оно еще может любить. Когда я была совсем девчонкой, один непорядочный человек воспользовался моей наивностью. Он бросил меня после нескольких недель близости, а я невыносимо страдала и с горя убежала в Москву. Москва казалось мне местом, которое способно будет заглушить мои страдания. Здесь есть и старые седые постройки, видевшие много горя, здесь есть музейные реликвии огромной ценности, здесь все пропитано историей. Я думала, что моя боль растворится в этой атмосфере древности. Но вышло по-другому. Я нашла работу учителя, и погрузилась в неё с головой, вкладываю всю себя, чтобы дети оценили красоту древности, культуру страны, только они и слушать не хотят. Весь урок я пытаюсь навести дисциплину. А вечерами хожу по старой вечерней Москве и любуюсь ею. А личная жизнь не налаживается. У Коляна она бьет ключом, а я не могу. Я жду человека, который появится раз и навсегда. И мечта моя: уютная квартира на краю Москвы, муж и один ребенок. Только один, потому что хлопот с детьми много. Разве я не заслужила счастья?
Тамара Михайловна. Квартира в Москве… кто же о ней не мечтает! Может, так оно и будет.
Наталья (выключая телевизор и вытирая слезы). Ах, какая замечательная пара.
Тамара Михайловна. Осмотрюсь пока. О! Во что превратила лимита квартиру моего двоюродного брата? Такая вонь стоит повсюду, как будто здесь собрался табун лошадей.
Выходят.
Сцена 2
Комната Ольги. Степанида смотрит в телефон. Сергей входит после работы уставший.
Сергей. Возьми пакеты и отнеси на кухню. Я так устал, что с ног валюсь. Сейчас бы в я упал в джакузи, но даже сил помыться нет.
Степанида. Опять ишачил на другого, тебе на пенсии зачтется. Конечно, если раньше не умрешь.
Сергей. Дай пульт и приготовь поесть.
Степанида. Прости, но я не прислуга здесь.
Сергей. А я принес тебе вкусняшек, будь лапонькой и ждет тебя награда.
Степанида. Наши девять метров прямо кинотеатр.
Сергей. Что делать, если телевизор есть только в вашей комнате.
Степанида. Канал Россия? Полное безвкусье! На канале Россия сейчас показывают украинские мыльные оперы. Ты не думаешь, что это не патриотично?
Сергей. Нет, к политике я равнодушен.
Степанида. А я бы с удовольствием продолжила на эту тему. Как ты считаешь: чем можно объяснить, что первые полдня показывают украинские сериалы, а вторые полдня ругают Украину, и это все на одном и том же канале?
Сергей. Я так устал, что даже думать не хочу о политических вопросах. Копейке каждой счет веду, и не хочу сейчас о чем-то спорить.
Степанида. Какие вы все скучные! Зачем ты приехал в Москву, чтобы ишачить на дядю и на диване вечерами лежать?
Сергей. Малыш, что ты понимаешь в жизни? В Москву людей ведут мечты, желание добиться лучшей жизни.
Степанида. И что? Её добился ты?
Сергей. Увы… В Саратове я мечтал быть программистом. Но Москва сделала меня комплектовщиком. Да неважно, кто ты. Главное, кем ты при этом себя чувствуешь и кто с тобой рядом. Было бы прекрасно встретить человека, с которым легко и свободно.
Степанида. Какая разница где прозябать, езжай в Саратов, там у тебя есть мать. По клубам ты не ходишь, гулять не любишь, поэтому ничего не теряешь. И переключи эту дрянь.
Сергей. Дрянь, а мне нравится. Дальше, девушка, которой герой откажет, будет ухаживать за ним после аварии. Вот-вот посмотри, сейчас она поможет ему первый раз встать и сделать шаг.
Степанида. Мать Тереза.
Сергей. А разве ты не веришь, что можно так любить?
Степанида. Нет, не верю.
Сергей. Напрасно. А я надеюсь встретить такую. (В сторону) Может, даже встретил. Это же замечательно: приходишь домой после работы, а на столе накрыта белоснежная скатерть, на плите бухтят щи.
Степанида. И ты при этом какой-нибудь банкир или нефтяник. А супруга – жесть, умна, тактична и красива. Ты присмотрись, ведь есть на диво особа здесь.
Сергей. Кто?
Степанида. Наталья Николаевна.
Сергей (тихо). Нет, не та.
Степанида. Что?
Сергей. Наталья вечно учит всех, просто зануда. С чего ты это вообще взяла?
Степанида. Она тебе нравится?
Сергей. Ни капли.
Степанида. О, любовь, любовь, как жаль, как жаль, что не взаимна, ведь Наташа от тебя без ума. Тебе бы присмотреться к ней, она такая дура, что рога наставить ей не трудно.
Сергей. Степаша, хватит, я устал. Весь день считаю коробки, а в уме вычисляю арифметическую прогрессию. Тяжелый неинтеллектуальный труд и такой же отдых – Москва привела меня к деградации. Зачем мне был нужен институт, если я простой комплектовщик?
Степанида. Ты просто неудачник. Смирись с этим.
Сергей. А ты задира. Приготовь-ка ужин.
Степанида. Нищие слуг не имеют.
Сергей (бросает в Степаниду подушку). Когда вырастешь, окончишь институт, будешь так же, как и я комплектовщиком.
Степанида. Фу! Не каркай.
Колян. Ребята, простите, что мешаю. Одолжите десяточку до зарплаты.
Сергей. Колян, увы, деньги что были на гостинец Степаше ушли.
Колян. Улет, я пропал, старуха меня съест как омлет. Скажи хотя бы ей, что меня здесь нет.
Степанида. Эх, Колян, на тебе сотку на канализационный люк. Туда нынче не всех подряд берут.
Колян. Не умничай. Сейчас она уйдет, а завтра я ей точно отвезу.
Степанида. Она не уйдет, пока здесь ходить все по струнке не будут.
Сергей. Ничем помочь не могу.
Колян. Тогда спрячь меня тут.
Сергей. Прячься обратно.
В дверях появляется Наталья.
Степанида. О, какая красота. Смотри, смотри. Накрасилась и брови подвела. Наверно, для тебя. Теть Наташа, Вы куда?
Наталья. Давай без фамильярности, я тебе не тетя. А еду я на Патриаршие пруды.
Степанида. В столь поздний час?
Наталья. Люблю Москву. Она вечером особенно красива. Может быть, кто-нибудь пойдет со мной?
Степанида. Я думаю, что есть тот человек, который сможет с Вами хоть в рай хоть в ад, а лучшее так на пруды доставит вас.
Сергей (тихо). Молчи, дуреха.
Степанида. Должна признаться, это я. А Вы взамен расскажите, как трамвай оставил без головы ученого Берлиоза. Мужа Тамары Михайловны постигла та же участь. Наташа, знаешь, он вышел за бутылкой водки, когда круглосуточные магазины появились. И бац. Трамвай. Так Тамара Михайловна осталась одна. Поучительная история, как Вы на это смотрите? Боюсь, что головы придется Вам лишиться, если появится темная сила.
Наталья. О, как грустно. А ведь он был с московской пропиской и взял Тамару Михайловну в жены, несмотря на то, что она из деревни какой-то в Поволжье.
Степанида. Да, и считает себя коренной москвичкой, а все потому что уж двадцать лет живет здесь безвыездно.
Наталья (со вздохом). Так мы идем?
Степанида. Пошлите.
Степанида выходит. Появляется Тамара Михайловна.
Тамара Михайловна. Сергей, а почему текут краны и унитаз? Я говорила Вам об этом в прошлый раз.
Сергей. Тамара Михайловна, здравствуйте. Какими судьбами вы к нам в трущобы? За квартиру я заплатил вовремя или опять Колян не рассчитался с Вами?
Тамара Михайловна. Последний год сдаю Вам квартиру, потом отремонтирую, пущу племянницу здесь жить, она из Питера, а не из глуши. Ты мне ответь на вопрос: почему унитаз течет?
Сергей. Так это… Сантехникак надо вызвать. Я не умею, Вы меня простите.
Тамара Михайловна. Так вызови, мне не хватало, чтоб вы соседей затопили.
Сергей. Да, обязательно, прям завтра.
Тамара Михайловна показывает на висящую картину. Что за картина, полное безвкусье. Не хватает подковы и портрет, можно повесить в сарай как оберег. Везде так пыльно, просто жутко, понятно почему Наташа всегда красная. Вы хотя бы для себе изредка пыль вытирали.
Сергей. А как же, вытираем. Даже полы моем иногда. А картина, так это творчество Степаши. Она так старалась, а Вы не оценили.
Тамара Михайловна. Степаше место у конвейера, чтоб гордость её развеяло. В ней столько любопытства, столько спеси. Мы москвичи не любим это, слишком лицемерно.
Тамара Михайловна. Тюменского медведя ты не видел здесь?
Сергей. Нет, наверно, на работе.
Тамара Михайловна. Как только пускают в Москву таких, как он. Давно бы вышел уж закон, чтоб всех приезжих обязать элементарные правила вежливости знать. Я все же подожду его. Сергей, скажи: зачем ты приехал в Москву?
Сергей. Мечты, мечты. Они привели меня сюда. Я искал славы и хотел сделать карьеру. Молодость. Кажется, все дороги открыты и можно покорить горы. Только не сдается Москва приступом. Может, и зря я явился сюда. Работал бы дома на заводе, получал стабильную зарплату и был счастлив. Но Москва манила как что-то гордое и властное. Хотелось покорить её, как девушку. Но видно не по силам это мне. Москва таких, как я, не любит. Все мы здесь ломаемся, ломаются судьбы, характер, определяются ценности. Вот и с моей гордыней она расправилась, заставила ценить мелочи, минутную заботу. Именно здесь в Москве я стал ненавидеть изысканный лоск и мишуру. Отработаю последний год и вернусь домой в свой родной Брянск, а, может, заберу с собой Ольгу вместе со Степанидой. Все же веселая она девчонка, хоть и с характером. Москва на таких и держится.
Тамара Михайловна. Ты воспел эту девчонку, а, по-моему, она не сносна, ехидна очень, своенравна, она провинциалка – это правда. А мать-то вроде ничего, но я надеюсь, что дите … не вздумали ещё? Детей в квартире только не хватало. А как тебе Наталья?
Сергей. О, нет. Неужели это правда: она влюблена в меня?
Тамара Михайловна. (в сторону) Займу нейтральную позицию. А потом посмеюсь надо всеми. Не знаю.
Сергей. Пойду к себе.
Тамара Михайловна. А я схожу на кухню и посмотрю Коляна там.
Сцена 3
Степанида. Теть Наташ, не злитесь. Там под саксофон пели, я не удержалась.
Наталья. Ты понимаешь, что я тебя искала. Почему на телефон не отвечала?
Степанида. Так громко пели, я не услыхала.
Наталья. А сама про Берлиоза. Ты хоть Булгакова читала. Как можно на святых отечественных местах исполнять джаз.
Степанида. Джаз – это так красиво и, если Вам не нравится, так что ж? Ведь всех людей под одну планку не подведешь.
Наталья. Какая планка? Ты пойми одно, в России жить нам суждено. А если на Патриарших будет звучать джаз, какая участь тогда ждет нас. Россия сейчас на пике, готова жару дать любому и в Сирии бездомным детям мы оказали помощь. Донбас нас ждет, а там Курилы.
Степанида. Теть Наташ, Вам мозги промыли. Будь у Вас хоть толика ума, понять тогда смогли б меня. Нас ждет разгром, раздробленность, позор. В России каждый пятый вор. И правят нами все они, хотя не правят – набивают кошельки. Ведь Вам платить за квартиру нечем, а Вы о помощи сирийским детям.
Наталья. Ты еще мала, а с коррупцией мы разберемся навсегда. И Березовского достали, и Лужкова сняли. Еще минует пару лет, как жуликам в России придет конец.
Степанида. «Оковы упадут тогда, Россия вспрянет ото сна» мечтал Пушкин. Только так и не проснулась Россия.
Берет гитару исполняет песню.
Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть. Проклинают свои неудачи, Вспоминают московскую Русь. И я сам, опустясь головою, Заливаю глаза вином, Чтоб не видеть в лицо роковое, Чтоб подумать хоть миг об ином. Что-то всеми навек утрачено. Май мой синий! Июнь голубой! Не с того ль так чадит мертвячиной Над пропащею этой гульбой. Ах, сегодня так весело россам, Самогонного спирта - река. Гармонист с провалившимся носом Им про Волгу поет и про Чека. Что-то злое во взорах безумных, Непокорное в громких речах. Жалко им тех дурашливых, юных, Что сгубили свою жизнь сгоряча. Где ж вы те, что ушли далече? Ярко ль светят вам наши лучи? Гармонист спиртом сифилис лечит, Что в киргизских степях получил. Нет! таких не подмять, не рассеять. Бесшабашность им гнилью дана. Ты, Рассея моя... Рас... сея... Азиатская сторона!
Наталья. Есенин, мой самый не любимый поэт. У него, знаешь, все так приземленно, так по-бытовому. Но исполнила хорошо ты, у меня внутри даже что-то задрожало.
Степанида. А мне очень нравится Есенин. Он поётся легко и говорит не ласковую ложь, а правду, что изнутри идет. Россия у него, поверьте не бомонд, а это пьющий и гулящий народ. Его стихи так ранят душу, в том и беда, что наш народ задушен. Задушен ценами на газ, квартиру, даже на спиртное, ушла б в запой коль 300 рублей водка не стоила. Не петь же мне о подвигах наших, когда на дне Россия наша.
Наталья. Степаша, Россия расцветет, на Западе народ уже прислушивается к нам. Мы и Китай - большая сила.
Степанида. Китай уж правит у нас в Сибири.
Наталья. Ты ошибаешься. Он наш друг.
Степанида. Зануда.
Наталья. Давай ругаться мы не будем. Ты расскажи, что говорит Сергей? Как дать понять ему, что он для меня важней, чем просто квартирант.
Степанида. Ах, это. Так слушайте: Сергей две ночи уж не спит, не знает, как к вам подойти, какие любите цветы, как утром вам сок морковный принести. Вы ему прямо дайте понять, на него нужно нажимать, а то замкнется и опять уйдет в подполье, его, теть Наташ, сейчас горяченького надо брать.
Наталья. Ну, удобно это ли…
Степанида. Удобно. Вы будете так счастливы, ведь вы замечательно смотритесь. Он голодный с работы пришел, ему бы ужин приготовить. Как приготовите, зовите, я помогу. Бегите быстрее на кухню.
Колян. ЭЭЭ. Подожди, подожди. Наташа, ты ли это? Или видение спустилось нынче с гор? Твои нарисованные брови напоминают мне грузинку канувших в Лету времен. А, ты, маленькая шалунья, посмотри старуха там не ушла?
Степанида. Колян, она пока тебя не обдерет до липки не уйдет. Увы, ты лучше сам с ней поговори.
Колян. Нет. Я уверен Наташа выручит меня. Ведь правда, моя хорошая. Одолжи мне десять тысяч, взамен я расскажу тебе про секрет.
Наталья. Твои уловки известны всем. Ничего я тебе не дам. Ты мне три тысячи должен еще с октября.
Колян. Я все верну, обещаю.
Наталья. Я знаю. Но будет тебе уроком, как разбрасываться деньгами на бабёнок.
Степанида. Ты лучше стой за занавеской, Павлик Морозов. Прикуси свой язык и не мешай моим урокам. Наташа, иди.
Сцена 4
Степанида. О, наконец-то ушла. Из наших девяти метров превратили общую комнату, телевизор посмотреть, языком потрепаться. А я, может быть, петь хочу.
Ольга. Не надо петь. Повтори лучше геометрию. Ты по этому предмету сдала.
Степанида. Зачем она мне?! Я буду певицей.
Ольга. Еще не известно.
Степанида. Мама, ты становишься занудой, как помидорка. Вот правильно Наталью прозвали.
Ольга. В этом мире надо на что-то жить. А быть певицей не столь прибыльное дело.
Степанида. Я заработаю много денег, и повезу тебя на самолете. Помчимся быстрее ветра. Я спою на сцене в Кремлевском, и мне будет аплодировать весь зал.
Ольга. Только без пафоса. Насчет Натальи. Зачем ты такую злую шутку сыграла с ней?
Ольга. Вот умора. Ведь, правда?
Ольга. Нет.
Степанида. Да. Теперь она Сергея достанет.
Ольга. Ужасно! Не знаю, что и делать.
Степанида. Ничего. Смотреть и наслаждаться драмой: мечты старой девы Натальи о вечной любви с Сергеем.
Ольга. А если бы влюбилась я. Ты как отнеслась?
Степанида. И кто он?
Ольга. В смысле?
Степанида. Ты про кого конкретно говоришь?
Ольга. Я просто, к слову.
Степанида. Если к слову, то ужасно!
Ольга. Ужасно?
Степанида. Да.
Ольга. Но почему?
Степанида. Да потому что нужно рвать Москву, вгрызаться в неё зубами, забыть, что могут быть чувства и покорять высоты Воробьевых гор.
Ольга. Степаша, мне надоел давно уж этот город и москвичи сведут меня с ума. Они относятся ко мне не как к ровне, а словно я из темного аула в Таджикистане. Я устала прогибаться, ездить в метро каждое утро полтора часа, толкаться. С меня уже хватит, я хочу уехать из этого места.
Степанида. Ты права. Москвичи живут, словно иностранцы, для них Москва не столица России, а отдельная страна.
Ольга. Давай уедем отсюда.
Степанида. Ни за что. Зачем мы тогда приезжали сюда?
Ольга. Я думала: мы найдем здесь приют. Денег у нас не хватало, хотела дать тебе лучшее образование. Мне казалось, что здесь оценят моё трудолюбие, мои знания, а оказалось, что в Москве полно людей, которые имеют лучшие данные. Людей так много, что они не удел, становится страшно, ведь если ты не гений, то здесь не найти пристанища. В Москве я больше не выдержу. Я много работаю, но здесь мы не разбогатели. У нас нет шансов купить квартиру, а ютиться на съемных уже надоело. Зарплаты большие по нашим размерам. Но толку, Степаша, никакого: половину отдай за проезд и за аренду.
Степанида. Я в этом году оканчиваю школу и поступаю здесь в институт. Ты можешь ехать, а я остаюсь.
За сценой раздается голос Натальи.
Степаша, иди сюда.
Степанида. Уроки сделаны я пошла, Наталья, наверное, уже ужин приготовила.
Ольга. О чем ты?
Степанида. Ты не поверишь, она повелась, теперь на кухне готовит Сергею ужин. Я пойду помогу ей, а потом посмеемся дружно.
Сцена 5
Входит Сергей.
Сергей. Ушла?
Ольга. Да.
Сергей. Постой, мы здесь не одни.
Колян. Да ладно уж, целуйтесь голубки, я ваш роман давно раскрыл.
Ольга. Ты долго будешь здесь стоять?
Колян. Пока старуха не уйдет.
Ольга. Отдай ей деньги, чтоб она оставила всех нас в покое.
Колян. Где я ей деньги возьму? Вчера все прогулял с симпатичной украинкой. Один ресторан, второй, потом клуб. Вот уж мы оторвались на полную катушку. Что сделаешь, Москва - соблазнов столько. Зачем я прикатил сюда? Зачем оставил дом отцовский? Жену, и сына на произвол судьбы? Уехал из-за долгов и ипотеки, что тянут жилы в русском человеке. Хотел в одночасье расплатиться с долгами. А вышло, что здесь загудел на два года. Здесь огоньки витрин мерцают краше звезд, здесь дым сигар кубинских, здесь то, что так меня влекло – несметных искушений сила. Москва зовет гуляк и пьяниц, зарплату за месяц можно спустить в одночасье. Пусть летом смог и духота, зато под сенью кабака течет реками пиво, водка так, что до рассвета каждый брат за барной стойкой. Долги растут и дома жена и сын ждут от меня подмоги.
Ольга. Твое дурачетсво однажды обернется драмой.
Колян. Пускай. Только старуха сегодня не выгонит меня из дома. Я пока постою здесь, а вы воркуйте, словно меня нет.
Сергей. Когда мы скажем Степаше всю правду о нас?
Ольга. Не знаю. Она еще не готова. С дочерью все сложно, она не поймет.
Сергей. Милая Оля, она умнее тебя и меня. В ней молодость, сила, послушай воробушек, ведь ей уже не десять лет. Она четко видит цель, идет и ползет вперед как зверь. Она все поймет. И, по-моему, даже я ей немного нравлюсь.
Ольга. Степаша не видит рядом со мной мужчины, я для неё одинокая мать. Она даже другого не в силах понять.
Сергей. Ты сама создала такой имидж. Пора объяснить ей, что ты хочешь другой жизни.
Ольга. Должна тебе сказать, я все решила. Я уезжаю из Москвы в Ростов и попытаюсь забрать Степашу с собой.
Сергей. Я не хочу расставаться с тобой.
Ольга. Оставаться здесь я больше не в силах.
Сергей. Я понимаю. Но мы все равно можем быть вместе. Хочешь поехать со мной в Брянск?
Ольга. Нет, что ты. Степаша осудит нас.
Сергей. Степанида уже взрослая. И как я понял, она не хочет уезжать из Москвы.
Пусть остается здесь, поступает в институт и строит свое будущее. Может, она устроится в Москве.
Ольга. Я не оставлю её одну. Степаша еще ребенок. А в Москве она затеряется, погибнет. А ты почему решил уезжать?
Сергей. Я не хочу больше здесь прозябать. В Москве мне не найти работу по специальности, а то, что есть приводит меня к деградации. Уеду в Брянск, там на заводе буду получать свои гроши. Пусть деньги здесь большие, но Москва дала мне понять, что я песчинка, которую бросает из стороны в сторону судьба. Я устал и хочу прибежища. Подумай, мы можем вместе построим семью. Степашу я очень люблю.
Ольга. Степаша никогда не согласится
Сергей. Степанида уже взрослый человек. Она все поймет.
Ольга. Нет, не взрослый. Она часть меня, она мое продолжение. Всю жизнь я работала, чтобы она не знала нужды. Мы вместе строили планы, вместе отдыхали, вместе шли по жизни. Это она настояла, чтобы мы приехали в Москву. Сама бы я никогда не решилась. Её идеи меня убедили. Она жаждет жизни, мне хочется покоя. Мне не нравится запах гари, частый смог, пыль и духота. Духота не знойная, а духота душевная. Здесь душат любого, кто осмелится заявить о себе. Посмотри, что со мной стало. Я с равнодушием смотрю, на попадавшихся на улице калек, больных детей, аварии, убийства. Я стала безликой. Во мне не осталось сострадания, совести, я на краю бездонной пропасти. Я черствая, как старый сухарь, я хочу отсюда сбежать.
Сергей. И я так устал от Москвы, от серости на работе и нищеты. Ночные огни, неоновый свет, я звезд не вижу несколько лет. Послушай меня, уедем в Брянск, сейчас решается наша судьба. Найдем там работу, будем тихонько жить без лишних затрат и суеты.
Ольга. Не знаю. Не знаю. Я не решила. Мне нелегко оставлять здесь дочь.
Сергей. Её пора отпустить. Пусть идет своей тропой.
Ольга. Её я не могу оставить. Ты только представь: сегодня она сказала Наташе, что ты не равнодушен к учительнице нашей.
Сергей. Зачем?
Ольга. Наверное, ей стало скучно. Теперь она Наташу учит, как ей завоевать тебя.
Сергей. Какой ужас! А мне она твердила, что Наталья в меня влюблена.
Ольга. Ох, Степаша… Что она с тобой сделает…
Сергей. Ох, бедный я …Что прежде Наталья сделает со мной.
Ольга. Я прошу тебя ничего не говорить Наталье. Она устроит огромный скандал, и я буду во всем опять виновата. Ты игнорируй её пока, может она поймет, что Степаша её разыграла. Немного подуется, а потом сама успокоится.
 
Действие 2
Сцена 1
Кухня.
Наталья. А Вы все ждете?
Тамара Михайловна. А как же. Что у Вас с Сергеем?
Наталья. Пришел с работы, так устал. Ждет, когда я приготовлю ужин.
Тамара Михайловна. Так ли уж ждет?
Наталья. Да, сам просил.
Тамара Михайловна. Ну, если так.
Наталья. Ох, Сергей. Ему ведь очень тяжело, весь день на ногах, на нервах. Сейчас за ужином поговорим о том - о сем. Он очень хороший собеседник, и речь у него грамотная, красивая, словно он вовсе и не работает комплектовщиком.
Входит Степанида.
Степанида. Так, тетя Наташа. Сейчас я буду Вас учить. Во-первых, что за вид?! Идите, припудрите лицо и нарисуйте брови потолще. Во-вторых, давайте попробую ужин. Что тут у нас? А пельменей чашка. Сюда нужна ароматная приправа. Что-нибудь поострей, можно к кетчупу перца добавить, а мне дайте майонеза побыстрее. А то Сергей все слопает и мне ничего не достанется. В-четвертых, пригасить на ужин надо всех, чтобы Сергей не конфузился. Я пока поем, а Вы всё организуйте.
Тамара Михайловна ушедшей Натальи. Иди, иди, дура провинциальная.
Весь чайник изгадили: и накипь в нем, и выключатель сломан. Что за люди? Неужели они не научились даже электрическими приборами пользоваться в своей глуши? Везде лимита, одна лимита. Зайдешь в метро, а там вульгарная одежда, дерзкий грим и запах этот нищеты. Попробуй только сделать замечание, у них всегда готов дерзкий ответ. Провинциалы лезут во все щели, словно тараканы. Недавно даже знакомой моей, коренной москвичке, отказали в работе, а приняли какую-то бабенку из сибирской глуши. Моя бы воля, лимита один асфальт подметала. Превратили столицу в деревню. Москва, Москва, куда ты катишься? Ведь не отмыться нам от такой грязи.
А ты что уставилась? Смотрю и удивляюсь: с тобой надо быть осторожнее, ты не так проста, как кажешься. Как ловко провела Наталью! Зачем тебе это?
Степанида. Решила посмеяться. А Вы почему промолчали?
Тамара Михайловна. Хочу, посмотреть, как вы будете грызться.
Степанида. Конечно, Вы же любите ссоры, это прямо для Вас бальзам, смотреть Вы можете часами, как другие страдают, ведь у вас прописка в первопрестольной.
Тамара Михайловна. Да, и меня надо уважать. Какой ужасный макияж.
Степанида. В Москве сейчас так модно. А Вы разве не знали?
Тамара Михайловна. В Москве так не было модно никогда. Провинциальным духом попахивает.
Степанида. Так, может быть, особый запах мой и внешний вид как раз придется кстати для Москвы?
Тамара Михайловна. Не думаю. Я многих здесь видала, и всех их ждал обратный путь домой. Жалкие деревенщины!
Степанида. За что Вы так нас не любите?
Тамара Михайловна. За ваше холуйство, беспардонство, нищету.
Степанида. Холуйству учимся у вас мы. Это московский стиль лебезить и угождать перед тем, кто выше тебя. Беспардонством, к слову, вы тоже переполнены. Ведете себя так, как будто на вас весь мир держится. А в нищете мы, потому что вы цены за жилплощадь ломите.
А что же в вас такого хорошего?
Тамара Михайловна. Интеллигентство, которое просто так не воспитаешь.
Степанида. Чопорность, а не интеллигентство. Бегаете со своей московской пропиской, словно это прописка в рай.
Тамара Михайловна. Уедешь в глушь, там будешь хорохориться.
Степанида. Допустим, мы уедем, но Вы ведь потеряете жильцов.
Тамара Михайловна. На ваше место придут другие. Моя квартира пока еще не пустовала.
Степанида. Эгоцентризм: моя квартира, у нас в Москве, наша интеллигентность. Вы высохните, если не будет свежего притока нас, провинциалов.
Тамара Михайловна. Дорогуша, я тебе не Наташа. Со мной нужно быть осторожной и взвешивать каждое слово. Поэтому ты лучше уймись и прекрати есть, когда я с тобой разговариваю.
Степанида. Не прекращу, а взвешивать слова я буду на весах, таких, чтоб Вас за наглость сразу раздавить. Я не боюсь Вас, я отсюда не уеду, найду другую квартиру, а с Вашей съеду. А Вы попробуйте найти жильцов, чтоб после работы драили Ваш дом, картошку ездили к Вам на огород копать, за регистрацию у Вас терпеть и угождать.
Тамара Михайловна. Да ты обнаглела. Надеешься сделать в Москве карьеру? Замуж выскочить за москвича?
Степанида. Нет уж, Тамара Михайловна, мне не нужна Ваша судьба. Выскочили замуж Вы, выехав из деревни в Поволжье. Вы Вашего мужа довели до пьянки. Так что, он, заливая глаза, уходил от Вашего общества. А потом, выйдя в магазин за вином, он так счастливо для Вас погиб. Вы теперь его единственный наследник.
Тамар Михайловна. Откуда это известно тебе, нахалка?
Степанида. Как видите я не дремлю. И Вашу историю прекрасно знаю. Знаю, что Вы и близко не из Москвы. Шили на швейной фабрике годами рукав-реглан, а выйдя замуж, в гроб мужа и свекровь загнали и теперь распоряжаетесь состоянием. Кто Вы? Вас даже на кройку не ставили. И каждый день рукав-реглан… А больше ничего не освоили. Вы даже себе сшить юбку не можете. Вы не москвичка, а задираете нос, будто ваш род здесь испокон веков.
Тамара Михайловна. Что под носом твоим происходит не видишь? Степанида. Пока Вас нет в доме у нас все в порядке.
Тамара Михайловна. Сводишь Наташу с Сергеем, когда у него с твоей матерью роман. Мне противен твой вид и тон, убирайся через месяц отсюда вон. Вспомнишь мои слова, когда прямой дорогой отправишься в Брянск. В кабаке там будешь петь. Скажи, а в Брянск-то прямая дорога есть?
Степанида. Какой роман? Причем тут Брянск?
Тамара Михайловна. Вот и раскрылась твоя врожденная тупость. Надо быть внимательнее. У твоей матери роман с Сергеем.
Степанида. Врете.
Тамара Михайловна. Зачем мне это?
Степанида. Мама! Мама!
Тамара Михайловна. Вы здесь разбирайтесь. А я тебя урок преподала, глупышка.
 
Сцена 2
Входит Ольга
Степанида. Мама, это правда?
Ольга. Что?
Степанида. У тебя роман с этим… Мне даже страшно произносить. С этим неудачником?
Ольга. С каким? С чего ты это взяла? Тамара Михайловна здесь, конечно, как я сразу не догадалась. Всякий раз, когда она появляется, происходят скандалы и несчастья.
Степанида. Я у тебя спросила. Почему в этом доме все отвечают вопросом на вопрос?
Ольга. Потому что, задавая вопрос, мы не готовы услышать правду. Потому что вопрос – это глупость, ответа ты все равно не поймешь. Все ответы перед человеком. И он видит их или не видит. А то, что я тебе скажу, не сыграет никакого значения. Ты видишь одно, я вижу другое. Ты спрашиваешь: что вижу я. Зачем? Что это может изменить? Ты ведь в это не поверишь. Для тебя Сергей – неудачник, для меня – он честный человек.
Степанида. Значит, правда. Ты хотя бы понимаешь, что такого, как он отправь в магазин, он в люк провалится? Он Макар, на которого все шишки валятся.
Ольга. Ну, ты прямо утрируешь. Такого еще не было.
Степанида. Да, но прошлой зимой, он сломал руку, потом ногу, потом ребро. Хорошо, что зима закончилась, иначе он сломал бы себе голову.
Ольга. Глупости. Сергею просто чуточку не везет. И не больше как полчаса назад ты с ним вроде как-то ладила.
Тамара Михайловна. Да вы все на одно лицо, немного успеха в довесок, чуть-чуть ума добавить и вас можно в люди отправить.
Степанида. Вы помолчите.
Степанида. Чушь, мне просто его жалко.
Ольга. Тссс. Посмотрим, что будет через десять лет с тобой.
Тамара Михайловна. Да, Ольга. В этом я с тобой согласна. Через десять лет она будет драить полы где-нибудь в Брянске. А по вечерам развлекать гостей по кабакам.
Ольга. Почему, Тамара Михайловна, не бывает никогда стыдно Вам? Я думаю, мою дочь ждет лучше участь. Она в институт поступит.
Степанида. Я категорически против твоих с Сергеем отношений. Твои планы идут вразрез моим.
Тамара Михайловна. Ало, ало кому вы звоните? Да, это я. Всё так. Зарегистрирован у меня. Что? Жена умерла. Нужна пересадка ребенку. Да, передам. Спокойно ночи. Вот сволочь, этот Колян. Мне не заплатил, так ему и надо. Умерла в автомобильной катастрофе жена Коляна. Ребенку срочно нужна пересадка.
Колян. Что? Как?
Тамара Михайловна. Вот я тебя и поймала. Жена говорю у тебя умерла, а в Тюмени ребенку нужна пересадка. Ты должен заплатить мне неустойку за два месяца, а потом проваливай хотя бы под землю.
Колян. Не могу поверить. Маша – мой свет. Я обещал ей когда-то, что заберу в Москву, а потом решил: лучше пожить здесь одному. Мой маленький сын, что с ним?
Тамара Михайловна. Меня это не интересует. Плати или я подам на тебя в суд.
Ольга. Мои соболезнования, Коля. Тебе нужно в дорогу собираться.
Колян. Я только вчера вспоминал нашу жизнь с Машей. Мы часто ругались и бурно мирились. Я думал вернуться к ней на старости лет. Сейчас я бы ей в глаза посмотреть не посмел. Она была как надежный тыл в войну. Всегда надеялась, что я одумаюсь. Ждала, что мы расправимся с долгами и я вернусь в Тюмень с деньгами. А я… я все прогуливал и клялся каждую минуту, что деньги все шлю ей. Теперь её не стало. И не спросила у меня, а как же я? В одну минуту обесценилась в Москве жизнь моя.
Степанида. Крепись, расслаблять не время.
Колян. Какой ужас, что я наделал? Я поехал, чтобы рассчитаться с долгами, а сам кутил здесь всеми ночами. Меня ждала дома семья, а моим женщинам в Москве не было конца. Теперь где мой тыл? Маша, как птица, она улетела, я остаюсь на этой земле. И мне, чтобы жить придется вертеться, чуть успевая за ходом планет. Вся ответственность ложится на меня. Мне за сына теперь сражаться. Сын мой, нужно скорее ехать в Тюмень, его я надеюсь спасти.
Тамара Михайловна. Сначала деньги. Договор был таков, о выезде сообщать заранее. За два месяца плати, мне нужно найти за это время жильцов. А потом съезжай.
Ольга. Тамара Михайловна, побойтесь Бога. Здесь такое несчастье.
Тамара Михайловна. Мне все равно. Растрачивать деньги я не в состоянии. Пока я найду жильцов два месяца пройдет, а это неустойка. Пусть заплатит и будет жить спокойно.
Колян. Я все отдам через месяц.
Тамара Михайловна. Нет, сейчас. Откажешься, вызову полицию.
Степанида. Как Вам не стыдно, он Вам потом вышлет.
Тамара Михайловна. Нет уж, с этого голодранца и взять нечего. Пусть отдает сейчас и весь разговор.
Колян. Да, надо деньги отдать.
Сергей. Ты не волнуйся, мы поможем тебе их собрать.
Наталья. Коля, иди собирай чемодан. А я приготовлю в дорогу еду. Вот мои десять тысяч.
Колян. Спасибо Наташа, я тебе вышлю.
Ольга. У меня накопилось пять, Степаша, неси копилку и посмотри у себя.
Сергей. Вот мои. Ты как доедешь ведь ты без денег?
Колян. Не волнуйся. С дальнобойщиками доберусь на перекладных.
Тамара Михайловна. Так деньги я собрала. И перед уходом сообщу тебе Наташа, что Степанида подло играет с тобой. Не влюблен в тебя вовсе Сергей. А давно уж вместе, Степаша, с матерью твоей.
Наташа. Что?
Степанида. Гадюка.
Ольга. Спасибо, Тамара Михайловна. Вы нашли подходящее время. Можете идти, дальше мы разберемся сами
Ольга. Когда Тамара входит в дом, то не к добру, потом случаются несчастья. Девочки, обойдемся без скандалов. Коляну теперь выпало сильное испытание. А ведь он всегда шутил, смеялся, говорил, что дома у него надежный тыл. Давайте его проводим, а потом поговорим.
Степанида. Ушла, истеблишмент. Все выпила соки. Мама, когда мы уже съедим отсюда. Пусть на огороде сама копает, я ей не прислуга.
Наталья. Коля, ты уже собрался. Посидим на дорожку.
Колян. Устал слоняться вечерами, устал транжирить и гулять. Зачем Москва так сладко манит и дурманит, рассудок здесь не трудно потерять. Здесь два пути: в кабак напиться или в два счета проиграть. Нет, я устал здесь веселиться. Пора и мне честь знать. За этим сладким дурманом, я потерял, кажется, главное. Это я, я недоглядел, и вот меня постигла кара. Домой, домой скорей в Тюмень, спасти ребенка я обязан. Морозным утром я в Тюмени согреюсь, я не хочу больше здесь медленно погибать.
Сергей. Как доберешься на перекладных, обязательно позвони.
Наталья. Ах, какое несчастье случилось с Коляном! А ведь он всегда себя вел будто его минует чаша сия. Мы часто ругались, он шутил надо мной, но я не злопамятна и прощала его. Теперь он уехал. Стало грустно от этого. А Тамара Михайловна поступила жестоко.
Сергей. Вечерами пил, куролесил. Не удивительно, что за ним начали охоту бесы.
Ольга. Какой-то злой рок ждет всех, кто едет в Москву, чтобы жить.
Степанида. Одним квартирантом стало меньше. Но на неделе Тамара кого-нибудь точно заселит. Лишь бы не вора или бездельника.
Ольга. В Москве много шарлатанов, мошенников и гуляк. Колян для Москвы – сущий пустяк. Оставьте нас с дочерью наедине. Мне нужно поговорить с ней.
Сергей. Конечно. Наташа, пойдем.
Сцена 3
Ольга. Дочка, мы с Сергеем любим друг друга. Давай, ты попытаешься это понять. Я еще не так стара, чтобы забывать, что прежде всего женщина.
Степанида. Дело не в этом. Ты могла бы найти подостойнее пару. И давно вы вместе?
Ольга. Милая, не так давно, но я решила твёрдо. Сергей хороший человек и я хочу прожить с ним свой век.
Степанида. Почему вы от меня скрывали? Ты могла мне сама сказать, а не Тамара. Она всё преподнесла, как будто я дура.
Ольга. Боялись твоей реакции. Как ты отнесешься, если мы с Сергеем будем вместе?
Степанида. Так надо подумать… Да Бог с ним, я не против ваших шуры-муры.
Ольга. Сергей предложил нам уехать из Москвы.
Степанида. И что ты решила.
Ольга. Я думаю, это очень ответственно. Наверное, я соглашусь. Мы любим друг друга. Мы будем семьей. Пожалуйста, давай уедем втроем. Что нам здесь делать?
Степанида. Поезжай, а у меня как раз здесь дела найдутся.
Ольга. Я не оставлю тебя одну.
Степанида. А я не поеду в Брянск. Мне скоро восемнадцать. И я сама могу все решать.
Ольга. Что ты будешь здесь делать?
Степанида. Поступлю в институт искусств и буду думать о великом.
Ольга. А как же я?
Степанида. Мама, это твоя жизнь, я взрослый человек. Спасибо тебе за все, но дальше я пойду одна.
Ольга. Одной идти довольно трудно, нужно плечо, нужна основа. В тебе есть и терпение, и воля, а дверь пусть не родного дома, пусть чужого, открыта будет в час невзгоды.
Степанида. Спасибо. Я запомню.
Ольга. Ты хотя бы скучать будешь?
Степанида. Я буду каждый вечер тебя вспоминать.
Ольга. И я тебя прошу, извинись перед Натальей. Получилось неудобно, мне её очень жалко.
Степанида. Так я же не знала, что вы с Сергеем.
Сергей. Вы поговорили?
Степанида. Идём. Я доверяю тебе свою мать, смотри, не смей её обижать.
Сергей. Хорошо. Мы будем ждать тебя в Брянске.
Степанида. Ни за что. Уж лучше вы ко мне в Москву.
Сергей. Предлагаю пойти прогуляться, так сказать, нам с Москвой попрощаться.
Степанида. Отличная идея. Пойдем.
Сцена 4
 
Поздний вечер.
Наталья. Как тихо стало. В квартире, где живут по нескольку чужих людей, бывает, что раздражает все и бесит. А сейчас так хочется, чтобы кто-то вдруг заговорил. Что это вдруг со мной? О, как я от Москвы устала. Хочется домой к родным и друзьям. Пусть у меня в деревне достопримечательностей нет в помине, но там, дома, как-то веселей и деревенские березы намного милее. Москва, что так меня манила массивными стенами Кремля, где история на каждом переулке встает из небытия. Москва меня опустошила. И эта глупая выходка Степаши. Она смеется надо мной, хотя и девочка незлая. Зачем поверила я ей? Поверила и вышло, что я её глупей. Я так устала вечно злиться на этих переростков-детей. Они не могут жить спокойно, им ярких эмоций подавай, а я хочу тепла, уюта и мелких радостей текущих дней. Колян Москву покинул, уехал отсюда на перекладных. Тамара Михайловна и в этой ситуации своего не упустила. Устала прогибаться под неё и всех, кто с московской пропиской. Одни бегут сюда, другие из Москвы, как горько от того, что происходит. Да, сложно всё и в этом жизнь, мы не найдем покоя в ней. Сергей, Ольга, Степанида, проходите. Я чай поставила и пельменей чашка. Садитесь, поговорим. Сегодня я сама не своя.
Степанида. Наталья Ивановна, Вы на меня еще злитесь? Вы меня простите. Ведь Вы же знаете: во мне порою бес сидит. Ни дня прожить я не могу, чтобы кому-то жизнь не подсолить. Хотите, упаду к коленям, ну почему доверчивы Вы так? Ведь жизни прожита уж половина, а верите всему вы как дитя.
Наталья. Да, ты, наверное, права. Я виновата: нельзя всем верить без конца. Ведь можно верить тем, кого ты знаешь, кто не предаст тебя исподтишка.
Сергей. Сейчас поставлю тарелки.
Наталья. Ну что ты… Никакого труда. Сейчас варенья из уральских ягод дам, очень ароматное, так и пахнет летом. Сама готовила.
Степанида. Сергей, помоги банку открыть
Наталья. Так значит у вас с Ольгой роман.
Сергей. Да, мы давно вместе и решили уехать из Москвы. Мы на авансцене не к месту и хотим своей собственной жизни.
Наташа бросает соль в чашку Степаниды.
Степанида. Фу, что за гадость! Теть Наташа, Ваших рук дело?
Наталья. Разве я тоже не могу пошутить.
Степанида. Да, вы правы жизнь надо иногда подсолить, поперчить и подать как царское блюдо.
Ольга. А мы когда соберемся в дорогу?
Сергей. Билеты куплю завтра.
Наталья. Так значит Ольга и Сергей уезжают из Москвы?
Ольга. Да. Все получилось очень глупо и Степаниде надо отвечать за свои поступки. Мы уезжаем, Степаша остается.
Наталья. Я тоже все решила для себя. Вернусь в деревню, пусть там худо. Пускай на ферме пьют, в полях воруют, перед иконами дерутся. Там дом, там дышится мне легче. Работу я найду везде, Степаша, пусть повезет тебе. А я, я – вон, вон из Москвы. Карету мне карету.
Степанида. Мне повезёт, за молодостью правда. Не в моде нынче престарелые вожди, бюрократизм уйдет и подвиг ранних, Россию вытянет из тьмы. И я пойду с порывом ветра, мне будет в помощь кровь славян - не павших в бездну россиян. Я молода, но в памяти надежно сплелись легенды страшных лет, священных войн. Я выросла в стране, где воин каждый от пеленок, но стонет в бедности простой народ. Не верю я, что лишь Московская прописка решает участь русских всех людей. Москва, ты часть России, слышишь? И Циолковский с Вятки слал тебе привет. Из Пензы Лермонтов, Есенин из Рязани тебя прославили. А ты в ответ, для русских граждан создала преграду, ценить здесь стали за рубли, не за талант. И пропасть вдруг разверзлась перед нами. Довольно, посмотри на россиян! Я вам клянусь, за молодостью сила, над пропастью мы возведем мосты. Москва с Россией вновь соединиться, приютом став для лучших из страны.
Дата публикации: 15.02.2019 12:52
Предыдущее: Пропавшие листыСледующее: Молитва

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Жуковский Иван[ 17.02.2019 ]
   Завидую усидчивости, продолжение следует.
Жуковский Иван[ 17.02.2019 ]
   Осилил до середины и выдохся. То ли устарел, то ли нет огонька в произведении.
Жуковский Иван[ 03.12.2019 ]
   Дочитал. Жду ответа.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта