Произведение |
|
Объем: 22 [ строк ]
|
|
|
|
На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц... |
На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц, седлают коней казаки из далёких небесных станиц - сбиваются в стаи и мчатся в тиши, и верстают маршрут в неверные сумерки, в пыль уходящих минут; черны их бешметы, черны сапоги и папахи черны, и только в зрачках - сумасшедшая сталь восходящей луны... Ни гика, ни стука; не звякнет нечаянно бранная снасть - как будто и звуки боятся на тёмную землю упасть. Несутся безмолвные сотни к мерцающей первой звезде по мёртвому Дикому Полю, которое ныне - везде… Вдоль гиблых лиманов, отравленных рек и бесплодных полей размашистой рысью, а после - намётом пускают коней, безудержно мчат по украинным вехам родимой земли, которую в сечах с врагом нестрашливо они берегли, пока не приспела пора уходить на небесный кордон… Летят казаки, словно лютая память грядущих времён. Мелькают, мелькают копыта, едва ли касаясь травы... Когда б супостат повстречался - ему не сносить головы; но нет никого: ни чужих, ни своих, ни великой страны - лишь Дикое Поле... И чёрным потоком - под сенью луны - подобные стаду могучих кентавров, летят казаки по следу былого, по древнему космосу русской тоски... |
|
|
Дата публикации: 30.07.2009 23:37 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | Великолепная форма. Сразу врывается в сознание читателя. | | Отличное!Горькое чуть,но такое искренее...вот только это:"Летят казаки, словно лютая память грядущих времён." Неужто все так безнадежно в будущем!? | | Хотелось бы верить, что не всё так безнадёжно. Просто настоящее не внушает оптимизма - вот и рисуются иногда в уме картинки... | | Знаете Евгений!Вот мне уж пятьдесят четыре (почти),но все в общем-то с оптимизмом смотрю в будущее,по поводу себя конечно бывает...но глобально...нет.Думаю что поэт или просто пишущий человек не имеет права даже думать о грядущем в черных тонах,ведь его читают массы,"младая поросль",а мысль и слово материальна.И потом,я выросла в другом времени и для меня слово офицер и казак все еще символы спокойствия,чести,доблести...простите за пафос.И еще просто как женщина добавлю.Мне всегда было спокойно и уютно (к примеру,за надежным плечом папы,брата,мужа...хоть и не скажу что сильные были уж очень духом мужчины.)Оптимисты были.да! И когда вот так с легкостью молодой мужчина говорит "хотелось бы верить...","не внушает оптимизма...." мне это странно.Вы просто "отписались" от моего вопроса! И потому все ж с этой фразой не согласна.Не будет никакой "лютой памяти грядущих времен"!Простите!:))) | | Ну что значит "отписался", Татьяна? Не полагаете же Вы всерьёз, что я должен был приводить какие-то футурологические обоснования своего стихотворения... Да и насчёт моей молодости Вы несколько преувеличиваете. Мне 47 лет, уже не мальчик. Что же касается "лютой памяти грядущих времён" - хорошо, если Вы окажетесь правы. Однако день сегодняшний показывает обратное. Где они, "украинные вехи родимой земли"? В 1991 году они отступили на тысячи километров от своих исконных пределов. Где Малая Русь? Где Чёрная и Белая? Увы, уже "за шеломянем еси" - думаю, вполне уместная аналогия с "землёй незнаемой" Тмутараканской, которую искал Игорь... | | Вот и ответ на мой вопрос!А что ж тогда казачество,как таковое? Конь,штаны с лампасами чуб,фуражка и антураж!!!Для чего его возрождать,что б ностальгировать без оптимизма? Просто красивая картинка и образ?Поверьте Евгений меня очень это волнует.Я ведь и сама рода казацкого,Поселок где я нынче живу с названием "Есаульский"...собственно только это меня с ним и роднит.Только казаки тут по большей части номинальные для антуражу,вот что обидно...Именно о том и рецензия моя,а не в целом о стихотворении!:))) | | Ну, давайте по порядку: 1) «Вот и ответ на мой вопрос!» Разумеется, это был ответ на Ваш вопрос. И, по-моему, ответ вполне логический, ни в чём не противоречащий собственно тексту стихотворения. 2) «А что ж тогда казачество, как таковое? Конь, штаны с лампасами чуб, фуражка и антураж!!!» О том, что представляет из себя казачество как таковое, уже не первую сотню лет спорят учёные: отдельный ли этнос, слившийся с русским, или просто наиболее пассионарная часть русского этноса. Об этом написано много монографий, и я не ставил своей задачей разрешать научные коллизии в своём стихотворении. Обратите внимание, образ казаков у меня обобщённый – именно в силу того, что казаки носили не только «штаны с лампасами» и «чуб», но также шаровары, оселедец и т. д… 3) «Для чего его возрождать, что б ностальгировать без оптимизма? Просто красивая картинка и образ?» А я разве поднимал вопросы возрождения казачества? Отнюдь. Я считаю, моё стихотворение гораздо глубже. 4) Поверьте Евгений меня очень это волнует. Я ведь и сама рода казацкого,Поселок где я нынче живу с названием "Есаульский"...собственно только это меня с ним и роднит.Только казаки тут по большей части номинальные для антуражу,вот что обидно...Именно о том и рецензия моя,а не в целом о стихотворении!:)))» Так и я родился и живу на Кубани. «Ряженых» казаков здесь хватает. Но ведь речь-то я вёл не о них. А о многовековой истории России. И о её будущем… | | Спасибо за беседу...но я помните спросила Вас:-"Неужто все так безнадежно в будущем!?" Спросила как автора пишушего о казачестве и казаках,а вовсе не в связи с Вашим стихотворением.Я уж писала.что оно отличное.искреннее.И повторюсь снова:-"Отличное, искреннее,цепляет,заставляет задуматься....Жаль Вы не поняли,но судя по Вашей горячности и умению отстаивать свою позицию,Вы все ж-таки,КАЗАК! С уважением.Татьяна. | | Да нет, Татьяна, я - без обид, Вы не подумайте чего такого...))) |
|
| | Мне кажется, что суть стихотворения - в словах: "...по древнему космосу русской тоски". Никакой другой народ так не воспринимает связь прошлого, настоящего и будущего, как мы. И ЭТО НЕ СТОЛЬКО - БЕЗНАДЕЖНОСТЬ, СКОЛЬКО РАЗДУМЬЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Правда, казаки ваши из станиц это первая половина XIX века, на крайний случай/ бывшие курени/ - XVIII/, то есть не в обозначенную эпоху. Кроме того, это - о будущем/ мрачный сценарий/. В целом же написано очень эмоционально, пробирает основательно. | | Вот с тем что пробирает основательно не поспоришь!!!Потому и зацепило!!! | | 1) «Мне кажется, что суть стихотворения - в словах: "...по древнему космосу русской тоски". Никакой другой народ так не воспринимает связь прошлого, настоящего и будущего, как мы. И ЭТО НЕ СТОЛЬКО - БЕЗНАДЕЖНОСТЬ, СКОЛЬКО РАЗДУМЬЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» Всё верно, большое значение я придавал здесь последней строке, да и смысл данного стихотворения – во всяком случае, если бы мне пришлось изложить его коротко – наверное, высказал примерно так же… Впрочем, потому и пишу иногда стихи, что не всё можно высказать прозой…))) 2) «Правда, казаки ваши из станиц это первая половина XIX века, на крайний случай/ бывшие курени/ - XVIII/, то есть не в обозначенную эпоху.» Что касается станиц – тут Вы верно подметили: это элемент сравнительно близкого прошлого, а также настоящего и будущего. Ведь действие начинается – казаки слетают с неба – так сказать, в текущий момент. Однако затем действие распространяется на ВСЕ времена, когда существовали казаки (отсюда и Дикое Поле, и «украинные вехи родимой земли»). Таким образом, здесь соединяются казаки всех времён, это обобщённый образ. Если же Вы сомневаетесь, что казаки существовали задолго до времён Ивана Грозного, то позволю себе дать несколько ссылок. Во-первых, на свой собственный очерк «Казак из русских былин»: http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=214826&pid=0 Во-вторых (не стану касаться вопроса происхождения казачества, поскольку по этому поводу историки не пришли к единому мнению по сей день) – приведу цитаты из некоторых словарей, в которых есть датировка: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера http://dic.academic.ru/dic.nsf/vasmer/40357/BAB0B7B0BA Каза́к а́-, укр. коза́к, др.-русск. козакъ "работник, батрак", впервые в грам. 1395 г.; см. Срезн. I, 1173 и сл. Из укр. заимств. польск. kоzаk "казак". Ударение в форме мн. ч. каза́ки – результат влияния польско-укр. формы; оренб. казаки говорят: казаки́; см. Зеленин, РФВ, 56, 239. Заимств. из тур., крым.-тат., казах., кирг., тат., чагат. kаzаk "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга" (Радлов 2, 364 и сл.); см. Бернекер 1, 496; Мi. ТЕl. I, 330. Сюда же каза́ки мн., соврем. каза́хи – тюрк. народ. Этноним касо́г не родствен каза́к, вопреки Эльи (505). Современный толковый словарь русского языка Ефремовой http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/172687/9AB0B7B0BA Казак м. 1. Член военно-земледельческой общины вольных поселенцев из бежавших на окраины государства (Дон, Яик, Запорожье) крепостных крестьян, холопов и городской бедноты (на Руси XIV-XVII вв.) Даты жизни Ива́на Гро́зного 1530 – 1584 г.г. Таким образом, как видите, в ХVI веке казаки уже давно существовали. И, к слову, воевали на стороне Ивана Грозного. Вот, цитирую статью «Битва за Кавказ» (газета «Красная звезда»): http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-a396847631ca67f9ec0d0c7ec52a9611.html «…в Диком Поле произошли серьезные перемены. В 1548 г. казаки с русской украйны («путивльские казаки») под началом атаманов Истомы Извольского-Тулянина и Мишки Черкашенина совершили поход на Дон и разгромили большой отряд крымцев и азовцев, причем в добычу взяли семь пушек. Именно после этого на Дону появляются казачьи крепостицы, где селятся русские казаки. Уже в 1549 г. ногаи жалуются в Москву, что эти казаки, поставившие на Дону четыре городка, нападают на них. Ответ из Москвы ясно свидетельствует о национальной принадлежности этих казаков: «Те разбойники живут на Дону без нашего ведома, а от нас бегают». Так русские казаки, захватив Дон, стали еще одним важным фактором, определяющим судьбы Дикого Поля и Северного Кавказа. При этом огромную роль играли здесь и «государевы» казаки, служившие Москве…» Спасибо за отзыв, Лариса! | | Я знаю, что казаки - "вольные люди" - существовали с незапамятных времен/и не только на нашей земле/. Просто смутило слово "станицы", об этой хронологии я писала. Хотя в таком произведении, где переплелись прошлое, настоящее и будущее, наверное, это не так уж и важно. Спасибо за отзыв. Очень рада, что познакомилась с вашим творчеством. |
|
| | Хорошо, что выставили "На склоне заката..." на главную, Евгений! Сильное, напевное стихо, как баллада. Очень понравилось. Сочные образы, хороший ритм при длинной строке. Жаль, что я его не усмотрел раньше. И аргументы Ваши мне импонируют. Но... В том и ценность хорошего произведения, что оно порождает разночтение и мысли по этому поводу. Меня спотыкнуло на нескольких моментах: - выражение "сбиваются в стаи" относится явно не к реликтовым птицам, а к казакам. И это режет глаз и слух... Ладно бы, если разговор шёл о птицах, волках, иной живности. А стаи казаков? Вот сотни - это, да! - "нестрашливо" - вложенный смысл понятен, но в таком построении этого понятия не встречал... Скорее - это стилизация, или просторечное... Может подскажете? Или это Ваше изобретение? - ну и "память грядущих времён" не ложится на душу. Скорее "память ушедших времён"... Вот так как-то. Всё ИМХО, конечно! С уважением. | | Здравствуйте, Сергей! Стаи у меня - своего рода птичий рудимент: казаки ведь слетают с неба. Хотелось обозначить момент отождествления-превращения-различия. Может быть, в этом свете и правильно, что оно вам несколько резануло? Я ведь хотел как-то заострить... "Нестрашливо" - есть в украинском. Есть даже "нестрашливец". Я живу на Кубани, а здесь мешанина диалектизмов: у казаков-черноморцев (они пришли - с крюком через Днестр - из Запорожья) намного больше украинизмов, чем у казаков-линейцев (они переселялись позднее, с Дона). Станицы долгое время так и делились: черноморские и линейные. Ну, в общем, я хотел - атмосферно - дойти до казачьего корня, частично вернув им украинско-старорусскую архаику. А "память грядущих времён" у меня здесь потому, что действие в стихотворении происходит не в прошедшем и не в настоящем времени; это - отсыл в будущее. Пророчество, так сказать...))) Спасибо! | | Благодарю, Евгений. Понятно. Вопросы сняты... |
|
| | Здравствуйте, Евгений! Это стихотворение я читала ещё пару лет назад, но не знала, что Вы - автор. На Ковдории мне предлагали поработать иллюстратором и дали несколько стихов в разных жанрах - попробовать... и это в том числе. Но я рисую цветные, яркие иллюст. а вот в черно-белой графике - не моё. Однако, набросок ручкой остался, если интересно, могу выслать :) | | Здравствуйте, Виктория! Интересно - это слабо сказать, я просто готов лопнуть от любопытства! Буду очень признателен, если вышлете! Спасибо! | | На почту Вам вышлю эскизик. А стихотворение это мне о-оочень нравится, переписано от руки на листочке в клеточку :) | | А Дикое Поле - ведь ещё со времен Киевского государства. И поскольку к нему относились слабозаселённые степи на побережье Северского Донца на востоке, то я всё-таки украинских козаков представляла. | | Ну, в сущности, образ обобщённый. Я этак их полупризраками представляю. Почти как марсиан у Брэдбери... Время ж - штука беспощадная... |
|
| | Здравствуйте, Евгений! Зачиталась, завороженная " конным" ритмом стиха и зримым видом беззвучно летящей по небу неисчислимой конницы. Форма и содержание слились воедино! И настроение понятно. Какой уж тут оптимизм, как подумаешь, сколько крови пролито и людских жизней отдано на Диком Поле для защиты русской земли с юга, а теперь того и гляди Кавказ потеряем и в будущем лишь " по следу былого, по древнему космосу русской тоски" будем вспоминать о трагическом величии таких вот страниц русской истории. С уважением, Людмила | | Стихи очень понравились! Ваше произведение напоминает скандинавскую сагу о Вальхалле, в которую направляются души усопших викингов. Я бы назвал его "казацкой сагой". Но, я бы не стал связывать отдельные её поэтические оттенки с текущим историческим моментом. В этом я полностью на стороне автора. С уважением ко всей дискутирующей компании. | | Сравнением с сагой польщён чрезвычайно! С признательностью, Е. П. |
|
| | Впечатляют стихи!.. Евгений, Вы не против, если мы возьмём "На склоне заката..." в очередной номер альманаха "Жарки сибирские"? С теплом, П.К. | | Спасибо! Разумеется, я не против публикации! С признательностью, Евгений. |
|
|
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |