Первоначальный принцип жизни, очевидно, был сродни принципу «трех мушкетеров» - «один за всех, и все за одного», т.е. каждый человек думает более о других, чем о себе. И все живут счастливо. Принцип был отвергнут, и вместо него взят другой: «каждый за себя (для себя)» Вот мы живем и пробуем все устроить по своей воле. Господь говорит: «Попробуйте, но так не получится, когда поймете, придите ко мне, я все исправлю» Он ждет, а у нас есть время понять, что поступаем неправильно, и попытаться измениться, а затем утвердиться в мысли, что самостоятельно этого нам не сделать. Никто не спрашивает нашего желания, приводя нас в мир. То же почти всегда происходит и с нашим уходом. Теперь если представить, что нас привели в некую комнату и, предупредив, что мы можем делать что хотим, только вынести отсюда будет ничего нельзя, велели ждать пока за нами придут. Можно просто попытаться максимально приятно скоротать время. Но ведь для чего-то нас сюда привели? Если материальное отсюда ничего нельзя вынести, значит, это «что-то»– нематериальное? А что тогда? Навык, опыт, умение, познание чего-либо? Ответ, вроде бы, напрашивается сам собой, но мы упорно отвергаем учебу и решаем скоротать время. Я думаю, ответ на вопрос о знании Богом будущего и отсутствии предопределенности есть. Если человек выпрыгнет из самолета без парашюта, мы знаем, что с ним случится, потому, что это очевидно. Почти так же очевидно, что алкоголик, встав утром с похмелья, пойдет не в библиотеку, а за опохмелкой. Возьмем что-нибудь менее однозначное - положим в банку несколько цветных шариков и, раскрутив их, высыплем на пол. Никто заранее не скажет, где каждый из них остановится. Однако если бы специалисты поставили несколько видеокамер, приборы, измеряющие движение воздуха, еще что-то, если необходимо, то потом, отмотав запись назад и проанализировав все столкновения, импульсы приложенной силы, трения, сопротивления воздуха они могли бы на научной основе подтвердить, что каждый из шариков остановился не на случайном месте. Иначе говоря: обладая достаточным количеством данных, мы можем объяснить уже свершившийся факт. Если бы мы знали все причины и были достаточно умны, чтобы их сопоставить, мы могли бы точно знать, что случиться в будущем. Там, в Начале, когда первые созданные Богом частицы материи начали свой бег в пространстве, времени, и по созданным Им законам, Он уже знал, что произойдет с каждой из них до последних дней, ибо и законы были созданы для пользы каждой из них. Так что мы всегда свободны в выборе, просто Он знает, что мы выберем. Думаю иногда о несущественном: «Неужели там, в духовном мире, недоступно ничего телесного?» Возникает даже какая-то потаенная печаль, как от потери чего-то важного. А потом я подумал, что если сказать ребенку, что, став взрослым, он никогда больше не будет кататься на трехколесном велосипеде, он будет сильно расстраиваться. Взрослого же человека отсутствие подобной возможности вряд ли огорчит. Зачем ему это надо? У взрослого есть множество других, лучших вариантов. Об умеющем летать, тоже можно сказать: « Он почти не ходит ногами» Тот, кто превратно поймет эту фразу, пожалуй, будет его бедняжку еще и жалеть. Еще одна аналогия с детьми: - Самое ли главное для нас, чтобы наши дети все делали умело и правильно? Конечно, это было бы замечательно, но посмотрите, как умиляется отец, видя, как его крошка старается сделать, что-то хорошее, ну скажем: неловкими еще пальчиками повесить свою рубашечку на стульчик. Боже мой! Да пусть она падает, вы посмотрите, как он старается! Ведь это самое главное! Так же и мы для Господа, только нужно пытаться делать, и быть нелукавыми, как дети. Люди, как взятые неприятелем города, в которых все предано поруганию. Однако, несмотря на бесчинства врага жители страны не испытывают к своим вотчинам ненависти. Ведь они видят в них не то мерзкое, чем они наполнены сейчас, а то прекрасное, чем они были раньше, и чем они вновь могут и должны стать. Вот и нам бы так относиться друг к другу. Наследники величайшего царства, катающиеся в драке по полу и раздирающие друг на друге на друге мантии для коронования из-за горсти мятых фантиков от конфет – вот общий портрет человечества. Вряд ли мы считали бы разумным шофёра, который пытается как можно лучше обустроить свою поездку, но куда едет и зачем не знает. Единственный же смысл этой поездки, ехать как можно дольше и как можно с большим комфортом. Странно: столько людей лучше будут считать себя произошедшими от обезьяны, чем являться сынами Божьими, и лучше быть готовыми умереть, чем войти в Царство Бога, в Жизнь вечную и в вечное Счастье. У меня нет никакого объяснения этому. Человек сидит в лодке, дно у нее все в дырах. Что он делает? Ну, может вычерпывать воду, чтобы оттянуть немного момент затопления, но большей частью просто пытается устроиться поудобней, повыше. Ему уже и лестницу, с борта рядом стоящего корабля скинули, и капитан сам спускался, но он не верит в существование ни корабля, ни капитана. Если же ему указывают на очевидное, что лодка его скоро непременно уйдет на дно, как ушли все другие, говорит, что об этом лучше не думать. Тот, кто достоин счастья, не может быть таковым, потому что вокруг столько страданий, а кому чужие страдания безразличны, тот и счастья не заслуживает. Вот и живем поэтому, так нелепо. Время, как щель на полу в тамбуре. Что туда не сгребай – хоть мусор, хоть драгоценности - все закрутится на миг и исчезнет в прошлом. А вечность, мне кажется, похожа на асфальтоукладчик – медленно, сантиметр за сантиметром добавляет он к уже построенному дорожному полотну, но зато вся дорога, сколько ее ни есть, всегда в распоряжении строящих ее. Хорошо бы не соскользнуть в ту дыру в тамбуре. Самый легкий путь спасения души, вовсе не самый легкий путь в жизни. Я произошел от обезьяны, живу по-свински, в мире, где правят волчьи законы, и сдохну, как собака? И именно поэтому мне все позволено? Или я все же сын Божий, и вести себя должен соответственно? Представьте, что каждый из нас гениальный, абсолютно непохожий на других композитор, и что все мы безумно влюблены в музыку. Мы видим окружающий мир и выражаем этот мир через свою музыку. Каждый рад творить, и восхищен слышать. Не является ли этот грубый пример неким отдаленным предугадыванием будущей жизни во Христе? При внимательном взгляде, все указывает в мире на существование Бога, но ничто не доказывает этого полностью. Как будто Господь проследил, чтобы таких доказательств не существовало. Я все думал над фразой: «Величайшая свобода – не быть в состоянии грешить» Трудно понять, что отсутствие свободы в чем- либо, может приносить величайшую свободу. После мне пришел на ум нелепый пример. У меня была собака, которая, когда я шел по хозяйственным делам в курятник, любила ходить со мной. Она, как ни странно, имела пристрастие к куриному помету. И я подумал, что если бы люди имели бы тоже такие наклонности, то они, несомненно, относились бы ко греховным. Однако Господь освободил нас от приверженности к ним. Возможно, смысл нашей жизни и состоит в том, чтобы мы, наевшись по собственной воле всякого «добра», пришли к Господу, и попросили избавить нас от подобной тяги к дурному? Возникает, правда, небольшой вопрос: «Останусь ли я собой, если меня лишить части моей натуры?» Однако я мучился им недолго. Достаточно было вспомнить опыт своей разгульной молодой жизни. Пьяный человек творит невесть что, и видит себя героем. Наутро тот же самый человек стыдится посмотреть людям в глаза и не понимает, как он мог так поступать. Так что лишиться дурной части своей натуры – это не потеря, а приобретение. Почему человек лжет? Часто чтобы скрыть свои намерения, но большей частью для собственного оправдания. Причем людям, перед которыми он оправдывается, это почти всегда не интересно и не важно. Стало быть, он делает это для себя, чтобы быть чистым перед своей совестью, даденной ему от Бога (откуда же было взяться такой бесполезной вещи у человека?). Значит и ложь наша является доказательством существования Бога. Существует мнение, что с ростом благосостояния общества оно становится более счастливым. Чем тогда можно объяснить тот факт, что человек, живущий в нужде, искренне радуется каждой мелочи, которая ему достается, а привыкший жить в изобилии лишь раздражается, если случайно чего-то не достает? Представим: женщина чистит картошку, режет мясо и ставит кастрюлю на плиту. Обычная повседневная картина, но если мы знаем, что целью женщины не состоит приготовление еды, что смысл чистки картошки в чистке картошки, и смысл резки мяса в резке мяса, то вся картина приобретает из-за своей бессмысленности какую-то болезненную ненормальность. Ведь всякий конечный процесс должен иметь свою цель. Почему же слова: «смысл жизни в самой жизни» не смущают нас? Может быть потому, что мы инстинктивно подсознательно ощущаем, что жизнь бесконечна? Другое дело, что настоящий земной этап нашей жизни вполне определен и имеет свою цель. И однозначно, цель жизни должна лежать за ее пределами. Она не может находиться внутри нее, как не может кобыла сидеть на телеге, которую она везет. Будущее живет в воображении, прошлое в памяти: реально только настоящее. Если что-то в прошлом мешает нам жить, найдутся многи люди, которые скажут нам: « Забудь все! Прошлое не воротишь. Настоящее важнее!» Жизнь, тем не менее, идет дальше, и вот настает незбежный момент, когда от нее остаются последние мгновения. Что увидит в ней человек, живший по принципу – «Существенно только то, что сейчас»? Жизнь проведенную в погоне за сиюминутным, в которой все, перейдя из настоящего в прошлое, добровольно признано человеком, абсолютно неважным. Жизнь, фактически, бессмысленную. Странная губительная метаморфоза – еще пару десятилетий назад касалось большинства молодых людей однозначное отвержение идеи существования Бога. Теперь же многие равнодушно допускают Его существование, с само собой разумеющейся оговоркой, что их это совершенно не касается. |