…Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш С е р г е й Е с е н и н. С.А. Есенин, 1924 Трудно ли увидеть звезды сегодня? Будучи членом общества, где популяризован тезис о личном комфорте, общества, лишь изредка замечающего, откладывающего вечные ценности до "лучших времен"? Нет. Отнюдь не трудно. Надо и всего-то, что поднять голову и устремить взгляд вверх, хотя бы на мгновение оторвав его от зыбкого серого песка будничности и нормальной жизни (заметим, слово нормальный в научной интерпретации означает среднестатистический)… Надо и всего-то, что заметить, признать несравнимость "каменных джунглей" мегаполиса с березовыми рощами, цветением сирени… несравнимость асфальтовой брони, нацепляемой площадями, с теплом живой земли… …Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан… Это строки Есенина. Это то, за что мы разделяем с ним боли и радости поэтического ego автора, одна из бесчисленного множества причин притягательности его строк. Это простота, подкупающая внутренней дрожью нежности и тоски в голосе написавшего строки. Это страсть по отношению к родной земле, охватывающая все и всех, к ней причастных, все и всех, составляющих богатство дорогого сердцу края: судьбам, пейзажам, загадкам… Это то, что и поныне дает поэтические плоды. То, что придает смысл существованию альманаха "Венок Есенину": существование авторов, чьи строки рождены в единении с выраженным и, быть может, в чем-то недосказанным миросозерцанием рязанского поэта по имени Сергей. У изголовья земли лохматой, зеленью поросшею, навевает мне ветер мятой и травою скошенной. Навевает сонными брызгами, да застывшей летней усталостью, и становятся листья близкими в желтизне и пурпурной радости. Александр Шапиро, "У изголовья". Есенин ушел из нашего будничного мира. Из мира привычного - в мир, созданный своими руками, своим сердцем… В мир своей поэзии… И, предоставив современникам и будущим читателям собирать его по крупицам Я, растворился в нем… Молча, я шагаю по дорожке лунной, а в ладонях тают ледяные струны. Ты остался где-то, на пороге рая. Не дождусь рассвета, и сама растаю… Дина, "Предрассветная тревога". А о нем все помнят… Как о бесшабашном, влюбленном, счастливом и несчастном, импульсивно искренним и порою горестно молчаливом… Отшелестели сплетни тополей... Их мудрость переплавлена в сужденья, Песчинкой став в сознании людей Чья жизнь - роса на травах Провиденья. Мой ветерок-проказник повзрослел, Играет он в совсем другие игры... Туман, в томленьях, рано поседел Жизнь не постигнув, спутав парадигмы. …………………………………………………………………. Меня согрел сияньем серых глаз Совсем другой... И сказки дал другие. А - голос... Телефон звонил не раз. Мой номер набирала ностальгия. Татьяна Барандова, "Ностальгия по сказкам". Можно ли назвать дорогу коллектива авторов "Венка Есенину" - наших современников дорогой повторения пройденного Поэтом? В чем-то да. В чем-то… Но только в общих чертах… Только аналитически, играя понятиями… В действительности же все дороги новы. Все. Ибо принадлежат новому миру… и мирам, создаваемым новыми поэтами, воля которых и сила в том, что они способны принять… усомниться… и сказать об этом… …Во мне всё наоборот, Тут смысл ты увидишь едва ли: Упала ... и чувствую взлёт И светлую радость в печали... Лёка Соколова, "Наоборот". …Все играют и искренне веруют В роли нищих пред Богом на паперти, Как молитвы застираны скатерти, Мы на празднике этом не первые… Светлана Аркадьева, "Мы на празднике этом не первые". …Стучится ветер в окна завывая, Метет поземка у того крыльца, Как будто он зовет кого не зная, Как будто что- то ищет без конца. Как пес бездомный ходит он по кругу И воет жалобно завидуя всему, Ведь он не может обратиться к другу И ласки женской не найти ему… Леонид Лещинский, "Стучится ветер". Отнюдь не вопрос техники - появление того или иного автора в альманахе "Венок Есенину". Безупречному в исполнении, но бесполезному по содержанию стихотворному представление, "трюку", так сказать, не место на страницах сборника. В отличие от наполненных Чувством талантливых строк. И как же здорово, что чувств так много! Даже называемые одним именем они отточенно отличны друг от друга. Привычное слово "любовь" в строчках произведений отражается бесчисленными мириадами подобий и уникальностей, часто столь неповторимо переплетающихся… …Ты занят? Подожди, скажи мне... ведь ты же сегодня посветлее? – Она смотрит и не видит. Смотрит в себя, мимо себя. Даже мимо себя. Улыбнуться и не сметь показать того, тогда она поднимет взгляд. - Да... хотя на улице дождь... сплошной... как из ведра-ведрышка, - затесались не звученные междометия. Как в музыке Morricone. - Значит, я чувствую тебя и без слов. И даже не слыша твоих слов. – Она поднимает глаза, темные, глубокие, наполненные тем самым, жутким… …………………………………………………………. Еще один глоток. Что-то она заспешила. Придумывает! - Стараюсь, во всяком случае. Потому что я любопытна, как обезьяна. - Анализировать по мелочам-черточкам и делать некоторые выводы... значительные. Потом, да? - Нет-нет-нет… - Вот и засмущалась. И я знаю, что она вспоминает сейчас. И пытается это скрыть, и не может. Ее старания перехлестывают через край даже жизненной лодки откровений. Словно в ней пробоина, словно она вычерпывает вдруг накрывшую лодку волну, старательно, убедительно, ловко, но… ковшик дырявый и уже отслуживший свой срок. Ночь… Да, ночь. И этот чертов Morricone с его темой… Валерий Белолис, "Ощущение дождя". …И стоят у подъездной двери, Не расстаться, не разойтись… - Ты мне веришь? - Конечно, верю, Но мне, правда, пора. Прости… Евгения Таубес, "Погуляем еще немного?" …К тебе стремясь, тоскуя и любя, Не зная сам - к кому, зачем ревнуя? Я наклонился и вспугнул тебя В ложбинку шеи трепетно целуя. Ты вздрогнула … Упали кисти рук, Исчез восторг духовных ликований. Прости, прости! Что не сдержался, вдруг, Вернул из далей призрачных желаний… Эдуард Снежин, "Грезы". В небо превратилась бирюза, Рву разлуки дни и километры И… ловлю твой взгляд, как флюгер ветры, - У любви красивые глаза… Светлана Аркадьева, "Пастель". Красивые фразы. Как редко они похожи на то, что видит поэт. И как часто он замечает красоту там, где ничего казалось бы и нет. Умение зачаровать, отпустить эмоции-струны, извлекая долгие и щемящие ноты - все это так просто испытать на себе… Только открыть сборник произведений… О, беспробудно пьяный суетою Житейский миг! ……………………………………………………. Ты – слаб без нашей слабости блаженной Сердец и уст, Без памяти, что рождена живою, Как детский плач, И каждый миг, что следом за тобою – Тебе палач, И гибнешь ты без права воскрешенья – Худой конец… За нами – время, перед нами – вечность, А ты – мертвец! Мария Бродская, "Мятеж" ("Миг"). За Вами время, Авторы! И до… и после! Счастливого пути по новым дорогам, неизменно ведущим в озаренный вдохновением и гармонией Рим! Счастливого пути в этот град, где Вас ждет Сергей Есенин, ждет, чтобы подарить всю полноту своего творческого мира и… принять Ваш! А старая дорога терялась внизу, в холмах и отрогах, продолжая путь к проливу, и вдоль него, и куда-то еще, дальше… Старые дороги всегда куда-то ведут... Томилин Игорь, "Старые дороги II". ----------------------------------- С уважением, Д.К. 18 мая 2005 года P.S. Выражаю огромную признательность всем авторам, чьи творения не упомянул в обзоре. Не из рейтинговых соображений. Отнюдь. Просто так легли строки… И рекомендую читателям посетить следующие странички (оно того стоят): - Александр Шапиро, "Листья падают". - Евгения Таубес, "На деревенские мотивы". - MarYana, "РУСАЛКА". - Светлана Аркадьева, "В обычной принадлежности Земле". - Ольга Королева, "Утренняя колыбельная Аннушке". - Ольга Королева, "Колдунья". - Светлана Аркадьева, "Ладонь, сорвавшуюся с клёна...". |