Благодарный зритель Любой уважающий себя мастер должен знать своего поклонника в лицо. И тут трудно ошибиться: пожилым дамам нравиться одно, продвинутому студенту- другое, а коллеге вообще может ничего и не нравится. Подача собственной личности сегодня играет куда более важную роль чем, предположим, талант или школа. Вот Никас Сафронов, например, являться тому прямым доказательством. И не он один. Однако совсем неважно насколько искушен твой поклонник. Быть может, он и не искушен вовсе, но отнюдь не напрасно восхищается тем или иным артистом. Тут дело не в величие момента, или в вечности. Речь идет о денежном эквиваленте твоей композиции. И о кредитоспособности твоего почитателя. Кроме того, общий хепенинг вокруг собственной персоны стал сегодня прямым продолжением взмаху кисти… Реализм- на лево, авангард- на право Опаздывать- не только признак дурного воспитания, но и большой, огромный риск, когда речь идет о художнике. Перед нашими глазами весел железный занавес, и не позволил нам узреть как от инсталляций, западные художники перешли на матрацы. И вот, мы стоим перед абсолютно новым поколением. Которое уже отлично знает такие имена как Питер Кенард, и Кэт Плингтон- Филлипс, и ничего «ниже» Уорхала, увы, уже не съест. А мы-то все еще барахтаемся, после строгой школы с великой культурой, и никак не поймем чего же изготавливать на нашей кухне. Талантливейший режиссер Дмитрий Крымов успел стать первым в России, кто делает то, что во Франции делается уже тридцать лет как. И стал на родине неповторимым новатором. А наш зритель становиться еще большим гурманом. Уже никого не впечатлишь академией. Ну, разве что «своих». Некоторые мастера так и заявляют: «Мы с нашей гениальной (замшелой) школой не опустимся до этих абстрактных, подпитанных гамбургерами и кока- колой низов. Они, эти холопы, пихают идею в то, что попросту не могут изобразить». И сидят эти академичные люди без дела. И без связей с Гельманом. И даже без собственной точки на «Арт- Стрелке». Итак, как же продать себя грамотно, но при этом оставаться самим собой? Поколение дизайна и концепта стоит и ждет, пока опыт даст о себе знать, и ляжет на индивидуальность. Нюансов много: в теплых странах акрил и акварель лучше сходят с молотка. В холодных- масло и всевозможная тяжесть. И это только самое малое. Любой художник должен тонко чувствовать моду, ситуацию в экономике, и наверное, не брезгать полистать на досуге глянцевый журнал. Говорят- война сделала экспрессионистов экспрессионистами, а на творчество сюрреалистов повлиял Зигмунд Фрейд. А теперь, тебе надо что бы что-то тоже на тебя повлияло, и ты попал «в яблочко». Автор предлагает любому художнику начать серию работ посвященную мировому финансовому кризису. Успех гарантирован. Обратная сторона портрета В то время, как бодрые старушки спешат в галерею Шилова, провинциалы восхищаются Церрителивскими масштабами, а социально- озабоченные верующие ждут когда же работа Глазунова замироточит, «правильная» публика выбирает новичков. «Правильная», в нашем случае служит синонимом «Продвинутая и в то же время богатая». Грязный бизнес серого рынка живописи все переполняется, в это время, заказами с Рублевской стороны. В абстрактном смысле этого слова. В смысле, как и на рынке незаконной торговле органами, художники идут и выполняют портрет той или мной сливке общества. А параллельно, делают что-то человеческое. Для души. Интересно, а вышеупомянутый Сафронов такой на самом деле, или только притворяется? Может, он рисует какую- нибудь Ксению Собчак днями, а ночами, для себя, пишет гениальные работы? Если так, то его позиция- идеальна. Не важно что останется после тебя, если ты хорошо прожил жизнь нынешнюю. Но для того, чтобы себя, именно себя грамотно продать, одного живописного таланта мало. Надо быть пробивным. Надо удивлять. Я обратила внимание, что если ляпнуть какой-то бред, который приходит в голову по- пьяни, на открытие авангардной выставки, тебя непременно заметят. И даже начнут интересоваться твоим творчеством. Заучиваем фразы: -О, я показываю сублимацию- мотивации- воспоминаний детства, поэтому моя мастерская называется «вагиной». Или вот еще: -Мое творчество нельзя поставить в рамки. Я называю его «Безрамочным». Да, я работаю в «Безрамочном» жанре. Честно, клянусь, что от одного мастера я услышала следующее собственными ушами: -Я называю себя «Ах- дизайнером». «Ах»- отображает мое желание испытать культурный шок. Кстати, автор последнего заявления как раз имеет свою точку на Арт- Стрелке. И пользуется большим успехом. Он талантлив, вполне нетривиален, и в то же время может такое выдать. Натурально ли- я не знаю, но возможность «выдавать» явно продвинула его в мире отечественного художественного шоу- бизнеса. Теперь, определимся с публикой. Кто они такие, которые стоят напротив холста и говорят «ай-ай-ай»? Вариант первый: «Золотая». Почему студенты? Потому что молодежь. Это такой зритель, который вот-вот станет новым буржуа, и купит себе «Ауди». Он понимает в искусстве потому, что родился в наше время, и в нашей стране. Сегодня непринято наворачивать с подружкой круги в парке. И покупать ей мороженное. Юный двадцатилетний интеллектуал, поведет желаемый сексуальный объект на выставку. Особенно на «ВинЗавод». Там он продемонстрирует познание таких слов как «Аксиомарон» или «Охра». Может даже пуститься во все тяжкие и выдаст что-то вроде «Не иначе как Оп- Арт». Девушка согласиться- «Да, я пожалуй слышала, что сегодня в Мю-у-унхене…». Так вот, этот самый, на первый взгляд никчемный зритель, для многих является целевым. Он не только может отличить шиншиллу от чебурашки, он способен напрямую повлиять на продаваемость. Чем больше у художника подобных почитателей, тем искрометней увеличиваются его шансы поставить желаемую цену на холст, и желаемую этикетку на самого себя. Вариант второй- Гость Они заглядывают к нам крайне редко, если речь идет о пресловутом отдыхе. Но после поставленной галочки в «Большом», а затем и в Третьяковской, они непременно пойдут посмотреть, что с нами стало на сегодняшний день. Друзья отсюда подкинут им пару точек, и вместе с картой, и фотоаппаратом наперевес, гости кинуться по рекомендованным местам. Начнут они, скорее всего, с Айдан или Марата, продолжат в галерею современного, а на десерт- заглянут и в малоизвестный салон. Тут дела обстоят сложно. С одной стороны им подавай «Рашен Дух» (некоторые из них упорно будут искать современных Шишкинов и Репинов), а другим- выполненные работы по всем канонам моды западной (которые у нас имеются, но плетутся за Европой не без помощи костыля). Эти ребята- западные и искушенные, нужны не здесь и сейчас, а для дальнейшего сотрудничества. Связываться надо с тем, кто граничат с «инсайдерами», и может что-то сделать ради нас уже у себя дома. Для этого надо их удивить либо свежестью, либо верностью отцам- основателям (живописи Рузской). Кстати, автор снова дает совет- а что если наврать, что вы внучатый племянник Коровина? Вариант третий- Сенсей Если вы умудрились остаться в живых после нашей школы, надо бы сделать приятное учителю, и попробовать дать ему оценить что вы делаете уже в прогрессивном состоянии. Правда, толку тут никакого, с деловой точки зрения. Можно совершить подобное ознакомление академика с современным и удачливым, из желания испытать ментальное наслаждение с оттенком мазохизма. Среди художников, нередко встречаются любители нетрадиционного секса, ролевых игр, а так же кож и ремней. Друзья, готовьтесь: Он войдет в вашу мастерскую (или на вашу выставку) в том берете, который вызовет ностальгию по студенческим временам. Его запятнанная, старая рубаха, которую он хранил для парадных просмотров, чтобы поставить вам «три», вызовет угрызение совести. Тяжкий взгляд. Наши родители «стаханили» на заводах, а мы уже покупаем машины в двадцать пять. Может быть, он скажет, восхищенно- да, это мой мальчик! И пригласить выпить «три семерки» на ступенях. А потом всем заявит, что вы были его учеником. Но такое бывает редко. Скорее всего, он молча пройдется по залу, и на его лице будет написано следующее: -В свое время он не умел рисовать. Я правил ему работы, а он смотрел на меня как на Бога. Теперь он зашибает валюту, а его учитель вынужден пить черти что, и опохмеляться все тем же растворителем. Вариант четвертый- внутренности И тут мы дошли до самого важного зрителя. Он либо журналист, либо критик, либо коллега, либо галлерист. Он понимает вас без слов. Правда, можно себя украсить теми фразами, которых мы разучивали. Но не в этом суть. Для этого зрителя надо быть обаяшкой. Надо покорить его не только работой, но и хорошо подвешенным языком. С ним следует заигрывать, если он противоположного от вас пола. Лучше всего- постоять вместе с ним в курилке, и отпустить пару шуток о знакомой куне. Или еле заметно хлопнуть его по плечу, мол: «я те скажу как художник- художнику- не очень мне че-то эта выставка». Это сделает ему приятно- он сочтет себя даже художником. Но! Стойте. Он видел много талантов. И его надо поражать своими личностными качествами. Переведите пенсионера через дорогу, на его глазах. Откройте фонд социальной помощи бездомным ланцетникам. Заставьте его вас полюбить. И тогда, цена на вашу работу вырастит на несколько нулей справа. Шоу- биз Нету такого бизнеса. Просто не существует. Только одно красивое слово на отечественном английском языке. Но возможности наши равны. Мы можем рисовать что угодно- от генералов до мертвой кукушки. Все дело в подходе. Умение себя продавать- самый главный навык, которым должен обладать художник. Иначе, пора брать нож и отрезать себе одно из ушей. |