Среди старых писем и фотокарточек, бережно хранившихся родителями, я обнаружил свое детское сочинение. Бесхитростные, эмоциональные строки вновь вернули меня в ту далекую эпоху. Вспомнился милый сердцу город – Великий Устюг. Удаленный от центра, практически без дорог, без телевидения, он, тем не менее, жил интересно и насыщенно. Мы росли, чувствуя его трудовой ритм. Уже со школьной скамьи нас готовили к выбору профессии. Увлекались суда и авиа моделированием, ремеслами, изучали родной край. Жили не богато – носили школьную форму и пионерские галстуки. Но были активными – собирали металлолом и макулатуру для школы, сажали деревья, ходили в походы, увлекались спортивными играми. Любили зимние дворовые забавы: катанье на лыжах и коньках, взятие снежной горы. Бывало, колядовали: нарядимся народной пестрядью из старых бабушкиных сундуков и чудим, забавляемся. Кто наградит нас пряником, кто горстью конфет, а кто и крепким словцом…. Как-то сплотили небольшой тимуровский отряд. Решили: пусть будет нашей тайной. – Навещали одиноких старушек. Мыли у них полы, кололи дрова, пололи грядки. И не было мысли о выгоде, хотя в кармане было пусто. В лучшем случае 10 копеек (7 стоил пирожок, 3 – чай с сахаром). Был случай: заметили, как женщина уронила кошелек, и он провалился в узкую щель под мостки. Кто-то из ребят изловчился, достал, и женщина решила отблагодарить. Но стыдно было брать чужие деньги. Тогда она купила всем по мороженому. Стыдно было не уступить место пожилому человеку в автобусе, не помочь женщине отнести тяжелые сумки…. Некоторые не согласятся со мной и скажут: не все были такими. Отвечу. Да – все были разными, хотя порой и ходили строем. Вот, вспомнили про стиляг. Хорошо. Но когда читаю, они мол, выражали свободу, протест и прочее – удивляюсь. Что могли выражать праздные, равнодушные шатуны? Разве что лень и самолюбие. И не они определяли стиль эпохи, сохраняли традиции и культуру, берегли извечные нравственные ценности: уважение к старшим, любовь к родной земле, бескорыстие. Дети растут и развиваются под воздействием окружающего мира и от того, как этот мир духовно организован, целенаправлен, способен аккумулировать и передать потоки энергии, тепла и света своим детям, настолько и внутренний мир ребенка будет шире, ярче, талантливее. Происхождение и развитие разные, потому и дети не могут быть одинаковы. И в нашем поколении кто - то горел ярким факелом, а кто-то вяло тлел, не почерпнув из духовной чаши древнего города и великой страны. Но все мы, в той или иной степени, были детьми системы, которая растила, воспитывала, пестовала. Город, семья, школа – все работало, причем не формально, а на примере наставников, прошедших войну, разруху и восстановление страны, на убежденности в правоте идеалов и вере в светлое будущее. Конечно, далеко не все было радостным в той жесткой советской системе, но что важно: о детях заботились, о них думали, ими занимались. Начинались 70-е годы – город менялся на глазах. Активно возводились жилые дома. Получил новую взлетную полосу аэропорт, железнодорожная ветка потянулась к городу, строился мост через Сухону. Памятник Дежневу гордо встал у Успенского собора под звон восстановленных курантов. Мы заканчивали 8-й класс. Помню выпускной: домашние пироги с чаем, лимонад. Гуляли по набережной, пели песни, были преисполнены мечтами и оптимизмом. Многие продолжили учебу в школе, а я уехал в суворовское училище. Грустно было покидать любимый город. Древняя история, народная культура, трудолюбивые и талантливые люди – все было сердцу близко и дорого. И, мог ли я тогда представить, что пройдет немногим больше 20 лет и, устремленный в будущее, рабочий город станет «городом - фэнтэзи» – родиной Деда мороза…. Впрочем, Великому Устюгу в этом повезло (в отличие от других малых городов). Наступила другая цивилизация. |