Дети... мальчики и девочки, подростки и дошколята, паиньки и шалопаи... Что мы от них хотим? Что требуем? А что они действительно могут и чего хотят? Трудные вопросы, но их должен раз за разом задавать себе родитель и педагог. Нельзя задавать высокую планку достижений для ребенка, сравнивая его с другими детьми! Зона ближайшего развития определяется для конкретного ребенка, отправной точкой всегда должны являться способности, характер, интересы ребенка, а не желания родителей. Для справки: "Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач." И ключевое здесь понятие: "решение с помощью взрослого" на начальном этапе. А часто ли мы решаем проблемы вместе со своим ребенком или учеником? Если быть честными, то не слишком часто. Обычно родитель говорит, что надо отлично учиться, выполнять работу по дому, да и вообще, быть хорошим (да и учитель произносит схожие речи воспитательного характера). Все мы хотим видеть своих детей успешными, иначе и не должно быть. Но желать и помочь стать успешным - это разные вещи. Мы задаем уровень требований этими "должен", а когда ребенок в чем-то не дотягивает, например, получает двойку по математике или русскому, мы во первых словах говорим: "Ты должен был учить лучше! Сам виноват!" В некоторых запущенных случаях ребенок, и так переживший стресс, еще и оказывается наказанным, а уровень нагрузки возрастает - сердобольные родители стараются нанять ребенку репетиторов. А может ли ребенок, уже не успевающий, уставший, справиться еще и со всеми дополнительными занятиями? Тут надо задуматься. Необходимо разобраться перво-наперво в причинах школьных неуспехов ребенка. Зачастую, нам кажется, что наши дети просто ленятся, не учатся, предпочитают сидеть в интернете, а не склонившись над книгой. Да, бывает, что ребенок стремится увильнуть от учебы, это нормально, и мы были такими. Эта проблема достаточно просто решается, если родителям хватает сил и времени собирать и дисциплинировать своего ребенка, если родителям достает терпения садиться рядом с ним и делать домашнее задание вместе - не за него, а вместе с ним - это принципиально важно. Так же корректировке необходимо подвергнуть распорядок дня ребенка. Все кружки-секции, дополнительные занятия должны не мешать ребенку нормально высыпаться. Например, норма сна для подростка составляет 9 часов в сутки, а 8 часов- это критическая норма. Исследования показывают, что недосыпания влияют не только на психику ребенка, учебу, но и на их поведение, связанное с употреблением наркотиков, ранним сексом, суицидом. История из жизни: Ребенок, младший подросток. В 11 часов вечера, раздается телефонный звонок репетитору. Слегка напуганный и стесняющийся голосок (звонил сам первый раз): "Здравствуйте, я вот вас делаю, а у меня не получается, и завтра контрольная, и..." Репетитор перебил этот поток объяснений, попросив позвать к телефону маму, но пообещал помочь с самым важным (ребенка всегда сначала надо успокоить, он должен знать, что он не один с нерешаемой задачей). Первый вопрос маме (у нее несколько детей, она очень загружена и морально устала): "Простите, а почему в 11 часов вечера ребенок не спит, а делает дополнительные задания, не сделав до конца д/з?" Ответ:"Он ничего не делал, у него было два часа между школой и тренировкой, а потом я должна была отвезти на занятие младшего, а его не с кем было оставить, взяла с собой, а потом у него был английский. Он лентяй, ничего не хочет делать!" Усталость, бытовые трудности, эмоциональность и переживание за своих детей мешают реагировать на все быстро и правильно. В последствии, когда более-менее установился контакт, педагог постарался напомнить, что при таком графике жизни и уровне нагрузок, ребенок не сможет продуктивно учиться. Как создать распорядок дня? Обычно этим занимаются родители. Где-нибудь на холодильнике появляется бесцветный разграфленный лист с перечислением: «Понедельник: 7.00 подъем, 13.30 забрать из школы, 15.00 отвести на тренировку и т.д.» Это распорядок дня родителя, а не ребенка! Если ваш ребенок может писать и считать, вы можете составить вместе распорядок дня, красочно его оформив, причем, не забыв вписать туда, что «в пятницу Машенька/Сашенька идет на день рождение к подруге в 16.00». Всякий режим должен быть понятен и приятен, только тогда его захочется выполнять, в нем должно быть место самому ребенку, выделено время на отдых и развлечение. Да, такой график жизни придется часто обновлять, но полноценный и счастливый ребенок важнее! У него не будет ощущения, что ему навязали такую жизнь по часам, нет, он сам ее создал! А это куда приятнее. Самое главное, без чего не справиться ни с одной проблемой в школе, это донести до ребенка, что он любим. В бытовой круговерти мы забываем напоминать ребенку, что мы его любим, считаем, что это и так ясно: мы же за него переживаем-кормим-одеваем-ругаем-воспитывае м… История из жизни: Родители решили перевести ребенка из школы в гимназию. Сейчас многие родители, переживая из-за низкого уровня преподавания в общеобразовательных школах, стремятся перевести ребенка в учебное заведение более высокого уровня. Это очень серьезный и трудный шаг и для ребенка, и для родителей. В данном случае решение было принято неожиданно, за два месяца до вступительных экзаменов (раньше набирали гимназистов старшего возраста, в этом году решили поставить эксперимент, и набрать учеников помладше). В один день, за час, ребята должны были сдать три экзамена. Нагрузка и стресс немалые. Оговорюсь, что у ребенка было достаточно знаниевых пробелов и есть определенные ограничения по здоровью. Два месяца помимо школы ребенок занимался с тремя репетиторами чуть ли не каждый день. Мне такой "спортивный" график кажется не всегда продуктивным. Хотя многое зависит и от самого ребенка, его умения выдерживать напряжение да и от наличия у него желания перейти в новое учебное заведение. Нагрузки надо продуманно дозировать, если пичкать ребенка русским, математикой и английским в один день, он просто переутомиться и не будет успевать выполнять никакие домашние задания, а значит, и закрепления пройденного материала не будет. Где-то за две недели до экзамена педагог пришел на занятие в назначенное время, а ученика нет. «Мученик науки» обнаружился на площадке возле дома. Вернулись домой, начался урок, прозвучал вопрос: «Какие прямые называются параллельными?». А в ответ вместо определения - тирада, чуть ли не со слезами, о переживаниях по поводу возможного непоступления... Приехали… Ребенку надо показывать, что вы в него верите, даже если вы сомневаетесь, что он сможет достигнуть поставленной цели. Сначала надо нарисовать крылья, а потом помочь их вырастить. Потом педагог рассказал о переживаниях родителям, конечно, без присутствия ребенка. Реакции никакой не последовало (а что,собственно, можно сказать, когда тебя вот так вот огорошат страхами ребенка, ничем по факту, кроме его ощущений, необоснованными?\"), чуть слышно была произнесена фраза: «Дети с вами откровеннее, чем с нами». Педагог спокойно ответил: «Наверное, я внимательнее их слушаю». Итак, подытожу: Ребенок должен быть любим мудро. Ребенок должен чувствовать, что он любим, и в него верят. Ребенок должен быть уверен, что, при необходимости, ему окажут помощь. Ребенок должен принимать участие в составлении распорядка дня. Ребенок должен иметь время на отдых и развлечения. С Днем Защиты Детей и с первым днем лета! Старайтесь слышать своего Ребенка, тогда и он услышит Вас. С Теплом, Анастасия Марина 1 июня 2012 г. Впервые опубликовано здесь: |