Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Сергей Круль
Объем: 76 [ строк ]
Мелодия для новогодней елки
На окраине небольшого городка, утонувшего в сугробах и безвестности, там, где раньше была старинная застава, возвышалась стена и стояли ворота со шлагбаумом, а теперь за ненадобностью всего этого образовался пустырь, росла ель. Поблизости пролегала дорожка, которой обыкновенно ходили граждане за водой к роднику и поэтому часть дерева, обращенная к страждущим, была обломана и не успевала обрасти новыми ветками. Сколько лет было ели, когда и как она тут появилась – никто этим вопросом не задавался. Городок жил привычной замкнутой жизнью. После перестройки, прогрессивным смерчем пронесшейся по городу и серьезневшим образом изменившей его облик и жизнедеятельность, добрая половина граждан покинула насиженное место и разъехалась кто куда. Городок обезлюдел. Что и говорить – ткацкая фабрика, дававшая прежде жизнь городу и обеспечивавшая его жителей какой-никакой работой, захирела и работала самое большее в треть силы. Предприимчивый новый управляющий сдал пустующие производства арендаторам и на полученные средства платил зарплату. Городской бюджет подобно шагреневой коже усох и сократился впятеро, что незамедлительно сказалось на снабжении города электричеством и водой, которые подавались строго в отведенные часы. Зато по вечерам центральная площадь ярко освещалась разноцветными огнями - набирал обороты модный коммерческий ресторан “Садко” с бильярдной и казино. Зачем городку казино? Этим вопросом тоже никто не задавался. Видимо, кому-нибудь требуется, раз существует.
В городке, в своем доме, деревянном пятистенке под железной крышей, жил пенсионер, музыкант по профессии, Иван Петрович Смирнов. Было ему семьдесят два года, возраст преклонный, но Иван Петрович выглядел бодро, по утрам делал зарядку, обливался водой и продолжал работать в музыкальной школе. Педагогов не хватало, да и прибавка к пенсии тоже не лишняя. Но не это было главным – музыкант Смирнов любил свою работу. Любил музыку и любил детей, приходивших к нему на занятия. С каждым годом учеников становилось все меньше, но это обстоятельство никоим образом не удручало Смирнова. Будь в классе один ученик, Иван Петрович все равно бы вел урок.
Но больше всего на свете Смирнов любил гитару, то ее применение, когда она, забыв о себе как об отдельном солирующем инструменте, в звенящем, восторженном порыве сливалась с задумчиво-говорящей мелодией, идя за ней следом и поддерживая ее своим утонченным аккомпанементом. Это не означало, что Иван Петрович пренебрегал гитарой в ее классическом варианте, напротив, именно такую гитару и преподавал он своим ученикам, и в молодые годы сам частенько выступал с пьесами Сеговиа, Таррега и Вилла-Лобоса на городских концертах, чем неизменно снискивал громкие аплодисменты, но дома, для себя, для своей души играл романсы. С годами романсы тянули к себе все больше и больше. То ли затянувшееся одиночество тому виной, в шестьдесят пять Иван Петрович потерял единственную и горячо любимую жену Лиду, и овдовел, то ли сложившийся образ жизни. Детей у них не было, Лида не могла родить и все удивлялась на Ваню, почему он ее не бросит. Иван Петрович очень любил детей, но жену любил больше. Ведь никто не виноват, что организм Лиды оказался неспособным к деторождению. А жить надо. И жить с любовью. Все свободное время супруги Смирновы заполняли музыкой, культпоходами в кино и хлопотами на приусадебном участке. Бросает Лида семена моркови в теплую землю и поет. Сажает Иван Петрович картошку в перекопанную землю и тоже поет. Так приучили соседей к своему пению, что те, заслыша голоса бездетных супругов, безошибочно определяли - Ваня с Лидой опять на огороде копаются.
Однажды, идя за водой к роднику, Иван Петрович остановился возле ели и подумал, почему бы им с Лидой не встретить Новый год прямо здесь, на свежем воздухе, под пышным, сияющим звездами, зимним небосклоном. И не дойдя до родника, побежал назад, сообщить приятную мысль жене. Лида встретила предложение с восторгом. Она редко перечила мужу и принимала все его инициативы. С тех пор Смирновы всегда встречали Новый год у ели, наряжая нижние ветки старыми, сохранившимися от детства стеклянными шарами, разноцветной бумажной мишурой и свечками, которые зажигали один раз, в полночь. Дереву это нравилось. Оно не знало, как выразить благодарность одиноким людям, украсившим ее однообразную жизнь. И шумело в ответ ветками.
Когда Лиды не стало, Иван Петрович первое время не выходил из дома, замкнулся, и все сидел и смотрел на Лидину фотокарточку. Трудно менять привычки, тем более в таком почтенном возрасте. А чего было больше в их отношениях с Лидой, любви или привычки, он не знал. Да и никто не знал. Жизнь прожить - не в магазин за хлебом сходить. Потом понемногу свыкся с потерей и стал снова ходить на работу. Наступил первый Новый год без Лиды. Иван Петрович не стал наряжать ель как прежде, а повесил на нее одну только фотокарточку жены. Купил чекушку, чего раньше никогда не делал, налил из нее в стакан водки, выпил и заплакал. Трудно жить одному. Некому доброго слова сказать, некому чаю согреть, некому приголубить. И тут руки сами запросились к гитаре. На память пришли известные с давних лет стихи, и сложилась песня, тихая и простая, задушевная.
 
Облетают последние маки,
журавли улетают, трубя.
И природа в болезненном мраке
не похожа сама на себя.
По пустынной и голой аллее,
шелестя облетевшей листвой.
отчего ты, себя не жалея,
с непокрытой идешь головой?
 
Иван Петрович поднимался от родника с двумя стеклянными бутылями в руках, когда заслышал детский смех, тонкий и переливчатый. Смеялась Лидуся, соседская девочка, появившаяся на свет в один день со смертью жены. Одна Лида, взрослая, умерла, другая Лида, маленькая, родилась. Поначалу Иван Петрович не замечал существования девочки, когда же та подросла, то сама стала приставать к дедушке с расспросами. Маленькие дети не умеют молчать.
- Что ты все ходишь и ходишь, а, дедавань?
- За водой хожу. Без воды нет жизни. Вот ты, к примеру, пить захочешь, а вода тут как тут. Хочешь водицы?
- Не-а. Она холодная. А мне мама запрещает пить холодную воду.
- Ну, ладно. Раз мама запрещает, значит, нельзя. А что ты одна тут делаешь?
Иван Петрович остановился, поставил бутыли на сухую, утоптанную землю и вытер пот со лба.
- Гуляю.
- Проводишь меня до дому?
- Ну, пойдем, провожу, так уж и быть.
Девочка побежала вперед, а Иван Петрович пошел сзади.
- Да ты не беги так быстро, я не поспеваю за тобой.
- А ты шибче иди, не задерживайся.
- Как же я могу шибче идти, когда у меня на руках бутыли с водой.
- Давай, я тебе помогу.
- Таскать бутыли - не детское дело. Ты лучше умерь ходьбу и со мной рядом иди.
Лидуся послушалась, подождала дедушку и пошла рядом.
- Дедавань, а ты всегда один живешь?
- Не всегда. Прежде с женой жил.
- А ее, как меня, тоже Лидой звали?
- Тоже.
Лидуся задумалась, потом улыбнулась и с гордостью сказала:
- А я скоро в школу пойду.
- Школа – хорошее дело. В школе учат писать, читать, самостоятельно мыслить.
- А ты чем занимаешься, дедушка? Ты тоже в школу ходишь?
- Нет, - засмеялся Иван Петрович. – Я свое уже отходил.
- Значит, ты бездельник, - протянула разочарованно девочка.
- Ни в коем случае. Я – музыкальный педагог, - серьезно ответил Иван Петрович.
- А что такое педагог?
- Не что, а кто. Это человек, который учит детей овладевать знаниями.
- Как ты скучно рассуждаешь! А можно, я буду к тебе приходить играть? Ты любишь играть?
- Стар я, чтобы играть. Но все равно, приходи. Вдвоем веселее.
 
И девочка стала приходить к Ивану Петровичу. А так как игр никаких у него не было, то Лидуся принесла с собой карты и лото. И в опустевший дом снова вернулась беспокойная и суетная жизнь. Соседи Ивана Петровича, родители Лидуси, знали Смирнова как порядочного человека и не возражали, чтобы маленькая девочка ходила к старому музыканту. Может, на гитаре научит играть. Педагог все-таки.
Так оно и случилось. Будучи от природы расторопной и любознательной Лидуся быстро привыкла к новым условиям, осмотрелась и увидела на стене гитару. Увидев, подпрыгнула, захлопала в ладоши от радости и попросила ей что-нибудь сыграть. Ну, пожалуйста. Иван Петрович осторожно снял со стены гитару, вынес на середину комнаты стул, сел на него, пододвинул под левую ногу невысокую скамеечку, поставил на левое колено гитару и сыграл любимую свою пьесу – “Воспоминания об Альгамбре” испанского композитора Франциско Тарреги. Инструмент у Ивана Петровича был старинной работы и звучал не как обычные, фабричного производства гитары, а громко и сочно, с особенным, рассыпчатым звоном. Мелодия пьесы захватила девочку. И Лидуся захотела научиться играть на гитаре. Не как все играют, а так, как дедавань. Чтобы гитара вздыхала и плакала. Это не просто, ответил Иван Петрович. Нужны годы упорного труда. Я согласна, ответила Лидуся.
Родители Лидуси не нарадовались, глядя, как девочка быстро и с интересом осваивает сложный музыкальный инструмент. К концу второй четверти Лидуся освоила постановку правой руки и уже играла простенькие пьесы. Заканчивала первый класс самостоятельным концертным номером на сцене в музыкальной школе. Первые аплодисменты, цветы и одобрительная улыбка Ивана Петровича.
Пролетели четыре года. А, может, и пять. Иван Петрович постарел и заметно сдал. Он больше не работал в музыкальной школе, плохо видели глаза, мешала одышка, да и память стала отказывать. Он редко выходил из дому, пенсию приносил почтальон, а за продуктами ходила Лида, все больше лежал на кровати, смотрел в окно. За окном – зима, любимое время года Ивана Петровича. Под ногами поскрипывает снег, щеки морозец щиплет, а лес красивый – не передать! В такое время особенно величава ель, та самая, что по дороге к роднику стоит. Иван Петрович вспоминает, как они с Лидой наряжали ее, как им было хорошо и по щеке скатывается слеза.
- Дедавань, дедавань! – в комнату, где лежит Иван Петрович, влетает раскрасневшаяся, с мороза, Лидуся. – Я продукты принесла. Твой любимый костромской сыр. Дедавань, что с тобой?
- Ничего, Лидусь, ничего. Прошлое вспомнилось.
- А что его вспоминать. Настоящим жить надо. Посмотри, как все кругом прекрасно!
- Это тебе прекрасно, а мне на покой пора. Отжил я свое. Жена дожидается, скучает, поди, без меня на том свете. Ничего, недолго осталось.
- Типун тебе на язык, дедавань. Рано тебе о смерти думать.
- А когда думать-то? Когда умру, поздно будет.
- А я пьесу новую разучила. Воспоминание об Альгамбре называется. Хочешь, сыграю?
- Не надо. Лучше я тебе романс покажу. Приберегал на случай. Дай-ка гитару.
Иван Петрович привстал, взял в руки гитару и тихим, хриплым голосом запел романс, ту самую мелодию, что легла на душу после ухода жены. Облетают последние маки, журавли улетают, трубя…И чем дольше пел, тем больше верил в простые и искренние слова, и голос предательски дрожал, мешая пальцам исполнять свою работу. Песня кончилась, Иван Петрович опустил глаза. Лидуся долго молчала, потом спросила:
- Почему ты никогда мне его не пел?
- Не знаю.
- Хорошая песня, грустная только.
И тут же, чтобы разогнать возникшую тяжесть, весело, на подъеме сказала:
- А через неделю Новый год, дедавань. Давай встретим его возле ели. Ты сам рассказывал мне, как вы с женой наряжали ее. Я тоже хочу так же понаряжать. Ну, пожалуйста.
- Хорошо, я согласен, - ответил Иван Петрович. - Положи гитару на место. Аккуратнее, так. А теперь иди, я посплю. Устал что-то.
Лидуся ушла, притворив за собой дверь, а Иван Петрович заснул, взглянув в последний раз на ель, которую хорошо было видно из окна. Проснулся он от голоса и знакомых шагов.
- Кто здесь?
- Это я, Лида.
- Зачем ты здесь?
- За тобой пришла. Одевайся. Плохо мне без тебя.
- Да-да, я помню, - Иван Петрович сел на кровати, свесил ноги в тапки. - Мне тоже плохо. Давай ты ко мне.
- Мне нельзя. Оттуда сюда не пускают, - Лида подошла, села на кровать рядом с мужем. - Хороший романс у тебя получился. Почему ты его раньше не пел?
- Стеснялся.
- Жаль. Мы бы вместе могли его спеть, - Лида встала, подошла к окну. - А почему ты ель не нарядил?
- Успею еще.
- Вот так ты всегда, Ванечка. Все на последний день откладываешь. Не успеть тебе.
Сказала и исчезла. Вскочил Иван Петрович, поспешно стал одеваться, одевшись, вышел в коридор, наклонился за ботинками и умер. Остановилось сердце, выработав положенный ему ресурс.
Хоронили Ивана Петровича всем городом. Все же сорок семь лет отработал в музыкальной школе, заслуженный работник культуры. На центральной площади, куда вынесли гроб для прощания, городской глава читал заготовленную речь, собравшиеся плакали, а Лидуся пела недавно разученный ею романс, песню на стихи известного русского поэта.
Дата публикации:
Предыдущее: Pater NosterСледующее: Гретхен из России (быль)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 27.06.2007 ]
   Хороший у Вас рассказ, Сергей! Добрый. Я рада, что у нас появился такой автор.
    Да, вот что хотела сказать - на портале еще не закончена тех. реконструкция, поэтому счетчик не отображает читателей. Но Вы не огорчайтесь. Вас читают. Не сомневайтесь.
    С уважением, Злата Рапова.
 
Сергей Круль[ 27.06.2007 ]
   Спасибо, Злата. Кажется, у меня появился друг.
   Когда-то давно в одном хорошем фильме кто-то сказал, что счастье - это когда тебя понимают.
   Еще раз спасибо.
   
   Сергей.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта