Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. Ф.Тютчев КАК Динамика, как справедливо отмечал Лессинг, в поэтическом искусстве – искусстве слова, говоря современным языком, – не просто должна быть, а обязана представлять первооснову, она – формальный каркас творения. Именно развитие действия, постоянное сообщение нового отличает поэтическое искусство как вид, определяет повествовательное произведение как раскрывающееся для читателя во времени. И в языке при этом – тоже желательно проявление своего рода динамики: это стремление к лаконичности, доступности фразы, простоте синтаксических конструкций. Громоздкое выражение априори обездвижено. Не верите – произнесите его вслух. Язык увязнет, не говоря уже о мыслях, а они должны летать. И как усиление этого же самого динамического процесса – фонетическая игра, смысловая, философская перекличка. Необычайно великолепный прием – окольцовывание фразы. При том, разумеется, условии, если он уместен, если это сделано тонко и со вкусом. Но ни в коем случае нельзя этим приемом злоупотреблять – он обесценивается и становится приторным. Это жемчужина мастера, ей надо пользоваться редко и умело. ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ Талант – это собирательное понятие, он один для всех. Но не на всех: несет его один из сотни, тысячи. Он в этой жизни за него ответственен, за то, чтобы знание попало к людям. Знание как таковое вовсе не ему принадлежит, оно для всей Земли, для человечества. Дается одному – на многих. Ну, а он уже обязан поделиться с миром этими знаниями посредством того инструмента, который в его руках. Если Слово – то через слово. Донести его, знание, до человечества доступно, интересно и правдиво. Причем не только словом, но и делом. Для начала истину необходимо процедить. Нужна внимательность! Прежде всего, стоит обратиться к знаниям прошлых времен. Не просто отдавая дань уважения – в поисках откровений. Опыт предшествующих поколений – огромная ценность, по крупицам собранная и дошедшая до нас. Это колоссальный труд – то, что проделали наши предки в поисках истины, и квинтэссенцию его надо бережно хранить. Кроме того, знания эти обязательно должны быть приумножены и переданы в дальнейшее пользование – ради торжества мудрости, мысли, слова. И дается знание только тем, кто может совершить поступок. Кто сможет выполнить свое предназначение. Кто не разменяет свой цветник души на мелочи, кто не отдаст талант и чувства на потребу, а посвятит себя тому, чтобы сделать мир прекраснее и мудрее, кто будет творцом. Более того – кто умеет, готов и достоин страдать. И способен благодарно радоваться своему страданию. Необходимо понимать: для человека слова умение надеть на себя ситуацию обязательно. Не примерить, а надеть и поносить, сжиться с ней. Купаться в многообразии, в океане людских судеб и страстей. Пережить за другого что-либо самому. Со-пережить. Иногда частично – то, через что недопустимо пройти полностью самому. Вместе прожить, перестрадать. И взять при этом слово и описать людские судьбы: кто да что, да как, да почему, за что. Понятно донести, объяснить. Свет нужно научиться поглощать, отражать и преломлять. Видеть ситуацию сверху, снизу и изнутри. И вести за собой народ, а иначе для чего все это. Личным примером побуждать к чему-либо. Вопреки лени, трусости прожить жизнь в назидание потомкам. Как справиться с заданием? Терпение, спокойствие, внимательность и труд, патриотизм как состояние духа. Неверие же в себя – вот главный враг. Противостоят ему воля, честь, достоинство, упорство, мужество и дерзновение. Ведь в когорте несущих – те, кто может больше, чем другие, вытерпеть и не сойти с ума. Они, избранные таланты, способны вынести гораздо большие трудности и испытания, способны на такие подвиги, которые обычным людям не под силу, ведь именно они – носители того духа, который, при условии единения с ним души человека, способен поднимать до неба, до заоблачных высот. Крылатость это. Итак, вперед, расправив крылья! В пятый океан – небо. Слава же – дорога, которая дает возможность нести добро, метла, расчищающая путь Знанию, тяжкая, ответственная ноша, но никак не лакомый кусок исключительно для одаренного. Слава не должна превращаться в эквивалент материальным ценностям, ведь она – возможное следствие реализации таланта. Реализации благодаря стремлению к созиданию, что есть духовная потребность. Об этом говорилось выше. Итак, недопустимо пользоваться своим талантом в углу в одиночку, ведь он, доверенный единицам, – на множество людей. Момент достижения славы – зона особого внимания. Чтобы иметь возможность экономить, нужно много потратить. Так же и в вопросе признания. Чтобы получить его, придется пройти тяжелым путем неприятия и отторжения, незаслуженных насмешек, злобного угнетения. Неблагодарность трудно воспринимать. Но победы в воздухе куются на земле. Эта неблагодарность – аэропорт. С видом на будущее. Однако при этом необходимо помнить, что внятный успех – это понимание в глазах читателей, и прятаться за расхожим выражением «публика – дура» нельзя. Стремясь к постоянству чувств, не поддаваясь настроению, нужно уметь находить в себе то, что необходимо совершенствовать. В себе не может устраивать все – это не свойственно миру искусства. Обязательно должно быть движение, в нем – жизнь. И ЧЕМ Человек живет, покуда стремление созидать в нем не перекрывается мелкими насущными потребностями. Потому слово бытовое всегда гораздо ниже того слова, что живет в произведении искусства, что является его, произведения, неотъемлемой частью, одной из его нот, без которых невозможно представить произведение в целом. Со словом можно играть. И тогда оно приобретает иной смысл. Однако такие, игровые, конструкции непрочны. И, как ты ни играй с языком, слово все равно на свое место встанет, выпрямится. Перекрученным оно может быть лишь временно. Ведь это неустойчивое положение – только игра. Действительность же – это честное, прямое слово. То слово, что было в начале, то слово, что было у бога, то слово, что было бог. Только живое слово способно и призвано обеспечить неразрывную связь поколений, преемственность. Оно неподвластно мимолетному веянию моды и чаяниям толпы: искусство не позволяет легких компромиссов. Оно, живое слово, гибко устойчивое, извечное, сущее. Однако по достоинству и справедливости его способна оценить лишь благодарная человеческая память, так как слово живое вмещает в себя и слово о смерти. А оно нелицемерно и беспристрастно. Именно такое слово способно жить в веках. 2007, август – 2009, февраль. |