Произведение |
|
Объем: 54 [ строк ]
|
|
|
|
Хит-15. 1/4 финала. Пара 4. |
А Моя древность Я возвратился в сельскую глухомань. Тает душистый вечер (ленивый очень). Белый налив луны так прозрачен, сочен. Пахнет травой нескошенной. Спит Полкан. Здесь не бежит, не движется, не течёт сонное время – стынет янтарной каплей. Просто живи, дыши. Погляди-ка – цапли ходят вдоль речки важно. А что ещё? Свет отключили восемь часов назад (вновь экономят, но не добиться толку). Всё, что и раньше: простыни на верёвках, ветхий забор, и пьёт у Петровны зять. Господи! – прошлый век. Голубая даль, дикая Русь, раздольная, избяная. Странно, но я безмерно по ней скучаю и возвращаюсь каждый июль сюда: зябко в бесцветных сумерках февраля. В городе душном, спешном покоя мало. «Улица. Ночь. Аптека… и рябь канала» – помнишь у Блока? Грохот добавь да хлябь. Город съедает… Вот уже десять лет. Мир первобытный тот, лубяной и древний, я променял на новый, забыл деревню в поисках счастья. Думал – найду, но – нет. Только в деревне рай для чумной души: можно хмельное солнце ловить руками. …Но сохранится ль прежняя связь меж нами, если не будет долгих разлук, – скажи? ------------- Б *** Застынет жарким янтарём субботний день, Моё сегодня – словно буса в длинных чётках, И новый светлый дух, приписанный к звезде, Жужжа, взовьётся над Землёю жёлтой пчёлкой. Так, пятница – как предпоследний день? Ещё Я шёл сквозь ливень, мрак и руны синих молний, И вдруг услышал: каждый божий миг течёт Сквозь нас неистовым сплетением гармоник. Под напряжением, пружиня и дрожа, Из мёртвого "вчера" в живительное "завтра" Несётся жизнь – хотеть, рождаться и рожать, И редактировать ожившее, как автор. Четверг? И чашу – на, теперь уже держи! Блеск серебра Иудина, его лобзанье. И мироздания привстали этажи, Во тьму смотря христовыми глазами. И, знаешь, даже в то, поза-позавчера, Каким бы он кому ни показался утлым, Светило ярко Солнце, и, жужжа, пчела, В борьбе с росой, нектар качала ранним утром. |
|
|
Дата публикации: 22.06.2019 19:39 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | А С заданием всё в порядке: в июлях приезжает, потому что в февралях ему зябко и беспокойно, а это очевидное следствие того, что уже десять лет его «съедает город». Уехал – тоскует – приезжает (если в прямой последовательности). А стихотворение отличное. Вроде, всё просто, а заворожило и не отпускало до последней буквы. После строк «Здесь не бежит, не движется, не течёт сонное время – стынет янтарной каплей. Просто живи, дыши» я готова ему всё простить, честное слово. И за «избяную Русь» тоже. И мне нравится, когда в стихах тонко – вот как здесь – задаются важные вопросы, даже не столько буквальные, сколько подразумевающиеся. «Господи! – прошлый век» - мне думается, здесь вернее Прошлый – с заглавной. «так прозрачен, сочен» - обычно рецензентов такие фигуры речи напрягают, и поэтому часты вопросы: а как именно? Мне же обычно понятно, как: так! Очень – синоним в данном случае. Тоже люблю выражаться этим способом, поэтому отметила нюанс. Никому не в укор, если что, а только в слабое оправдание способа.) Б Мне здесь увиделся библейский сюжет, те самые три дня, с четверга по субботу, когда по одной из версий произошло распятие и вознесение. Не знаю, зачем выделен жирным другой «день», но для меня в этом тексте логика задания содержится в таких мерках: «субботний день» - следствие пятницы, которая следствие четверга. Имею в виду не буквальную последовательность дней недели, конечно, а события, с ними связанные. Текст глубокий, требующий осмысления. Главное, что мне в нем импонирует – как ЛГ пытается ощутить в себе единение с духом Христа и со всеми процессами мироздания, происходившими в означенный период. Удачен здесь и образ пчелы – традиционного символа божьего посланника, владеющего многими тайнами бытия. В каких-то преданиях пчелы символизируют звезды и связь с космосом, а в одном из греческих мифов их связывают даже с темой бессмертия, что очень кстати отразилось в данном произведении. Финал словно объединяет все предыдущие этапы и мудро резюмирует незыблемость вечного процесса. Единственное, что не очень понравилось в нём: «знаешь». Не приветствую этот приём, когда ни с того ни с сего является обращение не то к читателю, не то к абстрактному собеседнику, хотя до этого текст был самодостаточным и не предполагал никакого визави. Возникает ощущение не то заигрывания с читателем, не то затычки в ритмическом рисунке. И если у Рыцаря А приём выглядит более естественно, так как тон задан изначально (..погляди-ка, помнишь, добавь, скажи...), то здесь оно более искусственно. Это субъективно, конечно, и не влияет на общую оценку, просто к слову. «Моё сегодня – словно буса в длинных чётках» - бусина, то есть? Или авторский неологизм?) Бусы в таком значении имеют только форму множественного числа, насколько я знаю. А строка отличная. «...Ещё Я шёл сквозь ливень, мрак и руны синих молний, И вдруг услышал: каждый божий миг течёт Сквозь нас неистовым сплетением гармоник» - всё очень здорово, сильно, руны синих молний хороши, неистовое сплетение гармоник экспрессивно-тревожное и соответствует моменту накала. Путь ЛГ, условно пройденный вместе с Распятым, мне прочитывается, даже если имелось в виду что-то иное. ) Весьма интересным показался мыслеобраз: «И мироздания привстали этажи, Во тьму смотря христовыми глазами» Представился этот взгляд, вознёсшийся над миром, в котором сконцентрировались все законы мироздания. Не очень понятно лишь – зачем тут в последней строке пропала стопа, поменяв размер. Вообще, стоит отметить, что ритмическое решение стихов показалось некомфортным. Возможно, стояла задача приблизить звучание к какой-либо античной модификации – но вышел, на мой взгляд, всего лишь громоздкий шестистопный ямб с явным нарушением в пятой строфе и неявными в начале шестой. Навеяло даже Александрийский стих – если бы не перекрестная рифмовка. Но не беру на себя смелость настаивать на какой- либо версии и была бы признательна за авторское пояснение по этому моменту. А выбор придется сделать. Между лёгкостью и чистотой слога, приятной музыкальностью стихов, моментами красивенной метафоричности, глубокими актуальными размышлениями и – не менее глубоким, философским и тоже всегда актуальным отражением мироощущения, нестандартной образностью, нетривиальной формой подачи и некоторым количеством технических шероховатостей. Похоже, склоняюсь к первому: А – 1 Б – 0 Судья Евгения Валиева | | Здравствуйте! Если брать терминологию из хоккея, то в этой паре Рыцарем А одержана тяжелейшая победа по буллитам. И матч сыграли ровно, и дополнительное время не выявило победителей, и только одна- единственная ошибка, случайность – решила исход встречи. В роли ошибки и случайности – субъективное мнение судьи, а вернее – читателя, наделенного в этот раз полномочиями конкурсного жюриста. Рыцарь А – 1 Задание выполнено. Мы видим следствие (периодический приезд в деревню) и причину – давление города, которое вынужден терпеть ЛГ. Временные засечки: июль, февраль, десять лет. Последовательность истории на поверхности: десять лет мытарств в большом городе – как вершина этого – холодный и пустой февраль – и приезд на Родину - июль. Стихотворное полотно плотное и насыщенное, картинка, кадр практически в каждом слове. Собственно, это череда ярких слайдов, которые, по воле автора, даруют читателю (каждый – свою) мини-эмоцию, и, наслоившись друг на друга, превращаются к последней строке, к последнему слову в какой-то пароксизм упоительного счастья с оттенками светлой грусти. Не знаю, какие еще подобрать слова, чтобы выразить свое восхищение этой работой. Это и боль о Родине, и любовь к Родине, и много-много серьезного, сказанного очень обыденным, простым, понятным языком. Великое мастерство за всей этой кажущейся простотой. Рыцарь Б – 0 Задание выполнено. Мы видим следствие и причину, если я не ошибаюсь, то это те самые «три дня и три ночи», которые по христианской мифологии пророчил Иисус. То есть время, когда сын человеческий будет во чреве земли до своего воскрешения (до дня – воскресенья). Последовательность, на мой взгляд, не соблюдена, так как ЛГ перескакивает с пятницы в четверг, и опять – в субботу. Прямой временной линии не видно. Временные маркеры имеются – пятница, день, четверг. Много о чем размышляет ЛГ в сложном для восприятия стихотворении, как основу можно выделить – бренность, предсказуемость бытия и, одновременно, радость и великий, божественный смысл жизни. Шестистопный ямб без цезуры и внутренней рифмы кажется громоздким, отсюда кое-где теряются рифмы, и стихотворение теряет свой скелет, становится похожим на сбивчивую прозу. Неожиданный спотык в третьей строфе, укороченная строфа, может быть, конечно, авторским способом выделить кульминационный момент. Считаю, что после основательной доработки, автор будет обоснованно гордиться данным произведением, которое несомненно найдет отклик в определенных (не широких) кругах читателей. Счет – 1:0 Судья Дмитрий Шорскин. | | Несудейское мнение читателя: Всё-таки, количество хороших стихов перевесило. И здесь мне лично непросто сделать для себя выбор. Работа Рыцаря А сначала покоробила какими-то не очень удачными фразами (теми, которые в скобках), но вывод, сделанный в конце, всё исправил. И стало вкусно! Эпитеты, которые показались поначалу нарочито вычурными, вдруг стали удачно вписывающимися в "избяно- лубяной" стиль. Настроение, чувства, всё поднялось, проросло в душе и всколыхнуло подсознательную любовь к малой родине. Работа Рыцаря Б показалась мне несколько запутанней, причём в не лучшем смысле этого слова. Есть красивые образы, метафоры, есть глубокая мысль, но мне лично не хватило однозначности и явной узнаваемости образов. Впрочем, это именно дело вкуса, по уровню мастерства, на мой взгляд, обе работы близки. Поэтому повезёт тому рыцарю, чья работа придётся по вкусу большинству судей. | | Здравствуйте, рыцари последней пары - последней по счету, но не по таланту!) Рыцарь А "Я возвратился в сельскую глухомань" - это опять рубцовские/есенинские мотивы. Да еще и прямая реминисценция к Блоку. Кажется чуть театральным и еще более - заимствованным этот пафос. Тот же "рай для чумной души" - это рубцовское "Суну морду в полынью // И напьюсь, как зверь вечерний". Вот не самостоятельно ни разу!) Ни один образ в тексте не показался самостоятельным. Разве что сетование на отключение электричества. Форма хорошая, версификация близкая к мастерской, настроение читается и чувствуется. Но ощущение вторичности не покидает с начала и до конца. К тому - небрежные рифмы: сюда-февраля, деревню-древний (избито очень). Рыцарь Б Я не в восторге от нарочитого усложнения во всех аспектах этих стихов: смысловом, ритмическом, синтаксическом. Допустим, Рыцарю хочется некой загадочности и символизма - прекрасно, но усугублять его еще и ритмом, который меняется от строки к строке и который невозможно зафиксировать, - это плаванье в шторм. К примеру, строка "Блеск серебра Иудина, его лобзанье" абсолютно аритмична (по сравнению хотя бы со строкой "Моё сегодня – словно буса в длинных чётках"), чтобы ее прочитать, необходимо, наверное, вернуться к тоническому стихосложению - а смысл? Позже автор, видимо, сам ошибается с пересчетом слогов в строке "Во тьму смотря христовыми глазами". Очевидно, что в стихотворении идет речь о воскресении Христовом. В тексте много метафор и отсылок, делающих его культурологическим и многослойным. Прекрасно подобран образ пчелы, который связывает зачин с финалом. Но само построение фраз (к примеру, то же вырванное в отдельное предложение "Блеск серебра Иудина, его лобзанье") кажется до невозможности хаотичным. * * * Признаться, поначалу я хотел безоговорочно отдать победу Рыцарю А - слишком притягательной показалась плавная и гармоничная форма стихотворения. Сравнивая глубже, я понимаю, что Рыцарь Б на голову превосходит содержательно. Поэтому А - 0 Б - 1 Судья Блинов А. В. | | Рыцарь 4-А судье Блинову А.В. Добрый день! Спасибо вам за разбор. Хочу только отметить неточность.У меня нет рифмы: сюда- февраля. У меня даль- сюда, а февраля-хлябь. Рифмовка кольцевая. | | Уважаемый рыцарь, прошу прощения за эту мою оплошность и косоглазие. |
|
| | Рыцарь А Моя древность В поэтической технике, наверное, единственная шероховатость: «Белый налив луны так прозрачен» - либо как прозрачен? Либо слово «так» - слово-затычка. В остальном слог ровный, песенно-укачивающий, добротные рифмы, необычная рифма: «февраля – хлябь». Очень приятное для чтения работа. Хоть и временные маркеры – в наличие, но увидела только два временных периода: деревенский июль и городской февраль. Причинно-следственная связь есть. Задание по путешествию во времени выполнено лишь частично. Рыцарь Б *** Временной цикл стихотворения выстроен из трёх периодов: настоящее (суббота) – пятница – четверг. В коде стихотворения очень удачное закольцевание с началом стихотворения. Поэтическая техника - вполне приличная, ритмика – логаэдическая. Есть ритмический сбой в строке «Во тьму смотря христовыми глазами». В остальной части сбоев нет. Но некую рванность ритму придают свободные клаузулы и пиррихии, что (считаю) стихотворение совсем не портят. А даже, наоборот, помогают интонационностью выделять ключевые смысловые моменты. Есть много замечательных метафор и образов. Смысл стихотворения нужно ловить в глубине («сквозь ливень, мрак и руны синих молний» и в «неистовым сплетением гармоник») В стихотворение есть свой шарм, понравился синтез гармонии мира и внутренних сентенций размышлений автора. А – 0 Б – 1 Ещё одна достойная пара этого тура! Судья – Олеся Атланова | | И тут оба стихотворения понравились каждое по своему. Недочеты есть, куда без них. Но в этой паре, как и в предыдущей, стихи показались сильнее, чем в первых двух. Сложный выбор. Но все-таки Счёт 0:1 Судья Светлана Илларионова | | Сталкер ~ Безликий – 2:3 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |