Произведение |
|
Объем: 58 [ строк ]
|
|
|
|
Рождественская история |
(для старшего школьного возраста) По-над степью стынь, Белой сорью снег, Берегись, не сгинь, Где дороги нет. Лунный свет, как перст, Пусть укажет путь, Рождества ли крест… Только б не уснуть. По снежным кочкам, как в пропасть – в ночку Дразнится судьба: Свет пургой градит, Вижу вдруг – изба, Где ж хозяин? Спит? Сон зловещий, марь? Скользкий ждет порог, В окнах иней – скань, По стенам ледок… По снежным кочкам шаг в дом, что в ночку. По углам ковер Сладила Метель, Наскоро, как вор, Ворошит постель. Тянется, вертясь, К люльке из лозы, Где чуть жив дитя, Не прольет слезы. Шепотком к мальцу: – Спи, пока не взрос, Матоньку забудь, Снег – ее погост. Не зови, не зли Ты полночну тьму, Не ищи средь зги Да кому прильнуть. Тихо спи-усни, Мати был наказ, Снеженька кусни, Скор сиротский сказ. Снег в люльке – кочкой, черт сметил ночку! За косы – метель, В клочья – белый плат, Сволоку за дверь! Печь!.. Дрова!.. Ухват! Нет, не дам пропасть: Жар горит в печи, Щепки стонут всласть, Мальчик, не молчи! Дров зажар топкий, слышу вдох робкий… Горе, хвори – вон, Шубу рысью – с плеч, Да со всех сторон Подоткнуть, сберечь! Голубок, таясь, Спит-сопит в тиши. Время, накалясь, К полночи спешит… Здравствуй, Рождество, сути – естество! |
|
|
Дата публикации: 27.01.2020 00:14 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Обзор поэзии НГ-2020 Юрий Юркий [14.12.2019 09:26:14] Стихотворная гоголевщина. После первого прочтения произведения впадаешь в состояние сомнамбулы. Праздник не удался (атмосфере волшебства так и не удалось пробиться сквозь колдовскую марь). Но, очевидно задумка автора и состояла в том, чтобы передать именно такое жалостливое настроение, показать, что не для всех Рождество может быть радостным. К сожалению, стихотворение вызывает сочувствие не только к его персонажам, но и к написанию. Стихотворение звучит, как полу-заклинание, кое-где нарушаемое вклинивающимися между четверостишиями строками. Эти ничего не значащие строки (кроме, быть может, последней), написанные разным размером, считаю неудачным рефреном. Катрены написаны хореем, почти пентоном (у нескольких строк ритмическое ударение не приходится на центральный слог). Прослеживается сюжетная параллель с рождественской историей. Уставший человек (не волхв) в непогоду бредя по зимнему бездорожью, по указке Луны (не звезды) выходит к стылой избе (не к вертепу), где в заснеженной люльке (не яслях) лежит чуть живое дитё-сиротка (не Иисус). Путник убирает снег, топит печь, тормошит и отогревает мальчика. «Не ищи средь зги Да кому прильнуть» – пропущен предлог «к» («к кому»). «Дров зажар топкий...» – слово «зажар» к дровам не клеится, уж лучше заменить его на – «розжиг», тем более, что все предыдущие удлинённые строки ямбического размера. Можно считать, что с трудной задачей передать рассказ короткими рифмованными строками автор справился, хотя и не без ущерба к тексту (чувствуется зажатость изложения) . Смыслы слов витых В стих спрессованы. Я смотрю на них Зачаровано. Мне думается, что старшеклассники и то не смогут оценить по достоинству эту рождественскую историю. Стихи нашли бы понимание во взрослой категории. Судья Юрий Юркий. Ответить Людмила Царюк (Семёнова) [14.12.2019 22:21:35] До чего же хорошо! Просто чудесно! Стихотворение доставило мне немалое эстетическое удовольствие. Хорош стиль, великолепен слог, необычна идея. Судьба ли, «рождества ли крест» – неважно что привело путника в захолодевшую избу. Важно другое – рождественское чудо свершилось, изгнаны злые ледяные силы, дитя сбережено, согрето. Не оставляет надежда, что странник и осиротевший мальчик станут друг для друга спасением. Не только в рождественскую ночь, но и в дальнейшей жизни. Грамотно построен текст. Умело выделены три истории: бредущего в снегах замерзающего путника – умирающего сироты – чудесного спасения (обоих!). Своеобразным крещендо звучат длинные, разделяющие эти истории строки. Ах, как нужны такие стихи взрослеющим детям, какую богатую пищу для их умов и душ могут дать, сколькому научить! Очень важно обогащать лексику «поколения гаджетов» (а общаются современные дети всё больше с помощью смайлов) словами, которые совсем не на слуху, но до чего они красивы и поэтичны! Разве не захочется узнать подростку, что такое, например, градит, скань, плат?! Думаю, захочется. И это будет маленьким шажочком в мир красивого, «великого и могучего» русского языка. Браво, автор!!! Пронзительное, при этом очень светлое, тревожащее душу, мастерски исполненное стихотворение. Оцениваю очень высоко. Желаю вам, талантливый автор, настоящего рождественского чуда, а всем нам, читателям, знакомства с вашими новыми, такими же замечательными стихами! Судья Людмила Царюк Ответить Зинаида Кокорина (Ада) [16.12.2019 23:51:36] Работа – Рождественский сюжет - для школьников старших классов и взрослых. Чувствуется рука автора-мастера, сумевшего создать свой неординарный стиль по созданию этих стихов. Не просто сразу понять идею последовательности содержания. Однозначно, что красив слог, но к этому надо прийти, прочитав содержание ещё и ещё раз. Не часто встречаешься с такой формой подачи стихов. И эта форма соответствует вот именно этому содержанию, этой теме. Согласна с судьёй Людмилой, что такие стихи очень нужны взрослеющему поколению. Другое дело, будет ли доходчиво для них содержание, захотят ли они увидеть красоту авторской задумки при раскрытии такой, казалось бы, родной, но в то же время, и очень непростой темы?! Человек должен быть воспитан на этом. В любом случае, мне работа понравилась глубиной мысли, грамотным исполнением и уникальностью подачи. Автору респект! С Новым Годом и Рождеством Христовым! Когда раскроется анонимность, буду рада познакомиться с творчеством автора. Судья З.К. Ответить Игорь Колесников [14.01.2020 09:06:52] Странное впечатление от работы... Как будто поэтично и коряво одновременно. Такое ощущение, что автор умеет поэтично, но выбранная сложная ритмическая схема заставила поиздеваться над языком и смыслом. | | Стихотворение обалденно. Аллик. Я уже не знаю, как тебя поймать -- напиши мне в почту!! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |