Произведение |
|
Объем: 26 [ строк ]
|
|
|
|
Отцу |
Есть в памяти один осенний день, Где меж озябших плёсов бродит ветер… Где дождь уныло плачет на рассвете, И траурная лента на портрете… Твой день рожденья…. Тихой скорби тень… И чётные цветы в моем букете. Я мысленно пишу тебе письмо…. Незримая строка ложится ровно. А дождь стучит подобно метроному! В своем письме больной вопрос затрону - Зачем обрек ты маму на вдовство? Ответа нет. Ведь тишина безмолвна. В промозглости, похожей на туман, Я вижу прошлое с киноэкрана - На кухне капает вода из крана, Вот бьётся на руках соседей мама, Вот плачет, спрятавшись под стол, пацан… Отец ушел… …………бессмысленно… и рано. А шорох листьев, словно шелест крыл, Как зов издалека, что мне приснится… Закончена последняя страница. Не тронута вопросов вереница, А я, твой сын, ………………почти тебя простил. Незваная слезинка на ресницах… |
|
|
Дата публикации: 07.03.2012 19:42 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Каждая строка - обнаженный нерв. Так можно чувствовать, если прожито и пережито немало. Так много сказано этими строчками. Боль героя отзывается в душе , сливаясь с моей - от безвременно ушедших родных. Спасибо за эти строки. | | Спасибо! Очень близко... | | Уважаемый финалист Кубка МСП НС, вы можете прочитать итоговый обзор Финала в номинации Поэзия, пройдя по этой ссылке: http://www.litkonkurs.com/?pc=forum&m=3&vid=366939&project=88 | | 1. Милада Кондратьева: В данном произведении автором поднята серьёзная жизненная проблема: проблема психологической реабилитации человека после потери родителя в детском возрасте. Более того, проблема психологической реабилитации мальчика после потери отца. В нашей культуре принято недооценивать детское горе: “Маленький, что он понимает... Скоро забудет”. Если ребёнок потерял родителей в первые годы жизни, кажется, что он вообще не осознает факта потери. Мария Капилина, детский психолог, высказала мысль: “Считается, что самое ужасное, что может произойти с человеком – это потеря ребёнка. На самом деле потеря родителя для ребёнка гораздо страшнее. Ведь даже самый любимый ребенок – это только часть нашей жизни, а родитель для маленького ребёнка – весь его мир”. Зачастую тоска по умершему родителю сохраняется на протяжении всей жизни, а влияние травматичного опыта сказывается на личностном развитии и жизнедеятельности. А потеря отца для мальчика – это потеря особого рода. Если мать – источник жизни и жизнетворного тепла, то отец – источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребёнком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. Без отца ребёнку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Это даже видно из стихотворения: “Незваная слезинка на ресницах…” Фраза произнесена мужчиной, а такое ощущение, как будто женщиной. Мужчина сказал бы что-то типа “скупая слеза”. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Из стихотворения понятно, что ЛГ – уже взрослый человек, который имеет достаточно жизненного опыта, чтобы дать оценку случившемуся и своим чувствам. Но тем не менее, ещё не прожил крепкий отрезок жизни, по окончании которого человек созревает для прощения (автор пишет: “почти тебя простил”). Сюжет стихотворения развивается не последовательно во времени, а скачками – чередованием картин: нечётные строфы – воспоминания ЛГ, чётные – его теперешние рассуждения и чувства. Итак, из первой строфы мы узнаём, что в свой день рождения отец ЛГ, молодой и здоровый мужчина, умер. Вторая строфа – мысленное обращение к отцу, ЛГ пишет ему воображаемое письмо, в котором возлагает вину за произошедшее на отца, а также задаёт риторический вопрос: “За что?” В третьей строфе – опять эксурс в прошлое. Но картина, предстающая перед читателем, – убитые горем жена и сын. Последняя строфа – письмо, состоящее из риторических вопросов, закончено. Оказывается, у автора таких риторических вопросов набралось на несколько страниц. Можете себе представить какие это вопросы? Когда ребёнок переживает потерю, его мир необратимо меняется, всё приходит в состояние хаоса. Нужно время, чтобы восстановить свой мир, что-то заменить, что-то отстроить заново, что-то расставить по местам. Вопросы могут возникнуть даже самые неожиданные, на взгляд взрослых, например: “Кто будет водить теперь меня в школу?” Это и есть процесс горевания. Горе – это не просто чувство, горе – это большая работа. Она требует всех душевных сил ребёнка. Выходя постепенно из стадии шока, ребёнок может столкнуться с новыми аспектами горя. Один из них – гнев. Ребёнку признаться себе, что он злится на покинувшего его родителя, очень страшно. Это особенность детской психики – ребёнок ещё не осознает в полной мере границ между личностями и сознаниями разных людей. Вот и в стихотворении говорится: < В своем письме больной вопрос затрону - Зачем обрек ты маму на вдовство?> В более поздние годы вопросы к отцу были, конечно, другими, но их поток не иссякал. Cамостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задаёт наиболее действенный пример, в сравнении с которым или, на него ориентируяс,ь сын будет определять своё собственное поведение. То есть, вопросы были: “А правильно ли я поступил? А почему последствия моего поступка не те, которые я предполагал? А как бы ты поступил на моём месте?” По всей видимости, в жизни мальчика так и не появился человек, который мог бы ответить на эти вопросы вместо отца. Именно поэтому так трудно простить, и особенно тяжело, когда понимаешь, что смерть была бессмысленной. В противоположность, представьте себе самоощущение подрастающего мальчика, если бы его отец погиб как герой. Каковы художественно-выразительные средства языка, использованные автором? Во-первых, автору нужно было передать два аспекта: что случилось и чувства ЛГ. Интересно, что автор описывает воспоминания в первой и третьей строфax по-разному. В первой строфе горе описано не в абсолютно трагических тонах, а в несколько приглушённых. Например, эпитеты: “озябших” плёсов, а не более суровое замёрзших; “уныло” плачет, но не горько; “тихой” скорби, а не глубокой. То есть, получается, что ЛГ как бы смотрит на ситуацию со стороны, без особого вовлечения, как сочувствующий, а не как участник тех событий. В третьей же строфе, такое ощущение, что автор ввёл себя в состояние транса и психологически переместился в “то” время. Эмоции стали очень яркими, и автор использует более экспрессивную лексику: “в промозглости”; “На кухне капает вода из крана” (именно то, что вода капает, имеет более экспрессивный оттенок, чем, если бы вода лилась или текла; капание воды – это раздражитель, льющаяся вода, наоборот, успокаивает); “Вот бьётся на руках соседей мама”. Посмотрим, как автор описывает теперешние чувства ЛГ. “Я мысленно пишу тебе письмо” – глагол настоящего времени “пишу”, а, к примеру, не решил написать, говорит о том, что, скорее всего, это для ЛГ довольно привычная, периодически повторяющаяся (возможно, каждый год, на день рождения отца, на кладбище) процедура. То, что в этой строке не употреблено ни одного эпитета и нет серьёзных инверсий указывает на безэмоциональность этого действия. Вторая строка строфы тоже это подтверждает: “Незримая строка ложится ровно”. Если строка ложится ровно, значит не дрожит виртуальная рука. И даже “дождь стучит подобно метроному”. То есть, в первых полутора строфах ЛГ спокоен. И поначалу читаешь и не понимаешь: а в чём, собственно, проблема? Но когда дочитываешь до конца вторую строфу, состояние ЛГ проясняется. Человек не может жить с постоянной болью, он вынужден находить способы её притуплять. Поэтому и состояние, описанное в начале стихотворения, притуплённое, ЛГ как будто пребывает под частичным гипнозом. Но вдруг при очередном действе написания письма в мозгу ЛГ возникает вопрос, который выводит его из гипнотического состояния: “Зачем обрек ты маму на вдовство?” И вот тогда, на фоне безмолвия тишины, которая, конечно же, не может ответить на ключевой вопрос данного письма, яркой вспышкой кино возникает “та” картина из детства. И все чувства возвращаются. Последняя строфа более спокойная и эмоционально-аморфная, как облегчение после слёз, просто оставшаяся грусть. Автором использована мягкая, успокаивающая лексика, множественные эпитеты с оттенком лёгкой грусти: “А шорох листьев, словно шелест крыл”, зов “издалека”. И концовка: <Закончена последняя страница. Не тронута вопросов вереница, А я, твой сын, ………………почти тебя простил. Незваная слезинка на ресницах…> Теперь читателю понятно, что вот так выглядел очередной этап работы ЛГ над собой: очередной виток горевания, который, к сожалению, пока не завершил процесса под названием “отпустить”. За что снижаю оценку: 1. “И чётные цветы в моем букете”. Не понимаю авторского приёма “чётные цветы”. По мне, выглядит как лексическая несочетаемость. 2. “Зачем обрек ты маму на вдовство?” С моей точки зрения, неадекватно использовано вопросительное слово. Напрашивается по контексту либо “почему?”, либо “за что?”. 3. Рифмы как-то подкачали: в первой строфе – все традиционные; во 2-й строфе сплошные нерифмовки. В 3-й строфе вот эта строка выбивается из рифмы: “Вот бьётся на руках соседей мама”. Так и хочется вместо мама прочитать манна. 4. <Твой день рожденья…. Тихой скорби тень…> <Я мысленно пишу тебе письмо….> После многоточия точка как знак препинания не ставится. 3. Эдуард Караш: Стихи-воспоминания сына об отце, ушедшем "бессмысленно... и рано..." Неплохая рифмовка, выполненная по схеме АВВВАВ, хотя рифмы второй строфы нельзя назвать удачными – письмо-вдовство, ровно-метроному-затр¬ону-безмолвна.¬ Кроме того, в стихах много смысловых неувязок, например: Есть в памяти один осенний день, Где меж озябших плёсов бродит ветер… Где дождь уныло плачет на рассвете, И траурная лента на портрете… Да разве один день харакртерен такой погодой? А траурная лента на портрете вообще с него не снимается... ....................¬....................¬ Я мысленно пишу тебе письмо…. Незримая строка ложится ровно. Если строка незрима, откуда видно, что она ложится ровно? А дождь стучит подобно метроному! Неудачное сравнение . ....................¬....................¬.... Зачем обрек ты маму на вдовство? Ответа нет. Ведь тишина безмолвна. Тавтология, тишина - она и есть тишина. А шорох листьев, словно шелест крыл, Как зов издалека, что мне приснится… Почему в будущем времени? Закончена последняя страница. Не тронута вопросов вереница, А я, твой сын, ………………почти тебя простил. Сын уже взрослый, не понимает , что смерть – самая уважитльная причина для ухода... 4. Татьяна Кунилова: Трогательное, грустное стихотворение-воспом¬инание¬ о рано ушедшем отце. Ранний уход отца из жизни оказался для ЛГ настолько тяжелым ударом, что даже став уже взрослым состоявшимся человеком, личностью, он не может до конца простить его уход. Почему? Что требуется прощать? Разве смерть не является оправданием того, что отца не было с мальчиком всю его жизнь? Мои коллеги увидели из стихотворения смерть внезапную и трагическую – в день рождения человек просто взял и умер. Пожалуй, не так. Откуда же взяться сразу в день рождения портрету с траурной лентой? И даже просто портрету именинника, если допустить, что ленту повязали после того, как он умер? Во-первых, нет у нас такого обычая – на дни рождения запасаться портретами, во-вторых, после внезапной смерти как-то не до того, чтобы разыскивать ленту и прикреплять ее к портрету… Этот день рождения здесь – день поминовения ушедшего раньше… Вот тогда и портрет с траурной лентой к месту. Возможно, я не права, но здесь, скорее, речь все же о суициде. Оттого и ЛГ вопрошает: «Зачем обрек ты маму на вдовство?» Именно «обрек», то есть – совершил сознательное действие, ведь во внезапной смерти от естественных причин обвинять кого-то бессмысленно. И еще одна фраза, устойчиво применяемая в народе именно к людям, покончившим собой, есть в этом стихотворении: «Отец ушел… бессмысленно… и рано.» И вот именно это – что он ушел бессмысленно и рано, обрекая мать на вдовство, а ЛГ на сиротство, причем сделал это добровольно – и не может до сих пор простить ему сын… О недостатках текста было сказано много. Не могу согласиться с тем, что сравнение дождь – метроном – плохое. Во-первых, это достаточно частое сравнение (может, этим оно судьям и не понравилось?). Во-вторых, на мой взгляд, очень похоже: при ровном, сильном дожде капли падают размеренно, ритмично, и метроном тоже задает ритм… Так что все правомерно. 5. Галина Пиастро: Горестный монолог сына, обращённый, даже с упрёком, к давно умершему отцу. Пронзительный вопрос: «Зачем обрек ты маму на вдовство?» Именно эта фраза является главенствующей, она – кульминация беды, обрушившейся на семью. Хотя не скажу, что это произведение «одной строчки». Можно припомнить ряд стихотворений, в которых близкие обращаются к умершим, ушедшим, сетуя, прежде всего, на то, чем этот уход безрадостно отразился на них самих. Отличительная особенность этого стихотворения состоит именно в понимании того, какое горе, какое одиночество постигло мать ЛГ. О стиле изложения. Всё чётко, образы понятны. Однако: «Есть в памяти один осенний день, Где меж озябших плёсов бродит ветер…». Всё же «день» – временной отрезок, потому несколько озадачило последующее «Где» вместо «Когда». Возможно, правда, что здесь этот день рассмотрен как образная пространственная единица. Принимаю оригинальную метонимию: «И чётные цветы в моем букете». Но это показалось резким, лобовым опущением сравнительного оборота: «Я вижу прошлое с киноэкрана». Это: «Отец ушел… …………бессмысленно… и рано». Если бы не такое пронзительное сочувствие матери, так осязаемо описанные и день смерти отца, и день траурных воспоминаний, то определение «бессмысленно» я могла бы отнести к некоторой холодности, даже чёрствости ЛГ. Явно, что автор не случайно выделил это слово. Но мне оно никак не показалось удачным. Не показалось. Почему автору пришлась рифма «письмо - вдовство»? Честно говоря, и другие рифмы не впечатлили. Сложная структура рифмовки в строфе интересна, создаёт ощущение вырывающихся из души ЛГ дополнений, пояснений, что приближает монолог-письмо к живому разговору. 6. Эвелина Пиженко: Стихотворение написано от мужского лица, в форме письма сына к отцу. Тема не нова, можно даже сказать, избита. Написано хорошим, грамотным языком, в форме шестистиший. Автору удалось полностью раскрыть тему, на мой взгляд. Сын пишет письмо покойному отцу, упрекая его в смерти, во вдовстве матери. Именно эта обида проходит красной нитью через всё стихотворение. Поэтому за оригинальность – 8, за раскрытие – 10 баллов. Стиль неплохой, но фоном стихотворению всё-таки служит детская обида на отца за то, что он безвременно ушёл. Не жалость, не любовь, не скорбь, а именно обида… и это «давит» на восприятие всего стихотворения в целом. За стиль – 9 баллов, эмоциональное впечатление 8. Возможно, играет роль тот факт, что от имени ребёнка – мальчика – пишет взрослый человек, женщина… Рифмы правильные, но распределение рифм в катрене А-Б-Б-Б-А-Б мне показалось несколько громоздким. Впрочем, 9 баллов – тоже высокая оценка! Ритмика и грамотность – без претензий. | | Некоторые люди не помнят своих родителей, отца или мать, но каждый из этих людей задают себе такие вопросы: "а как бы сложилась моя жизнь, если бы мать или отец были бы живы?", "что побудило родителя уйти из жизни, оставив маму (папу), меня - ребёнком?" Сколько не задавай себе эти вопросы, всё равно, ответов не найти, но мысли эти всегда всплывают вновь, и если человек творческой натуры, то он обязательно, рано или поздно создаст свой труд на эту тяжёлую, волнующую его тему. Вы молодец, Надежда, писать такой стих не собравшись духом невозможно, у вас получилось хорошее стихотворение а я вот, пока не созрел, наверное... Конечно, вам писалось бы легче от женского лица, для искушённого читателя женская рука заметна, но в поэтичности складе ей "твёрдости" не занимать. :) С Днём Победы, Надежда! С теплом,Игорь. | | спасибо, Игорь, я рада, что вам понравилось это стихотворение |
|
| | Надежда Николаевна! Большое спасибо за стихотворение! Читала со слезами на глазах. Очень тронуло... И слог необычный, и тема никого не оставит равнодушным... У Вас есть чему поучиться. С теплом, Татьяна. | | Ещё раз перечитывая Ваше стихотворение, Надежда Николаевна, у меня невольно родились такие строки: ДВА КРЫЛА У каждого из нас есть два крыла. То наши близкие – отец и мать. Летим по жизни с ними мы легко. Они в любой миг могут поддержать. И, пока есть они, нам просто всё, Не одолеют злые думы, хворь, Мы прячемся за их спиной всегда, И не страшны ни враг, ни зло, ни боль... Но как лететь по жизни нынче нам, Когда потеряно одно крыло?.. Как тяжело становится порой, Нас покидает радость и тепло... Ну а когда лишимся крыльев двух? Теперь приходится идти пешком... И никогда уже нам не взлететь... И не войти в родительский нам дом... В тот дом, где нас встречали два крыла, Где пахло детством, счастьем, пирогом, Мы по земле теперь бредём пешком, И помнится о самом дорогом: О том, как было два больших крыла, То наши близкие - отец и мать. Что ж, сердце, ты теперь стучишь не в такт? И слёзы всё труднее мне сдержать... | | спасибо. Татьяна горько терять близких в любое время. но в детстве особенно |
|
| | Знаете, никогда не пропускаю произведения посвященные отцам. Очень знакома эта боль. Читаю не для сравнения боли, она одна, а читаю наверно для того, чтобы вновь пережить такие минуты и стать сильнее, чтобы набраться сил и противостоять это немой боли, внутри каждого сердца, которая знает потери. Искреннее спасибо, за минуты, которые доставило Ваше произведение. Они бесценны! | | спасибо вам за мнение, за добрые слова это стихотворение очень важно для меня |
|
| | Замечательно! Даже на ЧХА не часто встретишь настоящую поэзию. Спасибо! | | спасибо, Георгий, за столь высокую оценку моего стихотворения |
|
| | Прекрасно! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |