Произведение |
|
Объем: 41 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 17. 1/2 финала. Пара 1. |
А Новый стих Новый стих – может лимерик, может быть, песня, Облачился в халат, стать пытается классикой. Я смеюсь, он бежит от меня по ступеням – Здесь наш дом, ты куда, ну зачем эти страсти-то? Подразнил и летит стих смешной и задорный, Все меня избегают (и даже карманники), Я ловлю незнакомую новую форму, Жаль, что он на меня – никакого внимания. Заблудившись в тени междомовых прогалин, Новый стих, в небеса отражаемый лужами, Вдруг меняет свой имидж и дальше шагает В шляпе фетровой, глупых штанишках зауженных. Не могу оторваться, он странностью держит, И зачем я иду за ним, будто прикованный, Он одет в непонятные эти одежды, Новый стих – он чужой, он совсем не знакомый мне! -------------- Б Слово Сам Всевышний радуется строке. Слово льётся с губ и ложится в ритм, Менестрель мой, сказочник и аскет, Зреет, зреет яблоко, мой Парис. И любить научишься, и летать, Потому что слово – стрела и лук. Рассыпайся, золото и янтарь, Потому что голос ласкает слух. Превратятся в слово, сверкнут строкой Тополя, озёра, любовь и грусть, Будет всё, как есть, под твоей рукой, Завлеку, единственный, заберу В синеву, безумную синеву, Там растёт-цветёт невозможный куст, Зазвенел браслет и продлился звук, Покатилось слово, легло в строку, Подожду, обязательно подожду, Да пребудет ноша твоя легка. ...Опадают листья в моем саду, Пламенеют пухлые облака. |
|
|
Дата публикации: 20.03.2021 17:34 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Здравствуйте! Рыцарь А Первая же строка посылает в нокаут – мало того, что ритмический сбой (возможно, прием? Зачин такой?), но еще и «стих» в значении «стихотворение». Сюжет стихотворения отсылает к философии Барта о том, что, рождаясь, произведение отрывается от автора и начинает жить собственной жизнью. Развитие этого сюжета идет по-бытовому, симпатичными и душевными мазками: «в... глупых штанишках зауженных» и т. д. Но в целом все катрены – об одном. «Все меня избегают (и даже карманники)» – ассоциация с поговоркой «за словом в карман не полезет». Причем если начинать читать в обратную сторону, сразу возникают странности: «Новый стих – он чужой, он совсем не знакомый мне! // Он одет в непонятные эти (какие?) одежды»... Более того, непонятно, это стих автора или чужой, и эта погоня превращается в условную погоню Ивана Бездомного за Воландом. И финальная строка, как водится, оставляет Ивана в дураках: «может лимерик, может быть, песня». Стихотворение симпатичное, но соперник Рыцарю попался невыгодный. Рыцарь Б Благодаря тому, что ритмически стихотворение разбито на отчетливые строки-синтагмы, разделенные и тонически (паузой), и чаще всего синтаксически, – прочитать стихотворение и в прямом, и в обратном направлении было нетрудно. Я бы «потому» в обоих случаях заменил бы на «оттого», чтобы было еще более четко. Стихотворение более глубокое, чем просто его содержание, выраженное словами (нарратив). При чтении возникают исторические, мифологические ассоциации, и это, безусловно, расширяет художественную ценность стихов. Это превращает простую историю рождения произведения в искусное многоплановое полотно. Не скажу, что всё очень понятно. Например, про «невозможный куст». Возможно, автор слишком активно вовлекает читателя к сотворчеству – к чему читатель не слишком готов. Многих сложность отпугивает, но для меня это повод рассматривать стихотворение как картину импрессиониста, открывая новые грани. Сомнение в употреблении слова «пребудет» во фразе «да пребудет ноша твоя легка». На слуху употребление «пребывать» в значении места или состояния («пребудет с тобой», «пребудет в добром здравии»), но не в качестве. А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Рыцарь А Выполнение задания: выполнено. При обратном прочтении почти нет вопросов. По тексту: - в первой строке сбой ритма «стих-может» - кто избегает (видимо, поэта?), откуда взялись карманники и зачем – для рифмы? - смысл стихотворения – взаимодействие ЛГ и неизвестно откуда взявшегося стихотворения? - стих отражается в небеса (улетает?) или в небесах (как в зеркале)? - эти одежды – какие эти? Почему непонятные – шляпа и штанишки? - четыре раза ОН в последнем катрене многовато. Общее впечатление: трудности задания не позволили автору создать произведение с более складным смыслом в прямом и обратном прочтении. Рыцарь Б Выполнение задания: выполнено с замечаниями. При прямом и обратном прочтении ряд строк сложно связать по смыслу: Прямое: - И любить научишься, и летать, Потому что слово – стрела и лук. - Рассыпайся, золото и янтарь, Потому что голос ласкает слух - если тополя и т.п. превратятся в слово, то что будет как есть? - вообще ни с чем не связанный, к тому же невозможный куст; Обратное: - Да пребудет ноша твоя легка. Подожду, обязательно подожду, По тексту: - в четвертой строке снизу сбой ритма (лишний слог). - Покатилось слово, легло в строку, Зазвенел браслет и продлился звук, - уже легло, какие звуки? Общее впечатление: трудности задания не позволили автору создать произведение с полным выполнением требований Оценка А-1, Б-0 Судья Вячеслав Дворников | | А Новый стих Передано настроение творческого человека в минуты вдохновения. Все внимание поэта направлено на создание, как я понял, «нового стиха» – как оригинальной новой формы. В погоне за ней автор видит «стих» то в халате, то в «шляпе фетровой». Приходится делать эту оговорку, так как употребление лексемы «стих», как синонима литературоведческого термина «стихотворение» не одобряю и считаю цеховым сленгом. Вот и автор, сомневаясь, сравнивает свое творение то ли с лимериком, то ли с песней – старинными стихотворными формой и жанром. Как известно: Ли́мерик — форма короткого юмористического стихотворения; Песня – род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки. Однако ЛГ-поэт своей оригинальной формы в тексте не представляет. В стихах участник показал хорошее мастерство. Только в одной строке сбился с ритма: Новый стих – мо(жет) лимерик, (А) может быть, песня, Рифмы не затертые, есть интересные: классикой / страсти-то, лужами / зауженных и др. На грани нерифм: карманники / внимания, прогалин / шагает. Всё же халатно-шляпные метафоры не позволили углубиться в философию творчества. И туманная финальная строка не смогла вытянуть стихотворение на уровень «нового стиха». * * * Реверсивное чтение стихотворения, в основном, включается. Но не все строчки совпадают без скрипа. 4-й и 3-й катрены идут гладко до слова «Заблудившись». Этот глагол требует здесь формы «заблудился». Во 2-м катрене повисла строка: Подразнил и летит стих смешной и задорный, Совсем неудачно, что логика концовки выводит нас на лимерик и песню, вместо обещанного «нового стиха». Б Слово Лирическая героиня обращается к возлюбленному (сыну? мужчине?) со словами поддержки и призыва к творчеству. О предмете обожания сказано путано: менестрель, сказочник, аскет и… Парис. И тут же читаем: …мой Парис. И любить научишься, и летать, Потому что слово – стрела и лук. Но ведь известно, что Парис был убит отравленной стрелой. Он – герой, мачо и в рядах менестрелей и аскетов не замечен. Всё больше по женщинам ударял, и золотишко при случае мог стащить. Сдается мне, что речь идет об Орфее. Впрочем, миф сразу кончается и 2-й и 3-й катрены живут уже сами по себе, они неплохо сложены и ближе к теме. Однако дальше ЛГ перетянула действо на себя: появились вдруг «безумная синева», «невозможный куст», какой-то «зазвенел браслет». Всё это похоже на набор рифмованных строчек. На вопрос «Как живется вам, стихи?» они мало чем отвечают. Концовка слабенькая и «сырая»: ...Опадают листья в моем саду, Пламенеют пухлые(?) облака. А где же обещанное «Слово»? * * * Оборот стихов почти не читается: Пламенеют пухлые облака ...Опадают листья в моем саду, Да пребудет ноша твоя легка. Подожду, обязательно подожду, И т.п. * * * Рыцарь А пусть не блестяще, но лучше выполнил основное Задание и специальное условие полуфинала. А – 1 Б – 0 Судья Николай Бурмистров | | Сбой в начале очевиден, но дело даже не в этом. Стих, который облачается в халат и хочет стать классикой, а в небеса отражается лужами вызывает улыбку. Поэтичнее было бы отразиться гладью озера или зеркалом реки. Автор самоироничен. Пишет с юмором, и это несколько мешает воспринимать это стихотворение серьёзно. Много удачных моментов. «Не могу оторваться, он странностью держит, И зачем я иду за ним, будто прикованный, Он одет в непонятные эти одежды,…». Действительно, написание стихов процесс затягивающий, и пока что- нибудь из этих странных одежд сложится, придётся попыхтеть. Мы ищем новые формы, темы, а стих «бежит от меня по ступеням» и теряется «в тени междомовых прогалин». Тема интересная. Автор – молодец, но всё-таки я отдаю предпочтение его достойному сопернику. А-0 Татьяна Июльская (Козлова) Задание такое сложное. Замечательно, что у авторов хватает таланта, фантазии, терпения. Читается легко сначала до конца, и с конца до начала. Смысл не теряется, стихотворение не теряет привлекательности при чтении наоборот. «…слово – стрела и лук» - это верно. Мало написать или сказать слово, надо чтобы оно выстрелило, и желательно попало «в яблочко». Здесь, на мой взгляд, выстрелило. «Покатилось слово, легло в строку», «Слово льётся с губ и ложится в ритм», и «Сам Всевышний радуется строке», потому что талант – это от Бога. Б-1 Судья Татьяна Июльская (Козлова) | | А Очень живая картинка, представляемая, легкая и мне симпатичная. Неуловимость и непредсказуемость новых строк, готовых вылиться во что угодно, здесь поданы нетривиально. То стих в классическом халате, то стиляга в шляпе, меняет одежды и держит странностью – не оторваться. Вполне узнаваемо. В обратном прядке стихотворение играет новыми задорными красками – пожалуй, хочется сделать основным прочтением именно его, так как в этом случае действо разворачивается более последовательно и концовка как-то предметнее. «В небеса отражаемый лужами». Обращает на себя внимание, непривычно. Лужи отражают – в речи мы используем обычно «в чем», а не «во что», но с т.зр. логики физических явлений, вроде, всё нормально. Небольшое хулиганское почти новаторство. Благодаря стихотворению сделала для себя полезное открытие: ударение в слове «лимерик», действительно, падает на первый слог (раньше почему-то считала, что по-нашенски, на второй). Замечательны междомовые прогалины. «Эти» одежды – слово выглядит втычкой. Б Работа порадовала интересным иносказанием и россыпью богатых образов. Здесь для меня тоже: в первом случае (сверху вниз) финал маловыразительный, во втором – играет. Да и начальная строка при обычном прочтении вызывает вопросы смелостью утверждения, при обратном же выглядит почти органично в качестве резюме. Похоже, ЛГ обращается к возлюбленному (поэтическому слову?), надеясь его завлечь. Зреющее яблоко – видимо, с ним сравниваются оттачиваемые стихи, может быть, зреющее поэтическое мастерство. Этот фрагмент у меня двояко прочитывается, поэтому родился вопрос: менестрель, сказочник, аскет и Парис – это метафоры, стоящие в одном ряду с яблоком, то есть это всё о зреющем слове, к которому и обращается ЛГ? или ЛГ обращается к кому- то, для кого «зреет яблоко»? Склоняюсь к первому варианту, так как дальше «научишься.. летать, Потому что слово – стрела и лук». Но что за «невозможный куст» и что за браслет – увы, ощущение, что чего-то не знаю. В голову пришла лишь одна ассоциация, строки Ходасевича: «…Нетерпеливо прозвенит браслетом, Потом уйдет… Стихи, давно забытые, исправлю». ЛГ полон ожидания рождения строк, которым обрадуется Всевышний, как я понимаю. И вот безумная синева уже превращается в пламенеющие пухлые облака, а цветущий куст сменяют опавшие листья – кажется, наступила осень (вероятно, не буквальная, а осень жизни ЛГ). Написано ли в итоге то, что задумывалось? Неожиданный открытый финал. С большего целостная картинка у меня складывается, и весьма яркая в поэтическом плане, однако все же для полноты ощущений не хватило понимания деталей. Как следствие – и эмоциональный отклик слабее. Но стихи отличные, тем не менее и как ни странно. ) Вполне хорощо: «Превратятся в слово, сверкнут строкой Тополя, озёра, любовь и грусть». «Покатилось слово» – нехороший свист на стыке. Трудным был выбор. Оба зацепили. Всё-таки зреющее яблоко. А – 0 Б – 1 Судья Евгения Валиева | | От Рыцаря 1 Б ------------------- Уважаемые судьи! Цветущий куст - слабая аллюзия на горящий куст. | | Рыцарь А Иронично, шаловливо, узнаваемо – и оттого мило до невозможности. Часто именно так и бывает – задумываешь одно, а рождается вдруг совершенно иное. Приходится догонять, пытаться загнать в заданные рамки; а сдавшись, знакомиться, узнавать, пробовать на ощупь, на вкус (бывает, что и упустить в итоге). Нельзя знать наверняка, во что вдруг выльется твоя задумка: получится добрая старая силлабо-тоника (в халате :) ), либо дерзкий, не боящийся бросить вызов существующим канонам стиляга – версет какой-нибудь. Либо лимерик. Либо вообще – песня :). Чертовски привлекательно, что стихотворение-герой здесь – не бесплотное эфемерное начало, а живой, осязаемый персонаж по имени Стих. И персонаж весьма характерный, подвижный, склонный к авантюризму :). «В небеса отражаемый лужами» – понравилось, легко представимо. При чтении наоборот не очень понятно, какие такие «эти» одежды. Но в целом прелестно. Рыцарь Б В этом стихотворении читателя окутывает призрачная дымка, таящая за своей слоистой текстурой целые миры образов и ассоциаций. Ворожит сладкоголосая Муза, увлекает поэта в расставленные сети – на счастье ли?.. на погибель? Заинтересовал невозможный куст. Неопалимая купина, единение с Богом посредством слова? Вообще здесь у каждой строчки может быть толкование, близкое конкретному читателю. Изумительно: «Превратятся в слово, сверкнут строкой Тополя, озёра, любовь и грусть» Смысл, мне показалось, более органичен при чтении сверху вниз, однако финальные строки слабее. Снизу вверх – финал совершенно роскошный, но смысл уже не так выразителен. Стихотворение красиво, поэтично, в нём есть и глубина, и нежность, и многогранность, и изящество. Очень сложный выбор. Очень. Чуть перевесила улыбчивая живость первого стихотворения. Рыцарь А – 1 Рыцарь Б – 0 Судья Людмила Царюк | | А Вот, оказывается, как выглядит новый стих! А кажется, я его встречал даже. Может, не этот, но очень похожий. Что ж, стих у автора интересный. Тот, который отправился гулять. Но и этот ему под стать. Оригинальное решение вопроса, хорошие образы, ассоциации. Интересные рифмы. Не всегда звучные, но, по крайней мере, не банальные. При чтении наоборот небольшое логическое несоответствие. Сначала (то есть с конца) говорится о непонятных «этих» одеждах. Каких этих? Об этом говорится позже (тьфу ты, раньше). Дальше стих меняет имидж до того, как меняет на самом деле. Всё же здесь есть изменения во времени, когда как в классическом оборотне должно всё быть статично. И вот и не совпадает причина со следствием. И ещё, что меня лично немного смутило, у героя (стиха) отсутствуют какие-то характерные признаки. Хорошо бы увидеть узнаваемые аналогии, логичные и меткие. Ну почему именно таким увидел автор стих? Только потому, что так захотелось. И нет никакой разницы, в глупых штанишках он, в противогазе или вообще облако. Перед тем как опубликовать отзыв, прочитал остальные. Удивило, что многие судьи увидели здесь в первой строке сбой. Я сбоя не вижу. Есть обычный спондей, причём в одном из наиболее незаметных вариантов. Б Красиво. И, пожалуй, всё. Потому что здесь я вижу только слова. Слова о слове. Хе. Смысл для меня так и не сложился в один узор. Вот автор (герой) обращается к кому-то и называет его менестрелем. А потом, видимо, его же сказочником и аскетом. И тут же Парисом с намёком на яблоко раздора. К чему оно здесь? Да ни к чему абсолютно. Ни до, ни после этот образ не играет. Причинно-следственные связи сомнительны. Научишься любить и летать, потому что слово – стрела и лук, а золото и янтарь рассыпайся, потому что голос ласкает слух. Возможно, второй образ про подношение за пение. Но это не точно. Образы сложные. Плюс ли это? Вот я лично не уверен. Всё же поэзия должна (хорошо, хотелось бы, чтобы) служить народу. Находить отклик, не быть абракадаброй. Не быть невозможным кустом в безумной синеве. Тем более в стихотворении- оборотне. А то получается, что в обратную сторону те же выводы идут от других причин. И ничего в принципе не меняется. Написано очень даже прилично! Это да. Рифмы лично меня впечатлили, хотя некоторые из них на грани. Почти не рифмы уже, хотя формально – рифмы. Ритм – Парис, например. Не звучит почти. И тут же примитив «строкой – рукой». Дисгармонируют. Лишний слог в строке «Подожду, обязательно подожду». Есть сомнения в нужности выделения запятыми «как есть». Но это не замечание. Думаю, автор прав. Выбор был непрост… но всё же простота победила. Просто будьте проще. Живость и симпатичность героя, показанного с ироничной точки зрения понравилась мне больше странных, пусть и потенциально глубоких образов. Ну и ставки высоки – малейшей сбой сильно снижает шанс на победу. А – 1 Б – 0 Судья Игорь Колесников | | Бурат Д'Ино ~ Калиостро : 4:3 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |